ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2003 года по МПК H02K5/02 H02K1/18 

Описание патента на изобретение RU2207689C2

Изобретение относится к электрическим машинам и может быть использовано в следящих приводах.

Известны двигатели, например асинхронные двигатели серии ДМЧЦ [1], содержащие ротор, статор с обмотками и алюминиевый корпус. Для получения наилучших технических характеристик двигателя воздушный зазор между ротором и статором должен обладать минимальным магнитным сопротивлением, т.е. должен быть минимальным. Практически зазор приходится увеличивать на величину технологических допусков соосности несущих деталей и на величину радиального смещения статора в условиях повышенных рабочих температур из-за разности коэффициентов линейного расширения материалов статора (железа) и корпуса двигателя, например алюминиевого сплава.

Недостатком конструкции данных двигателей является возможность радиального смещения статора относительно ротора в условиях повышенных рабочих температур от увеличения зазора в посадке статор-корпус из-за разных коэффициентах линейного расширения материалов статора (железо) и корпуса (алюминиевый сплав), в котором по определенной посадке закрепляется статор.

Это приводит к нарушению равномерности воздушного зазора между ротором и статором и, как следствие, нарушению взаимной уравновешенности магнитных сил взаимодействия полюсов статора и ротора, что в свою очередь вызывает возникновение радиальной силы, приложенной к ротору и воспринимаемой подшипниками. Эта дополнительная (паразитная) нагрузка сокращает срок службы подшипников.

Неравномерность воздушного зазора также может привести к задеванию ротора о статор, при этом возможно повреждение пластин, из которых набран статор или ротор. Между пластинами нарушается электрическая изоляция, возникают значительные вихревые токи, происходит местный перегрев пластин и подгорание обмоток статора или ротора.

Изобретение направлено на повышение надежности двигателя путем сохранения постоянного минимального кольцевого зазора между ротором и статором в условиях изменения рабочих температур.

Это достигается тем, что на обоих торцах пакета статора в трех точках жестко закреплены два компенсационных кольца, выполненные из материала с коэффициентом линейного расширения, одинаковым с материалом корпуса двигателя. В корпус двигателя статор устанавливается по определенной переходной посадке.

При любом изменении рабочей температуры зазор между наружным диаметром компенсационных колец и посадочной поверхностью корпуса двигателя при одном и том же коэффициенте линейного расширения материала не будет изменяться и не будет происходить радиального смещения статора, следовательно, не будет происходить изменения воздушного зазора между ротором и статором.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где приведен двигатель с местным продольным разрезом.

На торцах пакета статора 1 жестко в трех точках закреплены два компенсационных кольца 2, выполненные из того же материала, что и корпус 3 двигателя. Компенсационные кольца 2 обработаны по наружному диаметру совместно с наружным диаметром пакета статора.

При повышении рабочей температуры посадочный диаметр корпуса 3 двигателя будет увеличиваться. На такую же величину увеличится и наружный диаметр компенсационных колец 2, т. к. они выполнены из материалов с одинаковыми коэффициентами линейного расширения, например алюминиевого сплава, при этом радиального смещения статора не происходит, зазор Δ между ротором и статором остается постоянным, следовательно, технические характеристики, зависящие от постоянства зазора между ротором и статором не ухудшаются.

Более того, исключение радиального смещения статора позволяет уменьшить зазор между ротором и статором Δ на величину исключаемого радиального смещения, что в свою очередь также ведет к повышению технических характеристик двигателя, в частности увеличению крутящего момента.

Данное техническое решение проверено на опытном образце. Результаты положительные.

Литература
1 Двигатели асинхронные серии ДМЧЦ. Технические условия ТУ 16-510.340-71.

Похожие патенты RU2207689C2

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Рудаков Евгений Алексеевич
  • Калинин Юрий Иванович
RU2267855C2
БЕСКОНТАКТНЫЙ МОМЕНТНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Епифанов Олег Константинович
RU2285322C1
Автоматическое устройство термомеханического управления радиальным зазором между концами рабочих лопаток ротора и статора компрессора или турбины двухконтурного газотурбинного двигателя 2018
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторинович
RU2684073C1
Автоматическое устройство термомеханического управления радиальным зазором между концами рабочих лопаток ротора и статора компрессора или турбины газотурбинного двигателя 2018
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторинович
RU2691000C1
Способ предотвращения деформации высокотемпературного вращающегося дискового теплообменника 2019
  • Костюков Андрей Вениаминович
  • Надарейшвили Гиви Гурамович
RU2716638C1
Высокотемпературный вращающийся дисковый теплообменник 2019
  • Костюков Андрей Вениаминович
  • Надарейшвили Гиви Гурамович
RU2716639C1
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2007
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Витязь Петр Александрович
  • Мышкин Николай Константинович
  • Ковальчук Геннадий Филиппович
  • Мардосевич Елена Ивановна
  • Бармина Ирина Казимировна
  • Заведеев Василий Васильевич
  • Ломако Василий Геннадьевич
  • Песецкий Степан Степанович
RU2345466C1
Способ компенсации деформации высокотемпературного вращающегося дискового теплообменника 2019
  • Костюков Андрей Вениаминович
  • Надарейшвили Гиви Гурамович
RU2716636C1
Силиконовые уплотнения высокотемпературного вращающегося дискового теплообменника 2019
  • Костюков Андрей Вениаминович
  • Надарейшвили Гиви Гурамович
RU2716640C1
МИКРОМОТОР И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Дроганов В.П.
  • Комаров Д.М.
  • Свиридов К.Н.
RU2187189C2

Реферат патента 2003 года ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам, и может быть использовано в следящих приводах. Техническая задача от использования данного изобретения состоит в повышении и надежности двигателя путем сохранения постоянного минимального кольцевого зазора между ротором и статором в условиях изменения рабочих температур. Сущность изобретения состоит в том, что на противоположных торцах пакета статора жестко закреплены компенсационные кольца, выполненные из материала, имеющего одинаковый коэффициент линейного расширения с материалом корпуса двигателя. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 207 689 C2

1. Двигатель, содержащий статор, ротором и корпус, отличающийся тем, что на противоположных торцах пакета статора жестко закреплены компенсационные кольца, выполненные из материала, имеющего одинаковый коэффициент линейного расширения с материалом корпуса двигателя. 2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что компенсационные кольца жестко закреплены на пакете статора в трех точках.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2207689C2

СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1993
  • Авроров А.Б.
  • Белянин В.К.
  • Виноградов Е.Н.
RU2065655C1
RU 2058646 C1, 20.04.1996
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1987
  • Кононенко А.П.
  • Родькин Д.И.
  • Калиниченко Ю.П.
  • Курносова И.А.
  • Щербаков В.В.
SU1704595A1
Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1
ГОЛЬДБЕРГ О.Д
и др
Проектирование электрических машин
- М.: Высшая школа, 1984, с.41.

RU 2 207 689 C2

Авторы

Аксенов Е.П.

Вяткин В.Н.

Корнилов С.Ф.

Маклаков Ю.А.

Харитонов А.Н.

Даты

2003-06-27Публикация

2001-08-17Подача