РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ Российский патент 2003 года по МПК F02K9/10 

Описание патента на изобретение RU2196915C1

Изобретение относится к конструкциям ракетных двигателей на твердом топливе и может найти применение при проектировании и изготовлении зарядов РДТТ, в особенности когда требуется максимально использовать объем камеры двигателя для размещения в нем топлива.

Преимущественные конструкции зарядов, где может найти применение предлагаемое изобретение, - прочно скрепленные с корпусом двигателя заряды, имеющие отношение длины заряда к диаметру более 5 (т.е. относительно "длинные" заряды).

Широко известны конструкции зарядов твердого топлива, скрепленные с цилиндрической обечайкой, имеющие осесимметричный канал. В качестве компенсатора горящей поверхности используются щели, кольцевые проточки на торцах. В случае реализации двухрежимного характера выгорания заряда (в начале высокая поверхность горения, затем низкая) эти щели могут занимать более половины длины заряда, что, естественно, снижает вес топлива. Размещение требуемого топлива за счет уменьшения диаметра канала лимитируется прочностными характеристиками топлива. Тем не менее выбранное щелями топливо требуется каким-то путем разместить в двигателе, не ухудшая запасы прочности.

В конструкции заряда согласно патенту США 1082 4 августа 1992 г., принятого в качестве ближайшего аналога-прототипа, дополнительное размещение топлива осуществляется в районе переднего днища в зонах "А", "В". Однако изготовить конструкцию, представленную на фиг.2, не всегда представляется возможным. Как правило, в зонах "А", "В" требуется свободный объем для размещения узла воспламенения. С другой стороны, расширение канала в зоне "С" делает практически невозможной разборку формующей оснастки. В свою очередь, сложная формующая оснастка, необходимая для формования предлагаемого канала, создает проблемы обеспечения качества заряда.

Технической задачей изобретения является повышение коэффициента заполнения камеры топливом и обеспечение равнопрочности канала, а также улучшение технологичности заряда при сохранении требований к механическим характеристикам топлива.

Техническая задача решается конструктивным путем.

Технический результат достигается за счет того, что свод заряда в сторону, противоположную щелевому компенсатору, выполнен увеличивающимся, и радиус канала заряда по всей длине его нещелевой части выполнен уменьшающимся в каждом сечении в сторону, противоположную щелевому компенсатору, и близким к

но не менее 0,1 наружного радиуса заряда,
где r0 - радиус канала в среднем сечении по длине нещелевой части заряда;
L - длина нещелевой части заряда;
ri, Li - радиус канала и расстояние от нещелевого торца для данного сечения.

Как известно, диаметр осевого круглого канала, прочно скрепленного с обечайкой корпуса заряда, лимитируется относительными деформациями нещелевой части канала, возникающими при нагружении (действие внутреннего давления при горении топлива, тепловая нагрузка - охлаждение заряда). Характерная эпюра распределения относительных деформаций цилиндрического канала заряда показана на графике фиг.1 (кривая 1). Наибольшие деформации (εmax0

) имеют место в середине нещелевой части заряда: у торцев эти деформации близки к нулю. Таким образом, налицо неравнопрочность конструкции: относительная деформация канала по длине его нещелевой части переменная. Это обстоятельство предопределило его использование по предлагаемому изобретению. Если нещелевую часть канала заряда выполнить сужающейся таким образом, чтобы деформация канала сохранялась равной максимальному значению по всей ее длине, то конструкция становится равнопрочной, а вес топлива и соответственно коэффициент заполнения камеры топливом увеличивается.

Профиль относительных деформаций канала, показанный на фиг.1 линией I (например, Месснер, Шлиссман, "Механические расчеты зарядов на прочность") можно представить в виде полуволны синусоиды. Исходя из этого, используя условие равенства относительных деформаций, радиус канала заявляемого заряда на нещелевом участке может быть представлен формулой

где обозначения величин представлены выше по тексту описания. При выполнении канала заряда радиусом, определяемым указанной формулой, достигается технический результат (кривая 2 фиг.1).

Предлагаемая конструкция заряда представлена на фиг.2.

Заряд 3, имеющий длину нещелевого участка L, прочно скреплен с обечайкой 4, может иметь компенсатор поверхности горения, например щели 6; осевой канал - 5. В сторону переднего торца канал выполнен сужающимся, при этом радиус канала в каждом сечении не менее чем

Сужающаяся часть канала может быть выполнена по прямой линии, если в каждом сечении радиус канала соответствует значениям, определенным по вышеуказанной формуле. Достигаемый технический результат - возможность увеличения веса заряда до 15%.

