Способ относится к области медицины, а именно к реабилитации опорно-двигательной системы новорожденных. Может использоваться в неврологии, нейрохирургии, ортопедии, травматологии, реабилитации.
Проблема натальной травмы имеет большое значение в возникновении и развитии различной патологии ОДС. По данным Казанского института усовершенствования врачей (1994 год) на 100 новорожденных 17 детей имеют травму шейного отдела позвоночника.
Это обусловлено, прежде всего, анатомо-физиологическими особенностями шейного отдела и ятрогенными причинами. В результате чего большинство новорожденных наблюдается у невропатолога с различными проявлениями патологии ЦНС. Чаще всего встречаются такие проявления, как спастический тетрапарез, дипарез, нижний спастический парапарез, синдром пирамидной недостаточности, энцефалопатии.
Если нарушения в шейном отделе позвоночника не были устранены, то в более позднем возрасте начинают развиваться функциональные, а затем структурные изменения со стороны различных структур опорно-двигательной системы.
Известны несколько способов воздействия на развитие двигательной активности. В.А. Гутерман (1976 г.) "Единая авторская методология обучения плаванию грудных детей" разработал и предложил метод гидрокинезиотерапии, основанный на обучении детей грудного возраста плаванию с задержкой дыхания способом "полив-погружение". Недостаток методики состоит в том, что эта методика адресована здоровым детям.
Известен способ, предложенный Фирсовым З.П., который разработал и предложил комплекс лечебных упражнений в воде, но при этом не было учтено специфики различной патологии.
Наиболее близким является способ проведения лечебной гимнастики у детей с поражением опорно-двигательного аппарата, включающий проведение водных процедур с погружением в воду и последующим проведением комплекса гимнастических упражнений, отличающийся тем, что гимнастические упражнения выполняют вначале в положении лежа на спине путем проведения перекрестных движений с пересечением центральной оси пациента поочередно и совместно руками, поочередно ногами и аналогичные упражнения руками и ногами одновременно, затем постепенно переводят пациента в положение лежа на животе в позу "лягушка" и проводят повороты головы и выпрямление ног, после чего выполняют упражнения с приподниманием туловища, сгибанием и разгибанием рук и ног, затем переводят пациента последовательно в положение с опорой на предплечья и кисти, после чего в положении на боку продолжают упражнения с отведением рук и ног порознь и одновременно (патент РФ 2040922, БИ 22, 1995. "Способ проведения лечебной гимнастики у детей с поражением опорно-двигательного аппарата", М. кл. А 61 Н 1/00).
Недостаток приведенного выше способа заключается в том, что данный комплекс неприемлем для грудных детей, так как некоторые упражнения ребенок должен выполнять не пассивно, а активно.
Задача настоящего изобретения состоит в повышении эффективности реабилитации на ранних этапах развития ребенка при наличии натальной травмы.
Поставленная задача достигается тем, что при наличии нарушений работы мышц, участвующих в разгибании головы и шеи, нарушении шейно-тонических рефлексов, ребенка в купальной шапочке вносят в воду передней поверхностью тела, находящегося на левой руке врача в вертикальном положении, опускают в направлении краниовентральном до уровня поясничной мышцы с поворотом на 45o от вертикальной оси, одновременно поливая правой рукой на шейный отдел позвоночника, увеличивая интенсивность струи в течение 5-8 секунд, затем правую руку кладут на область лопаток левую - под правую подмышечную в падину, опускают ребенка в воду строго горизонтально, перемещая руки врача на область предплечий, выполняют упражнения "качельки", приподнимая ребенка над водой не более чем на 3-5 см, затем держа ребенка за кисти рук и не меняя горизонтального положения, выполняют маятникообразные движения с противоположным поворотом головы относительно поворота туловища в течение 4-8 минуты, после чего в положении на спине ребенку делают упражнение "восьмерку", чередуя его с упражнением "свободная поддержка", затем после однократного упражнения "полив-погружение", раздражают центр лобной части лицевого черепа ближе к переносице струей воздуха или воды и при наличии кратковременного апноэ выполняют мануальное воздействие, захватывая головной сустав правой рукой врача, причем большой палец руки лежит под левым козелком, указательным пальцем фиксируют противоположную сторону, ладонную поверхность располагают на дорзальной поверхности шеи, а тыл кисти - на верхнегрудном отделе позвоночника строго перпендикулярно, после чего, сняв шапочку с головки пациента для достижения ауторелаксации разгибателей головы и шеи производят быстрое трехкратное "кив-ныряние" и сгибание головы и ее наклон в сторону, противоположную от напряженной мышцы, при этом направление положения ребенка под водой венрокаудально под углом 45%, и по окончании водных процедур производят тепловое укутывание в горизонтальном положении от шейного отдела позвоночника до ножек, приподнимая ножной конец на 10-12 см.
