Изобретение относится к способам обучения и может быть использовано при обучении детей чтению и письму.
Известен способ обучения ребенка чтению и письму, предупреждения и коррекции логопедических нарушений, включающий использование демонстрационных средств с рукописным изображением букв и записывание ребенком изображения на носителе при контроле за траекторией перемещения ребенком пишущего средства - патент РФ 2168772, кл. G 09 В 17/00, 2001.
Также известен аналогичный способ по патенту РФ 2120314, кл. А 61 М 21/00, 1998.
Однако указанные известные способы предусматривают работу с детьми, освоившими первые этапы обучения письму и чтению и уже проявляющими при этом наличие у них логопедических нарушений.
Задачей изобретения является обучение письму и чтению детей, лишенных навыков письма и чтения, предупреждение у них формирования логопедических нарушений и коррекция имеющихся нарушений.
Указанный технический результат достигается за счет того, что способ обучения, включающий записывание текста ребенком на носителе с использованием демонстрационного и пишущего средств, состоит из четырех этапов, на первом из которых ребенком отслеживается сформированный на демонстрационном средстве соответствующий звучащему тексту рукописный текст, на втором этапе, используя в качестве трафарета рукописный текст, выполненный из букв со свободным пространством между линиями, образующими буквы, производят написание текста путем заполнения свободного пространства между линиями букв. На третьем этапе копируют текст на прозрачном, совмещенным с рукописным текстом, используя его в качестве графического ориентира, а на четвертом этапе производят написание рукописного текста на носителе записей.
Буквы в словах рукописного текста, используемых на начальных - первом и втором этапах, разделены между собой просветами, а буквы в словах рукописного текста, используемых на следующих - третьем и четвертом этапах, соединены между собой.
Рукописные тексты представлены художественной прозой или поэзией.
Рекомендуется, чтобы на первом этапе ребенок следил за рукописным текстом путем перемещения по нему пальца.
Используемый звучащий текст либо зачитывается, либо используется его фонозапись.
На втором и третьем этапах осуществляется контроль за правильностью траектории перемещения ребенком пишущего средства по носителю записи.
Целесообразно рукописные тексты совмещать с рисунками, которые ребенок закрашивает или обводит по контурам пишущим средством, причем рекомендуется, чтобы рисунки были выполнены в виде повторяющихся негативных и/или позитивных элементов орнамента и при этом периодически повторялись.
На фиг.1 представлен рукописный текст для первого этапа обучения, имеющий орнамент на полях, выполненный из негативных и позитивных элементов; на фиг. 2 - рукописный текст, выполненный "прозрачными" буквами со свободным пространством между линиями, образующими буквы; на фиг.3 - рукописный текст, который ребенок использует на третьем этапе, перенося его на прозрачный носитель - кальку; на фиг.4 - текст, который ребенок списывает на носитель записей на четвертом этапе обучения; на фиг.5 - буквы с обозначениями, подсказывающими правильность траектории движения пишущего средства при написании букв.
Приемы и используемые технические средства облегчают ребенку преодоление серьезного барьера в освоении процесса чтения, предупреждают появление у ребенка тяжелого недуга - логопедических нарушений, и помогут ликвидировать это заболевание, если оно уже сформировалось.
Далее приводятся примеры, иллюстрирующие способ обучения.
Пример 1. Дошкольникам в возрасте 4-6 лет было предложено учебное пособие для занятий с целью обучения их письму и чтению на родном языке. Учебное пособие состояло из рукописных текстов, выполненных каллиграфически. Слова в текстах были сформированы буквами, разделенными между собой просветами, что облегчало ребенку восприятие текста на первых этапах обучения. Занимаясь со взрослыми, дети, еще не зная букв и не умея читать, улавливали ритм чтения текста, отмечали для себя паузы в голосе взрослого между словами. Тексты были знакомы детям. Преимущественно это были сказки А.С. Пушкина, стихотворения К. Я. Чуковского, многие из которых дети знали наизусть. Во время занятий, слушая чтение взрослого, дети водили по тексту пальчиком, интуитивно различая отдельные слова по интонациям взрослого, читающего текст. Красивое выполнение рукописного текста приучало сознание детей к красоте написанного. Ребенок психологически готовился к будущему красивому письму. Постепенно дети научились точно определять завершение каждого слова в тексте и начало следующего слова. В перерывах между занятиями дети раскрашивали рисунки, размещенные на левом и правом полях каждой страницы учебного пособия. Сначала каждый ребенок их неумело закрашивал, но постепенно научился не выходить за контуры рисунка. Потом ребенок постепенно научился обводить контуры рисунка, что развивало мелкую моторику его руки. Периодическое повторение одного и того же рисунка наглядно демонстрировало успехи ребенка, который все боле правильно, все более уверенно обводил контуры рисунка.
