СПОСОБ Т.В.ЗОТОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ Российский патент 2003 года по МПК G09B19/00 G09B11/00 G09B17/00 

Описание патента на изобретение RU2216785C1

Изобретение относится к обучению, к используемым при этом приемам и средствам.

Известен способ обучения языкам школьников с дефектологическими нарушениями, включающий проведение ускоренных подготовительного и последующего основного курсов ежедневных продолжительных занятий в объеме полной программы общеобразовательной школы по изучаемому предмету, демонстрацию перед аудиторией школьников основных крупногабаритных демонстрационных устройств с изображением информации по теории и практике изучаемого предмета, выполненной с использованием условных обозначений и графических символов, демонстрацию дополнительных крупногабаритных демонстрационных устройств с изображением букв, выполненных рукописным шрифтом, формирование школьниками индивидуальных демонстрационных средств путем переноса пишущими средствами информации с основных и дополнительных крупногабаритных демонстрационных устройств на носитель, проговаривание вслух при считывании и самодиктант вслух при переносе информации на носитель с произношением слов так, как они пишутся (патент RU 2168772, кл. G 09 В 19/00, 2001 г.) /1/ - прототип.

Данный известный способ обеспечивает коррекцию логопедических нарушений, однако, он не рассчитан на коррекцию иных дефектологических нарушений, которые выражаются в ослабленном физическом состоянии, неумении ориентироваться во времени и в пространстве, инфантильности, боязни и отторжении школы, неуверенности в себе, в своих знаниях и способностях, в неумении обобщать, выделять частное из общего. Дефектологические нарушения могут проявляться также в нарушении произвольной и непроизвольной деятельности, в нарушении речевого развития, в умственной недостаточности, в эмоционально-волевых расстройствах.

Техническим результатом, достигаемым настоящим изобретением, является повышение эффективности обучения школьников с дефектологическими нарушениями, обеспечение коррекции их дефектологических нарушений.

Указанный техническим результат достигается тем, что в способе педагогической коррекции дефектологических нарушений у школьников, включающем проведение ускоренных подготовительного и последующего основного курсов ежедневных продолжительных занятий в объеме полной программы общеобразовательной школы по изучаемому предмету, демонстрацию перед аудиторией школьников основных крупногабаритных демонстрационных устройств с изображением информации по теории и практике изучаемого предмета, выполненной с использованием условных обозначений и графических символов, демонстрацию дополнительных крупногабаритных демонстрационных устройств с изображением букв, выполненных рукописным шрифтом, формирование школьниками индивидуальных демонстрационных приспособлений путем переноса пишущими средствами информации с основных и дополнительных крупногабаритных демонстрационных устройств на носитель, проговаривание вслух при считывании и самодиктант вслух при переносе информации на носитель с произношением слов так, как они пишутся, отличительной особенностью является то, что буквы на дополнительных крупногабаритных демонстрационных устройствах изображены в вариантах написания заглавные и прописные буквы, дополнительно изображены цифры и отдельные элементы, из которых состоят изображенные буквы, при формировании индивидуальных демонстрационных приспособлений школьники выполняют перенос информации в медленном темпе с периодическим отрывом пишущего средства от носителя, начинают формирование индивидуальных демонстрационных приспособлений с переноса на носитель цифр, сопровождая его словесным анализом визуального сопоставления изображенных цифр и букв, перенос каждого элемента, буквы или цифры начинают пишущим средством в виде простого грифельного карандаша, а к их переносу ручкой переходят только после достижения точного их воспроизведения при переносе карандашом, при переносе информации используют, по меньшей мере, три пишущих средства разного цвета, периодически сменяя одно на другое и вставляя освободившееся пишущее средство вертикально в подставку в виде горизонтальной пластины с набором вертикальных стержней, выполненных из упругого материала, диаметр промежутков между которыми меньше диаметра вставляемых в них пишущих средств, считывание, словесный анализ и перенос информации школьники чередуют с выполнением физических упражнений.

