Изобретение относится к области психофизиологии и психоакустики эмоций, в частности, к способу определения чувствительности эмоциональной сферы человека в медицине, педагогике, искусстве и других областях, где требуется оценка состояния эмоциональной чувствительности с целью контроля за эффективностью процессов лечения, обучения, профессионального отбора и т.п.
Важное научно-практическое значение состоит в возможности объективного определения психологического типа личности обследуемого человека: принадлежит ли он к "мыслительному" или "художественному" типу (по классификации академика И. П. Павлова, см. И. П. Павлов. Полное собрание сочинений. М., 1951-1952, с. 213-214). Известно, что для "мыслительного" типа характерна развитость абстрактно-логической и речевой сферы (что связано с активностью левого полушария головного мозга), а для человека "художественного" типа - преобладание эмоционально-образной сферы (обусловленной активностью правого полушария головного мозга) и ориентация в оценке эмоционального контекста речи на интонационно-тембровые особенности голоса (В.П.Морозов, И.А.Вартанян, В. И. Галунов и др. Восприятие речи: вопросы функциональной асимметрии мозга. М.: Наука, 1989, с.118-119).
Слух человека имеет много разновидностей по критерию специализации к восприятию различных качеств звукового сигнала. Так, различают речевой слух как общую способность к пониманию речи, фонематический слух как способность к различению фонемных качеств звука, тональный слух как способность к анализу высоты звука. Существенно различные формы слуховой чувствительности кроются под терминами "музыкальный слух" (Б.М.Теплов. Психология музыкальных способностей. М. , 1947) и "вокальный слух" как способность определять по звуку голоса механизмы его образования в голосовом аппарате (В.П.Морозов. Вокальный слух и голос, Л.: Музыка, 1965, с.83-84). Все перечисленные виды слуховой чувствительности оцениваются путем предъявления человеку определенных классов звуковых сигналов при определенных условиях, обозначенных в приведенных литературных источниках (например, музыкальный слух - способностью к различению, запоминанию и называнию мелодических, гармонических, темпоритмических и других характеристик музыкальных звуков и т.п.
В 1985 г. автором настоящей заявки было впервые введено в науку о слухе человека новое понятие - "эмоциональный слух" (В.П.Морозов. Эмоциональный слух человека //Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 6, 1985). Термином "эмоциональный слух" (ЭС) в общей форме предложено обозначать способность человека к восприятию эмоциональной окраски (интонации, выразительности) голоса в речи и пении, а также инструментальной музыки. ЭС является важнейшей частью так называемой экстралингвистической коммуникации человека, обусловливающей возможность передачи голосом (без участия слова) определенных видов информации (например, эмоционально-эстетической и других).
Для оценки ЭС применяются эмоционально окрашенные фрагменты звуковой речи, пения, музыки (см. там же), полученные методом актерского моделирования, т. е. имитацией естественной эмоциональной окраски речи, пения музыкальных отрывков с помощью профессиональных драматических артистов, певцов, музыкантов (см. там же). Обследуемому человеку (слушателю) предъявляется серия полученных подобным образом эмоционально окрашенных звуковых сигналов в магнитозаписи. Обследуемый должен опознать эмоциональный контекст каждого из сигналов, причислив их к одной из категорий эмоций, выраженных артистом: радость, печаль, гнев (недовольство), страх и нейтральное, т.е. безъэмоциональное звучание (для сравнения). Чувствительность ЭС оценивается как доля правильно опознанных эмоциональных сигналов (в процентах) по отношению ко всем прослушанным согласно формуле
где n - число правильных оценок эмоционального значения фраз;
N - общее число предъявленных тестовых фраз.
Исследования выявили существенные различия среди людей по степени развитости ЭС - от 10-20% до 95% при среднестатистическом значении 60-70%. Все это позволяет считать тест на ЭС полезным диагностическим средством оценки эмоциональной сферы при профотборе лиц художественных профессий (актеры, музыканты, певцы и др.) а также в педагогике, медицине и т.п.