Новизна способа:
1. Проведение гидрокинезитерапии в сочетании с мануальной терапией у детей первого года жизни, заключающейся в проведении комплекса упражнений в воде с помощью рук врача - реабилитации детей первого года жизни, страдающих заболеваниями центральной и периферической нервной системы, расстройстами опорно-двигательного аппарата. На первом году жизни возможность устранения патологических состояний наиболее реальна. Применение на ранних сроках данного способа позволяет предотвратить развитие патологических нарушений ПДС (позвоночно-двигательного сегмента) в более поздние сроки.
2. Благодаря строго дозированным водным процедурам в организме усиливаются обменные процессы, улучшаются функции дыхания и кровообращения, пищеварения, правильно развивается опорно-двигательная система и высшая нервная деятельность.
Вода сама по себе является для новорожденных привычной средой обитания, где тело малыша теряет свой вес, малышу легче выполнять все движения. Они становятся мягкими, пластичными, не перегружают ребенка (при правильном их применении), способствуют гармоничному развитию. Благоприятное действие воды на недавно родившегося ребенка можно объяснить также длительным внутриутробным пребыванием и сохранившимися после рождения плавательными рефлексами. Поза плода является результатом мышечно-тонических рефлексов, поддерживаемых давлением околоплодных вод на механорецепторы кожи. Эта поза статична и постоянна, лишь время от времени она сменяется двигательной реакцией в виде разгибательного выпрямления головы и конечностей при шевелении плода. Шевеление рассматривается не просто как движения, возникающие благодаря активности мышц-разгибателей. Эффект общего расслабления и обезболивания достигается при температуре 37 градусов. Погружения в воду не исключают действия гравитации, а создают для кровообращения условия, подобные невесомости.
Сущность способа заключается в следующем.
Осмотр ребенка на пеленальном столе. Следует обратить внимание на общее состояние и самочувствие ребенка, на состояние кожных покровов, температура тела ребенка не должна превышать 37 градусов. Пупочная ранка должна быть сухой. Следует особое внимание обратить на наличие или отсутствие мышечной кривошеи, симметричность лицевого черепа и симметричность затылочных бугров. Затем очень тщательно проводят осмотр поверхностных мышц шеи. Осмотр проводят визуально и пальпаторно, определяют болезненность, укорочение или расслабление мышц. При осмотре мышц в первую очередь обращают внимание на m stemocleidomastoideus определяют симметричность мышц. Осмотр данной мышцы проводят следующим способом - голову наклоняют на бок, а личико поворачивают в противоположную сторону и оценивают состояние противоположной мышцы. Затем обращают внимание на разгибатели головы и шеи, а именно на m splenii capitis et cervicis, m levator scapulae, m semispinalis capitis, в норме эти мышцы должны быть симметричны. После осмотра на пеленальном столе одевают шапочку для плавания, которая должна соответствовать следующим требованиям - чепчик должен с одной стороны соответствовать размеру головки, на чепчик нашиты кубики из пенопласта 6 кубиков: 3 - с одной стороны и 3 кубика с противоположной стороны, на кубики нашита полоска ткани.
После осмотра приступают непосредственно к проведению гидрокинезитерапии и мануальной терапии, которые заключаются в следующем. Температура воды в ванне 37-38 градусов (релаксирующий и обезболивающий эффект). Вносят ребенка в воду. Исходное положение: ребенок передней поверхностью тела находится на левой руке врача в вертикальном положении. Опускают малыша в воду в направлении краниовентральном до уровня поясничной мышцы, поворачивают ребенка на 45 градусов от вертикальной оси и начинают правой рукой полив на область шейного отдела позвоночника, увеличивая интенсивность струи. Время проведения 5-8 секунд. Затем правая рука ложится на область лопаток, левая - под правую подмышечную впадину и опускают ребенка в воду строго горизонтально, затем перемещают свои руки на область предплечий ребенка и начинают комплекс упражнений на расслабление. Первое упражнение - "качельки". Держа ребенка за кисти рук в горизонтальном положении ставят ножки на край ванны и делают качательные движения, приподнимая ребенка над водой, но не более, чем на 3-5 см, при этом следят за работой мышц, которые принимают участие в разгибании головы и шеи. Следующее упражнение - "маятник". Продолжая держать ребенка за кисти рук, не меняя горизонтального положения производят маятникообразные движения, при этом следят, чтобы при повороте вправо головка ребенка поворачивалась влево и соответственно при повороте влево головка должна поворачиваться вправо, при этом оценивают состояние кивательных мышц (симметричность, укорочение или уплотнение). Продолжительность 4-6 минут, за это время при данной температуре воды наступает полное расслабление мышц, если это не удается, продолжают дальше период расслабления, но не более 8 минут. Затем выводят ребенка на середину ванны и постепенно отпускают ручки, то есть получается свободная поддержка малыша и проводят тестирование новорожденного - отпускают ребенка в воде без поддержки лицом вверх. В связи с анатомическими особенностями строения позвоночного столба (позвоночник новорожденного не имеет физиологических лордозов и кифозов) в норме ребенок принимает горизонтальное положение, если заваливается на какую-то сторону, то это указывает направление действия укороченных мышц и степень нарушения шейно-тонических рефлексов.
