СПОСОБ ОГНЕВЫХ КОНТРОЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ЖРД Российский патент 2002 года по МПК F02K9/96 G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2193681C2

Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано при производстве кислородно-керосиновых жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).

Одним из видов испытаний, применяемых для контроля качества изготовления ЖРД, являются огневые контрольно-технологические испытания (КТИ). КТИ являются кратковременными огневыми испытаниями, которым подвергается каждый изготовленный двигатель. Задача проведения КТИ - контроль качества изготовления и сборки конкретного двигателя путем проверки его функционирования и определения фактических значений контролируемых параметров. Наиболее полно поставленной задаче отвечают КТИ без последующей переборки.

Известен способ проведения контрольно-технологических огневых испытаний ЖРД, работающих на любых компонентах топлива, заключающийся в том, что каждый изготовленный двигатель подвергают кратковременным огневым испытаниям без последующей переборки (А.Е. Жуковский, B.C. Кондрусев и др. Испытания жидкостных ракетных двигателей. Учеб. пособие для авиац. специальностей вузов. М. : Машиностроение, 1981. С. 26 - прототип).

Указанным способом проводят КТИ ЖРД, работающих на любых компонентах топлива. Применительно к кислородно-керосиновым ЖРД он обладает важной особенностью. После испытаний требуется сложная и дорогостоящая технологии обработка двигателей для удаления остатков керосина из магистралей и агрегатов двигателей. Для этих целей применяют глубокое вакуумирование внутренних полостей двигателя на дорогостоящем оборудовании, обеспечивающем вакуум до 1•10-4 кгс/см2. Кроме того, данный способ не обеспечивает удаление остатков в виде тяжелых фракций керосина. Эти остатки могут оказать вредное влияние на конструкционные материалы и на функционирование агрегатов после длительного хранения двигателя.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков известного способа контрольно-технологических испытаний.

Это достигается тем, что контрольно-технологические испытания проводят с использованием бензина в качестве горючего, а после испытаний, до и после демонтажа двигателя со стенда, производят чередование неглубокого вакуумирования и продувки азотом внутренних полостей двигателя, при этом продувки после демонтажа двигателя осуществляют горячим азотом при внешнем обогреве двигателя.

КТИ предлагаемым способом производят следующим образом. Из стендового бака на вход в магистраль горючего ЖРД вместо керосина подводят бензин. В виду малых отличий термодинамических характеристик бензина и керосина процессы, протекающие в двигателе при КТИ с использованием бензина в качестве горючего, позволяют контролировать функционирование агрегатов и параметры двигателя в условиях, близких к рабочим.

После испытаний производят очистку полостей двигателя от остатков бензина. В виду легкой испаряемости бензина используют относительно простую и недорогую технологию очистки двигателя.

На испытательном стенде до демонтажа двигателя производят предварительную очистку полостей двигателя от остатков бензина. Вначале остатки бензина удаляют через сливные штуцеры, расположенные в нижних частях агрегатов и магистралей двигателя. После этого производят продувку полостей двигателя газообразным азотом. Далее производят чередование неглубокого вакуумирования полостей двигателя до давления в 0,05...0,01 кгс/см2 и продувки азотом. Количество циклов вакуумирования и продувки определяют из условия обеспечения пожаробезопасности при демонтажных работах.

После демонтажа двигателя со стенда производят окончательную очистку его внутренних полостей. Полости двигателя продувают горячим азотом с температурой 60. . .90oС. Далее осуществляют наружный обогрев двигателя путем подачи горячего азота под специальный чехол, укрывающий двигатель. После того как температура конструкции двигателя достигнет 45...75oС, производят чередование неглубокого вакуумирования полостей двигателя до давления в 0,05...0,01 кгс/см2 и продувки горячим азотом. Количество циклов вакуумирования и продувки определяют по результатам проб состава внутренней среды двигателя. На этом очистку двигателя заканчивают и дальнейшую подготовку двигателя к отправке заказчику ведут по типовой для ЖРД технологии.

Предлагаемый способ контрольно-технологических огневых испытаний является эффективным методом контроля качества и стабильности изготовления кислородно-керосиновых ЖРД. Данный способ сокращает длительность и стоимость очистки внутренних полостей двигателя от остатков горючего. Для очистки двигателя не требуется дорогостоящее оборудование.

При проведении КТИ кислородно-керосинового ЖРД с дожиганием по предлагаемому способу подтверждена эффективность контроля качества изготовления и сборки двигателя путем проверки его функционирования и определения фактических значений контролируемых параметров. Подтверждено качество и невысокая стоимость очистки внутренних полостей от остатков при использовании для КТИ бензина в качестве горючего.

