Изобретение относится к электрическим машинам и может быть использовано в следящих приводах.
Известны двигатели, например асинхронные двигатели серии ДМЧЦ [1], содержащие ротор, статор с обмотками и алюминиевый корпус. Для получения наилучших технических характеристик двигателя воздушный зазор между ротором и статором должен обладать минимальным магнитным сопротивлением, т.е. должен быть минимальным. Практически зазор приходится увеличивать на величину технологических допусков соосности несущих деталей и на величину радиального смещения статора в условиях повышенных рабочих температур из-за разности коэффициентов линейного расширения материалов статора (железа) и корпуса двигателя, например алюминиевого сплава.
Недостатком конструкции данных двигателей является возможность радиального смещения статора относительно ротора в условиях повышенных рабочих температур от увеличения зазора в посадке статор-корпус из-за разных коэффициентах линейного расширения материалов статора (железо) и корпуса (алюминиевый сплав), в котором по определенной посадке закрепляется статор.
Это приводит к нарушению равномерности воздушного зазора между ротором и статором и, как следствие, нарушению взаимной уравновешенности магнитных сил взаимодействия полюсов статора и ротора, что в свою очередь вызывает возникновение радиальной силы, приложенной к ротору и воспринимаемой подшипниками. Эта дополнительная (паразитная) нагрузка сокращает срок службы подшипников.
Неравномерность воздушного зазора также может привести к задеванию ротора о статор, при этом возможно повреждение пластин, из которых набран статор или ротор. Между пластинами нарушается электрическая изоляция, возникают значительные вихревые токи, происходит местный перегрев пластин и подгорание обмоток статора или ротора.
Изобретение направлено на повышение надежности двигателя путем сохранения постоянного минимального кольцевого зазора между ротором и статором в условиях изменения рабочих температур.
Это достигается тем, что на обоих торцах пакета статора в трех точках жестко закреплены два компенсационных кольца, выполненные из материала с коэффициентом линейного расширения, одинаковым с материалом корпуса двигателя. В корпус двигателя статор устанавливается по определенной переходной посадке.
При любом изменении рабочей температуры зазор между наружным диаметром компенсационных колец и посадочной поверхностью корпуса двигателя при одном и том же коэффициенте линейного расширения материала не будет изменяться и не будет происходить радиального смещения статора, следовательно, не будет происходить изменения воздушного зазора между ротором и статором.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где приведен двигатель с местным продольным разрезом.
На торцах пакета статора 1 жестко в трех точках закреплены два компенсационных кольца 2, выполненные из того же материала, что и корпус 3 двигателя. Компенсационные кольца 2 обработаны по наружному диаметру совместно с наружным диаметром пакета статора.
При повышении рабочей температуры посадочный диаметр корпуса 3 двигателя будет увеличиваться. На такую же величину увеличится и наружный диаметр компенсационных колец 2, т. к. они выполнены из материалов с одинаковыми коэффициентами линейного расширения, например алюминиевого сплава, при этом радиального смещения статора не происходит, зазор Δ между ротором и статором остается постоянным, следовательно, технические характеристики, зависящие от постоянства зазора между ротором и статором не ухудшаются.
Более того, исключение радиального смещения статора позволяет уменьшить зазор между ротором и статором Δ на величину исключаемого радиального смещения, что в свою очередь также ведет к повышению технических характеристик двигателя, в частности увеличению крутящего момента.
Данное техническое решение проверено на опытном образце. Результаты положительные.
Литература
1 Двигатели асинхронные серии ДМЧЦ. Технические условия ТУ 16-510.340-71.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2267855C2 |
БЕСКОНТАКТНЫЙ МОМЕНТНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2005 |
|
RU2285322C1 |
Автоматическое устройство термомеханического управления радиальным зазором между концами рабочих лопаток ротора и статора компрессора или турбины двухконтурного газотурбинного двигателя | 2018 |
|
RU2684073C1 |
Автоматическое устройство термомеханического управления радиальным зазором между концами рабочих лопаток ротора и статора компрессора или турбины газотурбинного двигателя | 2018 |
|
RU2691000C1 |
Способ предотвращения деформации высокотемпературного вращающегося дискового теплообменника | 2019 |
|
RU2716638C1 |
Высокотемпературный вращающийся дисковый теплообменник | 2019 |
|
RU2716639C1 |
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2345466C1 |
Способ компенсации деформации высокотемпературного вращающегося дискового теплообменника | 2019 |
|
RU2716636C1 |
Силиконовые уплотнения высокотемпературного вращающегося дискового теплообменника | 2019 |
|
RU2716640C1 |
МИКРОМОТОР И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2187189C2 |
Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам, и может быть использовано в следящих приводах. Техническая задача от использования данного изобретения состоит в повышении и надежности двигателя путем сохранения постоянного минимального кольцевого зазора между ротором и статором в условиях изменения рабочих температур. Сущность изобретения состоит в том, что на противоположных торцах пакета статора жестко закреплены компенсационные кольца, выполненные из материала, имеющего одинаковый коэффициент линейного расширения с материалом корпуса двигателя. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1993 |
|
RU2065655C1 |
RU 2058646 C1, 20.04.1996 | |||
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1987 |
|
SU1704595A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
ГОЛЬДБЕРГ О.Д | |||
и др | |||
Проектирование электрических машин | |||
- М.: Высшая школа, 1984, с.41. |
Авторы
Даты
2003-06-27—Публикация
2001-08-17—Подача