Однако известный способ обладает рядом существенных недостатков. ЭС у разных людей имеет разную психологическую, психофизиологическую и психоакустическую природу. Это связано с тем, что передача эмоций слушателю в эмоционально окрашенной фразе осуществляется разными акустическими параметрами звука голоса: 1) самим смыслом слова, 2) тембром голоса, который зависит от обертонов, - это тембровый ЭС, 3) изменением высоты голоса или мелодикой речи - это мелодический ЭС и, наконец, 4) темпоритмической структурой фразы, т. е. чередованием длительностей ударных и безударных слогов - это темпоритмический ЭС.
Разные люди при распознавании эмоций ориентируются на разные акустические свойства речевого сигнала.
Во-первых, для большинства людей большое значение имеет словесное, смысловое содержание фразы. Так, например, в прототипе теста автора на ЭС фраза "Так вот кто громко плакал здесь" произносится актером (О.Басилашвили) с разными эмоциональными оттенками, но тем не менее вызывает у определенной части слушателей представление об эмоции печали ввиду того, что в данной фразе содержится слово "плакал". Избежать полностью влияния смысла слов на восприятие эмоционального содержания фразы практически не удается, поскольку разные слова и фразы для разных людей могут быть связаны с разным эмоциональным содержанием и потому могут влиять на общую оценку эмоционального содержания фразы, т.е. в конечном итоге на оценку ЭС обследуемого.
Во-вторых, опрос испытуемых показал, что значительная часть людей при оценке эмоционального значения (контекста) фразы ориентируется главным образом на характерные изменения тембра голоса говорящего, не придавая существенного значения смыслу слов. Это тембровая разновидность ЭС.
В-третьих, исследования показали, что другая категория людей обращает внимание главным образом на мелодику речи, т.е. на характерные для разных эмоций изменения высоты голоса. Это мелодический ЭС.
В-четвертых, ряд испытуемых указывает, что при распознавании эмоций для них важным ориентиром являются темпоритмические особенности фразы, т.е. чередование ударных и безударных звуков. Это темпоритмический ЭС.
Распознавание эмоционального контекста может осуществляться слушателем и по совокупности всех вышеназванных признаков. Однако это не исключает важности решения вопроса: каким преимущественно типом ЭС обладает и пользуется обследуемый человек при распознавании эмоционального значения фразы.
В-пятых, известный способ предусматривает оценку только пассивной (перцептивной) формы ЭС, т. е. способности чисто слуховой оценки эмоционального контекста речи, пения, музыки. Однако существует и активная (репродуктивная) форма ЭС, проявляющаяся в способности человека (например, актера, певца или музыканта) активно воспроизводить голосом или с помощью музыкальных инструментов эмоциональную окраску звуков речи, пения или музыки, обусловленную эмоциональным содержанием литературно-драматических или вокально-музыкальных произведений.
Таким образом, существует ряд разновидностей ЭС:
Пассивный тембровый ЭС - это способность точного определения эмоционального значения фразы по особенностям тембра звука.
Пассивный мелодический ЭС - способность точного определения эмоционального значения фразы по динамике звуковысотных изменений, т.е. по мелодическим особенностям ее звучания.
Пассивный темпоритмический ЭС - способность к определению эмоционального значения фразы по особенностям ее темпоритмической организации.
Активный речевой ЭС - это способность к точному воспроизведению эмоционального значения речевых фраз путем их повторения.
Активный вокальный ЭС - способность к точному воспроизведению эмоционального значения вокальных фраз (т.е. спетых певцом) путем их пения.
Активный инструментальный ЭС - способность к точному воспроизведению эмоционального значения заданных музыкальных фрагментов путем их проигрывания на музыкальном инструменте.
Известный способ не предусматривает оценки вышеуказанных разновидностей ЭС, которые имеют практический интерес, состоящий в рассмотрении диагностических возможностей теста на ЭС в целях профотбора лиц музыкальных профессий.
В основу настоящего изобретения положена задача разработать способ оценки эмоционального слуха человека, который позволил бы наряду с общим уровнем эмоционального слуха определить и его разновидность.
