СПОСОБ РАСКОНСЕРВАЦИИ КАРЬЕРА Российский патент 2003 года по МПК E21C41/26 

Описание патента на изобретение RU2209309C2

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.

Отработку крутопадающих месторождений глубокими карьерами осуществляют поэтапно. Такая разбивка карьерного поля на этапы разработки позволяет резко снизить в первый период эксплуатации коэффициент вскрыши и, следовательно, работать с максимальной эффективностью. Для этого внутри конечных контуров карьера намечают промежуточный контур. При этом работы на горизонтах ведут сначала до этой границы, оставляя только транспортные бермы. В дальнейшем переходят на последующую очередь разработки путем расконсервации временных бортов карьера. Разнос временного нерабочего борта карьера осуществляют в том случае, когда резко уменьшается фронт работ по добыче или уменьшается объем вскрышных работ в промежуточных контурах карьера. Понижение горных работ при расконсервации временного борта карьера должно быть достаточно интенсивным, чтобы обеспечить бесперебойную работу карьера по добыче руды и своевременный выход горных работ на конечный контур карьера.

Известен способ расконсервации временных бортов карьеров, включающий последовательное расширение уменьшенных площадок на горизонтах до размеров рабочих площадок, транспортировку горной массы автосамосвалами с использованием съездов. Для того, чтобы начать работы на нижележащем горизонте, сначала необходимо расширить уменьшенную рабочую площадку на вышележащем горизонте, и так повторяют цикл работ на всем протяжении углубления карьера [Хохряков B.C. и др. Проектирование карьеров, М.: Недра, 1969, с.175-176].

Известен также способ расконсервации временных бортов карьеров, включающий расширение площадок на горизонтах полосы разноса борта до размеров рабочих площадок, зарезку капитального съезда по периметру конечного контура и транспортирование по нему горной массы, развитие работ на горизонтах по направлению и против направления вскрытия [а.с. 800369, Е 21 С 41/00. Способ расконсервации временных бортов карьеров/ И.Н. Александров и др .- 2748440/22-03, заявлено 06.04.79; опубл. 30.01.81, бюл. 4].

Недостатком известных способов является низкая интенсивность работ. Это обусловлено тем, что при понижении горных работ невозможно вести расконсервацию временного борта на каждом нижележащем горизонте до окончания работ на каждом вышележащем горизонте.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ расконсервации временных бортов карьера [а.с. 1089260, Е 21 С 41/00. Способ расконсервации временных карьеров/ И.Н. Александров и др. - 3399805/22-03, заявлено 22.02.82; опубликовано 30.04.84; бюл. 16].Способ включает проходку капитального съезда по периметру конечного контура и одновременно временного съезда в противоположную от него сторону, отработку горизонта в направлении и против направления вскрытия на всю ширину полосы разноса с оставлением ширины предохранительных берм, транспортирование горной массы. После этого осуществляют зарезку капитального съезда по периметру конечного контура карьера на нижележащий горизонт, а временный съезд проводят после погашения временного съезда на вышележащем горизонте.

Недостатком данного способа является низкая эффективность, обусловленная тем, что временный съезд на нижележащий горизонт проводят после погашения временного съезда на вышележащем горизонте, от этого интенсивность работ снижается.

Целью изобретения является повышение интенсивности расконсервации бортов карьера при обеспечении ритмичной работы карьера.

Поставленная цель достигается тем, что в способе расконсервации карьера, включающем проходку капитального, по периметру конечного контура, и временного съездов, отработку горизонта в направлении и против направления вскрытия, транспортирование горной массы, проходку капитального съезда на следующий горизонт и погашение временного съезда после полной отработки горизонта, на верхнем горизонте, после создания площадей вскрытия, проходят встречные временные съезды на нижний горизонт, отрабатывают одновременно оба горизонта, оставляя по периметру транспортную полосу, которую погашают заходками, с последующим переносом временных съездов в новое положение, по направлению вскрытия транспортную полосу погашают вместе с временным съездом, а капитальный съезд на следующий горизонт переоформляют из временного при погашении транспортной полосы в противоположном вскрытию направлении.

Причем встречные временные съезды на нижний горизонт проходят на расстоянии, равном длине площадки смягчения.

Длина заходки при погашении транспортной полосы равна длине экскаваторного блока.

А перенос временных съездов на отрабатываемом горизонте осуществляют от границы участка погашения.

Проведение встречных временных съездов на нижний горизонт позволяет отрабатывать одновременно оба горизонта, что повышает интенсивность расконсервации бортов карьера.

