ТЕРМОСТАТ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2003 года по МПК F01P7/16 

Описание патента на изобретение RU2202046C1

Изобретение относится к системам охлаждения двигателя внутреннего сгорания, а более конкретно к устройству, обеспечивающему поддержание устойчивого теплового режима двигателя, - термостату.

Известен термостат, содержащий корпус, в котором размещен клапан двойного действия с термосиловым элементом.

Корпус термостата соединен патрубками с трубопроводом охлаждающей двигатель жидкости и обеспечивает движение этой жидкости по двум направлениям: двигатель - термостат - двигатель (малый контур) и двигатель - термостат - радиатор - термостат - двигатель (большой контур). По малому контуру жидкость движется в период прогрева двигателя, а по большому - когда температура охлаждающей жидкости превысит установленный уровень.

Переключение контуров осуществляется клапаном двойного действия, который взаимодействует с соответствующими патрубками. (см. кн.: Автомобили АЗЛК 2141, 21412. М.: Машиностроение, с.23-25).

Для обеспечения подогрева неработающего двигателя в систему охлаждения в контур отопителя салона устанавливают устройство облегчения пуска автомобильного двигателя - УОПД, которое содержит тепловой аккумулятор, электронасос, гидрораспределитель и арматуру присоединения УОПД к двигателю.

Таким образом, в систему охлаждения двигателя добавляется контур: двигатель - УОПД - отопитель салона -двигатель. Этот контур соединен также и с термостатом (см. ТУ У138.71200.002 и патенты Украины 37267, РФ 2143649).

Схема УОПД изображена на фиг. 1, где движение охлаждающей жидкости (теплоносителя) при разрядке теплового аккумулятора показано стрелками.

Известен термостат системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус, в котором перегородкой образованы две камеры, соединенные между собой байпасным отверстием. Первая камера - камера входа образована непосредственным креплением термостата на двигатель и имеет кроме входного отверстия патрубки движения охлаждающей жидкости к радиатору и в контур отопителя салона с подключенным устройством облегчения пуска двигателя.

Вторая камера - камера выхода снабжена патрубками выхода жидкости к двигателю и входа жидкости от радиатора. В камере выхода установлен клапан двойного действия с термосиловым элементом, обеспечивающий путем перекрытия соответствующих патрубков и байпасного отверстия движение охлаждающей жидкости по малому или большому контуру в зависимости от температуры жидкости, поступающей от работающего двигателя (см. термостат "ОРЛЕКС", ТУ РФ 21082-1306010Г4, ТУ 4218-147-00227459-97).

Известный термостат имеет следующие недостатки.

При неработающем двигателе для его подогрева включается электронасос УОПД, обеспечивающий поступление горячего теплоносителя в двигатель из теплового аккумулятора путем вытеснения его холодной жидкостью, подаваемой из двигателя.

Движение теплоносителя в режиме подогрева двигателя показано на фиг.1 стрелками. Часть нагретой жидкости (теплоносителя) поступает в термостат и при работающем электронасосе подается опять в тепловой аккумулятор, что снижает эффективность использования УОПД. Цель изобретения заключается в устранении этих недостатков и повышении эффективности работы термостата с устройством облегчения пуска автомобильного двигателя внутреннего сгорания путем усовершенствования термостата.

Эта цель достигается тем, что термостат системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, в корпусе которого образованы перегородкой соединенные байпасным отверстием две камеры, одна из которых - камера входа охлаждающей жидкости от двигателя с патрубком выхода к радиатору системы охлаждения двигателя и патрубком выхода в контур отопителя салона автомобиля с подключенным контуром устройства облегчения пуска двигателя, а вторая - камера выхода охлаждающей жидкости к двигателю с патрубком входа жидкости от радиатора, в которой установлен термосиловой элемент с основным и байпасным клапанами, снабжен обратным клапаном. Обратный клапан выполнен в виде свободно установленного с возможностью перемещения в байпасном отверстии стакана с фланцем, расположенным со стороны камеры выхода. В стакане размещена отцентрированная пружина, вторая сторона которой надета на свободный конец байпасного клапана. В перегородке вокруг байпасного отверстия выполнены перепускные каналы, перекрывающиеся фланцем в закрытом положении обратного клапана под воздействием сжатой пружины.

Изобретение поясняется чертежами, где
на фиг. 1 показана схема циркуляции охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания с устройством облегчения пуска автомобильного двигателя - УОПД;
на фиг.2 - термостат в разрезе;
на фиг.3 - обратный клапан в разрезе.