Поставленная задача решается тем, что в способе оценки эмоционального слуха человека, включающем последовательное предъявление обследуемому серий вербальных и вокальных эмоционально окрашенных звуковых сигналов, в которых эмоции гнева, страха, радости и нейтрального звучания чередуются в случайном порядке, и оценку эмоционального слуха по величине отношения правильно опознанных сигналов к числу предъявленных, согласно изобретению каждую серию вербальных и вокальных эмоционально окрашенных звуковых сигналов разбивают на группы, количество которых соответствует числу разновидностей эмоционального слуха, при этом в каждой группе предъявляют по меньшей мере двадцать звуковых сигналов, которые получают из указанных эмоционально окрашенных звуковых сигналов путем их предварительного преобразования, в результате которого предъявляемые звуковые сигналы обладают свойствами, характерными для разновидности эмоционального слуха данной группы.
Для оценки тембровой разновидности эмоционального слуха в качестве предъявляемых обследуемому звуковых сигналов используют эмоционально окрашенные речевые фразы, которые предварительно инвертируют во времени путем преобразования их звучания в обратном направлении, при этом тембровый эмоциональный слух признают нормальным при правильном распознавании эмоций в инвертированных сигналах от 55% и выше, а при более низких уровнях распознавания - пониженным. Преобразование звучания речевых фраз в обратном направлении можно осуществлять либо путем прокручивания магнитной ленты с записью указанных фраз в обратном направлении, либо с помощью компьютера.
Для оценки мелодической разновидности эмоционального слуха обследуемому предъявляют группу тональных звуковых сигналов, которые моделируют интонационно-мелодические свойства естественных эмоционально окрашенных речевых фраз. В качестве тональных звуковых сигналов используют или свистовые звуковые сигналы, которые получают путем актерского моделирования эмоциональной интонации естественных речевых фраз с помощью свиста или с помощью музыкальных инструментов, или компоненты основного тона голоса, выделенные из естественных эмоционально окрашенных речевых фраз путем частотного ограничения спектра указанных фраз посредством низкочастотных полосовых фильтров или компьютера.
Для оценки темпоритмической разновидности эмоционального слуха обследуемому предъявляют группу последовательных звуковых сигналов, темпоритмическая структура которых по особенностям чередования силы и длительности указанных сигналов воспроизводит темпоритмическую структуру естественных речевых эмоционально окрашенных речевых фраз. Последовательные звуковые сигналы можно получать либо с помощью актерского моделирования темпа и ритма естественных эмоционально окрашенных речевых фраз путем выстукивания, либо путем выделения с помощью компьютера амплитудно-временной структуры естественных эмоционально окрашенных речевых фраз.
Оценку речевой разновидности активного эмоционального слуха производят по способности обследуемого к адекватному воспроизведению собственными голосовыми средствами эмоциональной интонации при произнесении заданных ему эмоционально окрашенных речевых фраз с последующей оценкой адекватности воспроизведения эмоциональной интонации экспертами.
Оценку вокальной разновидности активного эмоционального слуха производят по способности обследуемого к адекватному воспроизведению собственным голосом при пении заданных ему эмоционально окрашенных вокальных фраз или музыкальных фрагментов с последующей оценкой адекватности воспроизведения эмоциональной интонации экспертами-аудиторами, обладающими эмоциональным слухом не менее 85%.
Оценку инструментально-музыкальной разновидности активного эмоционального слуха производят по способности обследуемого к адекватному воспроизведению эмоциональной интонации эмоционально окрашенных фрагментов музыки, заданных ему путем проигрывания на музыкальном инструменте или голосом певца и воспроизведенных обследуемым на том же или другом музыкальном инструменте, при этом адекватность воспроизведения эмоциональной интонации оценивают с помощью экспертов-аудиторов, обладающих эмоциональным слухом не менее 85%.