Целесообразно, чтобы школьники использовали вспомогательные малогабаритные индивидуальные демонстрационные устройства, копирующие информацию, изображенную на крупногабаритных демонстрационных устройствах.

Рекомендуется, чтобы при словесном анализе визуального сопоставления цифр и букв школьники выявляли одинаковые и сходные элементы, а также элементы, изображаемые параллельно, перпендикулярно, симметрично, справа, слева, выше или ниже.

Предпочтительно, чтобы считывание, словесный анализ и списывание школьники чередовали с выполнением физических упражнений с растяжением и с расслаблением, дыхательных упражнений, массажа пальцев и кистей рук, выполняли манипулирование мелкими предметами в кистях рук, ритмичные танцы, сопровождаемые пением песен со словами, описывающими выполняемые движения и их направление, лепку объемных цифр, букв, изображений окружающих предметов, а также выполняли телом, конечностями или мимикой движения, имитирующие написание букв, их элементов и цифр в пространстве.

Движения, имитирующие написание букв, их элементов и цифр в пространстве, школьники могут выполнять с использованием малогабаритных индивидуальных демонстрационных средств с изображениями, написание которых они имитируют.

Рекомендуется, чтобы перед проведением основного курса школьники выполнили самостоятельную работу, правильность выполнения которой они проверят самостоятельно после завершения основного курса.

Указанный технический результат достигается также тем, что во время проведения занятий формируют основную группу школьников, из которой постоянно выводят, по меньшей мере, в одну вспомогательную группу и возвращают из нее в основную группу тех школьников, которые, соответственно, отстают или опережают членов своей группы по скорости и по качеству усвоения информации по изучаемому предмету, при этом занятия во вспомогательной группе проводит ассистент педагога.

При проведении курсов школьники выполняют самостоятельные работы, проверку правильности выполнения которых осуществляют во время занятий, по меньшей мере, один ассистент педагога, при этом он отмечает страницу с допущенными ошибками, а их исправление самостоятельно выполняют школьники, используя при этом пишущее средство красного цвета, затем они переносят на носитель исправленный элемент правильно, выделяя исправленное красным цветом, и обводят выписанный элемент рамкой красного цвета.

Исправленными элементами являются элементы, выбранные из группы слово, словосочетание, предложение, математическое выражение, химическая формула.

Многолетние собственные наблюдения показали, что при обучении детей с дефектологическими нарушениями не только дошкольного, но и школьного возраста (независимо от возраста и класса, посещаемого ими в общеобразовательной школе) необходимо обращать особое внимание на развитие у них мелкой моторики кистей рук, на развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени, на развитие умения проводить визуальное сопоставление графических элементов, окружающих предметов, умения делать обобщения, выводы. Поэтому способом согласно изобретению предусмотрено проведение перед основным курсом ускоренного обучения дополнительного ускоренного подготовительного курса, назначение которого состоит в выполнении действий, развивающих мелкую моторику кистей рук школьников, укрепляющих их физически, развивающих их умственный потенциал. Особо важное значение при работе со школьниками, страдающими дефектологическими нарушениями, является ускоренность курсов, сжатость информации во времени, что наиболее эффективно запоминается и качественно усваивается. Регулярное выполнение школьниками необходимых физических упражнений, обучение их навыкам ориентации в пространстве и во времени, навыкам правильного размещения информации на носителе, навыкам логического мышления способствует дальнейшему беспрепятственному применению ими в учебе и в повседневной жизни усвоенных навыков, знании, умений.

На фиг. 1 изображена запись, сделанная школьником А. перед началом посещения подготовительного курса по русскому языку "Ликвидатор безграмотности".

На фиг.2 изображена запись, сделанная школьником А. после 5 дней посещения подготовительного курса по русскому языку "Ликвидатор безграмотности".

На фиг.3 изображены примеры самостоятельного выполнения школьниками работы над ошибками.

Ниже приведены примеры реализации изобретения.