Термостат содержит корпус 1, в котором перегородкой 2 образованы две камеры, одна из которых - камера входа 3 охлаждающей жидкости от двигателя, а вторая - камера выхода 4 этой жидкости к двигателю. Обе камеры 3 и 4 сообщены между собой байпасным отверстием 5.

Камера 3 присоединена к корпусу двигателя и имеет патрубок 6 соединения с отопителем салона 7 и контуром УОПД. Камера выхода 4 через патрубок 8 сообщена с двигателем. Камеры 3 и 4 сообщены через патрубки 9 и 10 с радиатором.

В камере выхода 4 установлен термосиловой элемент 11 с основным 12 и байпасным 13 клапанами.

В байпасном отверстии 5 установлен обратный клапан 14. Он выполнен в виде стакана 15, свободно перемещающимся в отверстии 5. Стакан 15 снабжен фланцем 16, расположенным в камере выхода 4. В стакане 15 размещена отцентрированная пружина 17, вторая сторона которой надета на свободный конец оси байпасного клапана 13. В перегородке 2 вокруг отверстия 5 выполнены перепускные каналы 18.

УОПД включено в систему циркуляции охлаждающей жидкости и состоит из теплового аккумулятора 19, электронасоса 20, гидрораспределителя 21 и соединяющей арматуры.

В нерабочем состоянии термостата фланец 16 под действием сжатой пружины 17 перекрывает перепускные каналы 18.

Термостат работает следующим образом.

После запуска холодного двигателя, когда охлаждающая жидкость имеет низкую температуру, насос двигателя подает ее в камеру 3, из которой жидкость через перепускные каналы 18, отжав своим давлением пружину 17, поступает в камеру 4. Часть этой жидкости через патрубок 8 возвращается в двигатель (малый контур), а другая ее часть через патрубок 6 поступает к отопителю салона 7.

При прогреве двигателя и охлаждающей жидкости выше температуры срабатывания термосилового элемента 11 открывается основной клапан 12, открывая сообщение патрубка 9 через камеру выхода 4 с патрубком 8 и далее в двигатель. При этом тарелка байпасного клапана 13 нажимает на фланец 16 обратного клапана 14 и при полном открытии основного клапана 12 полностью перекрывает перепускные каналы 18.

Циркулируя через радиатор, жидкость охлаждается и охлаждает двигатель.

Подогрев двигателя перед его запуском осуществляется УОПД.

При включении электронасоса 20 холодная жидкость из двигателя циркулирует по контуру УОПД, поступает в тепловой аккумулятор 19 и вытесняет горячую жидкость, находящуюся в нем, которая через систему охлаждения попадает в двигатель и нагревает его. При этом в термостате пружина 17 прижимает фланец 16 к перегородке 2, закрывая перепускные каналы 18.

Вследствие этого термостат не пропускает в контур УОПД повторную циркуляцию нагретой жидкости, что исключает тепловые потери при подогреве двигателя.

Похожие патенты RU2202046C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Ламанов А.В.
  • Шепилов Ю.Н.
  • Шилиманов А.А.
  • Янчарук В.В.
  • Чупшев В.В.
  • Кулик С.В.
RU2202700C2
ТЕРМОСТАТ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Чупшев В.В.
  • Янчарук В.В.
  • Кулик С.В.
  • Шепилов Ю.Н.
RU2191904C2
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Костин Н.Н.
  • Гаврилин В.А.
  • Шепилов Ю.Н.
  • Янчарук В.В.
  • Суслиников О.Ю.
  • Костиков В.И.
  • Толочко Е.А.
  • Матюхин А.И.
RU2183753C2
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА ГОРОДСКОГО АВТОБУСА 2001
  • Шульгин В.В.
  • Николаенко Г.А.
  • Кулыгин Д.А.
  • Гулин С.Д.
  • Никифоров Г.И.
  • Золотарев Г.М.
RU2230929C2
ТЕРМОСТАТ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ 2001
  • Данилов А.В.
  • Виноградов О.И.
  • Путилин А.В.
  • Шепилов Ю.Н.
  • Янчарук В.В.
  • Чупшев В.В.
  • Суслинников О.Ю.
RU2193092C1
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1978
  • Зайченко Евгений Николаевич
  • Петренко Виктор Анатольевич
  • Павлиский Василий Михайлович
  • Деулин Константин Николаевич
  • Москалев Владимир Васильевич
  • Нагорняк Георгий Андреевич
  • Стефанишин Владимир Иванович
  • Кулаков Александр Григорьевич
  • Шатров Евгений Васильевич
SU771352A1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Данилов А.В.
  • Шепилов Ю.Н.
  • Янчарук В.В.
  • Суслинников О.Ю.
RU2182238C2
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Кузнецов Александр Вадимович
  • Селиванов Николай Иванович
  • Зыков Сергей Александрович
  • Шестов Алексей Михайлович
RU2488015C1
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2014
  • Кузнецов Александр Вадимович
  • Селиванов Николай Иванович
  • Зыков Сергей Александрович
  • Шестов Алексей Михайлович
RU2573435C2
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ И ОТОПЛЕНИЯ САЛОНА АВТОМОБИЛЯ 1998
  • Никифоров С.Н.
RU2137929C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 202 046 C1