После горизонтального тестирования в воде берут ребенка правой рукой за край шапочки и делают "восьмерку" в положении на спине, чередуя с упражнением "свободная поддержка" - периодически отпускают ребенка, лежащего в горизонтальном положении на спине и предоставляют ему возможность самостоятельно лежать на воде. Этим достигают расслабления укороченных мышц шеи и укрепления слабых.
Следующее упражнение 1-кратное "полив-погружение". Упражнение рассчитано на наличие врожденного рефлекса на задержку дыхания. Проверяется это следующим способом: раздражают область, которая расположена в центре лобной части лицевого черепа ближе к переносице, струей воздуха или водой, если рефлекс живой, то ответная реакция на это раздражение - патологическое кратковременное апноэ. Этот рефлекс физиологичен с рождения до трех месяцев. При наличии этого рефлекса можно заниматься мануальной терапией. Захватывают головной сустав правой рукой, причем делать это надо следующим способом: большой палец правой руки лежит под левым козелком, указательный палец фиксирует противоположную сторону, ладонная поверхность лежит на дорзальной поверхности шеи, а тыл кисти расположен на верхнегрудном отделе позвоночника строго перпендикулярно. После этого снимают шапочку и осуществляют трехкратное "кив-ныряние", этим достигают ауторелаксацию разгибателей головы и шеи - производят сгибание головы и наклон в противоположную сторону от напряженной мышцы, все это происходит в считанные доли секунд под водой, направление ребенка вентрокаудально под углом 45 градусов. Выносим ребенка из воды и проводим тепловое укутыванне, которое позволяет добиться обезболивающего эффекта и нормализации мышечного тонуса. Общая продолжительность пребывания в воде 5-10-15 минут, возраст ребенка - от 15 дней до 3 месяцев. После сеанса кинезитерапии проводят тепловое укутывание.
Мокрый ребенок укладывается на 2-е хлопчатобумажные пеленки и пеленуется при температуре воздуха 24-28 градусов, если температура 21-24 градуса - пеленки фланелевые. На голову надевается чепчик. Новорожденный укладывается в кровать в горизонтальном положении, однослойным одеялом начинают укутывание от шейного отдела позвоночника до ножек, создавая эффект спального мешка, ножной конец приподнят на 10-12 сантиметров. Время экспозиции в летнее время - 15 минут, в зимнее - 1 час. Затем одеяло убираем, пеленки должны быть сухими. Обычно после этих процедур ребенок спит 4-5 часов глубоким сном. Процедуры - гидрокинезитерапию с последующим укутыванием проводят через 30-40 минут после кормления за 20-30 минут до его начала. Количество процедур 3-5 сеансов.
Клинический пример 1. Ребенок Денисенко Артем, 16 суток, жалобы к невропатологу на срыгивание через 1-2 часа после кормления, гипервозбудимость. В анамнезе - ребенок от 1 беременности, 1 родов. Роды в срок в 39-40 недель, стремительные, второй период 10 минут, общая продолжительность родового акта 14 часов 15 минут, безводный период 40 минут. Оценка по шкале Апгар 7/8 баллов, к груди приложили через 3 часа, сосал активно. В первые трое суток был ярко выражен болевой синдром со стороны шейного отдела позвоночника, клиника нск на шейном уровне. В неврологическом статусе - голова долихоцефальной формы, окружность при рождении - 35 см, на момент осмотра голова 36 см. Большой родничок 1,5х1,5 см, спокойный, швы закрыты, отмечается легкая ассиметрия глазных щелей D больше S, язык в полости рта, пальпация дорзальной поверхности шейного отдела позвоночника вызывает болезненную гримасу, голова наклонена на правый бок, выведение головки прямо болезненно и затруднено. Синдром "вялой шеи". Тест на формирование постурального баланса - D - положительный, S - положительный. Рефлексы орального автоматизма живые, симметричные. Рефлексы спинального автоматизма симметричны, быстро угасают. Бауэра - положительный. Робинсона - быстро угасает, хватательный верхний нижний - симметричный. Опора - на наружный свод стопы с флексией пальцев. Автоматическая походка - с перекрестом в нижней трети голени. Сухожильные рефлексы живые, симметричные, коленные высокие с расширенной зоной. Мышечный тонус по типу спастического тетрапареза.
