СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫХ ДИСКОВ ТРЕНИЯ Российский патент 2003 года по МПК B23P6/00 

Описание патента на изобретение RU2210477C2

Изобретение относится к ремонтному производству, в частности к восстановлению деталей типа стальных фрикционных дисков с износом по рабочим поверхностям трения.

Известен способ восстановления фрикционных дисков трения (Авторское свидетельство 597737, Г. П. Шаронов, И. А. Рабовецкий), включающий операции термофиксации, шлифования поверхностей трения до ближайшего ремонтного размера с последующей химико-термической обработкой поверхностей (сульфоционирования) с целью обеспечения их износостойкости.

К недостаткам данного способа относится невозможность восстановления дисков до нормального размера, а уменьшение толщины дисков способствует увеличению тепловой напряженности дисков, их короблению и усадке, что ухудшает условия работы фрикционных муфт, приводит к снижению ресурса трансмиссии в целом.

Известен способ восстановления дисков (Кучеренко В.П., Цукров Е.А., Шейко А.И. Ремонт коробок передач тракторов "Кировец"./ Техника в сельском хозяйстве, 1986, 6, с.53.) до нормального размера заключающийся в термоправке, механической обработке и напрессовывании фрикционного материала (на основе меди) с последующим спеканием.

Недостатком данного способа является то, что для обеспечения нормальной работы фрикционной муфты при ее сборке следует чередовать восстановленные по данной технологии диски со стальными, не восстановленными до нормального размера дисками, с увеличенной склонностью к деформации коробления при работе.

Техническая задача: повышение эффективности восстановления фрикционных дисков трения, а именно восстановления до нормального размера с обеспечением оптимальных пар трения, увеличения износостойкости и стойкости к короблению и, как следствие, повышение долговечности фрикционных дисков.

Это достигается тем, что изношенные диски подвергают пластической деформации с целью придания специального зигзагообразного профиля сечения диска с фигурным (например, трапецеидальным) сечением кольцевых впадин и выступов с размером по выступам профиля, равным номинальному размеру нового диска, а сформированные фигурные впадины заполняют различным фрикционным материалом, например методом напыления или припекания.

Очищенные изношенные диски (фиг.1) с размером Sи нагревают и подвергают в штампе горячей пластической деформации с целью придания диску зигзагообразного профиля сечения 1 (фиг.2). После операции пластической деформации диск имеет зигзагообразную форму сечения с размером профиля по кольцевым выступам, равным номинальному размеру нового диска Sн (фиг.2).

Фрикционные свойства рабочих поверхностей дисков повышают заполнением фигурных (например, трапецеидальных) кольцевых впадин 2 (фиг.2) фрикционным материалом, например методом напыления или припекания. Для создания оптимальных пар трения впадины в виде колец на одном и том же диске в зависимости от диаметра заполняются различным фрикционным материалом. Соответственно на поверхности трения образуются пары трения в виде колец с различными трибологическими характеристиками, выбор которых зависит как от условий работы всего диска (пакета), так и от максимальной относительной скорости скольжения различных участков диска в момент включения.

Форма и величина впадин профиля, выполненных в виде колец, зависит от геометрических размеров восстанавливаемых дисков, величины износа диска трения Sи и выбирается на основе экспериментальных данных. Размер фигурных (например, трапецеидальных) впадин профиля Li (фиг.2) таков, что при сборке фрикционных дисков в пакет впадины, заполненные фрикционным материалом, образуют пару трения с материалом основы диска (фиг.3).

Предлагаемый способ обеспечивает восстановление фрикционных дисков трения до нормального размера и работоспособность не ниже новых. Новый профиль сечения восстановленного диска обладает определенными демпфирующими свойствами, снижает уровень термических напряжений, приводящих к короблению и усадке дисков. Возможность создания оптимальной пары трения, в зависимости от условий эксплуатации и скорости скольжения, позволяет широко применять данный способ восстановления и даже улучшать динамические характеристики агрегатов, в которых они используются.

