ЧАСТЬ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ С АКСИАЛЬНЫМ ВЫХОДОМ Российский патент 2003 года по МПК F01D25/30 

Описание патента на изобретение RU2210675C2

Изобретение относится к паровым турбинам, а его объектом является часть низкого давления (ЧНД) одноцилиндровой турбины или в равной мере однопоточный цилиндр низкого давления (ЦНД) многоцилиндровой турбины, выполненные с аксиальным выходом в конденсатор через переходной патрубок.

Большинство известных паротурбинных агрегатов с конденсационной установкой выполняют с подвальным расположением конденсаторов - в помещении ниже пола машинного зала [1]. Такая компоновка турбинного агрегата обеспечивает удобство технического обслуживания концевого уплотнения и подшипниковой опоры ротора ЧНД, однако требует значительных инвестиционных затрат.

Известны паротурбинные агрегаты с равноуровневым расположением турбины и конденсационной установки, в которых конденсаторы расположены с боковых сторон от ЧНД [2] или за ЧНД вдоль продольной оси турбины [3]. Однако агрегаты с боковым расположением конденсаторов приводят к необходимости значительного увеличения ширины машинного зала и обладают повышенными потерями в выходном тракте ЧНД.

Паротурбинные агрегаты с расположением конденсатора за ЧНД вдоль продольной оси обладают наименьшими потерями в выходном тракте. Такие агрегаты из-за расположения турбины и конденсатора на одной оси изготавливают, как правило, в одноцилиндровом исполнении. ЧНД такой паровой турбины с аксиальным выходом, содержащая выходной патрубок, концевое уплотнение и подшипниковую опору ротора, установленные в опорной обечайке, закрепленной в выходном патрубке с помощью радиальных стоек и образующей с этим патрубком диффузорный канал, и переходник к горловине конденсатора [4], является ближайшим аналогом настоящего изобретения. В такой ЧНД, как и в других известных, все названные элементы выполнены с горизонтальным разъемом, а к уплотнению и опоре проведены трубопроводы для подачи уплотняющего пара и отвода паровоздушной смеси из камер уплотнения, а также для подвода масла к вкладышу подшипниковой опоры, слива масла из картера этой опоры и отсоса из него масляных паров. При этом в указанной ЧНД опорная обечайка в выходном патрубке выполнена неразъемной по длине между уплотнением и подшипниковой опорой, а радиальные стойки не ограничены пространственным расположением. Это, как и в других известных ЧНД с аксиальным выходом, не дает возможности доступа к концевому уплотнению и опорному подшипнику ротора без вскрытия цилиндра турбины, что осуществляется только при капитальных и аварийных ремонтах, относящихся к трудоемким работам. В основу настоящего изобретения поставлена задача создания такого ЧНД с аксиальным выходом, в котором компоновка элементов и их выполнение могут обеспечивать доступ к концевому уплотнению и подшипниковой опоре ротора без вскрытия цилиндра турбины.

Эта задача решается с ЧНД с аксиальным выходом, которая содержит выходной патрубок, концевое уплотнение и подшипниковую опору ротора, установленные в опорной обечайке, закрепленной в выходном патрубке с помощью радиальных стоек и образующей с этим патрубком кольцевой диффузорный канал, переходник конденсатора, а также трубопроводы для подачи уплотняющего пара и отсоса паровоздушной смеси из камер уплотнения для подвода масла к подшипнику, слива масла из картера подшипника и отсоса из него масляных паров, причем верхняя половина опорной обечайки состоит из двух соединенных вертикальным фланцевым соединением частей между уплотнением и подшипниковой опорой, радиальные стойки проходят в зоне расположения подшипниковой опоры, трубопроводы для подвода уплотняющего пара и отсоса паровоздушной смеси проходят через нижнюю половину выходного патрубка, а в его верхней половине над концевым уплотнением выполнен люк.

При такой компоновке через люк обеспечиваются возможность выема верхней половины обечайки, охватывающей концевое уплотнение, и далее демонтажа верхней половины концевого уплотнения, а затем и уплотняющих сегментов нижней половины. Кроме того, через этот же люк и проход между радиальными стойками возможен доступ со стороны торца к подшипниковой опоре.

Картер подшипниковой опоры со стороны конденсатора снабжен откидывающейся вниз крышкой, а в верхней части выходного патрубка над этой крышкой выполнен люк, при этом обеспечится возможность еще более простого доступа к подшипниковой опоре ротора и ее демонтажа.

