ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО Российский патент 2003 года по МПК B62D57/28 F03G3/00 

Описание патента на изобретение RU2196069C2

Изобретение относится к самоходным транспортным средствам с инерционным движителем.

Известно транспортное средство с движителем инерционно-реактивного действия, содержащее корпус, вал и рычаги с массами, предназначенными для кругового движения, и механизм отклонения рычагов (см. описание к патенту РФ 2146631, В 62 D 57/00, 2000 [1]). Недостатком известного транспортного средства является сложность конструкции движителя.

Известно транспортное средство, содержащее корпус и движитель в виде колеблющегося элемента (см. описание к патенту Германии 172593, кл. 65 f3, 17, 1904 [2] ). Недостатком известного устройства является относительная сложность конструкции, заключающаяся в том, что колеблющийся элемент выполнен из нескольких сочлененных деталей. Кроме того, известный движитель может быть использован только для водного транспорта.

Наиболее близким к заявляемому по своей технической сущности является транспортное средство, известное из описания к патенту Германии 901992, кл. 65 f3, 17, 1953 [3]. Известное устройство содержит корпус и движитель в виде колеблющегося элемента.

Недостатком известного устройства является ограниченность его применения, т.к. оно предназначено для использования в водных средах.

Заявляемое в качестве изобретения транспортное средство направлено на расширение сферы использования.

Указанный результат достигается тем, что транспортное средство содержит корпус и соединенный с ним движитель в виде колеблющегося элемента, при этом оно дополнено вторым колеблющимся элементом, установленным на противоположной стороне корпуса, колеблющиеся элементы установлены с возможностью медленного перемещения при отклонении от среднего положения и быстрого при возврате к нему, при этом транспортное средство снабжено опорами, контактирующими с поверхностью перемещения, установленными на свободных концах колеблющихся элементов и в местах крепления этих элементов к корпусу.

Указанный результат достигается также тем, что каждый колеблющийся элемент соединен с корпусом с помощью упругой пластины, а его конец, обращенный к корпусу, снабжен зубчатым сектором, входящим к зацепление с зубчатым сектором, установленным на оси двигателя, которым снабжен корпус.

Отличительными признаками заявляемого устройства являются:
- дополнение транспортного средства вторым колеблющимся элементом;
- установка второго колеблющегося элемента на противоположной стороне корпуса;
- снабжение корпуса и свободных концов колеблющихся элементов опорами, контактирующими с поверхностью перемещения;
- установка колеблющихся элементов с возможностью медленного перемещения при отклонении от среднего положения и быстрого при возврате к нему;
- соединение каждого колеблющегося элемента с корпусом с помощью упругой пластины и снабжение его конца, обращенного к корпусу, зубчатым сектором, входящим в зацепление с зубчатым сектором, установленным на оси двигателя, которым снабжен корпус.

Как показали расчеты и эксперименты на модели заявляемого транспортного средства, если колеблющиеся элементы медленно отвести в сторону от среднего положения и обеспечить их быстрый возврат в исходное положение, то транспортное средство получает импульс силы, обеспечивающий его перемещение.

Выполнение колеблющегося элемента может быть любым, также как и установка этого элемента с возможностью обеспечения указанного режима колебаний. Например, один конец колеблющегося элемента может быть закреплен на оси реверсивного электродвигателя с изменяемым числом оборотов вала с тем, чтобы его вращение на заданный угол по часовой стрелке и против нее осуществлялось то быстро, то медленно. Управление таким двигателем может осуществляться, например, с помощью ЭВМ, снабженной соответствующей программой.

Наиболее простым представляется выполнение заявленного устройства, как оно описано в п.2 формулы изобретения. При этом форма колеблющегося элемента может быть любой.

Опоры, которыми снабжается транспортное средство, необходимы, чтобы обеспечить его движение по поверхности перемещения и могут быть выбраны из числа известных.

Сущность заявляемого транспортного средства поясняется примерами его реализации и чертежами. На фиг.1-3 схематично показано заявляемое транспортное средство в различных фазах движения (вид сверху). На фиг.4 представлен вариант крепления колеблющегося элемента (вид сверху) к корпусу транспортного средства в различных фазах его движения. На фиг.5 показана принципиальная схема транспортного средства (вид сбоку).

