Изобретение относится к области медицины, а именно к способам психосоматического оздоровления человека.
Известно, что различные стрессовые воздействия на организм (стресс - вызванное каким-нибудь сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения) вызывают чрезмерные формы эмоционального реагирования. Возникают состояния страха, тревоги, обиды, горя и т.д. Такие длительно продолжающиеся эмоции приводят к психосоматическим заболеваниям, в основе которых лежит срыв физиологических механизмов регуляции. Тело становится "мишенью", по которой плохо контролируемые эмоции бьют прямой наводкой. В ответ на стрессовые раздражители реагирует наиболее слабый орган человека: сердце, сосуды, тот или иной отдел кишечника, мочевая, половая система и т.д., что связано либо с генетической предрасположенностью, либо с предшествовавшей болезнью или травмой этого органа. Вместе с тем сам тревожный инцидент, вызвавший стресс, может инициировать и новые ранее отсутствовавшие боли или другие расстройства телесного здоровья.
Существуют теории, что боль "записывается", "хранится" в уме человека и для оздоровления нужно обязательно найти этот случай, просмотреть, прокрутить, пережить его полностью заново (и не один раз). Автором изобретения установлено, что существует и принципиально другой, более эффективный и универсальный путь психосоматического оздоровления. Действительно, когда человек встречается в жизни с неприятностями и испытывает боль, страх, горе, он приобретает всего лишь опыт эмоционального реагирования. Другими словами, все, что он умеет делать, - это чувствовать только боль, страх, горе, вследствие чего и появляются психосоматические заболевания. Эти воспоминания необходимо эмоционально принизить и/или заместить положительными эмоциональными состояниями. Для этого нет необходимости после отыскания каких-либо неприятных событий из прошлого переживать их много раз повторно, как предлагают авторы вышеназванных известных способов оздоровления, приковывая внимание пациента к своему прошлому, где много боли, страха, горя и т.д., делая его еще более больным. Надо создавать здорового человека, то есть научить его чувствовать приятные эмоции, создавать приятные эмоции, управлять приятными эмоциями, создавать приятное свое будущее, а не прошлое и чувствовать себя хорошо в настоящем. Этим отличается предложенный способ от вышеуказанных известных способов и от той практики их использования, что встречается в жизни пациентов. В психотерапии согласно предложенному в изобретении способу пациента надо определенным образом "научить", "натренировать" чувствовать себя хорошо, чувствовать приятные эмоции (радость, восторг, счастье, безмятежность и т.д.) и управлять самостоятельно приятными эмоциями. Вследствие чего произойдет изменение вегетативных показателей, гормональные изменения и т.д. и пациент излечивается от психосоматического заболевания.
Как отмечалось выше, в психотерапии лечат целый ряд заболеваний, в основе которых лежит психическая травма. Предложенный в изобретении способ применим к тем случаям, когда пациент сам осознает, что его психическое состояние и реально ощущаемые боли или другие соматические нарушения обусловлены памятью о конкретном тревожном инциденте, который он не может забыть. У пациента сформировалось ощущение постоянного повторения-присутствия этого инцидента, а при усилении этого ощущения - болезненное состояние общей тревоги и подавленности сопровождается дополнительными психосоматическими симптомами. В происхождении таких нервно-психических и психосоматических заболеваний патогенная мотивация является основным и явным фактором. Вместе с тем практика экспериментального использования способа психосоматического оздоровления согласно заявленному изобретению показала, что вместе с явно связанным с тревожным инцидентом телесным заболеванием излечиваются и другие телесные заболевания, с ним явно не связанные, то есть оздоровление осуществляется комплексно.
Известен способ восстановления психофизического состояния человека путем восстановления душевного равновесия, включающий воспоминание тревожного инцидента и снятия эмоционального напряжения в нем. Согласно этому способу после воспоминания инцидента пациенту предлагают мысленно-образно ассоциировать этот инцидент с объемным пятном, которое им мысленно осветляется. Затем осветленное пятно пациент мысленно ассоциирует с сюжетным изображением того же инцидента и при снижении эмоционального напряжения в момент его восприятия процедуру прекращают (патент РФ 2076745, кл. А 61 М 21/00). Недостатком известного способа является низкая эффективность способа для ряда пациентов, не способных к абстрагированию при воображении, так как они легко воображают и вспоминают только реальные события, происходившие или могущие происходить с ними.
