Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигательным приводам высоковольтных аппаратов, например, к приводам разъединителей.
Известны электродвигательные приводы [1], содержащие мотор-редуктор с выходным валом, служащим выходным валом привода, и устройство ручного оперирования, состоящее из ведущей конической шестерни, управляемой съемной рукояткой, и ведомой, жестко насаженной на свободный конец вала электродвигателя.
Недостатками такого привода являются:
- необходимость производства, ориентировочно, 170 оборотов рукоятки для проведения одной операции;
- возможность травмирования оператора при случайной подаче напряжения на электродвигатель, если при наложении рукоятки почему-либо не произойдет разрыв его цепи.
Наиболее близким к прелагаемому приводу по технической сущности и достигаемому эффекту является электродвигательный привод [2], [3], содержащий выходной вал, закрепленный в корпусе привода с возможностью свободного вращения, мотор-редуктор с выходным валом и жестко насаженной на него муфтой со шлицами на верхнем торце, ручной червячный редуктор с колесом, установленным на выходном валу привода с помощью специальных втулок с возможностью свободного вращения.
Закрепление этих втулок на выходном валу производится с помощью засверловки и установки штифта. Указанное выходное колесо снабжено шлицами на нижнем торце, а на выходной вал привода насажена соединительная муфта, снабженная шлицами на обоих торцах, причем указанная муфта соединена с валом с возможностью передачи крутящего момента и осевого перемещения (вал снабжен наружными, а муфта - внутренними продольными шлицами).
При двигательном оперировании этого привода вращение на его выходной вал передается от выходного вала мотор-редуктора через его муфту и соединительную муфту, которые связаны торцевыми шлицами.
При ручном оперировании на свободный конец червяка ручного редуктора надевается рукоятка, которая через специальный рычаг (не показан) перемещает соединительную муфту вверх, рассоединяя ее с муфтой вала мотор-редуктора и соединяя ее с торцевыми шлицами колеса ручного червячного редуктора. В результате этого при вращении рукоятки выходной вал привода приходит в движение от колеса ручного червячного редуктора, что позволяет произвести оперирование за счет нескольких оборотов рукоятки. Кроме того, механическое расчленение соединительной муфты с муфтой вала мотор-редуктора исключает травмирование оператора при случайной подаче напряжения на электродвигатель.
Недостатком такого привода является сложная технология его сборки [3]. В связи с тем, что выходное колесо 10 редуктора закрепляется на выходном валу привода, а червяк 11 - в корпусе привода, совпадение осей колеса и червяка для осуществления их нормальной работы может быть достигнуто только при засверловке и установке штифта 85 в сборе с выходным валом привода, выходным колесом 10 редуктора и макетом червяка 11, для чего весь корпус в сборе с этими элементами необходимо помещать под сверлильный станок, что крайне нетехнологично.
Целью настоящего изобретения является упрощение конструкции и повышение технологичности изготовления привода.
Указанная цель достигается тем, что в двигательном приводе, содержащем выходной вал, снабженный соединительной муфтой со шлицами на обоих торцах, двигатель, например, мотор-редуктор с собственным выходным валом, ручной редуктор с ведущим элементом, в частности червяком, и выходным колесом, снабженным шлицами на одном из торцов, это выходное колесо заодно с ведущим элементом закреплено в отдельном корпусе с возможностью свободного вращения относительно него и снабжено центральным отверстием, причем этот корпус закреплен таким образом, что выходной вал привода свободно проходит через указанное отверстие выходного колеса, а шлицы этого колеса находятся на определенном расстоянии от шлицов соединительной муфты.
Кроме того, указанное выходное колесо может быть закреплено в своем корпусе консольно.
На чертеже показана конструкция предлагаемого привода.
Привод содержит двигатель, в частности, мотор-редуктор 1, закрепленный на кронштейне 2 в шкафу 3. Этот мотор-редуктор содержит выходной вал 4, на котором жестко, на шпонке 5, закреплена муфта 6, имеющая на верхнем конце шлицы 7.
Выходной вал 8 привода закреплен с возможностью свободного вращения в подшипниках 9. Вал 8 в нижней своей части снабжен продольными шлицами, на которых сидит соединительная муфта 10, имеющая кроме внутренних продольных шлицов, шлицы на обоих верхнем и нижнем торцах. На чертеже ее нижние торцевые шлицы совпадают и сочленены со шлицами 7 муфты 6.
На кронштейне 2 с помощью шпилек 11 и гаек 12 закреплен литой корпус 13 ручного редуктора, в вертикальных стенках которого установлен с возможностью свободного вращения ведущий элемент редуктора, в данном случае, червяк 14, а в горизонтальной его части с помощью подшипника 15 выходное червячное колесо 16, снабженное в нижней своей части торцевыми шлицами 17. Указанный корпус 13 установлен с помощью гаек 12 так, чтобы вал 8 свободно проходил через центральное отверстие колеса 16, а шлицы 17 этого колеса оказались на определенном расстоянии А относительно верхних торцевых шлицов муфты 10.