Реферат патента 2003 года ТЕРМОСТАТ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение предназначено для использования в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания и относится к термостату, который обеспечивает устойчивый тепловой режим двигателя. Термостат содержит корпус, в котором перегородкой образованы две камеры, соединенные между собой байпасным отверстием. Одна из камер - камера входа охлаждающей жидкости от двигателя имеет патрубок выхода жидкости к радиатору и патрубок выхода в контур отопителя салона с подключенным к нему контуром устройства облегчения пуска автомобильного двигателя, а вторая - камера выхода жидкости к двигателю имеет патрубок входа жидкости от радиатора. В ней установлен термосиловой элемент с основным и байпасным клапанами. В байпасном отверстии установлен обратный клапан, выполненный в виде стакана, свободно перемещающимся в байпасном отверстии. Со стороны камеры выхода стакан снабжен фланцем. В стакане установлена отцентрированная пружина, вторая сторона которой надета на конец оси байпасного клапана. Вокруг байпасного отверстия в перегородке выполнены перепускные каналы, перекрывающиеся фланцем под воздействием сжатой пружины. Изобретение повышает эффективность работы термостата при установке в систему охлаждения двигателя внутреннего сгорания устройства облегчения пуска автомобильного двигателя путем перекрытия движения нагретой жидкости через термостат при подогреве неработающего двигателя. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 202 046 C1

Термостат системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, в корпусе которого образованы перегородкой соединенные байпасным отверстием две камеры, одна из которых - камера входа охлаждающей жидкости от двигателя с патрубком выхода к радиатору системы охлаждения двигателя и патрубком выхода в контур отопителя салона автомобиля с подключенным контуром устройства облегчения пуска автомобильного двигателя, а вторая - камера выхода охлаждающей жидкости к двигателю с патрубком входа жидкости от радиатора, в которой установлен термосиловой элемент с основным и байпасным клапанами, отличающийся тем, что он снабжен обратным клапаном, выполненным в виде свободно установленного в байпасном отверстии стакана с фланцем со стороны камеры выхода и размещенной в нем отцентрированной пружиной, вторая сторона которой надета на свободный конец оси байпасного клапана, а в перегородке вокруг байпасного отверстия выполнены перепускные каналы, перекрывающиеся фланцем обратного клапана под воздействием сжатой пружины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2202046C1

ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР 1998
  • Васильцов Александр Михайлович
  • Мальцев Павел Васильевич
  • Попов Александр Витальевич
RU2143649C1
ТЕРМОСТАТ 1992
  • Волгушев Александр Николаевич
  • Козачук Александр Александрович
RU2011859C1
Способ регенерации сорбентов систем очистки криогенных установок 1973
  • Усюкин Иван Петрович
  • Дьячков Михаил Иванович
  • Морозов Юрий Николаевич
  • Смирнов Владимир Петрович
SU486757A1
Устройство для надвижки пролетного строения моста 1984
  • Либерберг Феликс Рахмиелевич
  • Мец Роман Матвеевич
  • Сарычев Николай Константинович
  • Фельдман Михаил Борисович
SU1245642A1
DE 4022731 А1, 23.01.1992
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПАСТООБРАЗНОЙ СМЕСИ ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННОГО СТЕКЛОПАКЕТА 2010
  • Шулер Петер
RU2500531C2

RU 2 202 046 C1

Авторы

Мальцев Павел Васильевич

Найденов Владимир Викторович

Даты

2003-04-10Публикация

2002-03-19Подача