СЕГМЕНТНЫЙ ВКЛАДЫШ ОПОРНОГО ПОДШИПНИКА Российский патент 2003 года по МПК F16C17/03 F16C32/06 

Описание патента на изобретение RU2210685C2

Изобретение относится к опорным подшипникам скольжения, а более точно - к подшипнику с сегментным вкладышем, используемому в качестве опоры высокооборотных валов, в частности для валов паровых турбин.

Известен сегментный вкладыш опорного подшипника, содержащий опорные и центрируюшие самоустанавливаюшиеся сегменты, к рабочим поверхностям каждого из которых масло поступает из открытой полоски вокруг внутренней поверхности тела вкладыша так, что все сегменты работают в общей масляной ванне. Отвод масла осуществляется у торцов вкладыша [1]. Через такой подшипник проходит неупорядоченный относительно большой поток масла, которое подвержено значительному нагреву, возникающему из-за действия сил трения между слоями масла. Кроме того, при использовании аварийного бачка для подачи масла к подшипнику при наступлении аварийной ситуации и отключении маслонапорной системы смазки, аварийный бачок в описанном подшипнике должен обладать большим объемом для обеспечения смазки подшипника на время аварийного выбега ротора турбины.

Известен сегментный вкладыш подшипника, в котором по специальным каналам организована подача масла непосредственно к рабочей поверхности каждого сегмента [2]. В таком подшипнике нагрев масла значительно меньше, чем в указанном выше. Однако в связи с подводом масла к каждому опорному и центрирующему сегменту расход его относительно велик, а выполнение каналов для подачи масла, через сегменты с выходом на их рабочую поверхность значительно усложняет конструкцию вкладыша и его техническое обслуживание.

Наиболее близким к настоящему изобретению является сегментный вкладыш опорного подшипника, содержащий установленные в теле вкладыша, по меньшей мере, один опорный и центрирующие сегменты, канал для подвода масла, проходящий через тело вкладыша, питающие каналы для подачи масла к валу в пространство между сегментами и каналы для слива масла [3]. Вкладыш такого подшипника конструктивно проще, чем предыдущий, однако, т.к. и в этом подшипнике подача масла осуществлена к каждому опорному и центрирующему сегменту со сливом его у торцов вкладыша, расход масла относительно велик, что особенно существенно влияет при обеспечении режима аварийного выбега ротора с питанием подшипника маслом от аварийного бачка.

В основу настоящего изобретения поставлена задача создания такого сегментного вкладыша опорного подшипника, который, позволяя обеспечить выполнение всех предъявляемых к нему требований, вместе с тем потреблял бы меньшее количество масла при его рациональном течении и тем самым уменьшал бы его расход и требуемый гарантийный запас масла в аварийном бачке.

Эта задача решается в сегментном вкладыше, который содержит установленные в теле вкладыша, по меньшей мере, один опорный и центрирующие сегменты, проходящий через тело вкладыша, по меньшей мере, один канал для подвода масла, питающие каналы для подачи масла к залу в пространство между сегментами и каналы для слива масла, в нижней половине тела которого, в соответствии с сущностью изобретения, образован карман, соединенный с каналом для подвода масла и перекрытый перегородкой. При этом питающие каналы для подачи масла к валу выполнены в перегородке кармана, а каналы для слива масла выполнены со стороны, диаметрально противоположной карману в нижней половине тела вкладыша.

При таком исполнении масло подается к опорным сегментам в нижней части вкладыша и, двигаясь вверх к каналам для слива масла, равномерно охватывает масляной пленкой шейку вала. Это позволяет уменьшить трение между слоями в масляной пленке и осуществлять быструю эвакуацию масла, что существенно снижает его нагрев и способствует хорошему охлаждению шейки вала. Вместе с тем организация движения масла согласно изобретению позволяет уменьшить его расход, что особенно существенно для аварийных ситуаций, когда питание маслом подшипника осуществляется от аварийного бачка.

При выполнении тела вкладыша из двух половин перегородка, закрывающая карман, может быть установлена и закреплена своими концами в разъеме вкладыша, что обеспечивает ее легкий демонтаж. Питающие каналы в перегородках, подающие масла, могут быть выполнены в виде сопл или отверстий, a в них могут быть установлены ограничительные шайбы для регулировки расхода подаваемого масла. Описанный вкладыш конструктивно прост и обеспечивает легкость технического обслуживания.