Проведено следующее обследование:
1. УЗИ головного мозга - структурных изменений нет.
2. ЭХО-ЭГ - без изменений.
3. R-графия шейного отдела позвоночника с функциональными пробами - признаки натальной травмы по типу блокировки атланта. Проведено тестирование шейного отдела позвоночника - тест на формирование постурального баланса - D+ S+, гетеролатеральный паттерн - правая рука - левая нога-1, левая рука - правая нога-1.
Помимо базисной терапии - это назначение ребенку ноотропных препаратов, сосудистые препараты, мочегонные средства, физиолечение, массаж, укладки, ребенку была назначена дифференцированная терапия - гидрокинезитерапия, мануальная терапия шейного отдела позвоночника, краниосакральная мануальная терапия, тепловое укутывание.
После трех сеансов мануальной терапии в воде с применением гидрокинезитерапии блокировка была устранена, что было подтверждено рентгенологическим обследованием, результатами тестирования и улучшением неврологического статуса.
Клинический пример N2. Ребенок Федорова Арина, 4 месяца, жалобы на плохой сон, синдром гипервозбудимости. Из анамнеза - ребенок от 2 беременности, 1 родов. Роды в 40 недель, через естественные родовые пути, период изгнания - 10 минут. Оценка по шкале Апгар 7/8 баллов, выписали на 7-е сутки. В ранний неонатальный период отмечалось срыгивание, болезненность шейного отдела позвоночника, спастическая кривошея.
Объективно - голова брахицефальной формы, лицевой череп симметричный, ассиметрия затылочных бугров, правая сторона сглажена, поворот лица к правому плечу. Объем движений шейного отдела позвоночника - D 95 градусов, S 85 градусов (норма 90). Тест на формирование постурального баланса - D+ S-. Мышечный тонус в ручках снижен, легкая ассимметрия справа ниже, чем слева. Нижние конечности - тонус повышен. Сухожильные рефлексы с колен повышены, симметричны. Голову держит с двух месяцев, не переворачивается. Получили два курса восстановительного лечения, значительного улучшения не отмечается.
После результатов клинического обследования, а именно - УЗИ головного мозга, ЭХО-ЭГ, тестирования шейного отдела позвоночника и данных неврологического осмотра ребенку был выставлен диагноз - пренатальное поражение головного мозга ишемическигитоксического генеза, в том числе, травматического на шейном уровне, легкой степени тяжести, поздний восстановительный период. Натальная травма шейного отдела позвоночника (подвывих С2). Синдром двигательных расстройств.
После проведения курса мануальной терапии в воде в сочетании с гидрокинезитерапией, теплового обертывания и нижнего укутывания наблюдались улучшения. При повторном осмотре через три недели нормализовался мышечный тонус, исчезла мышечная кривошея, затылочные бугры стали симметричнее. Ребенок стал самостоятельно переворачиваться с живота на спину и со спины на живот. Тесты на формирование постурального баланса стали отрицательные.
Данный способ реабилитации выполняет следующие задачи:
1. Нормализация основных обменных процессов и стабилизация регулирующей роли ЦНС.
2. Нормализация патологически повышенного и пониженного тонуса мышц.
3. Гашение патологических тонических рефлексов и стимуляция соответствующих возрасту безусловнорефлекторной деятельности, статических и локомоторных функций по этапам онтогенетического развития ребенка, т.е. стимуляция его нормального психомоторного развития.
4. Обеспечение оптимального функционирования дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.
5. Предупреждение и коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата.
6. Повышение уровня неспецифической защиты реактивности организма.
