Изобретение относится к области ремонта подземных газонефтепроводов и может быть использовано для повышения прочности стальных труб в местах, которые повреждены коррозией.
Известно, что трубы газо- и нефтепроводов эксплуатируются в очень тяжелых условиях. В реальных условиях неоднократны подтекания горячей воды, подтопления сточными водами из-за повреждения канализации, в которых могут присутствовать щелочь, кислота и нефтепродукты.
С учетом высокой температуры это является мощным фактором коррозии труб. К дефектам участков трубопроводов относят коррозийные язвы локальной, правильной и неправильной формы, одиночные, групповые, разделенные по длине, несплошные и разделенные по длине сплошные, царапины, задиры, непровары, подрезы, вмятины, гофры и т.п.
Отсюда вытекают требования к плотно прилегающим бандажам при ремонтных работах газо- и нефтепроводов: стойкость к высоким температурам, присутствие надежной защитной оболочки для антикоррозийного покрытия бандажа, исключение его повреждения во время монтажа и транспортировки, блокирование процесса роста коррозийных коверн.
При повреждении трубопроводов коррозией, которая не вызывает значительного ослабления его сечения, изготавливают в процессе ремонта трубопровода ленточные бандажи. При ремонте стальных магистральных и технологических трубопроводов часто изготавливают и устанавливают на них полимерные бандажи.
Наиболее близким техническим решением, выбранным за прототип, является способ изготовления полимерного бандажа /Обзор информационный, Серия: Транспорт и подземное хранение газа, стр. 14-17, Москва, 1990 г./ при ремонте магистрального и технологического трубопровода, при котором шпаклюют трубную поверхность, армирующий материал, в данном случае стекловолокно, которое пропитано полиэфирной смолой, наматывают на участок трубопровода, который ремонтируется.
Недостатком указанного способа является то, что прочность волокна, которое наматывается, невысокая, недостаточная адгезия между стекловолокном, пропитанным полиэфирной смолой и сухой отшпаклеванной поверхностью трубопровода, что полностью не защищает трубную поверхность от роста коррозийных коверн, кроме этого бандажи по известному способу изготовления на основе стекловолокна имеют неудовлетворительную стойкость к смещению на поверхности трубы под воздействием грунта, а также такие бандажи очень нестойкие против нефтепродуктов, которые вместе со сточными водами попадают в закрытые теплотрассы. Основными задачами, которые решаются в изобретении, где использована схема наматывания на трубную поверхность с комбинацией слоев разного вида армирующего материала и последующее послойное нанесение полиэфирной смолы, являются высокая степень адгезии к трубной поверхности, стойкость к смещению на поверхности трубы изготовленного бандажа, обеспечение антикоррозийной защиты бандажа, за счет чего после изготовления полимерного бандажа на трубной поверхности повышается прочность трубопровода в местах, пораженных коррозией и в местах механических повреждений, достигается повышение антикоррозийной защиты и теплоизоляции, исключается рост коррозийных коверн. Кроме того, наличие светозащитного слоя защищает изготовленный бандаж от разрушения под воздействием яркого солнечного света. Все перечисленное обеспечивает долговечность полимерного бандажа.
Поставленные задачи решаются тем, что в способе изготовления полимерного бандажа при ремонте магистрального и технологического трубопровода, включающем нанесение на трубную поверхность шпаклевки, наматывание армирующего материала с использованием полиэфирной смолы, согласно изобретению наматывают на трубную поверхность армирующий материал в виде стекломата и стеклоткани, полиэфирную смолу наносят на отшпаклеванную трубную поверхность с последующим ее нанесением на армирующий материал после его наматывания.
Согласно изобретению стекломат и стеклоткань наматывают на трубную поверхность с получением чередующихся слоев. Согласно изобретению полиэфирную смолу наносят на армирующий материал последовательно в соответствии с расположением слоев. Согласно изобретению осуществляют следующее чередование слоев армирующего материала: стекломат, а потом стеклоткань. Согласно изобретению стеклоткань укладывают многослойно. Согласно изобретению полимерный бандаж покрывают слоем из светозащитной смеси.