Похожие патенты RU2193681C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ РЕЖИМА РАБОТЫ ЖРД И ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА 1998
  • Рачук В.С.
  • Титков Н.Е.
  • Орлов В.А.
  • Усманский В.Е.
RU2125177C1
СПОСОБ ЗАПУСКА КИСЛОРОДНО-УГЛЕВОДОРОДНОГО ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДОЖИГАНИЕМ 2001
  • Бородин В.М.
  • Козелков В.П.
  • Рачук В.С.
  • Фукс И.И.
  • Дмитренко А.И.
  • Демьяненко Ю.В.
  • Першин В.К.
  • Бирюков Г.А.
  • Мельников А.И.
  • Соколов Б.А.
  • Тупицын Н.Н.
RU2204733C2
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Горохов В.Д.
  • Орлов В.А.
  • Пронякин М.И.
RU2176744C2
СПОСОБ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ ПОЛОСТЕЙ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ОТ ТОКСИЧНЫХ КОМПОНЕНТОВ ТОПЛИВА 1997
  • Титков Н.Е.
  • Озеров П.С.
RU2133867C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС 2000
  • Выродов В.М.
  • Дмитренко А.И.
  • Момотов В.И.
RU2178838C2
ГАЗОВЫЙ ТРАКТ ЖРД 2015
  • Веремеенко Николай Петрович
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Кравченко Анатолий Георгиевич
  • Солдатов Дмитрий Валерьевич
RU2579296C1
СООСНО-СТРУЙНАЯ ФОРСУНКА 1999
  • Горохов В.Д.
  • Лобов С.Д.
  • Черниченко В.В.
RU2161719C2
СПОСОБ ОГНЕВЫХ ИСПЫТАНИЙ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2017
  • Гавриленко Тарас Сергеевич
  • Глушков Александр Владимирович
  • Городилов Юрий Викторович
  • Улыбышев Сергей Юрьевич
  • Храмов Сергей Михайлович
RU2659411C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БАЛАНСИРОВКИ РОТОРА ВЫСОКООБОРОТНОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2000
  • Гадаскин Л.А.
  • Дмитренко А.И.
  • Попов В.Н.
RU2204739C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА РАБОТЫ ЖРД 1991
  • Гончарик Н.И.
  • Дергунов С.Ф.
  • Сверчков Ю.Н.
RU2133866C1

Реферат патента 2002 года СПОСОБ ОГНЕВЫХ КОНТРОЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ЖРД

Способ огневых контрольно-технологических испытаний ЖРД заключается в том, что каждый изготовленный двигатель подвергают кратковременным огневым испытаниям без последующей переборки. Контрольно-технологические испытания проводят с использованием бензина в качестве горючего, а после испытаний до и после демонтажа двигателя со стенда проводят чередование неглубокого вакуумирования и продувки азотом внутренних полостей двигателя, при этом продувки после демонтажа двигателя осуществляют горячим азотом при внешнем его обогреве. Изобретение позволяет сократить длительность и стоимость очистки внутренних полостей двигателя от остатков горючего после проведения огневых контрольно-технологических испытаний.

Формула изобретения RU 2 193 681 C2

Способ огневых контрольно-технологических испытаний ЖРД, заключающийся в том, что каждый изготовленный двигатель подвергают кратковременным огневым испытаниям без последующей переборки, отличающийся тем, что контрольно-технологические испытания проводят с использованием бензина в качестве горючего, а после испытаний, до и после демонтажа двигателя со стенда, проводят чередование неглубокого вакуумирования и продувки азотом внутренних полостей двигателя, при этом продувки после демонтажа двигателя осуществляют горячим азотом при внешнем обогреве двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2193681C2

ЖУКОВСКИЙ А.Е
и др
Испытания жидкостных ракетных двигателей
- М.: Машиностроение, 1992, с
Способ образования коричневых окрасок на волокне из кашу кубической и подобных производных кашевого ряда 1922
  • Вознесенский Н.Н.
SU32A1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ВНУТРЕННИХ ПОЛОСТЕЙ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ПОСЛЕ ОГНЕВЫХ ИСПЫТАНИЙ 1997
  • Лавров В.С.
  • Иванов Ю.Ю.
  • Подовинников В.П.
  • Чванов В.К.
  • Деркач Г.Г.
  • Семенов В.Н.
  • Каторгин Б.И.
  • Мовчан Ю.В.
  • Ткаченко Ю.Н.
  • Евграфов В.М.
  • Громыко Б.М.
  • Астахов Д.Е.
  • Челькис Ф.Ю.
  • Семенов В.И.
  • Николаев О.В.
  • Дрожжин А.А.
  • Молев Н.Ф.
  • Пестов Ю.А.
  • Кляжников Г.И.
  • Фомин А.А.
  • Русских Г.А.
  • Баранов В.А.
  • Лобанов А.И.
RU2129221C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 1992
  • Андреев П.П.
  • Баклыков Ю.Д.
  • Гудков М.М.
  • Ерофеев Б.С.
  • Фабрин Ю.Н.
RU2050459C1
Устройство для очистки боковых блоков двигательной установки 1990
  • Голов Валерий Сергеевич
  • Простов Леонид Борисович
  • Лысиков Александр Викторович
  • Артемов Андрей Юрьевич
  • Сазонов Вадим Евгеньевич
SU1794199A3
СПОСОБ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ ПОЛОСТЕЙ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ОТ ТОКСИЧНЫХ КОМПОНЕНТОВ ТОПЛИВА 1997
  • Титков Н.Е.
  • Озеров П.С.
RU2133867C1
US 3670564 А, 20.06.1972
US 3540272 А, 16.07.1968.

RU 2 193 681 C2

Авторы

Козелков В.П.

Кулеев А.А.

Фукс И.И.

Бородин В.М.

Дмитренко А.И.

Бирюков Г.А.

Мельников А.И.

Рачук В.С.

Соколов Б.А.

Даты

2002-11-27Публикация

2000-04-14Подача