7. Психоэмоциональное воздействие.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У НОВОРОЖДЕННЫХ С РОДОВОЙ ТРАВМОЙ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА | 2010 |
|
RU2445062C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКИМИ И ТРАВМАТИЧЕСКИМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2010 |
|
RU2433811C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЕМ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦНС | 2013 |
|
RU2523673C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДЕНЦА, ПОЛУЧИВШЕГО ШЕЙНУЮ РОДОВУЮ ТРАВМУ | 2007 |
|
RU2343894C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ, СВЯЗАННЫХ С НАТАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ ТРАВМОЙ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ | 2006 |
|
RU2310373C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ КРАНИОВЕРТЕБРАЛЬНОГО ПЕРЕХОДА С0-С1, С1-С2 У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА ДО 6 МЕСЯЦЕВ | 2022 |
|
RU2797106C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ МЛАДЕНЦА | 2005 |
|
RU2309720C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА У НОВОРОЖДЕННЫХ | 1997 |
|
RU2158534C2 |
СПОСОБ ГИДРОКИНЕЗИТЕРАПИИ НЕДОНОШЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ И МЛАДЕНЦЕВ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЦНС | 2006 |
|
RU2311164C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ | 2015 |
|
RU2609985C1 |
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в реабилитации опорно-двигательной системы новорожденных. Ребенка в купальной шапочке вносят в воду в вертикальном положении. Передняя поверхность тела находится на левой руке врача. Опускают в направлении кранио-вентральном до уровня поясничной мышцы с поворотом на 45o от вертикальной оси. Одновременно поливают правой рукой на шейный отдел позвоночника. Правую руку кладут на область лопаток, левую - под правую подмышечную впадину, опускают ребенка в воду строго горизонтально. Перемещают руки врача на область предплечий и выполняют упражнение "качельки". Далее в положении на спине ребенку делают упражнение "восьмерка" чередуя его с упражнением "свободная поддержка". Затем однократно выполняют упражнение "полив-погружение". При наличии кратковременного апноэ выполняют мануальное воздействие правой рукой врача, при котором большой палец руки лежит под левым козелком, а указательным пальцем фиксируют противоположную сторону, ладонную поверхность располагают на дорзальной поверхности шеи, а тыл кисти - на верхнегрудном отделе позвоночника строго перпендикулярно. После этого сняв шапочку с головки пациента, производят быстрое трехкратное "кив-ныряние". По окончании этих водных процедур производят тепловое укутывание в горизонтальном положении от шейного отдела позвоночника до ножек, приподнимая ножной конец на 10-12 см. Способ позволяет повысить эффективность реабилитации на ранних этапах развития ребенка при наличии натальной травмы.
Способ восстановления двигательных нарушений у новорожденных, включающий проведение водных процедур с погружением в воду и проведение гимнастических упражнений, отличающийся тем, что при наличии нарушений работы мышц, участвующих в разгибании головы и шеи, нарушений шейно-тонических рефлексов, ребенка в купальной шапочке вносят в воду в вертикальном положении, причем передняя поверхность тела находится на левой руке врача, опускают в направлении кранио-вентральном до уровня поясничной мышцы с поворотом на 45o от вертикальной оси, одновременно поливая правой рукой на шейный отдел позвоночника, увеличивая интенсивность струи в течение 5-8 с, затем правую руку кладут на область лопаток, левую - под правую подмышечную впадину, опускают ребенка в воду строго горизонтально, перемещая руки врача на область предплечий, выполняют упражнение "качельки", приподнимая ребенка над водой не более чем на 3-5 см, затем держа ребенка за кисти рук и не меняя горизонтального положения, выполняют маятникообразные движения с противоположным поворотом относительно поворота туловища в течение 4-8 мин, после чего в положении на спине ребенку делают упражнение "восьмерка", чередуя его с упражнением "свободная поддержка" - периодически отпускают ребенка, лежащего в горизонтальном положении на спине, предоставляя ему самостоятельно лежать на спине, а затем после однократного упражнения "полив-погружение" раздражают центр лобной части лицевого черепа ближе к переносице струей воздуха или воды и при наличии кратковременного апноэ выполняют мануальное воздействие правой рукой врача, при котором большой палец руки лежит под левым козелком, а указательным пальцем фиксируют противоположную сторону, ладонную поверхность располагают на дорзальной поверхности шеи, а тыл кисти - на верхнегрудном отделе позвоночника строго перпендикулярно, после чего, сняв шапочку с головки пациента, производят быстрое трехкратное "кив-ныряние" - сгибают голову и наклоняют ее в сторону, противоположную от напряженной мышцы, при этом направление положения ребенка под водой - вентрокаудально под углом 45o и по окончании этих водных процедур производят тепловое укутывание в горизонтальном положении от шейного отдела позвоночника до ножек, приподнимая ножной конец на 10-12 см.
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ У ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1993 |
|
RU2040922C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 1994 |
|
RU2071759C1 |
ЕПИФАНОВ В.А | |||
Лечебная физическая культура | |||
- М., 1987, с | |||
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
2003-03-10—Публикация
2000-11-28—Подача