После успешного освоения детьми умения отслеживать соответствие рукописного текста звучащему голосу взрослого они перешли ко второму этапу обучения. Им были предложены другие учебные пособия - рукописные тексты, выполненные каллиграфическими "прозрачными" буквами. Дети с удовольствием водили цветным фломастером по свободным линиям, оконтуренным тонкими линиями. Взрослые контролировали правильность траектории движения фломастера по "прозрачным" буквам, подсказывали детям, объясняли, последовательно, медленно описывали вслух словесно правильную траекторию движения пишущего средства.
После успешного освоения заполнения ребенком свободных пространств в "прозрачных" буквах он с интересом и с удовольствием переходил к третьему этапу обучения. К этому времени он уже запомнил многие буквы и даже "узнавал" некоторые слова. На третьем этапе детям было предложено накладывать лист кальки на лист с рукописным текстом. Взрослые помогали детям надежно скрепить эти два листа. Под контролем взрослого, напоминающего правильные траектории движения пишущего средства, ребенок "перерисовывал" буквы на кальку. Его рука уже прошла длительную тренировку. Он все более уверенно обводил контуры букв, запоминал все большее количество букв и "узнавал" все большее количество слов, переписываемых им из рукописного текста на кальку. Текст играл для него роль "графического ориентира". Следует подчеркнуть, что на данном этапе освоения ребенком навыков письма рекомендуется использование "графического ориентира", напечатанного другим цветом, нежели цвет используемого ребенком пишущего средства, что создает лучшие условия для автокоррекции ребенком своих ошибок.
После завершения занятий на третьем этапе дети легко переходили на списывание рукописных текстов. Глядя на изображенные рукописные слова, ребенок уже легко прочитывает их и уверенно списывает в тетрадь. На предыдущих трех этапах занятий ребенок привык к красивому изображению слов. В его сознании закрепился образ красивого письма. Занятия со взрослым закрепили в его сознании правильные траектории написания букв. Ребенок списывал текст все увереннее, воспроизводил буквы правильно и красиво. Важно отметить, что все дети, которые были обучены чтению и письму с использованием приемов настоящего изобретения, в дальнейшей учебе никогда не проявляли признаков дисграфии.
Пример 2. С группой учащихся 1-3 классов общеобразовательной школы (18 человек), у которых были выявлены признаки дисграфии, провели 4 этапа занятий по методике примера 1. Поскольку дети уже имели навыки письма и чтения, все 4 этапа занятий с ними были укорочены по времени. Школьники с удовольствием посещали занятия и охотно выполняли предлагаемые им упражнения. Постепенно у детей наблюдалось исправление почерка. После завершения четырех этапов занятий признаки дисграфии не проявлял ни один из обученных учеников.
Таким образом, обучение детей способом согласно изобретению формирует у детей красивый почерк, позволяет успешно осваивать ими навыки письма и чтения, предупреждать развитие у них логопедических нарушений и корректировать имеющиеся у них логопедические нарушения.
Изобретение предназначено для использования при обучении детей, имеющих логопедические нарушения. Способ обеспечивает возможность обучения детей, лишенных навыков письма и чтения, предупреждения формирования у них логопедических нарушений и коррекции имеющихся нарушений. Способ включает четыре этапа, на первом из которых ребенком отслеживается сформированный на демонстрационном средстве соответствующий звучащему тексту рукописный текст. На втором этапе, используя в качестве трафарета рукописный текст, выполненный из букв со свободным пространством между линиями, образующими буквы, производят написание текста путем заполнения свободного пространства между линиями букв. На третьем этапе копируют текст на прозрачном носителе, совмещенном с рукописным текстом, используя его в качестве графического ориентира. На четвертом этапе производят написание рукописного текста на носителе записей. В качестве рукописного текста используется художественная поэзия или проза. 8 з.п. ф-лы, 5 ил.
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА НА БАЗЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИНЕРГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | 1995 |
|
RU2120314C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ | 2000 |
|
RU2168772C1 |
Прибор, замыкающий сигнальную цепь при повышении температуры | 1918 |
|
SU99A1 |
СТЕЛЛАЖНЫЙ ШКАФ | 1998 |
|
RU2128937C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЕМЫХ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2000 |
|
RU2168773C1 |
Авторы
Даты
2003-06-20—Публикация
2002-03-12—Подача