Пример 1. На курсах русского языка "Ликвидатор безграмотности" со школьниками, имеющими дефектологические нарушения, проводили ускоренные подготовительный и основной курсы обучения. Занятия проводили ежедневно по 2,5-5 ч каждое в течение 5-30 дней. За полный (основной и подготовительный) курс школьникам излагали полную программу общеобразовательной школы по изучаемому предмету. Занятия проводили с группой из 12 человек, состоящей из школьников 2-11-х классов общеобразовательной школы. Во время занятий педагог демонстрировал перед аудиторией школьников основные крупногабаритные демонстрационные устройства (средства) с изображением информации по теории и практике изучаемого предмета. Информация на демонстрационных средствах была нанесена с использованием условных обозначений и графических символов. Основными крупногабаритными демонстрационными устройствами (средствами) служили аудиторная доска, плакаты, крупный телевизионный экран, устройство с бегущей строкой. Помимо основных демонстрационных устройств (средств) преподаватель использовал также дополнительные крупногабаритные демонстрационные устройства (средства) с изображением цифр и букв, выполненных рукописным шрифтом. Используя крупногабаритные демонстрационные устройства (средства), школьники формировали индивидуальные демонстрационные устройства (средства) путем переноса с них информации на носитель. Носителем служили бумага, дощечка с мягким покрытием рабочей поверхности, слой песка. Школьники начинали формирование индивидуальных демонстрационных устройств (средств) с переноса на носитель цифр. При этом рабочая поверхность носителя была разлинована в клетку. Школьники при переносе размещали каждую цифру внутри клетки с интервалом между цифрами в одну клетку. В итоге цифры размещались на носителе аккуратными рядами и столбцами, что формировало у детей с дефектологическими нарушениями не только умение правильно размещать информацию на носителе, но и умение ориентироваться в пространстве. Слева на рабочей поверхности носителя школьники регулярно оставляли свободное поле шириной в 4 клетки. Это также способствовало развитию их умения ориентироваться в пространстве, мобилизовало их внимание. В качестве пишущего средства школьники сначала использовали простой карандаш с мягким грифелем. Это не требовало применения больших физических усилий кисти руки, что очень важно при обучении детей с ослабленным физическим здоровьем, с неразвитой мелкой моторикой кистей рук. Перенос на носитель каждой цифры карандашом школьники выполняли несколько раз, до тех пор, пока не добивались ее точного воспроизведения. Точность воспроизведения переносимой информации формировала умение сопоставлять, сравнивать, мобилизовало внимание. Затем школьники переходили к списыванию тех же цифр несколько раз с помощью ручки. Перенос на носитель каждой следующей цифры школьники начинали только после того, как добивались точного воспроизведения на письме предыдущей цифры. В процессе переноса цифр на носитель школьники проводили их словесное письменное сопоставление между coбoй и с буквами. Например, отмечали, что волнистый элемент внизу у цифры "2" имеет то же написание, что и волнистый элемент вверху у цифры "5". Этот элемент присутствует также в написании заглавной буквы "Н". Он повторяется также в заглавной букве "А". Такой сопоставительный анализ способствовал развитию зрительной памяти школьников, делал элементы букв знакомыми, простыми и понятными, легко воспроизводимыми на письме, развивал наблюдательность, умение обобщать, выделять частное из общего. Проведение сопоставительного анализа способствовало развитию логического мышления, акцентировало внимание на сходстве изображаемых элементов цифр и букв, формировало потребность в анализе окружающих предметов. Начало переноса информации на носитель именно с цифр готовило школьников к дальнейшему переносу букв. Более мелкие цифры по сравнению с заглавными буквами легче воспроизводились на письме, тренировали руку перед переносом букв. Затем школьники переходили к последовательному переносу всех применяемых на практике вариантов написания заглавных букв, элементов, из которых они состоят. Отработка правильного переноса каждого отдельного элемента, из набора которых состоит буква, упрощало письменное воспроизведение букв, делало его простым, легко исполняемым. Школьники с дефектологическими нарушениями постепенно освобождались от присущего им страха перед трудностями письма. Предварительный перенос на носитель каждого элемента буквы простым грифельным карандашом тренировало кисть, укрепляло ее, развивало ее мелкую моторику. К моменту перехода к переносу буквы ручкой траектория движения пишущего средства по носителю уже была усвоена. Результатом письменного правильного воспроизведения всех цифр и букв явилось не только формирование аккуратного почерка, но и умение правильно располагать написанное на носителе, что в дальнейшем способствовало развитию навыков правильной ориентации в пространстве. Этому способствовало также проведение подробного словесного анализа при списывании каждой буквы и цифры. В анализ входило обязательное выявление сходных элементов, их взаимное расположение, выявление параллельных, взаимно перпендикулярных элементов, закрепление понятий "справа", "слева", "выше", "ниже". Весь процесс переноса информации на носитель школьники выполняли в медленном темпе, что обеспечивало наибольшую эффективность усвоения и правильное воспроизведение переносимой информации. Школьники осуществляли перенос информации с периодическим отрывом пишущего средства от носителя, что способствовало концентрации их внимания, развивало навыки пространственной ориентации. Ориентиром для правильного переноса информации служили дополнительные крупногабаритные демонстрационные устройства (средства) с изображением списываемых цифр, букв и элементов, из которых они состоят. На данном этапе работы школьникам удобно было пользоваться и дополнительными малогабаритными демонстрационными устройствами (средствами). На них была скопирована та информация, которая была размещена на крупногабаритных демонстрационных устройствах (средствах). Индивидуальные демонстрационные устройства представляли собой табличка, листы-карточки. Ими служили также дисплеи персональных компьютеров. Близость размещения таких дополнительных малогабаритных демонстрационных устройств (средств) облегчала списывание особенно для детей с ослабленным зрением, с неразвитым умением концетрировать внимание.