Дополнительно оценивают помехоустойчивость эмоционального слуха к воздействию эмоционально-значимых слов в тексте тестовой фразы, которые не соответствуют эмоциональной интонации фразы, при этом оценку производят по формуле
где ЭСпу,речь - помехоустойчивость эмоционального слуха по отношению к эмоционально-значимому тексту речевых тестовых фраз (%);
nэмоц. - число ошибок, допущенных обследуемым при оценке эмоционального значения интонации фраз при наличии в тексте фраз эмоционально-значимых слов, которые не соответствуют эмоциональной интонации фразы;
nнейтр. - число ошибок обследуемого при оценке эмоционального значения интонации тестовых фраз при нейтральном значении словесного смысла фраз;
Nэмоц. - общее число предъявленных обследуемому тестовых фраз с эмоционально-значимыми словами текста, которые не соответствуют эмоциональной интонации фразы;
Nнейтр. - общее число предъявленных обследуемому тестовых фраз с нейтральными словами текста.
Кроме того, можно дополнительно оценивать помехоустойчивость эмоционального слуха к воздействию эмоционально-значимых видеоизображений, конкурирующих по отношению к эмоциональному значению тестовых сигналов и предъявленных обследуемому на экране параллельно с предъявлением тестовых аудиосигналов, по формуле
где ЭСпу,видео - помехоустойчивость эмоционального слуха по отношению к видеопомехам;
nа - число ошибок в оценке эмоционального значения тестовых аудиосигналов при отсутствии видеопомех;
Nа - общее число предъявленных аудиосигналов при отсутствии видеопомех;
nа+в - число ошибок в оценке тестовых аудиосигналов при воздействии эмоционально конкурирующих видеоизображений;
Nа+в - общее число предъявленных аудиосигналов при воздействии конкурирующих видео изображений. Для оценки помехоустойчивости эмоционального слуха используют компьютер.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет определить не только общий уровень эмоционального слуха обследуемого в целом, но и его разновидность по критерию преимущественного использования обследуемым тех или иных акустических признаков (параметров) эмоционально окрашенных фраз или по способу активного воспроизведения голосом или инструментальными средствами эмоционально окрашенных фрагментов речи, пения или инструментально музыки.
Предлагаемый способ оценки эмоционального слуха осуществляют следующим образом.
Обследуемому последовательно предъявляют серию вербальных и вокальных эмоционально окрашенных звуковых сигналов, в которых эмоции гнева, страха, радости и нейтрального звучания чередуются в случайном порядке. Каждую серию вербальных и вокальных эмоционально окрашенных звуковых сигналов разбивают на группы, количество которых соответствует числу разновидностей эмоционального слуха, при этом в каждой группе предъявляют по меньшей мере двадцать звуковых сигналов, которые получают из указанных эмоционально окрашенных звуковых сигналов путем их предварительного преобразования, в результате которого предъявляемые звуковые сигналы обладают свойствами, характерными для разновидности эмоционального слуха данной группы.
1) Для оценки тембровой разновидности ЭС применяют эмоционально окрашенные речевые фразы, предварительно инвертированные во времени путем преобразования их звучания в обратном направлении. Это достигается, например, прокручиванием магнитной ленты с записью указанных фраз в обратном направлении или путем такого рода компьютерного преобразования звучания речевой фразы. Процедура инвертирования, нарушая временную перспективу восприятия фонемного состава фразы, лишает слушателя понимания смыслового значения речи, а также адекватного восприятия интонации (мелодики) речи и ее темпоритмической структуры. Вместе с тем тембровая составляющая инвертированной речи, зависящая от обертоновой структуры речевых звуков, полностью сохраняется. В связи с этим в инвертированной речи для слушателя сохраняется возможность восприятия эмоциональной окраски речи по особенностям ее тембрового звучания. Научно-экспериментальное доказательство феномена состоит в том, что спектры прямых и инвертированных звуков речи полностью совпадают.
При обследовании тембровой разновидности ЭС, тестируемой с помощью инвертированных речевых фраз, ЭС признают нормальным, если обследуемый правильно оценивает эмоциональный контекст в 55 и более процентах случаев и пониженным в случае меньшего числа правильных оценок (при предъявлении не менее 20 сигналов).
2) Мелодическую разновидность ЭС оценивают путем предъявления обследуемому тональных звуковых сигналов, которые моделируют интонационно-мелодические свойства естественных эмоционально окрашенных речевых фраз, например, с изменяющейся во времени высотой звука, имитирующей их мелодические особенности. Указанные мелодические сигналы могут быть получены путем актерского моделирования эмоциональной речевой интонации с помощью свиста или инструментальным способом, а также путем частотного ограничения спектра естественных эмоционально окрашенных речевых фраз и выделения мелодики основного тона голоса из указанных фраз путем их компьютерного преобразования.
