КОТЕЛ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЦИСТЕРНЫ Российский патент 2003 года по МПК B61D5/00 

Описание патента на изобретение RU2213673C2

Данное техническое решение относится к области железнодорожного транспорта
Из книги "Вагоны". Л.А. Шадура, М., изд. "Транспорт", 1973 г., с.349-352, рис.259 известен котел вагона-цистерны, который содержит цилиндрическую обечайку с двумя днищами и люком в верхней части. Для повышения жесткости котла в средней его части он подкреплен кольцевыми шпангоутами. Эти шпангоуты, имеющие Ω-образную форму поперечного сечения, приварены к стенкам обечайки снаружи котла. Такие кольцевые шпангоуты позволяют повысить прочность и надежность конструкции только в котлах постоянного сечения.

Из Американской железнодорожной энциклопедии "Car and Locomotive Cyclopedia", США, 1966 г. , с.245 известен принятый в качестве прототипа котел железнодорожной цистерны переменного сечения, включающий основную цилиндрическую обечайку с двумя днищами и люком, а также дополнительную емкость в средней нижней части котла, образованную цилиндрической полуобечайкой, которая посредством конических переходных частей связана с основной обечайкой. Данный котел не оборудован шпангоутами для усиления, т.к. имел увеличенную толщину стенок. Оборудование данного котла кольцевыми наружными шпангоутами, не являющееся само по себе предметом изобретения, потребовало бы в стесненных условиях габарита подвижного состава уменьшения диаметра основной обечайки, решения проблем концентрации напряжений в зонах сопряжения основной обечайки с полуобечайкой дополнительной емкости.

Заявляемый котел железнодорожной цистерны включает основную цилиндрическую обечайку с двумя днищами и люком, а также дополнительную емкость в средней нижней части котла, образованную цилиндрической полуобечайкой, которая посредством конических переходных частей связана с основной обечайкой.

В отличие от прототипа он снабжен симметрично расположенными относительно вертикальной оси люка и закрепленными на основной цилиндрической обечайке шпангоутами, состоящими из дугообразных отрезков, при этом верхние отрезки шпангоутов закреплены снаружи основной обечайки, нижние - снаружи основной обечайки и внутри котла, а боковые отрезки шпангоутов закреплены внутри основной обечайки.

Кроме того, дугообразные отрезки шпангоутов, расположенные в одном сечении, установлены внахлестку с разных сторон основной обечайки; шпангоуты выполнены из элементов П-образного сечения, а боковые дугообразные отрезки шпангоутов, закрепленные внутри основной обечайки, снабжены усиливающими накладками.

Такое выполнение котла позволяет создать из шпангоутов замкнутый элемент жесткости, повысить надежность и прочность котла без создания зон концентрации напряжений. При этом шпангоуты, расположенные по боковым сторонам котла, не требуют уменьшения диаметра основной обечайки для обеспечения вписывания котла вагона в габарит подвижного состава.

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан котел, вид сбоку; на фиг.2 - поперечный разрез котла; на фиг.3 - сечение по А-А фиг.2.

Котел железнодорожной цистерны включает основную цилиндрическую обечайку 1 с двумя днищами 2 по торцам и люком 3, расположенным в верхней части, а также дополнительную емкость в средней нижней части котла, образованную цилиндрической полуобечайкой 4, которая посредством конических переходных частей 5 связана с основной обечайкой 1. Котел снабжен симметрично расположенными по обе стороны относительно вертикальной оси люка 3 и закрепленными на основной цилиндрической обечайке 1 шпангоутами. Шпангоуты состоят из дугообразных отрезков: верхних 6, нижних 7 и боковых 8. При этом верхние отрезки шпангоутов 6 закреплены снаружи основной обечайки 1, нижние отрезки шпангоутов 7 - снаружи основной обечайки и внутри котла, а боковые отрезки шпангоутов 8 закреплены внутри основной обечайки 1.

Как показано на фиг.2, дугообразные отрезки шпангоутов, расположенные в одном сечении, установлены внахлестку с разных сторон основной обечайки 1. Шпангоуты 6, 7 и 8 выполнены из элементов П-образного сечения, а боковые шпангоуты 8 снабжены усиливающими накладками 9.

Дополнительная емкость котла сообщается с емкостью основной обечайки 1 через продольное отверстие 10 в нижней части основной обечайки 1. Отверстие 10 по периметру усилено окантовкой 11.

Расположение шпангоутов внахлестку с разных сторон основной обечайки 1 позволяет создать замкнутый элемент жесткости, повысить надежность и прочность котла, обойдя точки перегиба в зонах сопряжения полуобечайки 4 и обечайки 1.

При вписывании вагонов-цистерн в габарит подвижного состава лимитирующим размером является габаритный размер котла по ширине, поэтому расположение боковых шпангоутов 8 с внутренней стороны основной обечайки 1 не приводит к необходимости уменьшения его диаметра, а следовательно, и вместимости.