Известен также способ психосоматического оздоровления человека, включающий установление зависимости состояния пациента от конкретного реального тревожного инцидента, детальное воспоминание им под контролем психотерапевта этого тревожного инцидента, инициирование психотерапевтом ассоциации пациентом сюжета реального тревожного инцидента с видеозаписью его на видеопленке, мысленное прокручивания видеозаписи с сюжетом указанного тревожного инцидента в прямой последовательности, а затем в преобразованном виде, снимающим эмоциональное напряжение в этом тревожном инциденте (Р. Бэндлер Используйте свой мозг для изменения. - Санкт-Петербург: Ювента, 1994, с. 26-75).
Известный способ, в частности, предполагает мысленное прокручивание видеозаписи всего инцидента, включая его кульминацию и негативные последствия, а затем в преобразованном виде, то есть обратную перемотку также всего сюжета негативного инцидента к его началу (в том числе с возможным изменением скорости прокрутки, добавлением музыкального или цветового фона и др.). Для слабо или умеренно травмирующих психику инцидентов это может быть приемлемо. Однако в случаях более сильного травмирующего действия, вызывающего ужас, панический страх, этот способ неприменим. Неприменим он также для воздействия на людей с повышенной эмоциональностью, артистических личностей, лиц с посттравматическим стрессовым синдромом на основании таких запредельно негативных инцидентов, как военные переживания с летальным исходом близких людей, для жертв жестокого изнасилования, абсолютно неприменим для детей. Для этих категорий пациентов, а также для всех пациентов, переживших сильно травмирующий психику инцидент, требуется более мягкий способ, постепенно вытесняющий этот тревожный инцидент или заменяющий его позитивным аналогом.
Кроме того, надо еще раз обратить внимание, что во всех вариантах известного способа обязательно воспроизводится сама травмирующая кульминация тревожного инцидента и ее негативные последствия, хотя и происходящие на фоне цирковой музыки, другого цветного фона, или запаха, или другой скорости инцидента, или иной среды, или просто обратной последовательности событий. То есть во всех случаях травмирующая ситуация снова и снова переживается пациентом при декларированном последовательном ослаблении на нее реакции. Поэтому известный способ во всех своих вариантах может быть только узко применим для принципиально не слишком разрушительных тревожных инцидентов, когда человек не погружался в состояние панического ужаса. В противном случае повторное детальное воспроизведение этого инцидента не только не приводит к погашению сопутствующих негативных эмоций, но даже может их усилить. При этом известный способ психотерапии путем искусственных "спаек", "склеивания", "соединения" эмоций пациента, например, со звуком приводит также к тому, что пациента раздражает звук трамвая за окном, делая из него невротика, цирковая музыка, звучащая за стеной у соседа, приводит в ярость, в результате появляется новая психосоматика, например язва желудка. "Склеивание" эмоции с запахом табака, например, приводит к головной боли, которая может провоцировать возникновение опухоли, если кто-то из супругов курит. "Склеивание" с размером или объемом помещения приводит к тому, что пациент чувствует себя хорошо в маленькой квартире и плохо в большой. "Склеивание" со светом и цветом эмоций приводит к тому, что пациент чувствует себя хорошо в ясную погоду, а в пасмурную погоду плохо и т.д.
Для избежания этого надо изменить известный способ так, чтобы аналогия реального травмирующего инцидента с видеозаписью на видеопленке для пациента не содержала бы записи на ней кульминации негативного инцидента и его негативных последствий, а содержала бы только его условия до момента начала кульминации тревожного инцидента.
В соответствии с состоянием технических средств записи и воспроизводства видеизображений необходимо пользоваться аналогиями (ассоциациями), которые пациент может реально представить мысленно. В наше время широко используются телевизоры, видеомагнитофоны, видеокамеры, фотоаппараты, компьютеры, поэтому любому человеку легко представить образ видеозаписи любого сюжета на видеопленке в качестве аналогии с реальным сюжетом. Автором данного изобретения было установлено, что не существует каких-то "особых записей" в уме человека, с которыми надо бороться и борются другие авторы. Ум человека более универсален, природа, эволюция позаботилась об этом, и все, что необходимо сделать, - это реально научить человека чувствовать себя хорошо, реально управляя своими эмоциями. Успешная практика экспериментального использования изобретенного автором, в котором с помощью аналогии с видеозаписью на видеопленке и ряда новых операций с использованием этой аналогии пациент реально мягко "обучается", "тренируется" устранять действие воспоминаний тревожного инцидента и управлять своими реальными приятными эмоциями, доказывает это.
