Изобретение относится к легкой промышленности и касается средств и приемов по устранению логопедических нарушений у учащихся.
Известен способ обучения иностранным языкам с использованием демонстрационных средств, упрощающих понимание смыслового значения и усвоение иностранных слов (Патент РФ N 2110846, G 09 B 9/06, 1998) /1/.
Однако данным известным способом не формируются навыки правильной письменной речи у тех обучаемых, у которых наблюдаются логопедические нарушения: нарушение письма - дисграфия или нарушение речи - дислексия.
Известен способ коррекции уровня грамотности учащихся, предусматривающий применение специальных средств контроля выполнения ими письменных работ (Патент РФ N 2019870, G 09 В 7/02, 1994) /2/.
Однако и данным известным способом не удается формировать навыки правильной письменной речи у лиц с логопедическими нарушениями (у логопатов).
Вместе с тем проблема устранения логопедических нарушений и формирования у логопатов навыков правильной письменной речи актуальна, поскольку обследования школьных коллективов свидетельствуют о высоком проценте учащихся с частичным расстройством процессов чтения и письма.
Известен способ формирования навыков правильной письменной речи у обучаемых с логопедическими нарушениями, включающий использование логопедом-педагогом демонстрационных средств с изображением на них информации, подлежащей считыванию и списыванию, и проверку правильности списывания контролером, который без исправления обнаруженной ошибки отмечает строку или абзац с ней с последующим ее исправлением самим обучаемым, допустившим ее (И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: ВЛАДОС, 1995, с. 76) /3/ - прототип.
Данным известным способом предусмотрен взаимоконтроль обучаемых, то есть проверку правильности написанного осуществляют сами обучаемые друг у друга. Способ решает важную задачу оперативного ознакомления логопата с той ошибкой, которую он допустил при списывании, поскольку известно, что в случае, если ученик только через день-два получает информацию о допущенной им ошибке, то обучающая ценность обнаружения ошибки практически сводится к нулю (И. Н.Садовникова. Там же, с. 97).
Однако в данном известном способе в процесс выявления ошибки вовлекаются сами обучаемые, что отнимает у них время на выполнение данной работы, и, следовательно, поток поступающей к ним информации прерывается, что отрицательно сказывается на интенсивности процесса устранения у них логопедических нарушений и на скорости формирования у них правильной письменной речи. Кроме того, применяемый данным известным способом прием ускорения проверки написанного за счет взаимоконтроля самими обучаемыми не сочетается с другими приемами, которые способствуют положительной динамике формирования правильной письменной речи у логопатов.
Техническим результатом, достигаемым настоящим изобретением, является ускорение процесса формирования правильной письменной речи за счет проявления синергизма при совмещении приемов работы с лицами, у которых наблюдается проявление расстройства процессов чтения и письма, обеспечение возможности одновременного проведения занятий с группой обучаемых любой численности.
Достигается указанный технический результат тем, что в способе формирования навыков правильной письменной речи у обучаемых с логопедическими нарушениями, включающем использование логопедом-педагогом демонстрационных средств с изображением на них информации, подлежащей считыванию и списыванию, и проверку правильности списывания контролером, который без исправления обнаруженной ошибки отмечает строку или абзац с ней с последующим ее исправлением самим обучаемым, допустившим ее, отличительной особенностью является то, что при списывании обучаемые логопаты диктуют сами себе вслух списываемое слово по слогам в соответствии с их написанием, проверку осуществляет присутствующий на занятии один или несколько ассистентов логопеда-педагога, исправление ошибок обучаемые выполняют цветным пишущим средством, проговаривая при этом слово с допущенной ошибкой вслух по слогам в соответствии с их написанием, а затем проверяют правильность исправления, сопоставляя исправленное слово с демонстрационным средством, с которого оно было списано.
В качестве демонстрационных средств рекомендуется использовать демонстрируемые перед группой обучаемых плакаты, и/или таблицы, и/или видеозаписи, и/или записи на аудиторной доске, и/или индивидуальные средства, предоставленные каждому обучаемому или по одному на двоих в виде таблиц, и/или карточек, и/или тетрадей, и/или брошюр, и/или книг, и/или экранов компьютера.
Целесообразно, чтобы на занятии в группе на каждые 10 обучаемых присутствовал один ассистент.
Рекомендуется занятия с логопатами проводить ежедневно в течение 5-30 дней при продолжительности одного занятия в 2,5-5 час без перерыва.
В течение курса занятий с логопатами рекомендуется ограничивать поступающую к ним вне занятий информацию: исключить просмотр телевизионных передач, видеозаписей, работу с компьютером и посещение зрелищных мероприятий.