Наличие транспортной полосы на отрабатываемом горизонте, которую погашают заходками, позволяет осуществлять перенос временных съездов в новое положение по мере отработки горизонта, при этом не нарушается ритмичность работы транспорта, повышается интенсивность расконсервации карьера.

Переоформление капитального съезда на следующий горизонт из временного съезда, при погашении транспортной полосы в противоположном вскрытию направлении, позволяет развивать горные работы на нижележащий горизонт, что повышает интенсивность расконсервации карьера.

Встречные временные съезды на нижний горизонт проходят на расстоянии, равном длине площадки смягчения, это позволяет создать максимальные площади для активной рабочей зоны.

Длина заходки при погашении транспортной полосы равна длине экскаваторного блока, что позволяет обеспечить ритмичность работы карьера.

Перенос временных съездов на отрабатываемом горизонте осуществляют от границы участка погашения.

На чертеже представлена схема развития горных работ в плане.

Способ осуществляется следующим образом.

На верхнем 1 горизонте - 65-м карьера, при его расконсервации, проходят капитальный съезд 2 по периметру конечного контура 3.

Капитальный съезд зарезают на глубину 15 м, т.е. с горизонта - 50 м, на горизонт - 65 м.

После вскрытия капитальным съездом 2 горизонта - 65 м вводят в работу два экскаватора Э 1 и Э 2, которыми отрабатывают горизонт в 2-х противоположных направлениях вскрытия (по стрелке А и Б) - экскаватором Э 1 в направлении, противоположном вскрытию (по стрелке А), экскаватором Э 2 по направлению вскрытия (по стрелке Б).

Таким образом, создают площади для вскрытия нижележащего - 80 м горизонта 4. После создания площадей вскрытия проходят во встречном направлении временные съезды 5 и 6. Расстояние между линиями примыкания встречных съездов 5 и 6 равно длине площадки смягчения 30-50 м.

Начинают разрабатывать нижележащий горизонт 4 также в противоположных направлениях: экскаваторами Э 3 и Э 4. Отработка ведется одновременно на верхнем - 65 м и нижнем - 80 м горизонтах.

Для транспортной увязки верхнего 1 горизонта с капитальным съездом 2 по периметру конечного контура 3 карьера остается транспортная полоса 7, двумя участками: по направлению вскрытия; против направления вскрытия. Транспортную полосу 7 погашают заходками 8; длина заходки при погашении транспортной полосы равна длине экскаваторного блока Lзах= Lблока= 300 м.

По мере отработки горизонта - 65 м погашают участок транспортной полосы 7 по направлению вскрытия вместе с временным съездом 6. От границы участка погашения 8 проходят новый временный съезд 6' для доработки горизонта - 65 м.

В направлении, противоположном вскрытию, транспортную полосу 7 погашают также участками 8, временный съезд 5 переносят в новое положение 51, а капитальный съезд 9 на следующий горизонт - 80 м переоформляют из временного.

Погашение встречных временных съездов 5' и 6' производят после полной отработки верхнего и нижнего горизонтов. В момент доработки горизонта - 80 м приступают к вскрытию следующего горизонта - 95 м и созданию площадей для проходки встречных временных съездов на горизонт - 110 м.

И так технологический цикл повторяется.

Похожие патенты RU2209309C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2006
  • Бабаскин Сергей Леонидович
  • Акишев Александр Николаевич
  • Бахтин Валерий Александрович
RU2331767C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КРУТОНАКЛОННОГО ТРАНСПОРТНОГО СЪЕЗДА 2010
  • Акишев Александр Николаевич
  • Бабаскин Сергей Леонидович
  • Черепнов Андрей Николаевич
  • Садриев Фарит Карибович
  • Кожемякин Алексей Александрович
RU2425220C1
Способ расконсервации временных бортов карьеров 1982
  • Александров Илья Николаевич
  • Разживин Вячеслав Михайлович
  • Лашко Виктор Трофимович
  • Карасев Анатолий Сергеевич
  • Ганченко Михаил Васильевич
  • Подузов Борис Павлович
SU1089260A1
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ДВУХ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫХ РУДНЫХ ТЕЛ ОТДЕЛЬНЫМИ КАРЬЕРАМИ 2005
  • Акишев Александр Николаевич
  • Бахтин Валерий Александрович
  • Бабаскин Сергей Леонидович
  • Черепнов Андрей Николаевич
  • Клейменов Валерий Вениаминович
RU2294433C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ РУДНЫХ ТЕЛ 2014
  • Бабаскин Сергей Леонидович
  • Акишев Александр Николаевич
  • Самоловов Владимир Семенович
RU2571776C1
СПОСОБ ДОРАБОТКИ КАРЬЕРА С ДВУМЯ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМИ РУДНЫМИ ТЕЛАМИ 2013
  • Акишев Александр Николаевич
  • Кожемякин Алексей Александрович
  • Бабаскин Сергей Леонидович
  • Черепнов Андрей Николаевич
  • Федеряев Олег Владимирович
RU2540735C1
СПОСОБ ОТСТРОЙКИ НЕРАБОЧЕГО БОРТА КАРЬЕРА 2001
  • Александров И.Н.
  • Шубин Г.В.
RU2206748C1
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОЙ ОТКРЫТО-ПОДЗЕМНОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 2005
  • Александров Илья Николаевич
  • Ганченко Михаил Васильевич
  • Акишев Александр Николаевич
  • Неустроев Айаал Николаевич
  • Хон Вячеслав Иванович
RU2278261C1
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КАРЬЕРА С ДВУМЯ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМИ РУДНЫМИ ТЕЛАМИ 2006
  • Акишев Александр Николаевич
  • Бахтин Валерий Александрович
  • Бабаскин Сергей Леонидович
RU2314420C1
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых 1989
  • Брехов Иван Тихонович
SU1730452A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 209 309 C2