Практика применения указанных мелодических сигналов показала, что мелодический ЭС можно считать нормальным при условии, что обследуемый распознает их значение не менее, чем в 55% случаев при предъявлении не менее 20 сигналов.
3) Темпоритмическую разновидность ЭС оценивают путем предъявления обследуемому ритмически последовательных звуковых сигналов, имитирующих темпоритмические особенности естественных эмоционально окрашенных фраз, которые выражаются чередованием силы и длительности произносимых звуков, и полученных методом актерского моделирования темпоритма, например, выстукивания музыкантом или с помощью компьютерного преобразования естественных эмоционально окрашенных фраз путем выделения ее амплитудно-временной структуры.
4) При оценке речевой, вокальной и инструментальной разновидностей активного ЭС обследуемый воспроизводит собственным голосом или инструментальными средствами звучание заданных ему эмоционально окрашенных фрагментов речи, пения или музыки. В дальнейшем определяют точность воспроизведения обследуемым эмоционального значения указанных звуковых фраз (фрагментов) методом экспертно-аудиторских оценок. При этом экспортно-аудиторскую бригаду формируют из лиц, обладающих ЭС не менее, чем 85% при тестировании его речевыми, вокальными и инструментальными фразами по методу прототипа. За уровень активного ЭС обследуемого, точнее - его речевой, вокальной и инструментальной разновидности принимают соответственно средние значения оценок всех членов экспортно-аудиторской бригады, высчитанные по формуле
где ЭСакт - активный ЭС обследуемого (%),
X1+X2+X3+. . .+Xn - число правильно воспроизведенных обследуемым эмоциональных значений заданных тестовых фраз по данным каждого из экспертов-аудиторов;
n - число экспертов-аудиторов;
N - общее число предъявленных обследуемому для воспроизведения эмоционально окрашенных фраз.
По данной формуле рассчитывается активный ЭС для каждой из его разновидностей, т. е. речевой, вокальной и инструментальной. При этом за норму активного ЭС принимается способность к правильному воспроизведению не менее 60% заданных эмоциональных контекстов тестовых фраз, а более низкие значения свидетельствуют о пониженном активном ЭС.
Предлагаемый способ предусматривает оценку еще одной весьма важной в научном и практическом плане особенности ЭС - его помехоустойчивости, т.е. способности противостоять различного рода помехам. Помехоустойчивость слуха определяют как психофизиологическое свойство целостной сенсорной системы, во многом зависящее от психологических особенностей человека - его внимания, тренированности слухового восприятия и природных возможностей нервной системы. В практическом плане помехоустойчивость ЭС важна потому, что его чувствительность может значительно изменяться под действием каких-либо помех и, прежде всего помех эмоционального характера. Так, например, эмоциональное содержание текста фразы может повлиять на оценку некоторыми слушателями эмоциональной интонации данной фразы. Если во фразе есть слово "плакал", то это слово может склонить некоторых слушателей приписать данной фразе эмоциональное значение печали, если она произнесена нейтрально или даже с интонацией радости и т.п.
Таким образом, эмоциональное словесное содержание фразы (в данном случае слово "плакал") выступает в роли своеобразной эмоциогенной помехи, затрудняющей человеку точно оценить реально звучащую интонацию речи (хотя, может быть, и облегчающей определение интонации печали).
Однако развитый ЭС других людей прекрасно различает две эти формы эмоционального выражения: словесную (формальную) и интонационную (реальную, выражающуюся в особенностях тембра голоса, мелодике, темпоритмике фразы и др.).