Способ осуществляется следующим образом. Наружная поверхность трубы, которая повреждена коррозией /дефектный участок/ или повреждена механически, отшпаклевывают до выравнивания. Шпаклевание проводят известными способами. Отшпаклеванную поверхность трубы покрывают полиэфирной смолой, возможно с помощью валика или иного приспособления. На поверхность трубы, которая покрыта полиэфирной смолой, наматывают стекломат, наносят на слой стекломата полиэфирною смолу. Наматывают армирующий материал по всему диаметру трубы по ширине с запасом, который охватывает поврежденное место на трубной поверхности. После этого сверху наматывают стеклоткань, /многослойно, возможно наматывание 20 слоев/, и каждый слой покрывают полиэфирной смолой. Армирующий материал в виде стекломата и стеклоткани наматывают с натяжением, которое исключает провисание. Сверху на весь бандаж наносят слой из светозащитной смеси, возможна смесь на основе полиэфирной смолы.
Проведенные в соответствии с ГОСТом испытания полимерного бандажа, который предлагается по категориям адгезии полимерного бандажа к трубной поверхности, прочности при ударе, твердости по Бринелю, напряжения в бандаже, температуре эксплуатации, показали, что изготовленный бандаж в соответствии с предлагаемым способом имеет повышенную адгезию, надежность, осуществляется блокирование процесса роста коррозийных коверн, и тем самым после изготовления полимерного бандажа на трубной поверхности повышается прочность трубопровода в местах с коррозией и механическими повреждениями, то есть способ изготовления полимерного бандажа при ремонте магистрального и технологического трубопровода, который заявляется, отвечает критериям изобретения: новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДОВ | 2004 |
|
RU2272955C2 |
СПОСОБ РЕМОНТА ДЕФЕКТНЫХ УЧАСТКОВ ТРУБОПРОВОДОВ | 2007 |
|
RU2374551C2 |
ЛЕНТА БАНДАЖНАЯ ДЛЯ АРМИРОВАНИЯ ДЕФЕКТНЫХ УЧАСТКОВ ТРУБОПРОВОДА | 2001 |
|
RU2187743C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ТРУБОПРОВОДА | 2008 |
|
RU2381409C1 |
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ СБОРОЧНЫЙ ЭЛЕМЕНТ | 2019 |
|
RU2720542C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДА (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2156397C1 |
ТРУБОПРОВОД | 2008 |
|
RU2345269C1 |
Композитный каркасный материал и дренажная емкость с его применением | 2023 |
|
RU2807697C1 |
Слоистый композиционный материал и изделие, выполненное из него | 2018 |
|
RU2697456C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УПРУГОГИБКОЙ ЛЕНТОЧНОЙ СПИРАЛИ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2151059C1 |
Изобретение относится к строительству и используется при сооружении магистральных и технологических трубопроводов. Наносят на поврежденный участок наружной поверхности трубопровода шпаклевку, наматывают армирующий материал в виде стекломата и стеклоткани. Предварительно на отшпаклеванную трубную поверхность наносят полиэфирную смолу с последующим ее нанесением на армирующий материал после его наматывания. Повышает надежность трубопровода. 5 з.п.ф-лы.
Обзор информационный | |||
Серия Транспорт и подземное хранение газа | |||
- М., 1990, с | |||
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью | 1916 |
|
SU14A1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ТРУБЫ | 1993 |
|
RU2108514C1 |
Способ устранения течи трубопровода | 1985 |
|
SU1314179A1 |
Разъемная термоусаживаемая оболочка | 1980 |
|
SU1009788A1 |
0 |
|
SU178248A1 |
Авторы
Даты
2003-09-10—Публикация
2001-01-12—Подача