Реферат патента 2003 года СПОСОБ РАСКОНСЕРВАЦИИ КАРЬЕРА

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых при поэтапной отработке. Задачей изобретения является повышение интенсивности расконсервации бортов при обеспечении ритмичной работы карьера. Способ расконсервации включает проходку капитального, по периметру конечного контура, и временного съездов, отработку горизонта в направлении и против направления вскрытия, транспортирование горной массы, проходку капитального съезда на следующий горизонт и погашение временного съезда после полной отработки горизонта. После создания площадей вскрытия проходят встречные временные съезды на нижний горизонт, отрабатывают одновременно оба горизонта, оставляя по периметру транспортную полосу, которую погашают заходками, с последующим переносом временных съездов в новое положение, по направлению вскрытия транспортную полосу погашают вместе с временным съездом, а капитальный съезд на следующий горизонт переоформляют из временного при погашении транспортной полосы в противоположном вскрытию направлении. Встречные временные съезды на нижний горизонт могут быть пройдены на расстоянии, равном длине площадки смягчения. Длина заходки при погашении транспортной полосы может быть равна длине экскаваторного блока. Перенос временных съездов на отрабатываемом горизонте может осуществляться от границы участка погашения. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 209 309 C2

1. Способ расконсервации карьера, включающий проходку капитального, по периметру конечного контура, и временного съездов, отработку горизонта в направлении и против направления вскрытия, транспортирование горной массы, проходку капитального съезда на следующий горизонт и погашение временного съезда после полной отработки горизонта, отличающийся тем, что на верхнем горизонте, после создания площадей вскрытия, проходят встречные временные съезды на нижний горизонт, отрабатывают одновременно оба горизонта, оставляя по периметру транспортную полосу, которую погашают заходками, с последующим переносом временных съездов в новое положение, по направлению вскрытия транспортную полосу погашают вместе с временным съездом, а капитальный съезд на следующий горизонт переоформляют из временного при погашении транспортной полосы в противоположном вскрытию направлении. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что встречные временные съезды на нижний горизонт проходят на расстоянии, равном длине площадки смягчения. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что длина заходки при погашении транспортной полосы равна длине экскаваторного блока. 4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что перенос временных съездов на отрабатываемом горизонте осуществляют от границы участка погашения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2209309C2

Способ расконсервации временных бортов карьеров 1982
  • Александров Илья Николаевич
  • Разживин Вячеслав Михайлович
  • Лашко Виктор Трофимович
  • Карасев Анатолий Сергеевич
  • Ганченко Михаил Васильевич
  • Подузов Борис Павлович
SU1089260A1
Способ расконсервации временныхбОРТОВ КАРьЕРОВ 1979
  • Александров Илья Николаевич
  • Андросов Артур Дмитриевич
  • Дерешеватый Олег Евгеньевич
SU800369A1
Способ построения и последующей расконсервации временного борта карьера 1980
  • Калугин Анатолий Федорович
SU945433A1
Способ построения и расконсервации временно нерабочих бортов карьеров 1982
  • Калугин Анатолий Федорович
SU1027391A1
СПОСОБ РАСКОНСЕРВАЦИИ БОРТОВ КАРЬЕРА 1991
  • Шарин В.В.
RU2012810C1

RU 2 209 309 C2

Авторы

Александров И.Н.

Садриев Ф.К.

Земсков В.В.

Даты

2003-07-27Публикация

2001-09-19Подача