Изобретение относится к области получения функциональных покрытий, стойких к износу, и способам их получения на поверхности изделия, а именно к износостойким ионно-плазменным покрытиям и способу нанесения составов ионно-плазменных износостойких покрытий с низким коэффициентом трения, и может быть использовано в машиностроении для упрочнения деталей машин и механизмов.
Преимущественная область применения - изготовление деталей современных высокофорсированных двигателей, а именно нанесение износостойкого покрытия на стержни клапанов и поршневые кольца.
В качестве наиболее близкого аналога может быть предложен способ формирования износостойкого покрытия на поверхности изделия и покрытие, полученное указанным способом, раскрытые в патенте России 2131480, кл. МПК 7 С 23 С 14/06, опубликованном 10.06.1999 г.
Способ включает очистку и разогрев поверхности изделия, создание азотированного подслоя, активацию его ионами аргона и нанесение нитрида титана. Соответственно покрытие состоит из азотированного подслоя, активированного ионами аргона и верхнего слоя из нитрида титана.
Недостатком известного способа получения подслоя в основном материале изделия методом ионного азотирования является то, что он имеет малую энергию ионов азота, бомбардирующих подложку, и, как следствие, малую глубину проникновения азота, его низкое процентное содержание в поверхностном слое изделий, остывание изделий в процессе азотирования, необходимость дополнительного подогрева изделий, а также недостатком описанного выше способа, является то, что это связано с повышенными затратами энергии, трудоемкости и др.
Новым в изобретении является применение износостойкого ионно-плазменного покрытия из азотированного подслоя основного материала и непосредственно износостойкого слоя из нитрида циркония и способ формирования этого износостойкого покрытия заключается в нанесении за один цикл вакуумирования двухслойного ионно-плазменного покрытия из нитрида циркония путем создания в материале основы азотированного слоя, последующей активации поверхности плазмой аргона и нанесения износостойкого покрытия, состоящего из нитрида циркония, на трущиеся поверхности детали, что увеличивает износостойкость деталей, снижает коэффициент трения в узлах механизмов, износ пар трения в целом.
Сущность поясняется тем, что износостойкое ионно-плазменное покрытие, нанесенное на поверхность пар трения, состоящее из азотированного подслоя, активированного ионами аргона, и верхнего слоя из нитрида металла, согласно изобретению имеет глубину азотированного подслоя в материале пар трения, которая составляет более 50 мкм, а в качестве верхнего слоя оно содержит нитрид циркония толщиной 5-10 мкм, а в способе получения износостойкого ионно-плазменного покрытия на поверхностях пар трения, включающем очистку и разогрев поверхности, азотирование, активацию полученного азотированного подслоя ионами аргона и осаждение верхнего слоя из нитрида металла, согласно изобретению азотирование проводят на глубину, равную более 50 мкм, а в качестве верхнего слоя осаждают слой нитрида циркония, толщиной 5-10 мкм.
Очистку и разогрев поверхности, азотирование, активацию азотированного подслоя проводят методом ионной бомбардировки из плазменного потока, который создают источником газовой плазмы и направляют на поверхность.
Азотирование поверхности и нанесение слоя нитрида циркония осуществляют за один цикл вакуумирования.
Изобретение осуществляется следующим образом. Изделия помещаются в вакуумную камеру, и создается вакуум 1,33•10-3 Пa. Напуск в камеру Аr (или N2 при азотировании) осуществляется через ИГП. Газ, проходя через ИГП, ионизируется и формируется в плазменный поток ионов Аr, направленный к подложке при давлении РAR = 1,33. . .6,65•10-1 Пa и ионном токе 25...30 А. При плавном увеличении напряжения смещения на подложке (изделиях) от 0 до 800...1500 В происходит ионная очистка и разогрев изделия до Т = 750...950oС бомбардирующими подложку ионами Аr. Затем аналогичным образом в камере создают плазму ионов N2 и осуществляется процесс азотирования в течение 30...40 мин, при РN2 = 1,33...6,6•10-1 Па, температуре подложки 750...900oС, потенциале смещения на подложке 800...1000 В. При этом ток ИГП увеличивают до 30...50 А. Глубина азотированного слоя составляет 50...100 мкм. После процесса азотирования осуществляют ионное травление и активацию поверхности изделий плазмой Аr в течение 5...10 мин при Тподл = 700...800oС, Uподл = 500...700 B. По окончании активации начинают формирование основного износостойкого слоя и ZrN осаждением на подложку с одновременной бомбардировкой ионами Zr+ и N+ из плазменных потоков, создаваемых электродуговым испарителем и ИГП. Осаждение покрытия производится при PN2 = 2,66...5,32•10-1 Пa, токе дуги IZR = 80... 100 A, токе газовой плазмы IN2 = 20...30 А, отрицательном напряжении смещения на подложке 250...300 В, температуре подложке Т = 300...500oС. Примером может служить нанесение износостойкого покрытия на клапаны ДВС, изготовленного из интерметаллидного сплава системы TiAl. Покрытие формировалось на поверхности стержня клапана следующим способом: ионная очистка и разогрев поверхности клапанов до Тподл = 850oС в плазме аргона, формируемой ИГП при Раr = 5,32•10-1 Пa, Iигп = 30 А, Uподл = 1200 В в течение 20 мин; ионное азотирование в плазме N2 при следующих параметрах Uподл = 1000 В, Iитп = 50 А, Тподл = 750. . . 800oС, PN2 = 2,66...5,32•10-1 Пa в течение 30 мин; ионное травление в плазме Аr при Uподл = 500 В, Iитп = 30 А, РAr = 2,66•10-1 Па, Тподл = 600...650oС в течение 5 мин; конденсация в течение 40 мин покрытия из ZrN из плазмы электродугового разряда катода из Zr при одновременно работающем ИГП, создающем плазменный поток N2 при следующих параметрах Тподл = 450. . . 500oС, Uпoдл = 250 B, IдугиZr = 100 А, IитпN+ = 30 A, PN2 = 2,66... 5,32•10-1 Пa.
