Применяемость: в рельсовых железных дорогах всех типов и назначений в различных климатических зонах, в горэлектротранспорте, метро, в тоннелях и др. объектах.
Целью изобретения является решение задачи устранения разрыва скрепляющего болта при суточных и сезонных колебаниях температуры окружающей среды, образованием упругой зажатой подвижности стыка при усадочных явлениях рельс.
Известные эксплуатируемые стыковые накладки с переменно-чередующимися расположениями цилиндрических отверстий с продолговатым поперечным сечением и цилиндрических отверстий с круглым поперечным сечением образуют разрывное соединение болта в стыковом узле при температурных колебаниях с возникновением усадочных сил укорочением длины рельс.
Указанный недостаток имеет и патент RU 2097470 класса 6 Е 01 В 11/34 и др.
По изобретению указанный недостаток в работе рельсового стыкового соединения устраняется однотипно-групповыми расположениями отверстий в накладке по длине, например у накладки с шестью отверстиями – с тремя подряд цилиндрически-продолговатыми поперечными сечениями и тремя подряд цилиндрически-круглыми в поперечном сечении отверстиями, а у накладки с четырьмя отверстиями – с двумя подряд цилиндрически-продолговатыми поперечными сечениями отверстий и двумя цилиндрически-круглыми поперечными сечениями отверстий, которые образуют усадочную подвижность упруго зажатых элементов стыкового соединения, устранением разрыва болта.
Изобретение поясняется чертежами:
на фиг.1 - вид А-А на фиг.4 и 5, вид стыка в сборе,
на фиг.2 - вид накладки с шестью отверстиями,
на фиг.3 - вид накладки с четырьмя отверстиями,
на фиг.4 - наглядный вид расположения накладки с шестью отврстиями в стыковом соединении,
на фиг.5 - наглядный вид расположения накладки с четырьмя отверстиями в стыковом соединении.
Рельсовое стыковое соединение (см. фиг.1-5) по изобретению выполнено содержащим стыки 1 и 2 рельс Р1 и Р2 с накладкой 3 с шестью отверстиями с однотипно-групповым расположением по длине (см. фиг.2 вид накладки и в сборе стыка на фиг.4), и вариант, накладки 4 с четырьмя отверстиями с однотипно-групповым расположением по длине (см. фиг.3 вид накладки и в сборе стыка на фиг.5). Вид расположения скрепляющих болтов 5, шайб 6 и гаек 7 (см. сечение А-А на фиг.4 и 5).
Накладка 3 (см. фиг.2) выполнена с шестью скрепляющими отверстиями с однотипно-групповыми распложенными – с тремя подряд цилиндрическими отверстиями с продолговатым Пц поперечным сечением и тремя подряд цилиндрическими отверстиями с круглым Цо поперечным сечением.
Накладка 4 (см. фиг.3) выполнена с четырьмя скрепляющими отверстиями с однотипно-групповыми расположенными – с двумя подряд цилиндрическими отверстиями с продолговатым Пц поперечным сечением и двумя подряд цилиндрическими отверстиями с круглым Цо поперечным сечением.
Скрепляющие элементы соединения болты 5, шайбы 6 и гайки 7 располагаются в стыковом узле согласно существующим правилам и требованиям инструкций (см. фиг.1 сечение А-А).
Сборку рельсового стыкового соединения см. фиг.4 и 5, где наглядно показано расположение накладок 3 и 4 на рельсовых стыках Р1 и Р2 рельс 1 и 2 по расположению отверстий накладок 3 и 4 относительно отверстий стыков.
Накладки устанавливаются на стыках рельс 1 и 2, центрируя по цилиндрическим отверстиям Цо, посредством хвостовика монтажного ключа, затем устанавливают все болты 5, шайбы 6 и гайки 7 с соответствующей затяжкой. При этом в стыке автоматически образуются два противонаправленных смещающихся усадочных звена /узла/ У1 и У2 с независимой зажатой подвижностью в пределах длины продолговатых поперечных сечений отверстий Пц, связанные с температурными колебаниями окружающей среды и усадочным сокращением длины рельс Р1 и Р2, соответствующим влиянием упругой подвижки элементов стыка.
Рельсовое стыковое соединение (см. фиг.4 и 5) работает следующим образом.