Для обеспечения свободы монтажных работ внутри выходного патрубка целесообразно провести указанные трубопроводы в диффузорном канале через радиальные стойки.

При этом предпочтительно, чтобы радиальные стойки были выполнены каждая из трубы и круглого прутка, соединенных перемычками с образованием аэродинамически обтекаемого профиля, а через трубы проведены трубопроводы для подачи уплотняющего пара и отсоса паровоздушной смеси из камер уплотнения, для подвода масла к подшипнику, сливу масла из картера подшипника и отсоса из него масляных паров. Это позволит обеспечить не только осевое направление потока в конденсатор, но и наиболее рационально организовывать проведение соответствующих каналов.

Сущность настоящего изобретения поясняется следующим, далее подробным описанием одного из примеров его осуществления, иллюстрируемым прилагаемыми чертежами, на которых
фиг. 1 показывает турбину с частью низкого давления (ЧНД) согласно изобретению, в продольном разрезе;
фиг.2 - вид со стороны конденсатора по стрелке А на фиг.1;
фиг. 3 - поперечное сечение радиальных стоек в выходном патрубке по Б-Б на фиг.1.

Описываемый пример относится к одноцилиндровой паровой турбине с передним расположением электрогенератора и аксиальным расположением конденсатора за выхлопной частью, которая расположена за последней ступенью 1 турбины и охвачена выходным патрубком 2, соединенным переходным патрубком 3 в виде линзового компенсатора с горловиной 4 конденсатора. В выходном патрубке 2 на радиальных стойках 5, 6, 7, 8 и 9 закреплена опорная обечайка 10, образующая с выходным патрубком 2 диффузорный канал. Опорная обечайка 10 состоит из двух соединенных фланцевым соединением верхних частей 101 и 102, в которых установлены концевое уплотнение 11 и подшипниковая опора 12 соответственно. Все эти элементы выполнены с горизонтальным разъемом и демонтируемой верхней половиной. Нижние половины опорной обечайки, корпуса концевого уплотнения с опорными стойками и рамой подшипниковой опоры выполнены в виде сварной конструкции. Подшипниковая опора 12 выполнена с картером, который образован опорной обечайкой 10, торцевой стенкой 13 и фланцем 14. Со стенкой 13 вертикальным фланцевым соединением связана верхняя половина корпуса концевого уплотнения 11 и сварным соединением нижняя половина этого корпуса так, что между концевым уплотнением 11 и подшипниковой опорой 12 образуется камера 15, соединенная с атмосферой.

К фланцу 14 картера подшипниковой опоры 10 крепится откидывающаяся вниз крышка 16 (это положение показано на фиг.2), на наружной поверхности которой закреплено лестничное устройство 17. Над местом расположения крышки 16 в выходном патрубке 2 выполнен люк 18. В этом патрубке выполнен также второй люк 19, который расположен над концевым уплотнением 11.

Для обеспечения нормальной работы концевого уплотнения 11 через выходной патрубок произведены трубопроводы для подачи уплотняющего пара и отвода паровоздушной смеси из камер уплотнения, а для подшипниковой опоры 12 - трубопроводы для подвода масла, слива масла и отсоса из картера масляных паров. В выходном патрубке 2 эти трубопроводы между патрубком и опорной обечайкой 10 проведены через радиальные стойки 5, 6, 7, 8 и 9. Эти радиальные стойки выполнены в виде аэродинамически обтекаемого профиля в осевом направлении и состоят из трубы 19 и круглого прутка 20, соединенных перемычками 21 (фиг. 3). В трубах 19 проложены трубопроводы 22, образующие вышеперечисленные коммуникации.

Трубопроводы для подачи уплотняющего пара и отвода паровоздушной смеси расположены в радиальных стойках 6 и 9, проходя в картер подшипниковой опоры 12 через нижнюю половину опорной обечайки 10, а далее они соединяются с трубопроводами (не показаны), проходящими через торцевую стенку 13 к камерам нижней половины корпуса концевого уплотнения. Трубопровод для слива масла из картера расположен в радиальной стойке 5, также проходя в картер подшипниковой опоры 12 через нижнюю половину опорной обечайки, а трубопроводы для подвода масла и отсоса из картера масляных паров расположены в радиальных стойках 8 и 9, проходя в картер подшипниковой опоры 12 через верхнюю половину опорной обечайки.