Огромную роль это рассогласование смысла слова и интонации фразы играет в вокальном искусстве. Так, например, в романсе Шумана "Я не сержусь" слова певца "Я не сержусь, пусть больно ноет грудь, хоть изменила ты..." и т.д., сопровождаются отнюдь не смиренной, но наоборот - протестующей и негодующей интонацией музыкального сопровождения. Этот контраст между значением слова и интонацией широко используется в музыкальном искусстве как средство художественной выразительности, олицетворяющей как бы две стороны человеческих взаимоотношений: формальную, зримую и истинную, потайную, в значительной степени подсознательную. Но кто-то ее чувствует в голосе как бы между слов, а кто-то ориентируется на формальный смысл слов. Все это и определяется степенью развитости ЭС человека, в том числе и степенью его помехоустойчивости по отношению к различного рода эмоциогенным воздействиям, способным как обострить, так и значительно притупить или исказить восприятие.
Отсюда вытекает важнейшая научно-практическая задача - оценка степени устойчивости ЭС обследуемого к воздействию эмоционально-значимых слов в тексте фразы как своеобразной эмоциогенной помехи по отношению к восприятию (и воспроизведению) эмоциональной интонации данной фразы.
Помехоустойчивость ЭС к воздействию эмоционально-значимого текста речевых или вокальных тестовых фраз, согласно изобретению, оценивают в процентах по отношению к уровню ЭС, измеренному с применением речевых или вокальных тестовых фраз с эмоционально нейтральным текстом. Указанный уровень условно принимается за 100% помехоустойчивости, а величину помехи в форме эмоциональной значимости слов текста речевых фраз оценивают как разность в относительном числе ошибок, допущенных обследуемым при определении эмоциональной интонации вышеуказанных тестовых фраз в условиях: а) наличия и б) отсутствия в данных фразах эмоционально-значимого текста. При этом в том и другом случае в число ошибок включают только ошибочные приписывания тестовым фразам эмоционального контекста, совпадающего с эмоциональным значением словесного текста фразы.
В результате помехоустойчивость ЭС по отношению к воздействию эмоционально-значимого текста тестовых фраз оценивают по формуле
где ЭСпу,речь - помехоустойчивость ЭС по отношению эмоционально-значимому тексту речевых тестовых фраз (%).
nэмоц. - число ошибок, допущенных обследуемым при оценке эмоционального значения интонации фраз при наличии в тексте фраз эмоционально-значимых слов.
nнейтр. - число ошибок обследуемого при оценке эмоционального значения интонации тестовых фраз при нейтральном значении словесного смысла фраз.
Nэмоц. - общее число, предъявленных обследуемому тестовых фраз с эмоционально-значимыми словами текста (не менее 20 сигналов).
Nнейтр. - общее число, предъявленных обследуемому тестовых фраз с нейтральными словами текста (не менее 20 сигналов).
Дополнительное отличие предлагаемого способа состоит в применении компьютерного варианта теста для оценки ЭС в целом и его помехоустойчивости. Прототип предусматривал запись обследуемым своих ответов в специальном бланке, которые в дальнейшем подлежали обработке с целью определения числа правильных ответов по отношению к общему числу заданных сигналов. Использование компьютера имеет ряд существенных преимуществ.
Во-первых, предоставляет обследуемому самому вызывать очередной сигнал (из заранее записанной последовательности сигналов на жестком диске компьютера) путем нажатия клавиши и тем самым оптимизирует время принятия решения обследуемым.
Во-вторых, позволяет обследуемому фиксировать свой ответ путем нажатия соответствующей клавиши с обозначением выбранной им эмоции, что избавляет экспериментатора от необходимости иметь дело с обработкой бланков с записью ответов обследуемого.
В-третьих, позволяет получить значение ЭС обследуемого немедленно после оценки им последней тестовой фразы, что позволяет экспериментатору сообщить обследуемому в случае необходимости результаты эксперимента сразу же после его окончания.
В-четвертых, разработанный компьютерный вариант теста позволяет осведомить обследуемого информацией на экране компьютера о правильности или неправильности его решения относительно любого или каждого очередного прослушанного им тестового сигнала, что может быть использовано в специальных работах по тренировке ЭС обследуемых и других подобных целях.
В-пятых, компьютер производит текущую и окончательную статистическую обработку результатов и автоматизированную выдачу обследуемому справки о состоянии его ЭС с рекомендацией по его улучшению.
