ПУСКО-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ГИДРОМУФТА Российский патент 2004 года по МПК F16D33/08 F16D33/20 F16H41/26 

Описание патента на изобретение RU2221171C2

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидродинамическим пуско-предохранительным муфтам (гидромуфтам), и может быть применено для плавного пуска машин и защиты от перегрузок элементов их привода.

Известна предохранительная гидромуфта (авт. св. СССР 1480468, F 16 D 33/08), содержащая насосное и турбинное рабочие колеса с лопатками. Лопатки по меньшей мере одного из колес имеют осевые кромки, обращенные к центральной камере.

Указанная гидромуфта обладает недостаточно высоким качеством пусковых и предохранительных характеристик, а также имеет пониженный КПД.

Задача изобретения - улучшение пусковых и предохранительных характеристик, а также повышение КПД гидромуфты.

Для этого в гидромуфте, содержащей рабочие колеса с лопатками, причем лопатки по меньшей мере одного из колес имеют осевые кромки, обращенные к центральной камере, ограниченной нерабочими поверхностями стенок колес, согласно изобретению диаметр Dо осевых кромок связан с активным диаметром колес Da соотношением l,7 <Da/Do <l,85, а длина L осевой кромки лопатки связана с наибольшей шириной Нмакс лопатки соотношением 0,2 ≤ L/Нмакс ≤ 0,75.

Из экспериментально полученных данных следует, что в интервале 1,7 < Da/Do < 1,85 влияние отношения Da/Do активного диаметра колес Da к диаметру осевых кромок Do на пусковую и предохранительную характеристики Мп/Мн и Мо/Мн очень мало. Это подтверждается пологим характером соответствующих участков графиков функциональной зависимости пусковой и предохранительной характеристик от отношения Da/Do. Пусковая характеристика Мп/Мн выражается отношением пускового момента гидромуфты Мп к ее номинальному моменту Мн и соответствует скольжению колес, равному 100%. Предохранительной характеристикой Мо/Мн является отношение наибольшей величины ограничивающего момента Мо к номинальному моменту Мн во всем диапазоне скольжения.

В интервале 1,7 < Da/Do < 1,85 отношение Мп/Мн изменяется от 2,32 до 2,47, а отношение Мо/Мн от 2,38 до 2,52. Данные значения пусковой и предохранительной характеристик в наибольшей степени отвечают требованиям, предъявляемым к характеристикам пуско-предохранительных гидромуфт, работающих совместно с асинхронными короткозамкнутыми электродвигателями современного технического уровня, у которых максимальный (опрокидной) момент лежит в пределах (2,4÷2,6) Мн.

В указанном интервале отношения Da/Do КПД повышается от 96,7% до 97,7%. За пределами интервала l,7 < Da/Do < 1,85 значения отношения Мп/Мн и Мо/Мн резко изменяются в неблагоприятную сторону. При величине отношения Da/Do менее 1,7 пусковая и предохранительная характеристики ухудшаются. Значения Мп/Мн и Мо/Мн уменьшаются соответственно от 2,32 до 1,65 и от 2,38 до 1,8 при Da/Do=1,6, что отрицательно сказывается на тяговых возможностях гидромуфты во всем диапазоне скольжения при страгивании и разгоне машины под нагрузкой, а в отдельных случаях делает этот процесс невозможным.

В случае увеличения отношения Da/Do более чем 1,85 значения характеристик Мп/Мн и Мо/Мн резко возрастают, в связи с чем гидромуфта перестает защищать двигатель и привод от перегрузок в режимах страгивания, разгона и торможения машины при некотором уменьшении номинального КПД. При значениях отношения Da/Do, меньших 1,7 КПД снижается существенно.

В гидромуфтах, имеющих Da/Do менее 1,7, нарушается необходимый баланс между объемом центральной камеры и объемом межлопастных каналов, что в переходных режимах работы ведет к снижению расхода в этих каналах и, как следствие, к уменьшению пускового момента, КПД и ухудшению характеристик в целом.