При низких температурах длины рельс подвержены усадочным явлениям сокращением длины и некоторым увеличениям длины при суточных повышениях температуры, сокращением просвета зазора между стыками 1 и 2. При усадочных явлениях стыки рельс Р1 и Р2 будут отходить друг от друга увеличением зазора между ними, смещениями в сторону стрелок С1 и С2, выбирая посадочные зазоры отверстий Цо накладок 3/4/ и зажатых болтовых скреплений 5. После выборки посадочных зазоров болтов 5 в отверстиях Цо накладок 3/4 отверстия шеек рельс увлекают болты 5 усадочного звена У1 с правой накладкой в сторону стрелки С1, а усадочное звено У2 с левой накладкой 3/4/ с болтами 5 в отверстиях стыков рельс увлекаются в сторону стрелки С2 до полного прохода длины цилиндрически-продолговатых отверстий Пц равнозначному падению температуре окружающей среды, охлаждением путевого хозяйства в целом. При перемещениях отверстия шеек рельсовых стыков Р1 и Р2 увлекают болты 5 и накладки 3/4/ усилиями усадочных сил, преодолевая напряженно-упругие силы трений зажатия болтами накладок 3/4/ с каждой стороны между плоскостями шеек рельсовых стыков, благодаря центрирующему захвату смещающихся элементов отверстиями шеек рельс.
При удлинениях, от повышения температуры окружающей среды воздуха, элементов рельсового пути процесс будет протекать в обратном порядке, сокращая зазор между рельсовыми стыками Р1 и Р2, сохраняя упругость зажатия элементов стыка.
Предлагаемая технология защиты от разрыва болтов стыковых скреплений не требует больших затрат для внедрения, т.к. они равны по трудозатратам и быстро окупаются в районах с холодным и жарким климатом, связанные частыми перестановками заменяемых рельс со значительным снижением эксплуатационных затрат и количества текущих ремонтов путевого основания, а также снижением аварий в путевом хозяйстве.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАГИСТРАЛЬНЫЙ РЕЛЬС | 2001 |
|
RU2242551C2 |
Рельсовое стыковое соединение | 1922 |
|
SU8805A1 |
СТЫКОВАЯ НАКЛАДКА И СПОСОБ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ | 2009 |
|
RU2413812C2 |
НАПРАВЛЯЮЩАЯ РЕЛЬСОВАЯ КОЛЕЯ И СПОСОБ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ | 2010 |
|
RU2441958C2 |
РЕЛЬСОВЫЙ СТЫК | 2016 |
|
RU2623011C1 |
Рельсовый стык | 1947 |
|
SU71176A1 |
РЕЛЬСОВАЯ КОЛЕЯ И СПОСОБ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ | 2010 |
|
RU2453646C2 |
ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ | 1999 |
|
RU2207419C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МАГНИТНОГО ШУНТА РЕЛЬСОВОГО СТЫКА | 2023 |
|
RU2809421C1 |
БЕЗУДАРНЫЙ СТЫК ДЛЯ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ | 2014 |
|
RU2582757C1 |
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к рельсовому стыковому соединению. Рельсовое стыковое соединение содержит по обе стороны стыка рельс накладки стандартной формы с продольными пазами по внешней поверхности, а также с шестью или четырьмя чередующимися цилиндрическими отверстиями с продолговатым и круглым поперечным сечением, болты скрепления, шайбы и гайки. Для скрепления используются либо накладки с шестью отверстиями с однотипными групповыми расположениями - с тремя подряд цилиндрическими отверстиями с продолговатым поперечным сечением и тремя подряд цилиндрическими отверстиями с круглым поперечным сечением, либо накладки с четырьмя отверстиями с однотипными групповыми расположениями - с двумя подряд цилиндрическими отверстиями с продолговатым поперечным сечением и двумя подряд цилиндрическими отверстиями с круглым поперечным сечением. В результате повышается надежность соединения, его защищенность от разрыва скрепляющего болта при суточных и сезонных колебаниях температур. 5 ил.
Рельсовое стыковое соединение, содержащее по обе стороны стыка рельс накладки стандартной формы с продольными пазами по внешней поверхности, а также с шестью или четырьмя чередующимися цилиндрическими отверстиями с продолговатым и круглым поперечным сечением, болты скрепления, шайбы и гайки, отличающееся тем, что для скрепления используются либо накладки с шестью отверстиями с однотипными групповыми расположениями - с тремя подряд цилиндрическими отверстиями с продолговатым поперечным сечением и тремя подряд цилиндрическими отверстиями с круглым поперечным сечением, либо накладки с четырьмя отверстиями с однотипными групповыми расположениями - с двумя подряд цилиндрическими отверстиями с продолговатым поперечным сечением и двумя подряд цилиндрическими отверстиями с круглым поперечным сечением.
RU 94021367 A1, 27.08.1996 | |||
US 3877641 А, 15.04.1975 | |||
Устройство для определения сечения мигрантов | 1986 |
|
SU1373749A1 |
Рельсовый клееболтовой изолирующий стык | 1981 |
|
SU1071675A1 |
Авторы
Даты
2004-05-27—Публикация
2002-05-18—Подача