Похожие патенты RU2210477C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННОГО ИЗДЕЛИЯ С НАКЛАДКАМИ ИЗ МЕТАЛЛОКЕРАМИКИ НА ОСНОВЕ МЕДИ 1997
  • Соколов Анатолий Федорович
RU2114719C1
Способ восстановления дисков трения со шлицами на боковых поверхностях 1989
  • Хурин Григорий Леонидович
  • Осипов Константин Григорьевич
  • Фомин Борис Степанович
SU1761421A2
ТОРМОЗНАЯ ШИНА ВАГОННОГО ЗАМЕДЛИТЕЛЯ И ПОРОШКОВЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА ДЛЯ ФРИКЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТОРМОЗНОЙ ШИНЫ 2014
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Штанов Олег Викторович
  • Паладин Николай Михайлович
  • Флянтикова Татьяна Евгеньевна
RU2554032C1
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 2019
  • Мохов Павел Игоревич
  • Лихачёв Дмитрий Сергеевич
RU2708963C1
МУФТА-ТОРМОЗ КОМБИНИРОВАННАЯ 2011
  • Виноградов Эдуард Викторович
RU2452881C9
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАПОЛНИТЕЛЯ С ЗИГЗАГООБРАЗНОЙ ГОФРИРОВАННОЙ СТРУКТУРОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ ) 2008
  • Закиров Ильдус Мухаметгалеевич
  • Никитин Александр Владимирович
  • Акишев Ниаз Ирекович
  • Гайнутдинов Ильгам Рашидович
RU2375139C2
СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТРУБ В ТРУБНЫХ РЕШЕТКАХ 1996
  • Марков С.Ф.
  • Чувилин В.Н.
  • Козий С.И.
  • Иванников Ю.Д.
  • Резник Л.А.
  • Туревский И.Г.
  • Козий Т.Б.
RU2096118C1
Способ ремонта шестеренных гидронасосов 1990
  • Климин Владимир Иванович
  • Барилович Леонид Павлович
  • Климин Владимир Владимирович
  • Розенберг Олег Александрович
  • Кривошея Анатолий Васильевич
  • Марченко Василий Евгеньевич
SU1729724A1
Уплотнение между неподвижными относительно друг друга поверхностями 2018
  • Лепешкин Алексей Юрьевич
  • Соколов Андрей Валерьевич
  • Вильдеев Андрей Викторович
RU2690392C1
СПОСОБ ОТДЕЛОЧНО-УПРОЧНЯЮЩЕЙ ОБРАБОТКИ ВЫГЛАЖИВАНИЕМ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 2016
  • Горбунов Андрей Викторович
  • Нефедьев Сергей Павлович
  • Харченко Максим Викторович
  • Дема Роман Рафаэлевич
  • Тютеряков Наиль Шаукатович
RU2666396C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 210 477 C2

Реферат патента 2003 года СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫХ ДИСКОВ ТРЕНИЯ

Изобретение относится к ремонтному производству, в частности к восстановлению деталей типа стальных фрикционных дисков трения с износом по рабочим поверхностям трения. Диски подвергают пластическому деформированию для придания диску зигзагообразного профиля сечения с фигурным сечением кольцевых впадин и выступов с размером по выступам профиля, равным номинальному размеру нового диска с последующим заполнением фигурных впадин различными фрикционными материалами. Изобретение позволит повысить восстановление дисков до нормального размера с обеспечением оптимальных пар трения, увеличить износостойкость и стойкость к короблению. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 210 477 C2

Способ восстановления фрикционных дисков трения, включающий формирование кольцевых впадин и заполнение их фрикционным материалом, отличающийся тем, что диски подвергают пластическому деформированию для придания диску зигзагообразного профиля сечения с фигурным сечением кольцевых впадин и выступов с размером по выступам профиля, равным номинальному размеру нового диска, с последующим заполнением кольцевых фигурных впадин различным фрикционным материалом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2210477C2

Способ восстановления дисков трения 1983
  • Ковальчук Ю.М.
  • Шейко А.И.
  • Большеченко А.Г.
  • Барилович Л.П.
  • Ваховский В.В.
  • Котов Э.П.
SU1129815A1
0
  • Б. Ю. Шпол Нский
SU193848A1
Способ восстановления фрикционных дисков машин 1990
  • Езрец Федор Александрович
  • Налетов Владимир Николаевич
SU1759589A1
US 5522134, 04.06.1996.

RU 2 210 477 C2

Авторы

Конореев Р.В.

Малышко А.А.

Коноводов В.В.

Даты

2003-08-20Публикация

2001-08-14Подача