При значениях отношения Da/Do более 1,85 объем центральной камеры значительно уменьшается, а объем межлопастных каналов возрастает. Это приводит к недопустимому росту величины момента Мо, вследствие чего гидромуфта перестает быть предохранительной.

В пуско-предохранительной гидромуфте с отношением Da/Do, находящемся в интервале 1,7 < Da/Do < 1,85, достигаются оптимальные характеристики Мп/Мн, Мо/Мн в сочетании с высоким номинальным КПД.

Соотношение длины осевой кромки L и наибольшей ширины лопатки Нмакс влияет на быстродействие гидромуфты в режимах стопорения вала турбинного колеса за десятые доли секунды. При этом частота вращения указанного вала падает от номинальной до нуля. В таких режимах быстродействие характеризуется коэффициентом динамичности Кд, который равен отношению наибольшего момента Мд гидромуфты в процессе стопорения к ограничивающему моменту Мо, т.е. Кд= Мд/Мо. Чем меньше величина Кд, тем меньше значение динамического момента при резких перегрузках и тем выше быстродействие гидромуфты.

При значениях L/Нмакс, находящихся в интервале 0,2 L/Нмакс ≤ 0,75, коэффициент динамичности изменяется мало и имеет небольшую величину в пределах 1,1÷1,15 при нормированном времени стопорения турбинного колеса за 0,3с, что свидетельствует об оптимальности указанного интервала значений L/Нмакс в пуско-предохранительных гидромуфтах.

При уменьшении значения соотношения L/Нмакс ниже 0,2 Кд начинает расти до опасных значений за счет уменьшения проходного сечения межлопастных каналов при входе потока в центральную камеру. Следствием такого влияния является рост Мд до значений, опасных для привода и машины в целом. При увеличении длины осевой кромки лопатки Lo свыше 0,75 Нмакс Кд существенно увеличивается в связи с возрастанием момента Мд. Повышение Кд в этом случае объясняется тем, что удлинение осевой кромки лопатки L сверх допустимых значений приводит к возрастанию динамической составляющей скорости циркуляции жидкости, а вследствие этого увеличивается и Мд.

Значения характеристик Мп/Мн, Мо/Мн, а также КПД, относящиеся к интервалу отношения Da/Do, равному 1,7÷1,85, не изменяются с изменением отношения L/Нмакс.

В центральной камере гидромуфты может быть размещена перегородка, прикрепленная к одному из рабочих колес (насосному или турбинному) и разделяющая полость центральной камеры на две секции, сообщающиеся как между собой, так и с межлопастными каналами колес. Секция, заключенная между нерабочими стенками колеса и прикрепленной к этому колесу перегородкой, имеет в периферийной части, по меньшей мере, одно дроссельное отверстие.

На фиг.1 в продольном разрезе показана предлагаемая гидромуфта. На фиг.2 представлены графики зависимости пусковой характеристики Мп/Мн (кривая 1), предохранительной характеристики Мо/Мн (кривая 2) и КПД (η - кривая 3) пуско-предохранительной гидромуфты от соотношения Da/Do, а на фиг.3 - графическая зависимость динамического коэффициента Кд от отношения L/Нмакс. На фиг.4 показан вариант предлагаемой гидромуфты с перегородкой в центральной камере.

Гидромуфта (фиг.1) состоит из установленных соосно насосного 1 и турбинного 2 рабочих колес, чаши которых имеют в меридиональном сечении одинаковую криволинейную часть своих внутренних контуров. Лопатки 3 и 4 насосного и турбинного колес образуют межлопастные каналы, которые сообщаются с центральной камерой 5. В области входа в центральную камеру 5 межлопастных каналов лопатки 3 и 4 имеют осевые кромки 6 и 7, обращенные к центральной камере 5, ограниченной нерабочими поверхностями стенок рабочих колес. Диаметр Do осевых кромок 6 и 7 связан с активным диметром Da рабочих колес соотношением l, 7 <Da/Do <l,85, а длина L осевой кромки лопаток связана с наибольшей шириной Нмакс лопаток соотношением 0,2 ≤ L/Нмакс ≤ 0,75. Принятые в предлагаемой гидромуфте соотношения Da/Do и L/Нмакс получены на основе анализа результатов экспериментальных исследований внешних моментных характеристик пуско-предохранительных гидромуфт.