Тех школьников, которые отставали в скорости и в качестве усвоения заданий, переводили из основной группы во вспомогательные, где с ними занимался ассистент педагога. Как только один из школьников вспомогательной группы догонял по скорости и качеству усвоения материала школьников основной группы, его переводили в нее.

При работе с основными крупногабаритными демонстрационными устройствами (средствами) школьники регулярно использовали прием громкого считывания с них информации с произношением слов так, как они пишутся. Громкое считывание проводилось в медленном темпе. Привычка считывания вслух слов так, как они пишутся, готовила школьников к дальнейшему формированию у них правильной письменной речи. При переносе информации с основных демонстрационных устройств (средств) на носитель школьники использовали, по меньшей мере, три пишущих средства разного цвета. Меняя цвет пишущего средства, они вставляли освобождающееся пишущее средство в специальную подставку и вынимали из нее пишущее средство другого цвета. Подставка устроена так, что размещение в ней пишущего средства и извлечение его из нее требует некоторого физического усилия кисти. Это постоянно тренирует кисть, поскольку за время одного продолжительного занятия школьники многократно заменяют одно пишущее средство другим.

Для развития мелкой моторики кистей рук занятия на подготовительном курсе регулярно прерывались манипулированием в кистях мелких предметов. Укреплению физического состояния детей способствовало периодическое выполнение во время занятий физических упражнений с растяжением и расслаблением, дыхательных упражнений. Периодически прерывая занятия, дети выполняли также ритмичные танцы, которые сопровождались пением. Для развития умения ориентироваться в пространстве слова песен описывали выполняемые детьми движения и их направление. Постепенно прочно усваивались понятия "справа" и "слева". Упражнения, имитирующие написание в пространстве букв или цифр движениями конечностей, тела, головы, плеч, мимики, способствовали усвоению правильной траектории пишущего средства при переносе информации на носитель, а также одновременно способствовали укреплению физического состояния детей. Удобным ориентиром для правильного воспроизведения движений в пространстве являлись вспомогательные малогабаритные индивидуальные демонстрационные устройства (средства). Например, ребенок описывает в воздухе траекторию движения кисти при написании буквы над вспомогательным индивидуальным малогабаритным демонстрационным устройством (средством) - над лежащей перед ним табличкой с написанной данной буквой или перед иным вспомогательным индивидуальным демонстрационным устройством (средством) - перед дисплеем персонального компьютера, на котором изображена данная буква.

