Данное техническое решение относится к области железнодорожного транспорта
Из книги "Вагоны". Л.А. Шадура, М., изд. "Транспорт", 1973 г., с.349-352, рис.259 известен котел вагона-цистерны, который содержит цилиндрическую обечайку с двумя днищами и люком в верхней части. Для повышения жесткости котла в средней его части он подкреплен кольцевыми шпангоутами. Эти шпангоуты, имеющие Ω-образную форму поперечного сечения, приварены к стенкам обечайки снаружи котла. Такие кольцевые шпангоуты позволяют повысить прочность и надежность конструкции только в котлах постоянного сечения.
Из Американской железнодорожной энциклопедии "Car and Locomotive Cyclopedia", США, 1966 г. , с.245 известен принятый в качестве прототипа котел железнодорожной цистерны переменного сечения, включающий основную цилиндрическую обечайку с двумя днищами и люком, а также дополнительную емкость в средней нижней части котла, образованную цилиндрической полуобечайкой, которая посредством конических переходных частей связана с основной обечайкой. Данный котел не оборудован шпангоутами для усиления, т.к. имел увеличенную толщину стенок. Оборудование данного котла кольцевыми наружными шпангоутами, не являющееся само по себе предметом изобретения, потребовало бы в стесненных условиях габарита подвижного состава уменьшения диаметра основной обечайки, решения проблем концентрации напряжений в зонах сопряжения основной обечайки с полуобечайкой дополнительной емкости.
Заявляемый котел железнодорожной цистерны включает основную цилиндрическую обечайку с двумя днищами и люком, а также дополнительную емкость в средней нижней части котла, образованную цилиндрической полуобечайкой, которая посредством конических переходных частей связана с основной обечайкой.
В отличие от прототипа он снабжен симметрично расположенными относительно вертикальной оси люка и закрепленными на основной цилиндрической обечайке шпангоутами, состоящими из дугообразных отрезков, при этом верхние отрезки шпангоутов закреплены снаружи основной обечайки, нижние - снаружи основной обечайки и внутри котла, а боковые отрезки шпангоутов закреплены внутри основной обечайки.
Кроме того, дугообразные отрезки шпангоутов, расположенные в одном сечении, установлены внахлестку с разных сторон основной обечайки; шпангоуты выполнены из элементов П-образного сечения, а боковые дугообразные отрезки шпангоутов, закрепленные внутри основной обечайки, снабжены усиливающими накладками.
Такое выполнение котла позволяет создать из шпангоутов замкнутый элемент жесткости, повысить надежность и прочность котла без создания зон концентрации напряжений. При этом шпангоуты, расположенные по боковым сторонам котла, не требуют уменьшения диаметра основной обечайки для обеспечения вписывания котла вагона в габарит подвижного состава.
Заявляемое техническое решение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан котел, вид сбоку; на фиг.2 - поперечный разрез котла; на фиг.3 - сечение по А-А фиг.2.
Котел железнодорожной цистерны включает основную цилиндрическую обечайку 1 с двумя днищами 2 по торцам и люком 3, расположенным в верхней части, а также дополнительную емкость в средней нижней части котла, образованную цилиндрической полуобечайкой 4, которая посредством конических переходных частей 5 связана с основной обечайкой 1. Котел снабжен симметрично расположенными по обе стороны относительно вертикальной оси люка 3 и закрепленными на основной цилиндрической обечайке 1 шпангоутами. Шпангоуты состоят из дугообразных отрезков: верхних 6, нижних 7 и боковых 8. При этом верхние отрезки шпангоутов 6 закреплены снаружи основной обечайки 1, нижние отрезки шпангоутов 7 - снаружи основной обечайки и внутри котла, а боковые отрезки шпангоутов 8 закреплены внутри основной обечайки 1.
Как показано на фиг.2, дугообразные отрезки шпангоутов, расположенные в одном сечении, установлены внахлестку с разных сторон основной обечайки 1. Шпангоуты 6, 7 и 8 выполнены из элементов П-образного сечения, а боковые шпангоуты 8 снабжены усиливающими накладками 9.
Дополнительная емкость котла сообщается с емкостью основной обечайки 1 через продольное отверстие 10 в нижней части основной обечайки 1. Отверстие 10 по периметру усилено окантовкой 11.
Расположение шпангоутов внахлестку с разных сторон основной обечайки 1 позволяет создать замкнутый элемент жесткости, повысить надежность и прочность котла, обойдя точки перегиба в зонах сопряжения полуобечайки 4 и обечайки 1.
При вписывании вагонов-цистерн в габарит подвижного состава лимитирующим размером является габаритный размер котла по ширине, поэтому расположение боковых шпангоутов 8 с внутренней стороны основной обечайки 1 не приводит к необходимости уменьшения его диаметра, а следовательно, и вместимости.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКИХ ГРУЗОВ | 2001 |
|
RU2197400C1 |
ТОРМОЗНАЯ РЫЧАЖНАЯ ПЕРЕДАЧА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2002 |
|
RU2213674C1 |
ВАГОН-ЦИСТЕРНА | 2014 |
|
RU2629623C2 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА ДЛЯ ВЯЗКИХ НЕФТЕПРОДУКТОВ | 2000 |
|
RU2171766C1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКИХ ГРУЗОВ | 1997 |
|
RU2124994C1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКИХ ГРУЗОВ | 1995 |
|
RU2074828C1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКИХ ГРУЗОВ | 1997 |
|
RU2118598C1 |
Контейнер-цистерна | 2022 |
|
RU2781502C1 |
Контейнер-цистерна | 2021 |
|
RU2762434C1 |
КОТЕЛ ВАГОНА-ЦИСТЕРНЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКИХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (ВАРИАНТЫ) | 2013 |
|
RU2568623C2 |
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Котел железнодорожной цистерны включает основную цилиндрическую обечайку с двумя днищами и люком, а также дополнительную емкость в средней нижней части котла, образованную цилиндрической полуобечайкой, которая посредством конических переходных частей связана с основной обечайкой. Котел снабжен симметрично расположенными относительно вертикальной оси люка и закрепленными на основной цилиндрической обечайке шпангоутами, состоящими из дугообразных отрезков. Верхние отрезки шпангоутов закреплены снаружи основной обечайки, нижние - снаружи основной обечайки и внутри котла, а боковые отрезки шпангоутов закреплены внутри основной обечайки. Дугообразные отрезки шпангоутов закреплены внахлестку с разных сторон основной обечайки. Шпангоуты выполнены из элементов П-образного сечения, а боковые дугообразные отрезки шпангоутов, закрепленные внутри основной обечайки, снабжены усиливающими накладками. Изобретение позволяет повысить надежность и прочность котла без создания зон концентрации напряжений. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.
Car and Lokomotive Cyclopedia, США, 1966, с.245 | |||
ШАДУРА Л.А | |||
Вагоны | |||
- М.: Транспорт, 1973, с.349-352 | |||
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКИХ ГРУЗОВ | 1995 |
|
RU2074828C1 |
Железнодорожная цистерна для транспортировки жидких грузов | 1988 |
|
SU1606372A1 |
Авторы
Даты
2003-10-10—Публикация
2001-11-14—Подача