Сущность настоящего изобретения поясняется следующим далее подсобным описанием одного из примеров его выполнения, изображенного на прилагаемых чертежах, на которых:
фиг. 1 показывает вид сегментного вкладыша опорного подшипника в продольном разрезе по оси вкладыша;
фиг.2 - вкладыш в разрезе по А-А на фиг.1;
фиг.3.- часть вкладыша в зоне подвода масла, в разрезе по Б-Б на фиг.2.

Изображенный на чертежах вкладыш предназначен для опорного подшипника валопровода паровой турбины.

Вкладыш содержит две скрепленные друг с другом верхнюю 1 и нижнюю 2 половину, формирующие тело вкладыша, в котором установлены нижние опорные 3 и верхние 4 центрирующие сегменты-колодки с поверхностным слоем 5 из антифрикционного сплава, каждый сегмент установлен в теле вкладыша на сфере качания 6 и удерживается штифтами 7.

В нижней половине 3 тела вкладыша выполнен карман, состоящий в приведенном примере из двух одинаковых полостей 3, которые образованы с двух сторон от центральной круговой базовой площадки 9 для сфер качания 6 сегментов-вкладышей. Обе полости 8 кармана перекрыты сверху полукольцевыми перегородками 10 с отверстиями 11, в которых установлены дроссельные шайбы 12, выполняющими функцию питающих каналов.

Подвод масла к полостям 8 кармана вкладыша осуществлен от впускного отверстия 13 через разводные каналы 14, выполненные в нижней половине 2 тела вкладыша. Слив масла из вкладыша в маслобак (на чертежах не показан) обеспечен через каналы в верхней половине 1 тела вкладыша.

При работе турбины масло из системы сказки подводится через впускное отверстие 13 вкладыша и разводные каналы 14 в полости 8 кармана в нижней половине и тела вкладыша. Затем масло под давлением через отверстия 11 в перегородке 10 подается к опорным сегментам 3, подходя через пространство между ними к шейке вала турбины, и при его вращении распределяется по поверхностным слоям 5 из антифрикционного материала опорных сегментов 3. При вращении вала турбины масло в виде тонкой пленки смазывает также и поверхностные слои 5 центрирующих сегментов 4. При этом основной поток масла двигается вверх к каналам, через которые осуществляется слив масла. Такое движение смазочного масла имеет наиболее равномерную и рациональную организацию масляного потока, в котором не происходит перемешивание между слоями потока масла, что снижает его нагрев и способствует хорошему охлаждению шейки вала. При наступлении аварийной ситуации и остановке турбины масло во вкладыш поступает из аварийного бачка, при этом, благодаря упорядоченному течению масла во вкладыше с относительно низким расходом, резервный объем масла и его расход могут быть уменьшены при сохранении времени аварийного выбега ротора турбины с исключением сухого или полусухого трения шейки вала турбины в опорном подшипнике.

Следует понимать, что приведенный пример предназначен для пояснения сущности изобретения, но не ограничивает варианты ее конкретной реализации. Так, в частности, опорные сегменты-колодки 3 могут быть выполнены с расположением сферы качания 6 у торцов, а карман для масла в нижней половине 3 тела вкладыша, при этом, в виде единой общей полости, вместо отверстий 11 с дроссельными шайбами 12 в качестве питающих каналов могут быть установлены сопла и направлены своими выпускными отверстиями не так, как это изображено на чертежах, а к передним кромкам опорных сегментов 3. Возможны и другие видоизменения, не выходящие за пределы формулы изобретения, определяющей объем патентных притязаний.

Источники информации
1. А.Д. Трухний. Стационарные паровые турбины. М., 1990 г., с. 119, рис. 3.63.

2. Там же, с. 119, рис. 3.62.

3. Патент США 4497587, F 16 C l7/03, 1985 г.

