Изобретение относится к холодильной технике, а именно к устройствам воздушных турбокомпрессоров для получения низкотемпературного холода в диапазоне температур от -60°С до -120°С.
Известны воздушные турбохолодильные агрегаты, которые работают по принципу воздушного рекуперативного холодильного цикла с турбодетандером и состоят из компрессора, блока осушки воздуха, рекуперативного теплообменника, системы смазки, системы управления и турбодетандера. Регулирование рабочей температуры осуществляется изменением количества расширенного воздуха, подаваемого из турбодетандера в рекуперативный теплообменник, установкой нагрузочных устройств в виде турбокомпрессорного агрегата или высокочастотного электрогенератора [1, 2, 3, 4].
Наиболее близкой к предлагаемой является конструкция воздушного турбохолодильного агрегата с нагрузочным устройством в виде гладкой цилиндрической втулки, охватывающей с малым радиальным зазором участок вала. Через специальные клапаны в зазор подается смазывающая жидкость, используемая в подшипниках, или жидкий хладоагент [5].
Недостатками таких конструкций является малый диапазон регулирования мощности турбины, обычно в пределах 10-15% от номинальной, а также сильное дестабилизирующее гидромеханическое воздействие на ротор, приводящее, как правило, к режиму возбуждения нестационарных автоколебательных процессов. В результате резко снижается область динамически устойчивой работы машины.
Техническая задача заключается в обеспечении оптимальных условий охлаждения при различных температурных режимах, устойчивой работы турбодетандера в широком диапазоне и возможности регулирования температуры с точностью до 1°С.
Поставленная задача решается таким образом, что в турбохолодильном агрегате, включающем компрессор, блок осушки воздуха, рекуперативный теплообменник, систему смазки, систему управления и турбодетандер, согласно изобретению турбодетандер снабжен смонтированным на свободной консоли вала турбодетандера нагрузочным устройством в виде втулки, выполненной с кольцевыми канавками и относительной протяженностью рабочих элементов трения к радиусу 0,1-0,2 на роторной части и осевыми канавками с относительной шириной рабочих элементов 0,1-0,2 на ответной поверхности статорной части втулки.
Предлагаемое устройство отличается от известного наличием нагрузочного устройства в виде цилиндрической втулки с выполненными на ее рабочих поверхностях роторной и статорной частей аксиальными и радиальными канавками. Подаваемая в рабочий зазор смазывающая жидкость в результате вращения вала увлекает окружающий втулку воздух, количество которого изменяется в зависимости от скорости вращения вала. Как следствие, имеет место гидродинамическое трение существенно эмульгированной среды. Регулирование тормозной мощности осуществляется за счет изменения количества подаваемой смазывающей среды в рабочий зазор элементов втулки. За счет этого достигается изменение в широком диапазоне динамической вязкости образующейся в рабочем зазоре эмульсии. В результате диапазон регулирования мощности турбины и, соответственно, количества вырабатываемого холода увеличивается до величины 70-80% от номинальной.
Благодаря разрыву смазочного слоя аксиальными и радиальными канавками на поверхности тормозной втулки резко уменьшаются нестационарные гидродинамические силы, действующие на ротор, чем и достигается значительное снижение уровня возбуждающего воздействия на ротор. Это предопределяет поддержание устойчивых режимов работы турбины во всем рабочем диапазоне скоростей вращения.
На фиг. 1 представлен турбохолодильный агрегат; фиг. 2 - нагрузочное устройство; фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2.
Турбохолодильный агрегат работает по принципу воздушного рекуперативного холодильного цикла с турбодетандером и состоит из компрессорного блока А и блока охлаждения В. Блок А включает компрессор 1, концевой холодильник 2, масловлагоотделитель 3, блок осушки 4, фильтр тонкой очистки 5, фильтр низкого давления 6. Блок В состоит из рекуперативного теплообменника 7, отсечного воздушного клапана 8, автоматической защиты турбодетандера 9, камер охлаждения 10.1 и 10.2 и насосного агрегата 11 с масляным холодильником 12, аккумулятором масла 13, фильтрами супертонкой очистки масла 14 и обратным клапаном 15. Кроме того, установка комплектуется блоком с приборами контроля и арматурой управления (не показано). На свободной консоли вала турбодетандера 9 смонтировано нагрузочное устройство 16, которое представляет собой цилиндрический гидравлический тормоз в виде втулки. Роторная часть 17 втулки выполнена с кольцевыми канавками 18 с относительной протяженностью рабочих элементов трения к радиусу втулки 0,1-0,2. На ответной поверхности статорной части 19 втулки выполнены осевые канавки 20 с относительной шириной рабочих элементов к радиусу втулки 0,1-0,2.
Турбохолодильный агрегат работает следующим образом.
