Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способу получения котельного топлива из нефтяных остатков, и может быть использовано для углубления переработки нефти.
Известен способ получения котельного топлива путем отгонки легких фракций (бензина, дизельного топлива) из нефти и получения из остатка перегонки мазута по показателям качества (вязкости, вспышке и т.д.), соответствующим требованиям стандарта на котельное топливо, например, марки 100 (ВУ80o равна 16oЕ, температура вспышки не ниже 120oС)/Г.Г. Валявин, А.М. Сухоруков и др. Висбрекинг гудрона с получением котельного топлива. Химия и технология теплив и масел, 1999 г., 2, стр. 25-27/.
Недостатком этого способа является большой выход котельного топлива и, как следствие, низкая глубина переработки нефти.
Наиболее близким к заявляемому объекту является висбрекинг нефтяных остатков, заключающийся в том, что путем вакуумной перегонки мазута получают вакуумный газойль (15-20% на нефть), который является сырьем для получения моторных теплив, и остаток, который подвергают висбрекингу при температуре 450-490oC с получением газа, бензиновых фракций с концом кипения 160-180oС и остатка - котельного топлива (М 100) с вязкостью не более 16oЕ и температурой вспышки не менее 120oС /К.Вашими, X.Лиммер. Новый процесс термокрекинга остатков эйч-эс-си. Нефть, газ и нефтехимия за рубежом, 9, 1989 г., стр. 65-68/.
Недостаток данного способа - сложность технологии из-за двухступенчатости способа, а также высокий выход котельного топлива.
Изобретение направлено на упрощение способа с одновременным снижением выхода котельного топлива и расширением ресурсов сырья для производства моторных топлив.
Это достигается тем, что в способе висбрекинга нефтяных остатков, включающем нагрев нефтяных остатков до температуры висбрекинга с получением газа, бензиновых фракций и остатка висбрекинга, остаток висбрекинга разгоняют на три фракции: легкий газойль, тяжелый газойль и тяжелый остаток, затем легкий газойль смешивают с тяжелым остатком при соотношении 10-50% легкого газойля и 50-90% тяжелого остатка, а тяжелый газойль и оставшуюся часть легкого газойля используют в качестве сырья для производства моторных топлив. При этом пределы кипения и выход фракций корректируют в зависимости от природы исходного сырья и заданной вязкости котельного топлива.
Способ осуществляют следующим образом.
Нефтяной остаток, например, гудрон подвергают висбрекингу с получением газа, бензиновых фракций и остатка висбрекинга. Остаток висбрекинга разгоняют на три фракции: легкий газойль, тяжелый газойль и тяжелый остаток. Затем легкий газойль смешивают с тяжелым остатком при соотношении 10-50% легкого газойля и 50-90% тяжелого остатка с получением стандартного котельного топлива. Пределы кипения и выход фракций корректируют в зависимости от природы исходного сырья и заданной вязкости котельного топлива. Тяжелый газойль и оставшуюся часть легкого газойля используют в качестве сырья для производства моторных топлив.
Предлагаемый способ иллюстрируется примерами.
Пример 1 (по прототипу). Гудрон западно-сибирской нефти был подвергнут висбрекингу. При висбрекинге были получены - газ и бензин с концом кипения 160oС в количестве 3% и остаток (+160oС) в количестве 97%. Остаток (+160oC) по основным показателям качества соответствует требованиям на котельное топливо M100 (условная вязкость (ВУ80o) равна 16oЕ, температура вспышки - 120oC).
Пример 2. Тот же гудрон западно-сибирской нефти, что и в примере 1, был подвергнут висбрекингу при технологических условиях примера 1 и при этом был получен аналогичный материальный баланс. Согласно предлагаемому способу из остатка висбрекинга (+160oС) - ВУ80o=16 были отогнаны легкий (фр. 160-350oС) и тяжелый (фр. 350-540oС) газойли в количестве, соответственно, 13,1% и 35,6% (на исходное сырье). Вязкость условная (ВУ80o) полученных продуктов составила: легкого газойля 0,945oЕ, тяжелого газойля - 2,7oЕ. После отгонки дистиллятных фракций был получен тяжелый остаток (+540oС) с вязкостью ВУ80o, равной 1200oЕ, выход которого составил 48,3% (на исходное сырье). После этого легкий газойль (фракция 160-350oС) был добавлен к тяжелому остатку (+540oС) и в результате было получено товарное котельное топливо с вязкостью условной (ВУ80o), равной 13,5oЕ, выход которого составил 61,4% на сырье висбрекинга. Это на 35,6% меньше, чем в способе по прототипу. Полученный тяжелый газойль (фр. 350-540oС) в количестве 35,6% используют как компонент сырья для производства моторных топлив.
Как видно из приведенного примера, предлагаемый способ позволил уменьшить выход котельного топлива до 61,4%, в то время как в способе по прототипу выход котельного топлива составил 97%.
Использование предлагаемого способа позволит по сравнению с прототипом упростить технологию за счет создания одноступенчатой схемы переработки остатков. Кроме того, предлагаемый способ позволит уменьшить выход котельного топлива, что даст возможность расширить ресурсы сырья для производства моторных топлив.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ получения тяжёлого нефтяного топлива | 2016 |
|
RU2612963C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОТЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2009 |
|
RU2407775C2 |
СПОСОБ ВИСБРЕКИНГА ОСТАТОЧНОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ | 2008 |
|
RU2389751C2 |
СПОСОБ ЗАМЕДЛЕННОГО КОКСОВАНИЯ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ | 2011 |
|
RU2458098C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВЫХ ТОПЛИВ И ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2312129C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОТЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2018 |
|
RU2678451C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОТЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2018 |
|
RU2678449C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТЯЖЕЛОГО НЕФТЯНОГО ТОПЛИВА | 2008 |
|
RU2374298C1 |
СПОСОБ ЗАМЕДЛЕННОГО КОКСОВАНИЯ | 2010 |
|
RU2448145C1 |
СПОСОБ ЗАМЕДЛЕННОГО КОКСОВАНИЯ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ | 2011 |
|
RU2451711C1 |
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способу получения котельного топлива из нефтяных остатков, и может быть использовано для углубления переработки нефти. Способ висбрекинга нефтяных остатков включает нагрев нефтяного остатка до температуры висбрекинга с получением газа, бензиновых фракций и остатка висбрекинга. Остаток висбрекинга разгоняют на три фракции: легкий газойль, тяжелый газойль и тяжелый остаток, затем легкий газойль смешивают с тяжелым остатком при соотношении 10-50% легкого газойля и 50-90% тяжелого остатка, а тяжелый газойль и оставшуюся часть легкого газойля используют в качестве сырья для производства моторных топлив. Пределы кипения и выход фракций корректируют в зависимости от природы исходного сырья и заданной вязкости котельного топлива. Изобретение позволяет упростить технологию переработки нефтяных остатков, а также расширить ресурсы сырья для производства моторных топлив. 1 з.п. ф-лы.
ВАШИМИ К., ЛИММЕР Х | |||
Новый процесс термокрекинга остатков эйч-эс-си | |||
"Нефть, газ и нефтехимия за рубежом", № 9, 1989, с.65-68 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ И СУДОВЫХ ТОПЛИВ | 2000 |
|
RU2176263C1 |
Способ получения котельного топлива | 1981 |
|
SU1033532A1 |
Способ получения на волокне оливково-зеленой окраски путем образования никелевого лака азокрасителя | 1920 |
|
SU57A1 |
US 4721557 A, 26.01.1988. |
Авторы
Даты
2003-11-27—Публикация
2002-08-15—Подача