Похожие патенты RU2196915C1

название год авторы номер документа
ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА 2001
  • Амарантов Г.Н.
  • Арутюнян А.П.
  • Вронский Н.М.
  • Граменицкий М.Д.
  • Дмитриев А.Ф.
  • Колесников В.И.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Лазебный В.Н.
  • Лисовский В.М.
  • Пичкалёв Ж.А.
  • Талалаев А.П.
  • Федченко Н.Н.
  • Шамраев В.Я.
RU2196916C1
ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА 2006
  • Колесников Виталий Иванович
  • Балабанов Геннадий Константинович
  • Ведерникова Екатерина Гавриловна
  • Пашин Владимир Иванович
  • Пашин Сергей Владимирович
RU2326261C1
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2003
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Козлов Н.Л.
  • Аликин В.Н.
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Куценко Г.В.
  • Поваров С.А.
  • Хорев Н.А.
  • Цой Э.И.
  • Энкин Э.А.
RU2221158C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2010
  • Кислицын Алексей Анатольевич
  • Никитин Василий Тихонович
  • Молчанов Владимир Фёдорович
  • Козьяков Алексей Васильевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
  • Нешев Сергей Сергеевич
RU2461728C2
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2008
  • Шамраев Виктор Яковлевич
  • Самохин Владимир Степанович
  • Баранов Генрих Николаевич
  • Меринова Людмила Васильевна
  • Амарантов Георгий Николаевич
RU2378523C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ 2002
  • Колесников В.И.
  • Молчанов В.Ф.
  • Прибыльский Р.Е.
  • Козьяков А.В.
  • Федоров С.Т.
  • Федченко Н.Н.
  • Ренсков А.П.
RU2221159C2
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЁРДОГО ТОПЛИВА 2002
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Куценко Г.В.
  • Амарантов Г.Н.
  • Колач П.К.
  • Плотникова Т.Н.
  • Пичкалёв Ж.А.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Вронский Н.М.
  • Макаров Л.Б.
  • Шипунов А.Г.
  • Филимонов Г.Д.
  • Коликов В.А.
  • Коренной А.В.
  • Сурначев А.Ф.
  • Шатрова Э.А.
  • Швыкин Ю.С.
RU2212556C1
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Козьяков А.В.
  • Молчанов В.Ф.
  • Пупин Н.А.
  • Федоров С.Т.
RU2213242C2
ЗАРЯД ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Молчанов В.Ф.
  • Козьяков А.В.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Аликин В.Н.
RU2178092C2
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2008
  • Самохин Владимир Степанович
  • Баранов Генрих Николаевич
  • Мельниченко Михаил Васильевич
  • Меринова Людмила Васильевна
  • Шамраев Виктор Яковлевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
RU2378525C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 196 915 C1

Реферат патента 2003 года РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ

Ракетный двигатель на твердом топливе включает в себя обечайку корпуса и скрепленный с ней заряд с круглым осевым каналом. Поверхность горения имеет щелевой компенсатор на одном из торцов. Свод заряда в сторону, противоположную щелевому компенсатору, выполнен увеличивающимся с радиусом канала, уменьшающимся в каждом сечении и равным

но не менее 0,1 наружного радиуса заряда, где r0 - радиус канала в среднем сечении по длине нещелевой части заряда; L - длина нещелевой части заряда; ri, Li - радиус канала и расстояние от нещелевого торца для данного сечения. Изобретение позволяет повысить коэффициент заполнения камеры топливом, обеспечить равнопрочность и улучшить технологичность изготовления заряда. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 196 915 C1

Ракетный двигатель на твердом топливе, включающий в себя обечайку корпуса и скрепленный с ней заряд с круглым осевым каналом и щелевым компенсатором поверхности горения на одном из торцов, отличающийся тем, что свод заряда в сторону, противоположную щелевому компенсатору, выполнен увеличивающимся с радиусом канала, уменьшающимся в каждом сечении и равным

но не менее 0,1 наружного радиуса заряда,
где r0 - радиус канала в среднем сечении по длине нещелевой части заряда;
L - длина нещелевой части заряда;
ri, Li - радиус канала и расстояние от нещелевого торца для данного сечения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2196915C1

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПУСКА В ХОД ТУШАЩИХ ПРИБОРОВ 1923
  • Тихоненко А.В.
SU1082A1
US 4936092 A1, 26.06.1990
RU 95104480 A1, 20.05.1997
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2000
  • Соколовский М.И.
  • Саков Ю.Л.
  • Зыков Г.А.
  • Иоффе Е.И.
  • Чудинов И.П.
  • Зарицкий В.И.
  • Каримов В.З.
  • Ефремов Г.А.
  • Леонов А.Г.
  • Минасбеков Д.А.
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Амарантов Г.Н.
  • Шамраев В.Я.
  • Баранов Г.Н.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Вронский Н.М.
  • Ломаев В.И.
  • Сироткин А.К.
RU2173783C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1999
  • Денежкин Г.А.
  • Каретников Г.В.
  • Каширкин А.А.
  • Куксенко А.Ф.
  • Макаровец Н.А.
  • Манеров Н.И.
  • Носов Л.С.
  • Подчуфаров В.И.
  • Семилет В.В.
  • Сопиков Д.В.
  • Амарантов Г.Н.
  • Колач П.К.
  • Некрасов В.И.
  • Колесников В.И.
  • Талалаев А.П.
  • Вронский Н.М.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
RU2152529C1
US 5111657 A1, 12.05.1992
ЗАРЯД РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1999
  • Семилет В.В.
  • Обозов Л.И.
  • Петуркин Д.М.
  • Филатов В.Г.
  • Каширкин А.А.
  • Аляжединов В.Р.
  • Макаровец Н.А.
  • Кузьмицкий Г.Э.
  • Федченко Н.Н.
  • Винокуров Ю.А.
  • Гринберг С.И.
  • Талалаев А.П.
  • Колесников В.И.
  • Амарантов Г.Н.
  • Колач П.К.
  • Денежкин Г.А.
  • Некрасов В.И.
RU2145673C1

RU 2 196 915 C1

Авторы

Голованов В.П.

Гринберг С.И.

Кузьмицкий Г.Э.

Кусакин Ю.Н.

Талалаев А.П.

Энкин Э.А.

Даты

2003-01-20Публикация

2001-09-20Подача