Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к системе управления и улучшения ходовых качеств двухсекционного сочлененного вездеходного средства.
Известен "Мост транспортного средства" по описанию изобретения к а.с. СССР 1585201, кл. МПК B 62 D 9/00, опубликовано в БИ 30 15.08.90 г. (1)
Данный мост предназначен для улучшения управляемости транспортного средства за счет стабилизации движения управляемых колес при действии случайных нагрузок на колеса.
Мост содержит управляемые колеса 1, установленные на поворотных шкворнях 2, связанных с гидроцилиндром 5, который гидравлически соединен с упругим демфирующим устройством 6.
При действии боковых сил момент этих сил передается на шток гидроцилиндра 5, обеспечивая разницу давлений в полостях устройства 6, смещение штока управляющего гидроцилиндра, а следовательно, поворот управляемых колес 1 по направлению угла увода колес моста транспортного средства.
Недостатком данного моста транспортного средства является то, что он обеспечивает лишь путевую устойчивость транспортного средства, а не является фактором, обеспечивающим выполнение поворотов транспортного средства.
Целью предлагаемого изобретения является создание системы управления двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства, которая обеспечила бы большую вездеходность транспортного средства, возможность отказа в конструкции от дифференциалов и блокирующих их устройств, увеличило возможность ремонтных работ системы в условиях, далеких от механической мастерской, улучшило бы тяговые характеристики вездеходного транспортного средства.
Указанная цель достигается следующим образом. Колеса изменяемого диаметра транспортного средства выполнены, по меньшей мере, с качающимися в поперечной плоскости колеса двойными спицами, на которых расположены сектора ободов, при этом ступицы колес насажены на полую ось, сквозь которую проходит тяга-шток, выходящая за пределы ступиц на определенную величину. Внешние спицы (каждого обода) левого и правого колеса связаны шарнирно с концами тяги-штока, выходящего за пределы ступиц, посредством подпорок-тяг. Изменение диаметров колес осуществляется перемещением тяги-штока внутри полой оси.
При поиске аналога данной конструкции в доступной патентной литературе ничего похожего не обнаружено.
На фиг.1 изображен мост транспортного средства предлагаемой системы управления двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства при прямолинейном движении.
На фиг. 2 - то же, при повороте моста влево по ходу движения транспортного средства.
На фиг. 3 изображена общая компоновка колес транспортного средства и система тяг управления при прямолинейном движении.
На фиг. 4 - то же, что и на фиг.3, но при повороте транспортного средства.
Предлагаемая система управления двухсекционного сочлененного транспортного средства состоит из следующих узлов и деталей.
Внутри балки моста 1 вращается полая ось 11 с тягой-штоком 3 (фиг.1). На полую ось моста 1 насажены ступицы колес 2 с качающимися в поперечной плоскости колеса двойными спицами 5. По периферии колеса двойные спицы 5 соединены шарнирно с секторами обода 9, а так же шарнирно со ступицей колеса 2. Внешние спицы 10 соединены шарнирно через подпорки-тяги 7 с тягой-штоком 3. Каждая такая двойная спица 5 представляет собой по меньшей мере параллелограмм 4. При наклоне параллелограмма 4 его периферийное основание (сектора обода 9) остается параллельным оси моста 11.
При перемещении тяги-штока 3 влево или вправо происходит изменение диаметров качения АВ >А1В1 и соответственно поворот системы (моста) в сторону меньшего диаметра (фиг.2).
Предлагаемая конструкция системы управления сочлененного вездехода состоит из четырех колес с качающимися двойными спицами, системы рычагов и тяг, изменяющих диаметры колес и угол между передней и задней частями вездехода (фиг.3 и 4).
Предлагаемая конструкция управления вездеходом делает его достаточно маневренной машиной, способной разворачиваться с малыми радиусами поворота. Поворот происходит без применения обгонных устройств (дифференциалов), что дает улучшение его вездеходных качеств.
При всей сложности систем спиц у этой конструкции есть много положительных качеств, дающих ее эффективной в эксплуатации. Так, например, колесо состоит из простых элементов - спиц, которые легко заменить при поломке. Колеса для выполнения поворота не нужно наклонять или поворачивать. При повороте происходит автоматический наклон общей плоскости транспортного средства в сторону поворота. На колесах на секторах обода возможна установка любых протекторных устройств. Разделение обода на сегменты способствуют лучшему зацеплению за грунт и т.п.
Литература:
1. Мост транспортного средства по описанию изобретения к а.с. СССР 1585201, кл. МПК В 62 D 9/00, опубликовано в БИ 30 15.08.90 г.
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к системе управления и улучшения ходовых качеств двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства. Сущность изобретения: колеса транспортного средства имеют по меньшей мере двойные качающиеся в поперечной плоскости колеса спицы. Ступицы колес закреплены на полой оси, сквозь которую проходит тяга-шток, выходящая за пределы ступиц на определенную величину. Двойные спицы объединены в параллелограммы, у которых две стороны это сами спицы, а две другие стороны - это часть ступицы и сектор обода. При наклоне параллелограмма его периферийное основание перемещается параллельно оси транспортного средства. Внешние спицы параллелограммов имеют также шарниры, соединенные с шарнирами тяги-штока прямолинейными подпорками-тягами. Перемещение тяги-штока внутри полой оси посредством, например, выжимных подшипников уменьшает и увеличивает противоположные диаметры колес каждого моста. Увеличение одного диаметра и уменьшение другого диаметра колеса одного моста дают возможность поворота системы пары колес влево или вправо. Система рычагов и тяг синхронизирует процесс уменьшения и увеличения диаметров колес на обоих мостах с углом поворота передней части вездехода относительно задней. Технический результат заключается в улучшении типовых характеристик. 4 ил.
Система управления двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства, содержащая балку моста, укрепленные на мосту вертикальные шарниры с осью вращения колес и горизонтально расположенную трапецию управления, отличающаяся тем, что колеса выполнены по меньшей мере с двойными качающимися в поперечной плоскости колеса спицами, образующими по меньшей мере параллелограмм в поперечной плоскости колеса, а ступицы колес каждого моста закреплены на полых осях, внутри которых имеются тяги-штоки, выходящие за пределы ступиц колес, к которым шарнирно крепятся подпорки-тяги, укрепленные другими концами шарнирно на внешних сторонах параллелограммов, при этом перемещение тяг-штоков внутри полых осей каждого моста происходит синхронно и должно соответствовать углу поворота передней части вездеходного транспортного средства относительно задней.
Мост транспортного средства | 1988 |
|
SU1585201A1 |
УСТРОЙСТВО НАКЛОНА УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ПОВОРОТЕ | 1999 |
|
RU2176204C2 |
ОБОГРЕВАЕМАЯ ЛОПАТКА входного НАПРАВЛЯЮЩЕГО | 0 |
|
SU208173A1 |
US 4546997 A, 15.10.1985 | |||
US 4624469 A, 25.11.1986. |
Авторы
Даты
2003-04-27—Публикация
2001-07-10—Подача