В-шестых, компьютер позволяет оценить помехоустойчивость ЭС по отношению к воздействию различного рода видеопомех, в частности в форме эмоционально-значимых изображений на экране компьютера, предъявляемых обследуемому одновременно с различными звуковыми тестовыми сигналами.
Предварительные экспериментальные исследования автора заявки показали, что на оценку голоса человека значительно влияют особенности его невербального поведения в процессе речи (жест, поза, мимика), т.е. это в значительной степени взаимосвязанные компоненты невербальной коммуникации людей. В то же время исследования показывают, что нередко имеют место существенные расхождения между эмоционально-выразительными движениями говорящего и его голосом, что затрудняет оценку его психологических свойств и эмоциональных состояний. В этой связи предложенный способ предоставляет широкие возможности для дальнейшего научно-практического изучения взаимосвязи вышеуказанных форм невербального речевого поведения человека.
В предлагаемом способе видеопомехи представляют собой набор изображений людей с выражением сцен радости, печали, гнева, страха, эмоционально нейтральных изображений, причем как согласующихся по характеру эмоций с эмоциональной интонацией тестовых фраз (например, видеоизображение радости сочетается с интонацией радости тестового аудиосигнала и в этом случае облегчает обследуемому принятие правильного решения), так и не согласующихся, т.е. конкурирующих по отношению к эмоциональному значению тестового аудиосигнала. Например, тестовая фраза с интонацией радости сочетается с изображением на экране эмоции печали, которая выступает в роли конкурирующей эмоциогенной помехи, может дезориентировать обследуемого в отношении эмоционального значения тестовой фразы и вероятнее всего - склонить его приписать тестовой фразе эмоциональное значение видеоизображения.
В связи с этим в дальнейших вычислениях помехоустойчивости в расчет принимаются только не согласующиеся (конкурирующие) пары вышеуказанных аудио+видеосигналов.
Обследуемому дают инструкцию сначала определить эмоцию видеоизображения, а затем аудиосигнала, зафиксировать свои ответы нажатием соответствующих клавиш на клавиатуре компьютера (или специальном выносном пульте). При этом величину помехоустойчивости ЭС обследуемого по окончании опыта компьютер автоматически (в данном режиме работы) вычисляет в процентах по отношению к уровню ЭС, измеренному в отсутствии видеопомех, который условно принимается за 100%-ю помехоустойчивость, а величина конкурирующей видеопомехи определяется как разность в относительном числе ошибок, допущенных обследуемым в оценке эмоционального значения тестовых аудиосигналов в условиях: а) наличия видеопомех и б) отсутствия видеопомех. При этом в число ошибок в том и другом случае включают только ошибочные приписывания тестовым фразам эмоционального значения, совпадающего с эмоциональным значением видеопомехи.
Помехоустойчивость ЭС при воздействии конкурирующих (по характеру эмоций) виде помех оценивается по формуле
где ЭСпу,видео - помехоустойчивость ЭС (%) по отношению к видеопомехам.
nа - число ошибок в оценке эмоционального значения тестовых аудиосигналов (речевых фраз) при отсутствии видеопомех, т.е. в условиях восприятия только аудиосигналов.
Nа - общее число предъявленных аудиосигналов при отсутствии видеопомех (не менее 20 сигналов).
nа+в - число ошибок в оценке тестовых аудиосигналов при воздействии эмоционально конкурирующих видеоизображений.
Nа+в - общее число предъявленных аудиосигналов при воздействии конкурирующих видеоизображений (не менее 20 сигналов).