Похожие патенты RU2210685C2

название год авторы номер документа
ВКЛАДЫШ ОПОРНОГО СЕГМЕНТНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2007
  • Лисянский Александр Степанович
  • Егоров Николай Павлович
  • Шкляров Михаил Иванович
  • Спиридонов Александр Федорович
  • Егоров Виталий Николаевич
  • Чупрова Лия Израйлевна
  • Козлов Сергей Константинович
RU2361126C1
ЧАСТЬ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ С АКСИАЛЬНЫМ ВЫХОДОМ 2001
  • Сачков Ю.С.
  • Бикташев М.Т.
RU2210675C2
Опорно-упорный подшипник с раздельным подводом масла 2018
  • Иванов Сергей Алексеевич
  • Киреев Александр Николаевич
  • Шекалин Владимир Евгеньевич
  • Рочев Николай Сергеевич
  • Березинец Дмитрий Андреевич
RU2691687C1
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2011
  • Штофблат Сергей Александрович
RU2484263C1
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1994
  • Егоров Н.П.
  • Юрченко И.С.
  • Крупский Л.Г.
  • Захарова Л.А.
  • Ковалев И.А.
  • Пичугин И.И.
  • Фрагин М.С.
  • Иваницкий С.В.
RU2079739C1
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1991
  • Меринов Ю.М.
  • Языков А.Е.
  • Николаев Ю.П.
  • Никонов В.И.
  • Муравко Ю.С.
RU2025584C1
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ЗАГЛУШКИ БАРАБАННОГО РОТОРА 2001
  • Никонов В.И.
  • Морозов А.А.
RU2225952C2
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1998
  • Морозов А.А.
  • Никонов В.И.
  • Гудков Н.Н.
  • Спиридонов А.Ф.
RU2159876C2
КОНЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ЦИЛИНДРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2001
  • Сачков Ю.С.
  • Шустова И.А.
  • Заец А.И.
RU2207440C2
ОПОРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2016
  • Иванов Александр Николаевич
  • Слицкий Александр Евгеньевич
  • Иванов Николай Михайлович
RU2619408C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 210 685 C2

Реферат патента 2003 года СЕГМЕНТНЫЙ ВКЛАДЫШ ОПОРНОГО ПОДШИПНИКА

Изобретение относится к опорным подшипникам скольжения, а именно к подшипнику с сегментным вкладышем, и может быть использовано в качестве опоры высокооборотных валов, в частности для валов паровых турбин. Сегментный вкладыш опорного подшипника содержит тело вкладыша, установленные в нем, по меньшей мере, один опорный и центрирующие сегменты, проходящий через тело вкладыша, по меньшей мере, один канал для подвода масла, питающие каналы для подачи масла к валу в пространство между сегментами и каналы для слива масла. Причем в нижней половине тела вкладыша со стороны опорного сегмента образован карман, соединенный с каналом для подвода масла и перекрытый перегородкой, выполненной с питающими каналами для подачи масла к валу, а каналы для слива масла проведены со стороны, диаметрально противоположной каналу в нижней половине тела вкладыша. Технический результат - снижение расхода масла. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 210 685 C2

1. Сегментный вкладыш опорного подшипника, содержащий тело вкладыша, установленные в нем, по меньшей мере, один опорный и центрирующие сегменты, проходящий через тело вкладыша, по меньшей мере, один канал для подвода масла, питающие каналы для подачи масла к валу в пространство между сегментами и каналы для слива масла, отличающийся тем, что в нижней половине тела вкладыша со стороны опорного сегмента образован карман, соединенный с каналом для подвода масла и перекрытый перегородкой, выполненной с питающими каналами для подачи масла к валу, а каналы для слива масла проведены со стороны, диаметрально противоположной карману в нижней половине тела вкладыша. 2. Сегментный вкладыш по п. 1, отличающийся тем, что питающие каналы для подачи масла к валу в перегородке кармана выполнены в виде отверстий с дроссельными шайбами или сопел.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2210685C2

US 4497587, 05.02.1985
Опорный подшипниковый узел 1990
  • Черепов Леонид Владимирович
  • Лоза Александр Борисович
  • Гриценко Вячеслав Григорьевич
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Усенко Владимир Васильевич
SU1807268A1
US 4247157, 27.01.1981
Опорный подшипник скольжения 1989
  • Федоренко Николай Дмитриевич
  • Усенко Владимир Васильевич
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Лоза Александр Борисович
  • Черепов Леонид Владимирович
SU1682661A1
RU 95107395, 20.04.1996.

RU 2 210 685 C2

Авторы

Ионенков И.В.

Бородулин М.В.

Осепьян М.С.

Спиридонов А.Ф.

Даты

2003-08-20Публикация

2000-01-17Подача