Перед переходом к занятиям основного курса школьникам продиктовали диктант и оставили его без проверки до завершения основного курса. Во время проведения занятий основного курса дети постоянно использовали прием считывания вслух и самодиктанта вслух с произношением слов так, как они пишутся. При выполнении школьниками самостоятельных paтoт правильность их выполнения проверял ассистент педагога. При этом он отмечал красным цветом страницу, на которой допущена ошибка, не исправляя ее. После проверки школьники самостоятельно находили ошибку, исправляли ее пишущим средством красного цвета, переносили слово на носитель правильно, выделив исправленную ошибку красным цветом, и обводили его рамкой красного цвета (см. фиг.3). После завершения занятий основного курса школьникам возвращали тетрадь с диктантом, написанным ими до начала курса. Школьники самостоятельно проверяли его и самостоятельно исправляли допущенные ими ошибки. Сначала дети реагировали отчаянием, обнаружив большое число ошибок, по мере их исправления они обретали уверенность в себе. Это способствовало эмоциональному восприятию правильности написания слов с допущенными ошибками и прочному, качественному запоминанию правильного написания этих слов.

Пример 2. Школьник А., возраст 15 лет, дисграфик, дислексик, частые головные боли, связанные с умственным напряжением, быстрая утомляемость, дефицит внимания. Диагноз: астено-невротический синдром. За восемь лет обучения в школе был вынужден сменить четыре школы, в каждой из которых был признан не обучаемым. Перед началом посещения ускоренных курсов русского языка "Ликвидатор безграмотности" выполнил запись с информацией о себе (см. фиг.1). Через 5 дней посещения подготовительного курса с приемами, описанными в примере 1, у него заметно улучшился почерк (см. фиг.2). Он научился правильно и аккуратно размещать информацию на носителе. Впервые появился интерес к занятиям в школе. Успеваемость улучшилась. По мнению родителей, школьник А. стал увереннее в себе, стал самостоятельно и правильно выполнять домашние задания. Стал регулярно читать, от чего до посещения курсов отказывался. Возобновил занятия с саксофоном, от игры на котором раньше отказался. Стал обучаться игре на гитаре по собственной инициативе. После завершения посещения подготовительного и основного курсов повысилась грамотность письма, резко снизилось количество дисграфических ошибок, со временем он больше их не допускал. Заметно повысилась успеваемость по всем другим предметам общеобразовательной школы. Учебный год в общеобразовательной школе закончил без "троек".

Пример 3. По методике примера 1 дети школьного возраста с дефектологическими нарушениями прошли ускоренные курсы продолжительных ежедневных занятий по ряду предметов общеобразовательной школьной программы: по химии, физике, математике. По окончании занятий у 68% детей больше не проявлялась дисграфия и дислексия, у остальных детей признаки дисграфии и дислексии проявлялись все реже и постепенно были ликвидированы. Дети обрели уверенность в себе, в своих знаниях. Ориентация в пространстве и во времени стала нормальной. Они легко выделяли частное из общего, логическое мышление стало соответствовать их возрасту, повысилась успеваемость по всем предметам общеобразовательной школы.

Таким образом, способ согласно изобретению позволяет успешно повышать качество усвоения информации не только по изучаемому, но и по другим школьным предметам при обучении детей с дефектологическими нарушениями, корректировать и частично или полностью устранять дефектологические нарушения.