Осуществление технического обслуживания, т.е. обследование и ремонт концевого уплотнения 11 и подшипниковой опоры 12, в описанной ЧНД осуществляется без вскрытия цилиндра и выхлопного патрубка следующим образом. Для доступа к уплотнительным секциям концевого уплотнения 11 открывают люк 19, разбалчивают фланцевые соединения верхних частей опорной обечайки 101 и крышки 11 и подъемным приспособлением извлекают их через люк 19. После снятия люка 18 и поворота вниз крышки 16 получают доступ к подшипнику 12, который может демонтироваться известным способом.

Источники информации
1. А.Д. Трухний, С.М. Лосев. Стационарные паровые турбины. М., 1981, с. 164-174.

2. Там же, с. 265-269, рис. 7.54, 7.55.

3. Wilhelm Engelke. Паровые турбины для ПГУ - электростанций. BWK, т.41, 1989, 7/8, с. 338, рис.1.

4. D. Tremmel, W. Kacher и др. "Entwincklung einer kompakten 300-MW-Dampfturbine mit einflutigem ND-Teil und axialer Abstromung". VGB Kraftwerkstechnik 72 (1992), Heft 1, с. 37, 38.

Похожие патенты RU2210675C2

название год авторы номер документа
КОНЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ЦИЛИНДРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2000
  • Юрьев Ю.Н.
  • Спиридонов А.Ф.
  • Сачков Ю.С.
RU2207439C2
КОНЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ЦИЛИНДРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ 2000
  • Бакурадзе М.В.
  • Ицкович М.Я.
  • Кошелев С.А.
  • Назимов Е.Я.
  • Кубарев В.Г.
RU2193670C2
КОРПУС ПАРОВЫПУСКНОЙ ЧАСТИ ТУРБИНЫ 1997
  • Сачков Ю.С.
  • Хазенюк И.В.
  • Шустова И.А.
  • Иваницкий С.В.
RU2136897C1
КОНЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ЦИЛИНДРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2001
  • Сачков Ю.С.
  • Шустова И.А.
  • Заец А.И.
RU2207440C2
КОНЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ЦИЛИНДРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 1996
  • Дунаев Л.Л.
  • Назаров В.В.
RU2107824C1
ЦИЛИНДР ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2000
  • Бакурадзе М.В.
  • Перминов И.А.
  • Назимов Е.Я.
  • Кошелев С.А.
  • Курмакаев М.К.
  • Кубарев В.Г.
RU2196898C2
Уплотнение вала турбомашины 1981
  • Казанский Владислав Николаевич
SU994839A1
ПАРОТУРБИННЫЙ АГРЕГАТ С КОНДЕНСАЦИОННОЙ УСТАНОВКОЙ 1995
  • Вольфовский С.Г.
  • Гудков Н.Н.
  • Заекин Л.П.
  • Иваницкий С.В.
  • Неженцев Ю.Н.
  • Сачков Ю.С.
  • Спиридонов А.Ф.
  • Юрьев Ю.Н.
RU2094617C1
УЗЕЛ КОНЦЕВОГО УПЛОТНЕНИЯ ЦИЛИНДРА ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 1999
  • Митин В.Н.
  • Сухоруков Е.М.
  • Тихомиров С.А.
RU2174606C2
НАДБАНДАЖНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2001
  • Митин В.Н.
  • Сухоруков Е.М.
  • Борисенков И.П.
  • Шкляров М.И.
RU2210673C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 210 675 C2

Реферат патента 2003 года ЧАСТЬ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ С АКСИАЛЬНЫМ ВЫХОДОМ

Часть низкого давления (ЧНД) предназначена для паровой турбины с аксиальным выходом. Часть низкого давления выполнена с аксиальным выходным патрубком, соединяемым через переходник с конденсатором и содержащим концевое уплотнение и подшипниковую опору ротора. Последние установлены в опорной обечайке, закрепленной в выходном патрубке с помощью радиальных стоек. В такой ЧНД верхняя половина опорной обечайки состоит из двух соединенных фланцевым соединением частей - между уплотнением и подшипниковой опорой, радиальные стойки проходят в зоне расположения подшипниковой опоры, а в выходном патрубке над концевым уплотнением выполнен люк. При этом турбопроводы для подвода пара к уплотнению и отсоса из него паровоздушной смеси проходят через нижнюю половину выходного патрубка и проложены через трубы, которые совместно с круглыми прутками и перемычками образуют аэродинамически обтекаемые профили радиальных стоек. Картер подшипниковой опоры со стороны конденсатора имеет фланец, перекрытый откидывающейся вниз крышкой, а над ней в выходном патрубке выполнен второй люк. Такое выполнение ЧНД обеспечивает удобство технического обслуживания концевого уплотнения и подшипниковой опоры ротора, не требуя вскрытия цилиндра турбины. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 210 675 C2