На валу 8 жестко закреплен рычаг 18, с помощью которого происходит управление разъединителем.
Описываемый привод может работать в двух режимах: нормальном дистанционном, от мотор-редуктора, и местном ручном, от червячного редуктора. В дистанционном режиме привод работает следующим образом.
При подаче напряжения на мотор-редуктор 1 его вал 4 через муфту 6 и шлицы 7 передает вращение на соединительную муфту 10, которая через продольные шлицы передает вращение на вал 8 привода и рычаг 18, включая или отключая управляемый им разъединитель.
При необходимости работы приводом в ручном режиме происходит следующее.
На выступающий конец вала червяка 14 накладывается, сочленяясь с ним, рукоятка (на чертеже не показаны) и через специальный рычаг его исполнительный элемент 19 поднимает соединительную муфту 10 вверх.
При этом ее нижние шлицы выходят из зацепления со шлицами 7, а ее верхние шлицы входят в зацепление со шлицами 17 выходного колеса 16.
Кроме того, выступающая часть 20 муфты 10 входит в полость 21 колеса 16 и своими стенками создает снизу дополнительную опору при работе указанного колеса, благодаря чему в корпусе 13 это колесо 16 может быть закреплено консольно.
При вращении рукояткой червяка 14 это выходное колесо начинает вращаться и через шлицы 17 и сочлененную с ним муфту 10 вращает вал 8 и рычаг 18, благодаря чему уже вручную несколькими оборотами рукоятки осуществляется оперирование разъединителем.
Теперь даже если случайно будет подано напряжение на мотор-редуктор, его вал 4 будет вхолостую вращаться относительно вала 8, никак не мешая работе привода вручную, что обеспечивает безопасность оператора.
Предлагаемое закрепление выходного колеса и ведущего элемента ручного редуктора в отдельном корпусе обеспечивает его работоспособность и, одновременно, технологичность изготовления, а закрепление корпуса редуктора описанным образом обеспечивает работоспособность всего привода вручную с минимальными трудозатратами на его сборку, причем закрепление выходного колеса редуктора консольно значительно упрощает всю конструкцию привода.
Источники информации
1. Привод электродвигательный типа ПДГ-9 УХЛ1. Руководство по эксплуатации ИВЕЖ. 654133.001 РЭ, 2000 г., г. Великие Луки, ЗАО "ВЗВА".
2. Привод ПМ-2М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, 6 БП. 733. 040 ТО, г. Екатеринбург, ОАО "Уралэлектротяжмаш".
3. Фрагмент чертежа общего вида привода ПМ-2М.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ПРИВОД | 2001 |
|
RU2199175C2 |
ПРИВОД ДВИГАТЕЛЬНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ | 2017 |
|
RU2675288C1 |
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ВЕНТИЛЯТОР АППАРАТА ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ | 2000 |
|
RU2183290C2 |
ПРИВОД ДВИГАТЕЛЬНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ | 2014 |
|
RU2551695C1 |
ПРИВОД КОМБИНИРОВАННОГО АППАРАТА ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ | 2011 |
|
RU2486623C1 |
Электропривод трубопроводной арматуры с ручным дублером | 2022 |
|
RU2797329C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ПРИВОД ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ОТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И/ИЛИ ОТ РУЧНОГО УСИЛИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2226633C1 |
ЭЛЕКТРОМОТОРНЫЙ ПРИВОД С РУЧНЫМ ДУБЛЕРОМ | 1996 |
|
RU2103582C1 |
Двигательный привод высоковольтного разъединителя | 2022 |
|
RU2800982C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ И СПОСОБ НАСТРОЙКИ ЕГО ОГРАНИЧИТЕЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 2005 |
|
RU2273784C1 |
Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройству двигательного привода. Выходной вал двигательного привода имеет соединительную муфту со шлицами на обоих торцах. Ведущий элемент и выходное колесо ручного редуктора закреплены в отдельном корпусе и свободно вращаются относительно него. Выходное колесо имеет центральное отверстие для прохода выходного вала привода и шлицы на однoм из торцов для соединения со шлицами соединительной муфты. Технический результат - упрощение конструкции и повышение технологичности изготовления. 1 з. п.ф-лы, 1 ил.
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
ПРИБОР ДЛЯ СЪЕМКИ СЛОЖНЫХ ПРОФИЛЕЙ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ГРЕБНЫХ ВОЗДУШНЫХ И ВОДЯНЫХ ВИНТОВ | 1922 |
|
SU733A1 |
- г | |||
Екатеринбург, ОАО "Уралэлектротяжмаш" | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
654133 | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
- Великие Луки, ЗАО "ВЗВА" | |||
Коробка передач транспортного средства | 1976 |
|
SU839752A1 |
Авторы
Даты
2003-11-10—Публикация
2001-10-11—Подача