Таким образом, преимущества предлагаемого способа по сравнению с прототипом состоят в том, что он позволяет оценить не только ЭС в целом, но и шесть его разновидностей: три разновидности пассивного (перцептивного) ЭС и три - активного (репродуктивного) ЭС. Кроме того - оценку такого важнейшего свойства ЭС, как помехоустойчивость по отношению к двум наиболее практически значимым видам эмоциогенных воздействий: а) эмоциональному содержанию текста произносимых фраз и б) зрительному восприятию говорящих с помощью разработанного компьютерного варианта оценки ЭС, который содержит ряд и других отличительных и практически полезных признаков по сравнению с прототипом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ВОКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ | 2001 |
|
RU2204170C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ И РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ У ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ | 2007 |
|
RU2342109C1 |
Способ коррекции тембра голоса | 2016 |
|
RU2621872C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ИСКРЕННОСТИ-НЕИСКРЕННОСТИ ГОВОРЯЩЕГО | 2005 |
|
RU2293518C1 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА, ПАМЯТИ И ИМИТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА НА ОСНОВЕ СПОСОБА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2371777C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОЙ ТЕХНИКЕ ПЕНИЯ И РЕЧИ С ПРИМЕНЕНИЕМ РЕЗОНАНСОМЕТРА | 2006 |
|
RU2352998C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
Способ развития речи у детей старше 4 лет после операции кохлеарной имплантации | 2023 |
|
RU2809692C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОЛОСОВЫХ ДАННЫХ И СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОЙ ВОКАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ТЕХНИКЕ | 2008 |
|
RU2380760C1 |
СПОСОБ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ | 2014 |
|
RU2557696C1 |
Изобретение относится к области психологии, а именно к психофизиологии. Последовательно предъявляют обследуемому серии вербальных и вокальных эмоционально окрашенных звуковых сигналов, в которых эмоции гнева, страха, радости и нейтрального звучания чередуются в случайном порядке. Каждую серию вербальных и вокальных эмоционально окрашенных звуковых сигналов разбивают на группы, количество которых соответствует числу разновидностей эмоционального слуха. В каждой группе предъявляют по меньшей мере двадцать звуковых сигналов, которые получают из указанных эмоционально окрашенных звуковых сигналов путем их предварительного преобразования, в результате которого предъявляемые звуковые сигналы обладают свойствами, характерными для разновидности эмоционального слуха данной группы. Оценку эмоционального слуха производят по величине отношения правильно опознанных сигналов к числу предъявленных. Способ позволяет повысить достоверность определения разновидностей эмоционального слуха. 15 з.п.ф-лы.
где ЭСПУ, речь - помехоустойчивость эмоционального слуха по отношению к эмоционально значимому тексту речевых тестовых фраз, %;
nэмоц. - число ошибок, допущенных обследуемым при оценке эмоционального значения интонации фраз при наличии в тексте фраз эмоционально значимых слов, которые не соответствуют эмоциональной интонации фразы;
nнейтр. - число ошибок обследуемого при оценке эмоционального значения интонации тестовых фраз при нейтральном значении словесного смысла фраз;
Nэмоц. - общее число предъявленных обследуемому тестовых фраз с эмоционально-значимыми словами текста, которые не соответствуют эмоциональной интонации фразы;
Nнейтр. - общее число предъявленных обследуемому тестовых фраз с нейтральными словами текста.
где ЭСПУ, видео - помехоустойчивость эмоционального слуха по отношению к видеопомехам;
nа - число ошибок в оценке эмоционального значения тестовых аудиосигналов (речевых фраз) при отсутствии видеопомех;
Nа - общее число предъявленных аудиосигналов при отсутствии видео помех;
nа+в - число ошибок в оценке тестовых аудиосигналов при воздействии эмоционально конкурирующих видеоизображений;
Nа+в - общее число предъявленных аудиосигналов при воздействии конкурирующих видеоизображений.
16 Способ по любому из пп.14 и 15, отличающийся тем, что используют компьютер.
МОРОЗОВ В.П | |||
Эмоциональный слух человека | |||
Журнал эволюционной биохимии и физиологии, 1985, 6, с.28-30 | |||
СПОСОБ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СТРУКТУРЫ И ТОНАЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ЦВЕТЕ С ОБРАТНЫМ ЦВЕТОНОТНЫМ ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1997 |
|
RU2134606C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ВЫСОТЫ ЗВУКОВ, ИЗВЛЕКАЕМЫХ НА АМБУШЮРНЫХ МЕДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ | 1998 |
|
RU2166213C2 |
СПОСОБ АБСТРАКТНО-НАГЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ | 1996 |
|
RU2117994C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА | 1998 |
|
RU2154306C2 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2075785C1 |
Авторы
Даты
2004-01-20—Публикация
2002-10-01—Подача