Как следует из графиков на фиг.2, в интервале значений l,7 < Da/Do < 1,85, пусковая Мп/Мн и тормозная Мо/Мн характеристики имеют оптимальные значения, которые изменяются в указанном интервале соответственно от 2,32 до 2,47 и от 2,38 до 2,52. Такие характеристики в наибольшей степени отвечают требованиям, предъявляемым к пуско-предохранительным гидромуфтам, работающим совместно с электродвигателями современного технического уровня, у которых максимальный (опрокидной) момент лежит в пределах (2,4÷2,6) Мн. В интервале l, 7 < Da/Do < 1,85 КПД (кривая 3-η) также повышается от значения 0,967 до 0,977.

За пределами интервала l,7 < Da/Do < 1,85 значение Мп/Мн и Мо/Мн резко изменяются в неблагоприятную сторону, что следует из графиков на фиг.2. В том же интервале значений Da/Do номинальный КПД имеет наибольшие значения.

Отношение L/Нмакс длины осевой кромки L лопатки к наибольшей ее ширине Нмакс оказывает влияние на быстродействие пуско-предохранительной гидромуфты в динамических режимах стопорения вала турбинного колеса за десятые доли секунды.

Из графика зависимости коэффициента динамичности Кд, характеризующего быстродействие гидромуфты, от отношения L/Нмакс (фиг.3), следует, что в интервале значений 0,2 ≤ L/Нмакс ≤ 0,75 Кд имеет минимальную величину в пределах 1,1÷1,15. Поэтому динамичность гидромуфты при таком Кд минимальна.

Графики предельных значений пусковой Мп/Мн и предохранительной Мо/Мн характеристик, а также номинального КПД(η), относящихся к интервалу 1,7 < Da/Do < 1,85, имеют на фиг. 3 вид линий, параллельных оси абсцисс, что подтверждает отсутствие влияния L/Нмакс на эти силовые параметры гидромуфты. На фиг. 3 обозначен также перепад предельных значений (Δ) характеристик ΔМп/Мн, ΔМо/Мн и Δη.
Как показано на фиг.1, в гидромуфте турбинное колесо 2 установлено на валу 8, а к насосному колесу 1 прикреплен корпус 9, охватывающий турбинное колесо 2. Возможна другая компоновка: турбинное колесо прикреплено к корпусу, который охватывает насосное колесо, установленное на валу, выполняющем функции ведущего.

К одному из рабочих колес (фиг.4), например к насосному 1, может быть прикреплена перегородка 10, разделяющая центральную камеру 5 на две секции 11 и 12. В перегородке 10 имеется отверстие 13 с центром на оси вращения гидромуфты. Секции 11 и 12 центральной камеры 5 сообщаются с межлопастными каналами, а также между собой через отверстие 13 в перегородке 10. Секция 11 сообщается с межлопастными каналами рабочего колеса 1 посредством дроссельного отверстия 14, выполненного в периферийной части секции 11, например в цилиндрической части перегородки 10.

Гидромуфта по фиг.1, не имеющая перегородки, работает следующим образом. В установившемся рабочем режиме гидромуфта передает расчетный номинальный крутящий момент при небольшом значении скольжения колес (3%).

При возрастании внешней нагрузки на ведомом валу гидромуфты ее скольжение повышается. Это сопровождается увеличением расхода жидкости по межлопастным каналам рабочих колес 1 и 2 при совокупном воздействии на элементарные струи потока центробежных сил переносного вращения вокруг оси гидромуфты и относительного вращательного движения жидкости по межлопастным каналам колес с центром в круге циркуляции. С увеличением скольжения центробежные силы относительного вращательного движения даже в области выхода потока из межлопастных каналов турбинного колеса 2 начинают превалировать над центробежными силами переносного вращения, в связи с чем центростремительный поток рабочей жидкости из межлопастных каналов турбинного колеса 2 устремляется в центральную камеру 5.

