СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ В ГИРОСКОПЕ Российский патент 2003 года по МПК G01C25/00 

Описание патента на изобретение RU2196303C2

Изобретение относится к области точного приборостроения и может быть использовано при регулировании прецизионных динамически настраиваемых гироскопов (ДНГ).

Целью данного изобретения является повышение точности регулирования путем уменьшения погрешности, обусловленной газодинамическим моментом. Она достигается тем, что при сборке гироскопа обеспечивается соосность ротора гироскопа и статора датчиков моментов. Это позволяет уменьшить несимметрию в радиальных зазорах между ротором и статором и снизить газодинамическую составляющую скорости дрейфа гироскопа.

Газодинамические возмущающие моменты оказывают существенное влияние на точность ДНГ. Известны способы их регулирования методом компенсации другими составляющими, не зависящими от перегрузки. Изменяя зазор между ротором гироскопа и кожухом, добиваются минимального изменения дрейфа в запуске. В работе [1] изменение зазора достигается локальной тепловой деформацией кожуха с помощью нагревательных элементов, расположенных по осям чувствительности гироскопа.

Такой способ регулирования приемлем для газонаполненных ДНГ. Прецизионные гироскопы чаще всего бывают вакуумными или слабо газонаполненными (внутреннее давление газа до 40 гПа). Характерной особенностью таких гироскопов является то, что в процессе их эксплуатации происходит изменение газовой среды внутри прибора из-за газовыделения из материалов элементов. При этом значительно меняется вязкость газа, усиливается чувствительность гироскопа к изменению температуры. Все это в целом приводит к изменению газодинамической составляющей скорости дрейфа и, следовательно, к нарушению первоначального условия регулирования гироскопа.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является гироскоп, в котором изменение зазора между кожухом и ротором достигается перекосом кожуха за счет подпилки его посадочного места [2]. Недостатком метода регулирования дрейфа, предложенного в прототипе, является большая трудность сохранения теплового поля отрегулированного гироскопа при его установке на гироплатформу, имеющую собственный обогрев. Изменение теплового поля гироскопа приведет к его разрегулированию и потере точности.

Целью данного изобретения является повышение точности регулирования путем уменьшения погрешности, обусловленной газодинамическим моментом. Для снижения влияния газодинамических моментов, образующихся в зазорах между ротором гироскопа и кожухом, у гироскопов с дискообразным ротором увеличивают зазор между ротором и торцом кожуха, а с колоколообразным ротором - радиальный зазор. Увеличение радиального зазора между кольцевым статором датчика момента и ротором гироскопа приводит к уменьшению крутизны датчика. Поэтому для уменьшения влияния нестабильности вязкости газа предложен способ регулирования радиальных зазоров между статором датчика момента и ротором гироскопа.

Регулирование осуществляется следующим образом. В корпусе 1 (фиг.1) соосно с посадочным диаметром А устанавливают подшипниковую опору 4, на которую устанавливают ротор 3, и выставляют статор датчика моментов так, чтобы его электрическая ось Х (фиг.2) совпадала с механической осью Х гироскопа (фиг. 1). После закрепления статора, снимают ротор 3 и механически обрабатывают (например, обтачивают) наружную и внутреннюю цилиндрические поверхности статора 2 по заливочному компаунду 6 без повреждения электрических обмоток 5, базируясь по диаметру А. Такой способ регулирования позволяет получить радиальное биение статора датчика моментов не более 0,015 мм.

При экспериментальном опробовании уменьшение радиального биения статора 2 относительно оси вращения ротора с 0,05 до 0,015 мм позволило снизить скорость дрейфа с 0,02 до 0,007 угловых градусов за 1 час.

Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР N 1612700, кл. G 01 C 19/22, 1989.

2. Пельпор Д.С. и др. Динамически настраиваемые гироскопы.

Похожие патенты RU2196303C2

название год авторы номер документа
УПРУГИЙ ПОДВЕС ДИНАМИЧЕСКИ НАСТРАИВАЕМОГО ГИРОСКОПА 2001
  • Андреев А.Г.
  • Ермаков В.С.
  • Аленичев В.С.
  • Николаев С.Г.
RU2215262C2
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ТРЕНДА В МОДУЛЯЦИОННОМ ГИРОСКОПЕ 2003
  • Андреев А.Г.
  • Ермаков В.С.
  • Максимов А.Г.
RU2262074C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ГИРОКОМПАСА 2001
  • Андреев А.Г.
  • Ермаков В.С.
  • Мафтер М.Б.
RU2187074C1
ГИРОАЗИМУТГОРИЗОНТКОМПАС 2001
  • Андреев А.Г.
  • Ермаков В.С.
  • Мафтер М.Б.
RU2202769C2
ДИНАМИЧЕСКИ НАСТРАИВАЕМЫЙ ГИРОСКОП 2004
  • Андреев Алексей Гурьевич
  • Ермаков Владимир Сергеевич
  • Максимов Александр Геннадьевич
  • Каган Михаил Георгиевич
RU2282825C2
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА 1999
  • Курбатов А.М.
RU2160886C1
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ МАСШТАБНОГО КОЭФФИЦИЕНТА ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА 1999
  • Курбатов А.М.
RU2160885C1
СПОСОБ ФАЗОВОЙ МОДУЛЯЦИИ В КОЛЬЦЕВОМ ИНТЕРФЕРОМЕТРЕ ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА 2001
  • Андреев А.Г.
  • Ермаков В.С.
  • Курбатов А.М.
RU2194247C1
СПОСОБ КАЛИБРОВКИ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ 2002
  • Андреев А.Г.
  • Ермаков В.С.
  • Мафтер М.Б.
  • Морозов В.А.
RU2249793C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ГИРОКОМПАСА 1999
  • Морозов В.А.
  • Мафтер М.Б.
  • Куликов В.Н.
RU2153152C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 196 303 C2

Реферат патента 2003 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ В ГИРОСКОПЕ

Способ относится к области точного приборостроения и может быть использован при регулировании прецизионных динамически настраиваемых гироскопов. Технический результат: повышение точности регулирования путем уменьшения погрешности, обусловленной газодинамическим моментом. В корпусе гироскопа устанавливают подшипниковую опору, на которую устанавливают ротор. Выставляют статор датчика моментов, совмещая его электрическую ось с механической осью гироскопа. Снимают ротор и осуществляют механическую обработку кольцевых поверхностей статора датчика для обеспечения его соосности с осью вращения ротора. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 196 303 C2

Способ регулирования радиальных зазоров в динамически настраиваемом гироскопе, имеющем кольцеобразный статор датчика моментов, отличающийся тем, что в корпусе гироскопа устанавливают подшипниковую опору, на которую устанавливают ротор, выставляют статор датчика моментов, совмещая его электрическую ось с механической осью гироскопа, снимают ротор и осуществляют механическую обработку кольцевых поверхностей установленного статора датчика, обеспечивающую его соосность с осью вращения ротора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2196303C2

SU 1612700 А1, 20.06.1996
ПЕЛЬПОР Д.С
и др
Динамически настраиваемые гироскопы
- М.: Машиностроение, 1988, с.191, 192, 230, 231, 233-235
ДИНАМИЧЕСКИ НАСТРАИВАЕМЫЙ ГИРОСКОП 1990
  • Телегин А.В.
  • Шурыгин А.П.
RU2027146C1
КАРДАНОВ ПОДВЕС 0
SU176080A1

RU 2 196 303 C2

Авторы

Андреев А.Г.

Ермаков В.С.

Аленичев В.С.

Николаев С.Г.

Даты

2003-01-10Публикация

2001-04-10Подача