В общем случае транспортное средство содержит корпус 1 и соединенные с ним колеблющиеся элементы 2 и 3. Транспортное средство снабжено двигателем (не показан), на оси которого установлен зубчатый сектор 4. Колеблющийся элемент также снабжен зубчатым сектором 5 и присоединен к корпусу с помощью упругой пластины 6. Корпус и свободные концы колеблющихся элементов снабжены опорами 7, контактирующими с поверхностью перемещения 8.

Транспортное средство функционирует следующим образом. Двигатель вращает зубчатый сектор 4 по часовой стрелке и за счет взаимодействия с зубчатым сектором 5 медленно отклоняет колеблющийся элемент 2 влево, деформируя упругую пластину 6. При дальнейшем вращении сектора 4 последний выходит из зацепления с сектором 5 и под воздействием упругих сил пластины 6 элемент 2 резко возвращается в исходное положение, сообщая импульс силы, приводящий к движению корпуса 1. После этого двигатель начинает медленно вращать зубчатый сектор 4 против часовой стрелки и тем самым отклоняет колеблющийся элемент 2 вправо до выхода сектора 4 из зацепления с зубчатым сектором 5, после чего элемент 2 резко возвращается в исходное положение и цикл повторяется. Размеры зубчатых секторов 4 и 5 и число зубьев на них определяются расчетным путем или экспериментально с тем, чтобы обеспечить медленное отклонение элемента 2 на заданный угол и выход из зацепления при его достижении.

Транспортное средство может совершать три вида движений: продольное перемещение, боковое смещение и вращение на месте. Совмещая эти виды движений, можно осуществить произвольное перемещение транспортного средства.

Произвольное перемещение транспортного средства осуществляется следующим образом. Элемент 2 медленно отклоняется вниз на некоторый угол, при этом транспортное средство переходит из положения (0) в положение (1), см. фиг.1. Затем элемент 2 резко поворачивается по часовой стрелке и одновременно с ним элемент 3 резко поворачивается против часовой стрелки. Транспортное средство получает импульс силы в продольном направлении и перемещается вправо на некоторое расстояние, принимая положение (2). После этого элементы 2 и 3 синхронно медленно поворачиваются по часовой стрелке, переводя транспортное средство в состояние (3). Затем элемент 2 резко поворачивается против часовой стрелки и одновременно с ним элемент 3 резко поворачивается по часовой стрелке. Транспортное средство получает импульс силы в продольном направлении и перемещается вправо на некоторое расстояние, принимая положение (4). После этого элементы 2 и 3 синхронно медленно поворачиваются против часовой стрелки, переводя транспортное средство в состояние (1). Вышеописанный цикл движений можно повторить любое количество раз, пока транспортное средство не переместится вправо на требуемое расстояние.

Боковое движение транспортного средства осуществляется следующим образом. Элементы 2 и 3 медленно синхронно отклоняются вверх на некоторый угол, при этом транспортное средство переходит из положения (0) в положение (1), см. фиг.2. Затем элемент 2 резко поворачивается против часовой стрелки и одновременно с ним элемент 3 резко поворачивается по часовой стрелке. Это быстрое синхронное движение сообщает транспортному средству импульс силы, приводящей к движению корпуса вверх. Транспортное средство принимает положение (2). Затем элементы 2 и 3 медленно отклоняются вверх, пока транспортное средство снова не придет в положение (1). После этого можно повторить вышеописанный цикл любое количество раз, пока транспортное средство не переместится вверх на требуемое расстояние.

Вращение транспортного средства осуществляется следующим образом. Элементы 2 и 3 медленно синхронно поворачиваются против часовой стрелки на некоторый угол, при этом транспортное средство переходит из положения (0) в положение (1), см. фиг.3. Затем элементы 2 и 3 одновременно резко поворачиваются по часовой стрелке, сообщая транспортному средству импульс силы, приводящий к вращению корпуса против часовой стрелки. Транспортное средство принимает положение (2). Затем элементы 2 и 3 снова медленно поворачиваются против часовой стрелки, пока транспортное средство снова не придет в положение (1). После этого можно повторить вышеописанный цикл любое количество раз, пока транспортное средство не повернется на требуемый угол.