Затем жидкость, попадая на нерабочие поверхности насосного колеса 1, отбрасывается ими к периферии и возвращается в его межлопастные каналы у кромок 6. Чем выше значение скольжения, тем большее количество жидкости, находясь в динамическом равновесии (по отношению к кругу циркуляции), заполняет центральную камеру 5, выполняющую роль сбросной аккумулирующей камеры. Одновременно с этим снижается расход жидкости, циркулирующей в межлопастных каналах рабочих колес, благодаря чему уменьшается момент, передаваемый гидромуфтой.

Таким образом, гидромуфта, ограничивая передаваемый момент, устраняет недопустимые перегрузки, воздействующие на механическую трансмиссию привода и предохраняет двигатель от выхода из строя.

В варианте исполнения гидромуфты (фиг.4) с разделением центральной камеры посредством перегородки 10 на две секции 11 и 12 работа гидромуфты осуществляется следующим образом.

При сообщении вращения ведущему (насосному) колесу 1 оно быстро (в течение 2-3 с) совместно с приводным двигателем развивает частоту вращения, близкую к максимальной. В этом режиме (режиме пуска) гидромуфта работает со значительным (близким к 100%) скольжением. При этом под воздействием напора, развиваемого насосным колесом 1, жидкость центростремительным потоком направляется из межлопастных каналов турбинного колеса 2 в секцию 12, а затем через отверстие 13 в перегородке 10 - в секцию 11, заполняя ее. Под воздействием гидростатического давления жидкость замедленно с незначительным расходом вытекает из секции 11 через дроссельное отверстие 14 и попадает в межлопастные каналы насосного колеса 1.

Благодаря избыточному напору насосного колеса 1 жидкость при повышенном скольжении в процессе пуска постоянно поступает в секцию 12 и через отверстие 13 в перегородке 10, проходное сечение которого намного больше сечения дроссельного отверстия 14, вновь заполняет секцию 11.

В процессе пуска скольжение гидромуфты постепенно уменьшается. При скольжении, превышающем 50-70%, за счет превалирования воздействующих на жидкость центробежных сил переносного вращения над центробежными силами относительного ее движения по межлопастным каналам, поступление жидкости в секцию 12 постепенно прекращается. К концу завершения плавного процесса пуска жидкость из секции 11 полностью вытекает в межлопастные каналы гидромуфты, которая при выходе на номинальный режим начинает работать со скольжением 2,8÷3,0%.

Похожие патенты RU2221171C2

название год авторы номер документа
Гидромуфта 1986
  • Крутик Аркадий Владимирович
SU1434176A1
Гидромуфта 1990
  • Сорокин Василий Иванович
  • Сорокин Виктор Васильевич
  • Сорокина Виктория Дмитриевна
  • Зотова Людмила Григорьевна
SU1739122A1
Гидродинамическая муфта 1973
  • Кочкарев Анатолий Яковлевич
  • Плешанов Владимир Леонидович
SU459620A1
Предохранительная гидромуфта 1980
  • Берман Валерий Михайлович
  • Крутик Аркадий Владимирович
  • Завьялов Николай Иванович
  • Нузов Владимир Ильич
SU889949A1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ГИДРОМУФТА 1973
  • Витель А. Ф. Хрущев, А. П. Загоруйко, А. В. Крутик, В. М. Берман, В. П. Векленко, В. К. Гавриленко, В. Г. Линицкий, Е. И. Счастный Н. Г. Чугаев
SU373464A1
Гидротрансформатор 1988
  • Антонов Владимир Михайлович
  • Самарин Евгений Григорьевич
  • Грымзин Петр Алексеевич
  • Семенов Виктор Павлович
SU1622679A1
Ограничивающая гидродинамическая муфта 1990
  • Петров Юрий Владимирович
  • Богдановский Станислав Петрович
  • Хуршудян Генрих Мкртичевич
  • Богомолов Владимир Васильевич
  • Броднев Николай Павлович
  • Кирзон Григорий Яковлевич
  • Хе Виктор Саенович
  • Заборин Виктор Георгиевич
  • Серебрякова Татьяна Ивановна
  • Федотова Светлана Геннадьевна
SU1815442A1
Пусковая гидромуфта 1985
  • Экбер Борис Яковлевич
  • Нузов Владимир Ильич
  • Малышев Владимир Николаевич
  • Тарновский Олег Георгиевич
SU1339331A1
Гидродинамическая муфта 1973
  • Цыбульник Юрий Александрович
SU771378A1
Гидродинамическая предохранительная муфта 1985
  • Подлесных Николай Иванович
  • Шиманский Владимир Петрович
SU1270440A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 221 171 C2