1. Часть низкого давления паровой турбины с аксиальным выходом, содержащая выходной патрубок, концевое уплотнение и подшипниковую опору ротора, установленные в опорной обечайке, закрепленной в выходном патрубке с помощью радиальных стоек и образующей с выходным патрубком кольцевой диффузорный канал, переходник конденсатора и трубопроводы для подачи уплотняющего пара и отсоса паровоздушной смеси из камер уплотнения, для подвода масла к подшипнику, слива масла из картера подшипника и отсоса из него масляных паров, отличающаяся тем, что верхняя половина опорной обечайки состоит из двух соединенных фланцевым соединением частей - между уплотнением и подшипниковой опорой, радиальные стойки проходят в зоне расположения подшипниковой опоры, трубопроводы для подвода уплотняющего пара и отсоса паровоздушной смеси проходят через нижнюю половину выходного патрубка, а в его верхней половине над концевым уплотнением выполнен люк. 2. Часть низкого давления по п. 1, отличающаяся тем. что картер подшипниковой опоры со стороны конденсатора, снабжен откидывающейся вниз крышкой, а в верхней части выходного патрубка над этой крышкой выполнен люк. 3. Часть низкого давления по п. 1 или 2, отличающаяся тем, что радиальные стойки выполнены из трубы и круглого прутка, соединенных перемычками с образованием аэродинамически обтекаемого профиля. 4. Часть низкого давления по п. 3, отличающаяся тем, что через трубы радиальных стоек проходят трубопроводы для подачи уплотняющего пара и отсоса паровоздушной смеси из камер уплотнения, для подвода масла к подшипнику, слива масла из картера подшипника и отсоса из него масляных паров.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2210675C2

D
TREMMEL, W
KACHER и др
ТКАЦКИЙ СТАНОК 1920
  • Шеварев В.В.
SU300A1
Цилиндр низкого давления турбомашины 1983
  • Персидский Владимир Абрамович
  • Косяк Юрий Федорович
  • Кантемир Анатолий Дмитриевич
  • Смирнов Сергей Александрович
  • Бочкарев Валерий Михайлович
  • Герман Валерий Иванович
  • Иващенко Евгений Иванович
  • Космачевский Юрий Викторович
SU1096379A1
НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОМАШИНЫ 0
SU358529A1
Цилиндр низкого давления паровой турбины 1978
  • Сандовский Владимир Борисович
  • Нишневич Виктор Исаакович
  • Бакурадзе Михаил Викторович
  • Сафонов Леонид Петрович
  • Марченко Юрий Алексеевич
  • Гудков Эдуард Ильич
  • Фельдберг Лев Аврамович
  • Левин Шмуил Моисеевич
SU678197A1
Часть низкого давления паровой теплофикационной турбины 1987
  • Симою Лазарь Лазаревич
  • Лагун Виктор Петрович
  • Нафтулин Александр Борисович
  • Гуторов Вячеслав Фролович
  • Сорокин Николай Алексеевич
  • Неженцев Юрий Николаевич
  • Ицкович Михаил Яковлевич
  • Шапиро Григорий Абрамович
  • Эфрос Евгений Исакович
SU1430561A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2014
  • Нигматуллин Ришат Гаязович
  • Нигматуллин Виль Ришатович
  • Нигматуллин Ильшат Ришатович
  • Костенков Дмитрий Михайлович
  • Пелецкий Сергей Сергеевич
  • Хафизова Алина Галимовна
  • Фиофанов Константин Николаевич
RU2569766C2
GB 1336400 A, 07.11.1973.

RU 2 210 675 C2

Авторы

Сачков Ю.С.

Бикташев М.Т.

Даты

2003-08-20Публикация

2001-05-07Подача