Похожие патенты RU2196069C2

название год авторы номер документа
ВНУТРИТРУБНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 1996
  • Градецкий В.Г.
  • Кравчук Л.Н.
  • Вешников В.Б.
  • Калиниченко С.В.
  • Яковлев С.Ф.
RU2098337C1
ВНУТРИТРУБНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2000
  • Градецкий В.Г.
  • Васильев А.А.
  • Ишмухаметов А.И.
  • Кравчук Л.Н.
  • Самохвалов Г.В.
RU2175945C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2007
  • Калюжный Дмитрий Геннадьевич
RU2360821C1
ВНУТРИТРУБНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 1996
  • Градецкий В.Г.
  • Кравчук Л.Н.
  • Вешников В.Б.
  • Рачков М.Ю.
  • Калиниченко С.В.
RU2093281C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПО ПРОИЗВОЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ В ПРОСТРАНСТВЕ ПОВЕРХНОСТЯМ 1992
  • Климов Д.М.
  • Градецкий В.Г.
  • Рачков М.Ю.
  • Вешников В.Б.
  • Семенов Е.А.
  • Трохинин Н.А.
  • Федоров В.В.
  • Тюхов В.П.
  • Яковлев С.Ф.
  • Калиниченко С.В.
RU2042558C1
ОРТОПЕДИЧЕСКИЙ АППАРАТ 1997
  • Градецкий В.Г.(Ru)
  • Вукобратович Миомир
  • Кравчук Л.Н.(Ru)
  • Вешников В.Б.(Ru)
  • Калиниченко С.В.(Ru)
  • Лопашов В.И.(Ru)
  • Самохвалов Г.В.(Ru)
RU2119310C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2002
  • Черноусько Ф.Л.
  • Градецкий В.Г.
  • Кравчук Л.Н.
  • Самохвалов Г.В.
RU2231463C2
СПОСОБ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ АГРЕГАТА ДЛЯ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО НА МОРСКОМ ДНЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Изаксон В.Ю.
  • Бандопадхай Сукумар
  • Власов В.Н.
  • Власова М.В.
RU2168634C2
Система управления транспортного средства 1989
  • Васильев Валерий Павлович
  • Нестеренко Владимир Николаевич
SU1781099A1
ШАГАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Градецкий В.Г.
  • Рачков М.Ю.
  • Семенов Е.А.
RU2042559C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 196 069 C2

Реферат патента 2003 года ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Изобретение относится к самоходным транспортным средствам с инерционным движителем. Транспортное средство содержит корпус и соединенный с ним движитель в виде колеблющегося элемента. При этом оно дополнено вторым колеблющимся элементом, установленным на противоположной стороне корпуса. Колеблющиеся элементы установлены с возможностью медленного перемещения при отклонении от среднего положения и быстрого при возврате к нему. Транспортное средство снабжено опорами, контактирующими с поверхностью перемещения, установленными на свободных концах колеблющихся элементов и в местах крепления этих элементов к корпусу. Каждый колеблющийся элемент соединен с корпусом с помощью упругой пластины, а его конец, обращенный к корпусу, снабжен зубчатым сектором, входящим в зацепление с зубчатым сектором, установленным на оси двигателя, которым снабжен корпус. В результате расширяется сфера использования транспортного средства. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 196 069 C2

1. Транспортное средство, содержащее корпус и соединенный с ним движитель в виде колеблющегося элемента, отличающееся тем, что оно дополнено вторым колеблющимся элементом, установленным на противоположной стороне корпуса, колеблющиеся элементы установлены с возможностью медленного перемещения при отклонении от среднего положения и быстрого при возврате к нему, при этом транспортное средство снабжено опорами, контактирующими с поверхностью перемещения, установленными на свободных концах колеблющихся элементов и в местах крепления этих элементов к корпусу. 2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что каждый колеблющийся элемент соединен с корпусом с помощью упругой пластины, а его конец, обращенный к корпусу, снабжен зубчатым сектором, входящим в зацепление с зубчатым сектором, установленным на оси двигателя, которым снабжен корпус.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2196069C2

Двухдвигательная следящая система 1980
  • Ягунов Юрий Аркадьевич
  • Фролов Вячеслав Андреевич
  • Лукин Юрий Павлович
  • Зеленков Георгий Сергеевич
  • Калинин Валерий Иванович
SU901992A1
БСЕСОШГ.-ГГ ]1^ 'iAv:;ir;;3-<>&i I П'^:1-::/.л i 0
SU172593A1
ДВИЖИТЕЛЬ ИНЕРЦИОННО-РЕАКТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ 1998
  • Лахтачев А.И.
RU2146631C1

RU 2 196 069 C2

Авторы

Черноусько Ф.Л.

Самохвалов Г.В.

Смышляев А.С.

Даты

2003-01-10Публикация

2001-01-17Подача