Сжатый и очищенный воздух в блоке А, предварительно охлажденный в рекуперативном теплообменнике 7, через клапан 8 поступает в турбодетандер 9, где расширяется и охлаждается до необходимой температуры. Часть расширенного и охлажденного воздуха поступает в рекуперативный теплообменник 7, а основная часть идет на охлаждение к потребителю холодного воздуха в камеры охлаждения 10.1 и 10.2. Регулирование рабочей температуры осуществляется изменением скорости вращения турбодетандера 9, которое достигается путем регулирования подачи смазывающей среды, поступающей в рабочий зазор нагрузочного устройства 16, где посредством кольцевых канавок 18 и осевых канавок 20 происходит эмульгирование смазывающей среды. За счет изменения в широком диапазоне динамической вязкости образующейся эмульсии изменяется тормозная мощность, воздействующая на турбодетандер, что позволяет обеспечить регулирование температурного режима с точностью до 1°С, достигнуть виброустойчивости турбодетандера к получастотным автоколебаниям и предотвращает перегрев масла при частоте вращения турбины, достигающей более 100000 об/мин.
Источники информации
1. GB №1282643, кл. F 25 B 11/00, публ. 19 июля 1972 г.
2. US №4167295, кл. F 16 C 17/10, публ. 11 сентября 1979 г.
3. РСТ № 91/00483 А1, кл. F 25 B 11/04, публ. 10 января 1991 г.
4. ЕР №0880000 А3, кл. F 25 B 11/02, публ. 16 декабря 1998 г.
5. RU №2158398 С1, кл. F 25 B 11/00, публ. 27 октября 2000 г. (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ И УСТАНОВКА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ | 2000 |
|
RU2168123C1 |
ПЛАСТИФИЦИРУЮЩАЯ ДОБАВКА | 1996 |
|
RU2100307C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ И/ИЛИ ДЕКОРАТИВНЫХ ПОКРЫТИЙ | 1992 |
|
RU2084416C1 |
Воздушная турбохолодильная установка (варианты), турбодетандер и способ работы воздушной турбохолодильной установки (варианты) | 2017 |
|
RU2659696C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ВЯЖУЩЕГО НИЗКОЙ ВОДОПОТРЕБНОСТИ | 1992 |
|
RU2085526C1 |
СПОСОБ РАЗДЕЛЕНИЯ ВОЗДУХА | 1997 |
|
RU2137993C1 |
Криогенная система ожижения водорода, получаемого преимущественно на АЭС | 2021 |
|
RU2780120C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВЯЖУЩЕГО НИЗКОЙ ВОДОПОТРЕБНОСТИ | 1993 |
|
RU2033327C1 |
СПОСОБ СЖИЖЕНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА | 2014 |
|
RU2576410C2 |
СПОСОБ РАЗДЕЛЕНИЯ ПОПУТНОГО НЕФТЯНОГО ГАЗА | 2003 |
|
RU2225971C1 |
Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано в устройствах воздушных турбокомпрессоров для получения низкотемпературного холода в диапазоне температур от -60°С до -120°С. Агрегат работает по принципу воздушного рекуперативного холодильного цикла с турбодетандером и состоит из компрессорного блока А и блока охлаждения В. Блок А включает компрессор, концевой холодильник, масловлагоотделитель, блок осушки, фильтр тонкой очистки, фильтр низкого давления. Блок В состоит из рекуперативного теплообменника, турбодетандера, камер охлаждения и насосного агрегата. На свободной консоли вала турбодетандера смонтировано нагрузочное устройство в виде втулки. Роторная часть втулки выполнена с кольцевыми канавками с относительной протяженностью рабочих элементов трения к радиусу втулки 0,1-0,2. На ответной поверхности статорной части втулки выполнены осевые канавки с относительной шириной рабочих элементов к радиусу втулки 0,1-0,2. Такое выполнение турбохолодильного агрегата обеспечивает регулирование рабочей температуры с точностью до 1°С, достижение виброустойчивости турбодетандера к получастотным автоколебаниям и предотвращает перегрев масла при высокой частоте вращения, достигающей более 100000 об/мин. 3 ил.
Турбохолодильный агрегат, включающий компрессор, блок осушки воздуха, рекуперативный теплообменник, систему смазки, систему управления и турбодетандер, отличающийся тем, что турбодетандер снабжен смонтированным на свободной консоли вала турбодетандера нагрузочным устройством в виде втулки, выполненной с кольцевыми канавками и относительной протяженностью рабочих элементов трения к радиусу 0,1-0,2 на роторной части и осевыми канавками с относительной шириной рабочих элементов 0,1-0,2 на ответной поверхности статорной части втулки.
Воздушная турбохолодильная установка | 1984 |
|
SU1195151A1 |
ТУРБОАГРЕГАТ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ | 1999 |
|
RU2158398C1 |
ТУРБОДЕТАНДЕР ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 1990 |
|
RU2027957C1 |
СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ ПЕРЕПАДА ДАВЛЕНИЯ ИСТОЧНИКА ПРИРОДНОГО ГАЗА, ЭНЕРГОХОЛОДИЛЬНЫЙ АГРЕГАТ И ТУРБОДЕТАНДЕР В ВИДЕ ЭНЕРГОПРИВОДА С ЛОПАТОЧНОЙ МАШИНОЙ | 1996 |
|
RU2098713C1 |
Способ управления шлифованием | 1985 |
|
SU1288039A1 |
US 4167295 A, 11.09.1979. |
Авторы
Даты
2004-02-10—Публикация
2002-03-05—Подача