Похожие патенты RU2216785C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2005
  • Ростовцев Альберт Николаевич
  • Соколова Елена Михайловна
  • Соколов Алексей Александрович
RU2302040C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168772C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЕМЫХ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168773C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАБЛЮДАЮЩИХСЯ У ПСИХИАТОРОВ, ПСИХОНЕВРОЛОГОВ И НЕВРОПАТОЛОГОВ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2203103C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168770C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168771C1
СПОСОБ ЗОТОВОЙ Т.В. ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЕМЫХ 1998
  • Зотова Т.В.
RU2143747C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛУ ЯЗЫКА - МОРФОЛОГИИ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168769C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 2004
  • Ростовцев Альберт Николаевич
  • Соколова Елена Михайловна
  • Соколов Алексей Александрович
RU2287190C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2171502C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 216 785 C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ Т.В.ЗОТОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ

Использование: при обучении детей школьного возраста с дефектологическими нарушениями. Сущность изобретения: с детьми, имеющими дефектологические нарушения, проводят ускоренные подготовительный и основной курсы обучения. Занятия продолжительностью 2,5-5 ч проводят ежедневно в течение 5-30 дней. На занятиях детям демонстрируют основные крупногабаритные демонстрационные устройства с информацией по изучаемому предмету в полном объеме программы общеобразовательной школы и дополнительные крупногабаритные демонстрационные устройства, на которых рукописным шрифтом изображены цифры, заглавные и прописные буквы и элементы, из которых они состоят. Кроме того, каждого школьника снабжают индивидуальными вспомогательными малогабаритными демонстрационными устройствами. При переносе информации с основных и дополнительных крупногабаритных демонстрационных устройств, а также с индивидуальных малогабаритных демонстрационных устройств на носитель школьники формируют индивидуальные демонстрационные приспособления. Занятия периодически чередуют с выполнением физических упражнений манипулированием в кисти мелкими предметами, движениями конечностями, телом, мимикой, имитирующими написание в пространстве цифр, букв, элементов, из которых они состоят. При переносе на носитель цифр и букв проводят словесный сопоставительный анализ сходства между собой элементов, из которых они состоят. Перед началом основного курса школьники выполняют самостоятельную работу по изучаемому предмету, а правильность выполнения работы они проверяют самостоятельно после завершения основного курса. Те самостоятельные работы, которые выполняют школьники на занятиях, проверяет во время занятии ассистент педагога. Он не исправляет ошибки, а помечает страницу, на которой они допущены. Школьники самостоятельно исправляют ошибку и выполняют работу над ошибками, выделяя исправление пишущим средством красного цвета. Во время занятий по основному курсу школьники используют, по меньшей мере, три пишущих средства разного цвета, периодически сменяя одно средство на другое и вставляя освободившееся средство в подставку, при пользовании которой им приходится применять некоторое усилие кисти руки. По завершении занятий на подготовительном и основном курсах школьники частично или полностью освобождаются от признаков дефектологических нарушений. Способ обеспечивает повышение качества и эффективности обучения и коррекцию дефектологических нарушений. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 216 785 C1