Предлагаемое износостойкое ионно-плазменное покрытие, нанесенное на поверхности пар трения, и способ получения износостойкого ионно-плазменного покрытия на поверхностях пар трения может использоваться в качестве финишной операции при изготовлении деталей взамен традиционных процессов гальванического хромирования или азотирования и снижает износ деталей и пар трения в целом в автомобильных двигателях путем нанесения износостойкого покрытия из нитрида циркония на трущиеся поверхности деталей, увеличивает долговечность пар трения, лимитирующих ресурс ДВС, таких как "направляющая втулка клапана - стержень клапана", "поршневое кольцо - гильза цилиндра", и увеличивает производительность, т. к. износостойкое покрытие получают за один цикл вакуумирования.
Триботехнические испытания пары трения "втулка направляющая - стержень клапана", проведенные на специализированном стенде по отработанной методике, моделирующей работу пары в реальном двигателе, с использованием стержней из TiAl интерметаллидного сплава и ZrN - покрытием, показали, что износостойкость стержней клапана возросла не менее чем в 1,9 раза, а износостойкость самой пары не менее чем в 1,5 раза.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ нанесения износостойкого покрытия ионно-плазменным методом | 2018 |
|
RU2694857C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОГО И ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО МНОГОСЛОЙНОГО ПОКРЫТИЯ НА ОСНОВЕ ТУГОПЛАВКИХ МЕТАЛЛОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ | 2010 |
|
RU2433209C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ | 2016 |
|
RU2617189C1 |
Способ получения многослойных износостойких алмазоподобных покрытий | 2020 |
|
RU2740591C1 |
СПОСОБ ИОННО-ПЛАЗМЕННОГО НАНЕСЕНИЯ МНОГОСЛОЙНОГО ПОКРЫТИЯ НА ИЗДЕЛИЯ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ | 2015 |
|
RU2599073C1 |
СПОСОБ ИОННО-ПЛАЗМЕННОГО ПРЕЦИЗИОННОГО АЗОТИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ | 2013 |
|
RU2555692C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА ПОВЕРХНОСТИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СТАЛИ | 2017 |
|
RU2686397C1 |
Способ ионно-плазменного нанесения износостойкого и коррозионностойкого покрытия на изделия из алюминиевых сплавов | 2015 |
|
RU2612113C1 |
СПОСОБ ВАКУУМНОЙ ИОННО-ПЛАЗМЕННОЙ ОБРАБОТКИ | 1996 |
|
RU2122602C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКИХ СВЕРХТВЕРДЫХ ПОКРЫТИЙ | 2007 |
|
RU2360032C1 |
Изобретение относится к области получения функциональных покрытий, стойких к износу, и способам их получения на поверхности изделия и может быть использовано в машиностроении для упрочнения деталей машин и механизмов, изготовления деталей современных высокофорсированных двигателей, нанесения износостойкого покрытия на стержни клапанов и поршневые кольца. Износостойкое покрытие, нанесенное на поверхности пар трения, состоит из азотированного подслоя основного материала толщиной более 50 мкм и непосредственно износостойкого слоя из нитрида циркония ZrN толщиной 5-10 мкм. При нанесении износостойкого ионно-плазменного покрытия на поверхности пар трения азотирование проводят на глубину, равную более 50 мкм, а в качестве верхнего слоя осаждают слой нитрида циркония толщиной 5-10 мкм. Очистку, разогрев поверхности, азотирование, активацию азотированного подслоя проводят методом ионной бомбардировки из плазменного потока, который создают источником газовой плазмы и направляют на поверхность. Азотирование поверхности и нанесение слоя нитрида циркония осуществляют за один цикл вакуумирования. Изобретение направлено на увеличение износостойкости деталей, снижение коэффициента трения в узлах механизмов, снижение износостойкости пар трения в целом, повышение производительности. 2 с. и 2 з.п.ф-лы.
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА ПОВЕРХНОСТИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННОЙ СТАЛИ | 1998 |
|
RU2131480C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКИХ ПОКРЫТИЙ И ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ДЕТАЛЕЙ | 1999 |
|
RU2161661C1 |
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОЙ ИОННО-ПЛАЗМЕННОЙ ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ | 1992 |
|
RU2029796C1 |
СПОСОБ ИОННОЙ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ МАШИН И ИНСТРУМЕНТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2078847C1 |
US 4895765, 23.01.1990. |
Авторы
Даты
2003-09-10—Публикация
2001-04-04—Подача