Изобретение относится к области точного приборостроения и предназначено для улучшения эксплуатационных характеристик прецизионных динамически настраиваемых гироскопов (ДНГ), которые находят широкое применение в авиационных, морских и космических навигационных системах. Цель изобретения - повышение точности гироскопа путем уменьшения смещения центров масс кардановых колец за счет крепления упругих перемычек к втулке подвеса и валу в одной плоскости.
Известен упругий подвес ДНГ, который изготавливается из одной заготовки [1] . Перемычки такого подвеса образованы двумя рядом расположенными отверстиями, а кардановы кольца секторными щелями, расположенными в трех концентрических окружностях. На фиг.1 и фиг.2 показана конструкция такого подвеса, состоящая из втулки 1, на которую устанавливается кольцеобразный маховик, вала 2, двух кардановых колец 3 и 6, развернутых относительно друг друга в плоскости вращения маховика на 90o, наружных упругих перемычек 4, соединяющих карданово кольцо с маховиком, и внутренних перемычек 5, соединяющих карданово кольцо с валом и развернутых в плоскости вращения маховика на 90o относительно наружных перемычек. Такой подвес называется подвесом с параллельным соединением кардановых колец.
I-I - плоскость, в которой наружные перемычки 4 соединяются с втулкой 1 (фиг.1) или внутренние перемычки 5 с валом 2 (фиг.2).
II-II - плоскость, в которой внутренние перемычки 5 соединяются с валом 2 (фиг.1) или наружные перемычки 4 с втулкой 1 (фиг.2).
Плоскости I-I и II-II параллельны и расположены симметрично относительно координатных осей Х и Y, образующих экваториальную плоскость маховика. Исходя из того, что материалы маховика и подвеса имеют разные коэффициенты линейного расширения, то при изменении температуры под действием растягивающей или сжимающей силы в перемычках подвеса будут возникать напряжения. Для одного карданова кольца растягивающая сила F1 будет расположена в плоскости I-I, а для другого кольца сила F2 в плоскости II-II. Под действием силы F1 происходит изгиб перемычек 5 и смещение центра тяжести карданова кольца вдоль оси Z в положительном направлении. Аналогично под действием силы F2 изгиб перемычек 5 другого карданова кольца и смещение его центра тяжести в отрицательном направлении. Из-за несимметрии теплового поля силы F1 и F2 будут неравны. Реальная жесткость перемычек 4 и 5 не является идентичной. Поэтому появится разностный момент от смещения центров кардановых колец и температурный дрейф ДНГ.
Изобретение позволяет повысить точность гироскопа путем уменьшения смещения центров масс кардановых колец при изменении температуры за счет крепления упругих перемычек к втулке подвеса и валу для одного карданова кольца в одной плоскости. Принципиальная конструкция такого подвеса показана на фиг.3 и фиг.4.
Упругий подвес содержит втулку 1, на которую устанавливается кольцеобразный маховик, вал 2, два кардановых кольца 3 и 6, развернутых относительно друг друга в плоскости вращения маховика на 90o, наружные упругие перемычки 4, соединяющие карданово кольцо с маховиком, и внутренние перемычки 5, соединяющие карданово кольцо с валом и развернутые в плоскости вращения маховика на 90o относительно наружных перемычек. Плоскости I-I и II-II параллельны и расположены симметрично относительно координатных осей Х и Y, образующих плоскость маховика.
Основания упругих перемычек, соединяющих карданово кольцо 3 (фиг.3) с валом 2 и втулкой 1, находятся в одной плоскости II-II. Для второго карданова кольца 6 (фиг.4) основания упругих перемычек расположены в плоскости I-I. В этом случае растягивающая сила F1 лежит в плоскости крепления упругих перемычек карданова кольца к валу 2 и втулке 1 и не вызывает их изгиба, а следовательно, и смещения центра тяжести карданова кольца вдоль оси Z. Аналогично растягивающее действие силы F2 не приведет к смещению центра тяжести другого карданова кольца.
При опробовании новой конструкции подвеса было установлено, что замена в ДНГ упругого подвеса уменьшает температурный дрейф гироскопа с 0,04 o/час oС до 0,004 o/час oС.
Источник информации
1. Пельпор Д. С. и др. Динамически настраиваемые гироскопы. М.: Машиностроение, 1888, c.121-155.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ТРЕНДА В МОДУЛЯЦИОННОМ ГИРОСКОПЕ | 2003 |
|
RU2262074C2 |
ГИРОАЗИМУТГОРИЗОНТКОМПАС | 2001 |
|
RU2202769C2 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ В ГИРОСКОПЕ | 2001 |
|
RU2196303C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ГИРОКОМПАСА | 2001 |
|
RU2187074C1 |
СПОСОБ НАЧАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ | 2002 |
|
RU2215994C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВА ВВОДА-ВЫВОДА ИЗЛУЧЕНИЯ В КОЛЬЦЕВОМ ИНТЕРФЕРОМЕТРЕ ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ДВУЖИЛЬНОГО СВЕТОВОДА | 2000 |
|
RU2188443C2 |
СПОСОБ КАЛИБРОВКИ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ | 2002 |
|
RU2249793C2 |
КОМПЕНСАЦИОННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР | 2000 |
|
RU2173854C1 |
ОДНОМОДОВЫЙ ОДНОПОЛЯРИЗАЦИОННЫЙ СВЕТОВОД | 2001 |
|
RU2223522C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВОЛНОВОДОВ ИНТЕГРАЛЬНО-ОПТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА | 2000 |
|
RU2176803C2 |
Изобретение относится к области точного приборостроения и предназначено для улучшения эксплуатационных характеристик прецизионных динамически настраиваемых гироскопов, которые находят широкое применение в авиационных, морских и космических навигационных системах. Сущность изобретения заключается в том, что крепление упругих перемычек каждого карданова кольца к втулке и валу осуществляется в одной плоскости, а плоскости крепления кардановых колец параллельны и расположены симметрично относительно экваториальной плоскости маховика. Техническим результатом является повышение точности гироскопа путем уменьшения смещения центров масс кардановых колец за счет крепления упругих перемычек к втулке подвеса и валу в одной плоскости. 4 ил.
Упругий подвес динамически настраиваемого гироскопа, содержащий выполненные из единой заготовки втулку, на которую устанавливается кольцеобразный маховик, вал, два кардановых кольца, развернутых относительно друг друга в плоскости вращения маховика на 90o, наружные упругие перемычки, соединяющие каждое карданово кольцо с маховиком, внутренние упругие перемычки, соединяющие каждое карданово кольцо с валом и развернутые в плоскости вращения маховика на 90o относительно наружных перемычек, отличающийся тем, что крепление упругих перемычек каждого карданова кольца к втулке и валу осуществляется в одной плоскости, а плоскости крепления кардановых колец параллельны и расположены симметрично относительно экваториальной плоскости маховика.
ПЕЛЬПОР Д.С | |||
и др | |||
Динамически настраиваемые гироскопы | |||
- М.: Машиностроение, 1988, с.121-155 | |||
RU 2058527 C1, 20.04.1996 | |||
УПРУГИЙ КАРДАНОВЫЙ ПОДВЕС ГИРОСКОПА | 1995 |
|
RU2093793C1 |
US 3678764 A, 25.07.1972 | |||
US 4499778 A, 19.02.1985. |
Авторы
Даты
2003-10-27—Публикация
2001-04-10—Подача