Изобретение относится к верхнему строению ж/д пути.
Известен рельс, состоящий из головки с боковыми загибами на стойке подошвы. После износа головки снимают срезанием вдоль оси /Устройство пути и способы его лечения. Б.Н.Веденисов и др. Трансжелдориздат. 1937 г., в двух томах/.
Известно выполнение стыка рельса из П-образной головки с боковыми подошвенными щечками и подошвы с клиновой стойкой, связанные между собой через концы конических пластин в боковых отверстиях элементов диагонально-костыльными креплениями на шпалах через отверстия пластин и подошв элементов /Патент US 1382291 от 21.06.1921 г./.
Известные конструкции трудоемки при ремонте и вся сила удара груженого колеса приходится на головку и на подошву в районе общего подвижного стыка.
Изобретение направлено на повышение надежности и несущей способности с перераспределением динамических сил, возникающих в районе стыка, вдоль рельса.
Поставленная техническая задача достигается путем выполнения рельса с заменяемым изношенным несущим элементом, разъемно-составным и содержащим П-образную головку с несущими щеками, подошву с несущей стойкой, болтовые скрепления. Стыковки элементов рельса смещены в разные стороны до совпадения отверстий болтовых соединений щек головки и стойки подошвы. С обеих сторон основания несущей стойки подошвы выполнены фигурные посадочные гнезда для размещения торцов несущих щек. Фигурные посадочные гнезда выполнены с наклонной прижимной плоскостью.
Между головкой и торцом несущей стойки подошвы образован зазор. Отношение размеров несущих элементов к ширине головки составляет: отношение толщины головки к ее ширине Тг/Вг = 0,533, отношение ширины стойки у основания к ширине головки Тст.о/Вг = 0,533, отношение ширины стойки в верхней части к ширине головки Тст.в/Вг = 0,4, отношение наружного габарита упоров несущих щек и выступов подошвы к ширине головки Тш/Вг = 1,26, отношение зазора между головкой и торцом несущей стойки к ширине головки НЗ/Вг = 0,106-0,133, отношение высоты опорной плоскости фигурного посадочного гнезда от основания к ширине головки Нд/Вг = 0,44, отношение фиксирующей плоскости фигурного посадочного гнезда от основания к ширине головки Ни/Вг = 0,6.
Изобретение поясняется чертежами:
на фиг.1 - вид сбоку на рельсовую плеть;
на фиг.2 - сечение В-В на фиг.1 - головка рельса;
на фиг.3 - сечение С-С на фиг.1 - подошва рельса;
на фиг.4 - сечение А-А на фиг.1 - рельса в собранном состоянии.
Рельс с заменяемым изношенным несущим элементом содержит П-образную головку /1/ с несущими щеками /2/, подошву /4/ с несущей стойкой /5/ и болтовые скрепления. Стыки элементов рельса смещены в разные стороны до совпадения отверстий ОЦ и ОЭ болтовых соединений щек /2/ головки /1/ и стойки /5/ подошвы /4/. Смещение торцов головки /1/ - L1 и подошвы /4/ - L2.
Головка /1/ выполнена с П-образными несущими щеками /2/ с конусностью каждой посадочной стороны щечки - К1, примерно, 2 градуса и с отверстиями ОЦ для скрепляющих болтов с равными межосевыми расстояниями по длине, но первые от торцов отверстия ОЦ располагаются на полу шаговом расстоянии, а между первым и вторым от торцов отверстий на полушаговом расстоянии сверлится промежуточное сборочное отверстие ОЦ. При изготовлении и сверлении в кондукторе учитывается допуск на длину рельса: Lт = 0,5, Lш - 0,5Z, где Lт - длина торцевого конца до первого отверстия, Lш - межосевое расстояние средних отверстий по длине, Z - допуск изготовления рельса по длине по ОСТ.
Концы щек /2/ имеют фигурный упор /3/ с посадочными плоскостями: опорой - Д, прижимной - Е и фиксирующей - И. Фигурный упор /3/ служит так же ограничителем от поворота головки болта при затяжке. Отверстия - ОЦ щеки /2/ головки /1/, первые от торцов, расположены на расстоянии половины /0,5/ шага между последующими отверстиями минус половина /0,5/ размера стыкового зазора.