1. Способ педагогической коррекции дефектологических нарушений у школьников, включающий проведение курсов занятий в объеме программы общеобразовательной школы с использованием демонстрационных средств с представленной на них информацией в виде изображенных букв, формирование школьниками индивидуальных демонстрационных приспособлений путем переноса пишущими средствами на носитель информации с демонстрационных средств, проговаривание вслух и самодиктант вслух переносимой на носитель информации, отличающийся тем, что он состоит из ускоренного подготовительного и последующего основного курсов, первый из которых включает выполнение физических упражнений, развивающих мелкую моторику кистей рук, навыки ориентации в пространстве и во времени, размещения информации на носителе и логического мышления, а второй - ежедневные продолжительные занятия в объеме программы по изучаемому предмету с демонстрацией крупногабаритных демонстрационных устройств с изображением информации по теории и практике изучаемого предмета, выполненной с использованием условных обозначений и графических символов и с демонстрацией крупногабаритных демонстрационных устройств с изображением букв, выполненных рукописным шрифтом, при этом на демонстрационных устройствах буквы изображены в заглавных и прописных вариантах, дополнительно изображены цифры и отдельные элементы, из которых состоят буквы и цифры, при формировании индивидуальных демонстрационных приспособлений перенос информации выполняется в медленном темпе с периодическим отрывом пишущего средства от носителя, причем формирование приспособлений начинают с переноса на носитель цифр, сопровождая его словесным анализом визуального сопоставления изображенных букв и цифр, перенос каждого элемента, буквы или цифры начинают с использования грифельного карандаша, переходя в ручке только после достижения точного их воспроизведения, при этом считывание, словесный анализ и перенос информации чередуют с выполнением физических упражнений. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при переносе информации на носитель используют по меньшей мере три пишущих средства разных цветов, периодически сменяя одно на другое и вставляя освободившееся пишущее средство вертикально в подставку в виде пластины с набором вертикальных упругих стержней. 3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что школьники используют вспомогательные малогабаритные индивидуальные демонстрационные устройства, копирующие информацию, изображенную на крупногабаритных демонстрационных устройствах. 4. Способ по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что при словесном анализе визуального сопоставления цифр и букв школьники выявляют одинаковые и сходные элементы, а также элементы, изображаемые параллельно, перпендикулярно, симметрично, справа, слева, выше или ниже. 5. Способ по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что школьники выполняют физические упражнения с растяжением и с расслаблением, дыхательные упражнения, массаж пальцев и кистей рук, манипулирование мелкими предметами в кистях рук, ритмичные танцы, сопровождаемые пением песен со словами, описывающими выполняемые движения и их направление, лепку объемных цифр, букв, изображений окружающих предметов, а также выполняют телом, конечностями или мимикой движения, имитирующие написание букв, их элементов и цифр в пространстве. 6. Способ по любому из пп. 1-5, отличающийся тем, что движения, имитирующие написание букв, их элементов и цифр в пространстве, школьники выполняют с использованием малогабаритных индивидуальных демонстрационных средств с изображениями, написание которых они имитируют. 7. Способ по любому из пп. 1-6, отличающийся тем, что перед проведением основного курса школьники выполняют самостоятельную работу, правильность выполнения которой они проверяют самостоятельно после завершения основного курса. 8. Способ по любому из пп. 1-7, отличающийся тем, что во время проведения занятий формируют основную группу школьников, из которой постоянно выводят, по меньшей мере, в одну вспомогательную группу и возвращают из нее в основную группу тех школьников, которые соответственно отстают или опережают членов своей группы по скорости и по качеству усвоения информации по изучаемому предмету, при этом занятия во вспомогательной группе проводит ассистент педагога. 9. Способ по любому из пп. 1-8, отличающийся тем, что при проведении курсов школьники выполняют самостоятельные работы, проверку правильности выполнения которых осуществляет во время занятий, по меньшей мере, один ассистент педагога, при этом он отмечает страницу с допущенными ошибками, а их исправление самостоятельно выполняют школьники, используя при этом пишущее средство красного цвета, затем они наносят на носитель исправленный элемент правильно, выделяя исправленное красным цветом, и обводят выписанный элемент рамкой красного цвета. 10. Способ по любому из пп. 1-9, отличающийся тем, что исправленными элементами являются элементы, выбранные из группы слово, словосочетание, предложение, математическое выражение, химическая формула.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2216785C1

СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168772C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЕМЫХ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168773C1
ПОСОБИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ 1991
  • Гладушина Раиса Михайловна
  • Попов Александр Павлович
  • Гладушин Александр Иванович
RU2032230C1
Устройство для постановки произношения у людей с дефектами речи 1984
  • Эндре Беки
  • Ференц Будахедьи
  • Золтан Ковач
SU1727532A3
US 4090311 А, 23.05.1978
US 4045884 А, 06.09.1977.

RU 2 216 785 C1

Авторы

Зотова Т.В.

Даты

2003-11-20Публикация

2002-08-28Подача