Собственными многолетними исследованиями установлено, что скорость формирования навыков правильной письменной речи у логопатов можно значительно повысить и закрепить полученные навыки за короткий срок, если при работе с такими обучаемыми сочетать приемы проговаривания списываемого слова по слогам в соответствии с их написанием, а не привычным произношением в устной речи, оперативной проверки правильности списывания за счет выполнения этой работы присутствующим на занятии одного или нескольких ассистентов логопеда-педагога, использования цветных пишущих средств при самостоятельном исправлении логопатами допущенных ими ошибок, при создании максимально щадящего режима поступления информации к обучаемым в процессе проведения курса формирования у них правильной письменной речи.
Пример 1. Курс формирования навыков письменной речи у учащихся вторых-одиннадцатых классов общеобразовательной школы провели в течение 35 дней ежедневных занятий (включая выходные) по 4 часа в день без перерыва. В течение всего курса занятий школьники вне занятий не смотрели телевизионные передачи или видеозаписи, не работали с компьютером, не посещали зрелищных мероприятий. В группе находилось 17 человек с различными проявлениями логопедических нарушений. Школьников обучили последовательности действий, которую они соблюдали в течение всего курса занятий: при списывании информации с какого-либо демонстрационного средства ученики диктовали вслух сами себе списываемое слово по слогам так, как они пишутся, а не так, как они привычно звучат в устной речи. Например, слово "варится" диктовали не слогами "ва-рит-ца", а слогами: "ва-рит-ся", слово "революция" диктовали не слогами "ри-ва-лю-цы-я", как оно произносится в устной речи, а так, как оно пишется: слогами "ре-во-лю-ци-я". Списанную информацию передавали для проверки присутствующему на занятии ассистенту логопеда-педагога, который отмечал строку или абзац с обнаруженной ошибкой и возвращал тетрадь ее хозяину. Получив тетрадь с пометкой о наличии ошибки, ученик находил ее и исправлял пишущим средством красного цвета, диктуя себе вслух слово с допущенной ошибкой по слогам так, как оно пишется.
После исправления ошибки ученик проверял правильность исправления, сопоставляя исправленное слово с тем демонстрационным средством, с которого оно было списано.
После завершения курса у всех детей группы были устранены признаки логопедических нарушений, то есть у них были сформированы навыки правильной письменной речи.
В течение 6 месяцев после завершения курса за детьми продолжали наблюдать. У 12% детей наблюдали рецидив нарушений письменной речи. У всех этих школьников было отмечено негативное отношение окружающих (в школе, или дома, или в школе и дома) к их привычке диктовать себе вслух списываемые слова по слогам. Особенно раздражало окружающих то, что диктуемые слоги произносились не в соответствии с их привычным звучанием в письменной речи, а в соответствии с их написанием. При такой реакции окружающих эти дети быстро отказывались от навыка самодиктовки и, не закрепив успех, возвращались к состоянию проявления признаков дислексии и дисграфии.
Пример 2. В группе из 98 человек присутствовало 10 ассистентов логопеда-педагога. Через 27 дней занятий с соблюдением всех приемов способа согласно изобретению успешно были сформированы навыки правильной письменной речи у всех детей группы.
Таким образом, способ согласно изобретению позволяет быстро успешно формировать навыки правильной письменной речи у школьников с признаками логопедических нарушений, успешно проводить занятия с многочисленными группами, не ухудшая результатов.
Изобретение предназначено для использования при работе с логопатами с применением средств и приемов, способствующих коррекции логопедических нарушений. Для формирования навыков правильной письменной речи у обучаемых с логопедическими нарушениями логопед-педагог использует демонстрационные средства с нанесенной на них информацией, подлежащей списыванию. При списывании обучаемые диктуют сами себе вслух списываемое слово по слогам в соответствии с его написанием. Проверку правильности написания осуществляет присутствующий на занятии ассистент логопеда-педагога. При этом он не исправляет обнаруженную ошибку, а лишь отмечает строку или абзац, в которых она содержится. Исправляют допущенную ошибку сами обучаемые, используя при этом цветные пишущие средства. Процесс исправления ошибок сопровождается самодиктовкой вслух слова с допущенной ошибкой. Слово диктуется по слогам, как они пишутся, после чего исправленное слово сопоставляют с демонстрационным средством, с которого оно было списано. Обеспечивается ускорение процесса формирования правильной письменной речи, при этом группа обучаемых может быть любой численности. 4 з.п. ф-лы.
САДОВНИКОВА И.Н | |||
Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.-М.: ВЛАДОС, 1995, с.76 | |||
Устройство для постановки произношения у людей с дефектами речи | 1984 |
|
SU1727532A3 |
ОПИСАН И Е ИЗОБРЕТЕНИЯ | 0 |
|
SU404884A1 |
US 4090311 A, 23.05.1978 | |||
US 4045884 A, 06.09.1977. |
Авторы
Даты
2001-06-10—Публикация
2000-05-19—Подача