Подошва /4/ со стойкой /5/ выполнены с двухсторонней посадочной конусностью - К2, примерно 4 градуса для соединения головки /1/ с щеками /2/ и посадочными гнездами - Д, Е, И соответственно фигурных упоров /3/. Несущая стойка /5/ выполнена с эллиптическими отверстиями ОЭ с соответствующими межосевыми равномерными расстояниями, равными отверстиям ОЦ щек /2/, для учета температурных изменений длины до 70 градусов.
Подошва /7/ имеет посадочные Т-выступы для сочленения с фиксирующей - И плоскостью щеки /2/ с переходом на наклонную прижимную - Е плоскость, затем на опорную - Д. Плоскости - Д перпендикулярны к посадочным плоскостям щек /2/ и стойки /5/. Головкой /1/ и торцом стойки /5/ образован зазор - П.
При сборке головка /1/ накидывается на стойку /5/ подошвы /4/ с учетом смещения стыка (с относительными шаговыми смещениями в разные стороны) до совпадения отверстий ОЦ и ОЭ элементов. Согласно шага смещения L2 от торца подошвы /4/ и стойки /5/ со сборочным отверстием ОЦ стойки /5/ (между третьим и четвертым отверстиями ОЭ от торцов) располагают с совмещением сборочного отверстия ОЦ несущих щек /2/ головки /1/, между первым и вторым шаговыми отверстиями - ОЦ от торцов, затем укладывают головку /1/ с щеками /2/ на стойку /5/, проверяют сомкнутость опор, вставляют скрепляющий болт в совмещенное сборочное отверстие и слегка затягивают, затем устанавливают в шаговые отверстия ОЦ/ОЭ все остальные болты и затягивают. Таким образом образуется рельсовое звено, из которого последовательно собирается весь рельсовый путь. Допускается и иной вид сборки - из отдельных элементов.
При прохождении железнодорожных составов динамические нагрузки в районе стыка головки оказываются смещенными относительно стыков подошвы.
При замене изношенной головки снимают болты и, зацепив захватом крана за отверстия головки, снимают со стойки подошвы, оставляя последнюю закрепленной на шпалах.
| название | год | авторы | номер документа |
|---|---|---|---|
| МАГИСТРАЛЬНЫЙ РЕЛЬС | 2001 |
|
RU2242551C2 |
| ЖЕЛОБЧАТЫЙ РЕЛЬС | 2003 |
|
RU2246567C2 |
| ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РЕЛЬС | 2003 |
|
RU2249641C2 |
| РЕЛЬС | 1998 |
|
RU2161668C2 |
| РЕЛЬСОВОЕ СТЫКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2002 |
|
RU2229548C2 |
| Рельсовый стык | 2020 |
|
RU2733455C1 |
| СБОРНОЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ ПОКРЫТИЕ ПУТЕЙ И ФИКСАТОРЫ ДЛЯ НЕГО (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2382135C2 |
| Изолирующий рельсовый стык | 2015 |
|
RU2611295C1 |
| Способ сборки электроизолирующего стыкового соединения рельсов и устройство для его осуществления | 2023 |
|
RU2811189C1 |
| ЗАПОРНЫЙ КЛАПАН ГАЗОВОГО КРАНА ВОДОНАГРЕВАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2285178C2 |
Изобретение относится к конструкции верхнего строения железнодорожного пути. Рельс выполнен разъемно-составным и содержит П-образную головку (1) с несущими щеками (2), подошву (4) с несущей стойкой (5), болтовые скрепления. Стыки элементов рельса смещены в разные стороны до совпадения отверстий болтовых соединений щек (2) головки (1) и стойки (5) подошвы (4). С обеих сторон основания несущей стойки (5) подошвы (4) выполнены фигурные посадочные гнезда (М) для размещения торцов несущих щек (2) головки (1). Фигурные посадочные гнезда (М) выполнены с наклонной прижимной плоскостью. Головкой (1) и торцом несущей стойки (5) подошвы (4) образован зазор. Изобретение позволяет повысить надежность и несущую способность за счет перераспределения динамических стыковых сил по длине рельса. 4 з.п.ф-лы, 4 ил.
| US 1382291, 21.06.1921 | |||
| Рельсовое стыковое соединение | 1933 |
|
SU35868A1 |
| Способ поиска залежей нефти и газа | 1989 |
|
SU1831701A3 |
Авторы
Даты
2002-10-20—Публикация
1999-09-28—Подача