Похожие патенты RU2213673C2

название год авторы номер документа
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКИХ ГРУЗОВ 2001
  • Бурмистров Н.В.
RU2197400C1
ТОРМОЗНАЯ РЫЧАЖНАЯ ПЕРЕДАЧА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2002
  • Битюцкий А.А.
  • Бурмистров Н.В.
  • Савушкин Р.А.
  • Клушанцев Д.Е.
RU2213674C1
ВАГОН-ЦИСТЕРНА 2014
  • Шпак Сергей Александрович
  • Чепурной Анатолий Данилович
  • Литвиненко Александр Вительевич
  • Полетун Леонид Ефимович
  • Шейченко Роман Игоревич
  • Клопков Лев Николаевич
  • Граборов Роман Викторович
RU2629623C2
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА ДЛЯ ВЯЗКИХ НЕФТЕПРОДУКТОВ 2000
  • Бурмистров Н.В.
  • Маненков А.В.
  • Кормишкина Л.А.
  • Кочнева З.А.
RU2171766C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКИХ ГРУЗОВ 1997
  • Бурмистров Н.В.
  • Каут А.М.
  • Силенок А.В.
  • Клименко С.В.
RU2124994C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКИХ ГРУЗОВ 1995
  • Бурмистров Н.В.
  • Беляев Г.К.
  • Кармишина В.Д.
  • Клименко С.В.
RU2074828C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКИХ ГРУЗОВ 1997
  • Бурмистров Н.В.
  • Силенок А.В.
  • Малянов В.А.
  • Клименко С.В.
RU2118598C1
Контейнер-цистерна 2022
  • Ватанин Александр Александрович
  • Соколов Сергей Викторович
  • Григорьев Алексей Владимирович
RU2781502C1
Контейнер-цистерна 2021
  • Ермаков Сергей Анатольевич
RU2762434C1
КОТЕЛ ВАГОНА-ЦИСТЕРНЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКИХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Андреев Александр Петрович
RU2568623C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 213 673 C2

Реферат патента 2003 года КОТЕЛ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЦИСТЕРНЫ

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Котел железнодорожной цистерны включает основную цилиндрическую обечайку с двумя днищами и люком, а также дополнительную емкость в средней нижней части котла, образованную цилиндрической полуобечайкой, которая посредством конических переходных частей связана с основной обечайкой. Котел снабжен симметрично расположенными относительно вертикальной оси люка и закрепленными на основной цилиндрической обечайке шпангоутами, состоящими из дугообразных отрезков. Верхние отрезки шпангоутов закреплены снаружи основной обечайки, нижние - снаружи основной обечайки и внутри котла, а боковые отрезки шпангоутов закреплены внутри основной обечайки. Дугообразные отрезки шпангоутов закреплены внахлестку с разных сторон основной обечайки. Шпангоуты выполнены из элементов П-образного сечения, а боковые дугообразные отрезки шпангоутов, закрепленные внутри основной обечайки, снабжены усиливающими накладками. Изобретение позволяет повысить надежность и прочность котла без создания зон концентрации напряжений. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 213 673 C2

1. Котел железнодорожной цистерны, включающий основную цилиндрическую обечайку с двумя днищами и люком, а также дополнительную емкость, в средней нижней части котла, образованную цилиндрической полуобечайкой, которая посредством конических переходных частей связана с основной обечайкой, отличающийся тем, что он снабжен симметрично расположенными относительно вертикальной оси люка и закрепленными на основной цилиндрической обечайке шпангоутами, состоящими из дугообразных отрезков, при этом верхние отрезки шпангоутов закреплены снаружи основной обечайки, нижние - снаружи основной обечайки и внутри котла, а боковые отрезки шпангоутов закреплены внутри основной обечайки. 2. Котел по п.1, отличающийся тем, что дугообразные отрезки шпангоутов, расположенные в одном сечении, установлены внахлестку с разных сторон основной обечайки. 3. Котел по п.1, отличающийся тем, что шпангоуты выполнены из элементов П-образного сечения. 4. Котел по п.1, отличающийся тем, что боковые дугообразные отрезки шпангоутов, закрепленные внутри основной обечайки, снабжены усиливающими накладками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2213673C2

Car and Lokomotive Cyclopedia, США, 1966, с.245
ШАДУРА Л.А
Вагоны
- М.: Транспорт, 1973, с.349-352
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКИХ ГРУЗОВ 1995
  • Бурмистров Н.В.
  • Беляев Г.К.
  • Кармишина В.Д.
  • Клименко С.В.
RU2074828C1
Железнодорожная цистерна для транспортировки жидких грузов 1988
  • Филиппов Виктор Николаевич
  • Юдин Вячеслав Анинович
  • Канивец Раиса Федоровна
  • Соломатин Виктор Васильевич
  • Бубнов Валерий Михайлович
  • Кельрих Михаил Борисович
  • Лапандин Вячеслав Дмитриевич
  • Демченко Юрий Владимирович
SU1606372A1

RU 2 213 673 C2

Авторы

Битюцкий А.А.

Бурмистров Н.В.

Илюхин И.В.

Даты

2003-10-10Публикация

2001-11-14Подача