Реферат патента 2004 года ПУСКО-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ГИДРОМУФТА

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, предпочтительно, для плавного пуска машин и защиты приводов от перегрузок. Пуско-предохранительная гидромуфта содержит рабочие колеса с лопатками. Лопатки по меньшей мере одного из колес имеют осевые кромки, обращенные к центральной камере, ограниченной нерабочими поверхностями стенок колес. Новым является то, что диаметр D0 осевых кромок связан с активным диаметром колес Da соотношением 1,7 <Da/D0 <1,85, а длина L осевой кромки связана с наибольшей шириной Нмакс лопаток соотношением 0,2 ≤ L/Нмакс ≤ 0,75. В центральной камере может быть размещена перегородка, прикрепленная к одному из рабочих колес и разделяющая полость центральной камеры на две секции, сообщающиеся между собой и с межлопастными каналами. Секция, заключенная между нерабочими стенками колеса и прикрепленной к нему перегородкой, имеет в периферийной области по меньшей мере одно дроссельное отверстие. Техническим результатом является улучшение пусковых характеристик и предохранительных свойств гидромуфты, а также повышение КПД. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 221 171 C2

1. Пускопредохранительная гидромуфта, содержащая рабочие колеса с лопатками, причем лопатки по меньшей мере одного из колес имеют осевые кромки, обращенные к центральной камере, ограниченной нерабочими поверхностями стенок колес, отличающаяся тем, что диаметр D0 осевых кромок связан с активным диаметром колес Da соотношением 1,7 < Da/ D0 < 1,85, а длина L осевой кромки связана с наибольшей шириной Нмакс лопаток соотношением 0,2 ≤ L/Нмакс ≤ 0,75.2. Пускопредохранительная гидромуфта по п.1, отличающаяся тем, что в центральной камере размещена перегородка, прикрепленная к одному из рабочих колес и разделяющая полость центральной камеры на две секции, сообщающиеся между собой и с межлопастными каналами.3. Пускопредохранительная гидромуфта по п.2, отличающаяся тем, что секция, заключенная между нерабочими стенками колеса и прикрепленной к нему перегородкой, имеет в периферийной области по меньшей мере одно дроссельное отверстие.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2221171C2

Фурма 1973
  • Кузьмин Александр Леонидович
  • Снегирев Юрий Борисович
  • Бахчеев Николай Федорович
SU480468A1
ДОКУКИН А.В
и др
Центробежные и объемные гидропередачи и перспективы их применения в горной промышленности
- М.: Недра, 1964, с.194-196, рис.106
КОЛЛЕКТОР-ПАРООБРАЗОВАТЕЛЬ 1994
  • Макаров Юрий Васильевич
RU2118692C1
Способ диагностики узлового поражения щитовидной железы 1982
  • Ковалев Борис Макарович
  • Булгаков Владилен Иванович
  • Ковалева Светлана Петровна
SU1202592A1
Удочка для ловли рыбы на мормышку 1985
  • Переплетчиков Геннадий Валерьевич
  • Эпшицкий Дмитрий Ефимович
SU1398788A1

RU 2 221 171 C2

Авторы

Крутик А.В.

Даты

2004-01-10Публикация

2001-06-05Подача