Предложенный способ свободен от недостатков прототипа и позволяет получить ряд следующих результатов.
- Расширение области использования на случаи сильно травмирующих психику инцидентов.
- Расширение области использования путем возможности лечебного воздействия на пациентов с повышенной эмоциональностью, артистических личностей, лиц с посттравматическим стрессовым синдромом на основании таких запредельно негативных инцидентов, как военные переживания с летальным исходом близких людей, для жертв жестокого изнасилования, особенно детей.
- Позволяет пациенту достичь уровня самообучения, когда психотерапевт устраняется, выполнив свою задачу.
- Не приводит к негативным последствиям "склеивания" негативного восприятия со звуком, цветом, сюжетом, ситуацией и т.д.
- Является максимально мягким по воздействию, дружественным к пациенту и даже комфортным, так как не воспроизводит кульминацию тревожного инцидента и его негативных последствий.
Для достижения этих результатов предлагается следующий способ оздоровления.
Способ психосоматического оздоровления человека, включающий установление зависимости состояния пациента от конкретного реального тревожного инцидента, детальное воспоминание этого инцидента, инициирование пациента ассоциировать сюжет этого инцидента с видеозаписью его на видеопленке, мысленное прокручивание видеозаписи в прямой и обратной последовательности, а затем в преобразованном виде, oтличается тем, что предварительно перед пациентом располагают видеокассету и/или видеовоспроизводящее устройство, инициируют создание и удерживание образа мысленной видеозаписи тревожного инцидента на видеопленке, перед мысленным прокручиванием видеозаписи сюжет делят на два этапа: первый этап, предшествующий моменту начала кульминации, и второй - до конца тревожного инцидента с получением его негативных последствий, преобразование тревожного инцидента осуществляют только на втором этапе, начиная непосредственно с момента начала кульминации, путем замены всего второго этапа тревожного инцидента подобным сюжетом, но с позитивным завершением, при этом время осуществления этого преобразования ограничивают временным диапазоном в пределах от 5 секунд до 5 минут.
Дополнительное повышение эффективности способа может достигаться при следующих приемах.
Преобразование, обусловленное мысленным освобождением от негативного завершения тревожного инцидента, углубляют путем инициирования другого дополнительного реального личного приятного воспоминания или предвкушения такового.
Преобразования сюжета тревожного инцидента останавливают мысленную прокрутку пациентом видеопленки в ключевых моментах этого преобразованного сюжета, например, словами "стоп, остановили прокрутку" или "стоп, переключите все внимание" и фиксируют эмоциональные ощущения пациентом этого момента.
Дополнительно после завершения сеанса пациенту внушают, что в случае утраты приобретенного мироощущения оно будет воспроизводиться путем повторного мысленного обращения к проведенному преобразованию в виде мысленной видеозаписи.
Так как пациент не переживает повторно саму кульминацию тревожного инцидента, то вышеупомянутые недостатки прототипа (как его повторно травмирующее воздействие, так и "склеивание" со звуком, цветом и др.) в заявленном способе устраняются.
Для повышения гарантии отсутствия случайного "склеивания", например с заменяющим второй этап другим сюжетом, пациент может предварительно обучаться тому, что вкус - это только вкус, запах - это только запах, цвет - это только цвет, эмоция - это только эмоция, и совмещать их не нужно ни с чем. Разделяя эти понятия, делаем пациента независимым от этих ассоциаций, а применяемая аналогия с переключением (как каналов телевизора) дает реальное представление, как это делать.
Пример 1. Лечебный сеанс с пациентом N.
Пациент (далее - П) сообщает, что его мучают воспоминания о прыжке в воду, когда он ударился головой о дно реки и испытал ужас и боль. Этот случай и боль не забываются. Головная боль мучительна.
Это был как раз тот случай, когда пациент проходил много часов психотерапии у других психотерапевтов другими способами, которые основаны на том, что: ... "чем больше боли найдешь и якобы сотрешь, тем лучше, ... ваши действия заключаются в том, чтобы узнать, почему вы делали то, что вы делали, понять, что явилось причиной тех темных страхов, которые появились в вашем детстве в ночных кошмарах, выяснить, где скрыты ваши моменты боли". В результате пациента натренировали вспоминать только неприятные события в его жизни, чувствовать только неприятные эмоции, натренировали создавать только неприятные события, быть больным, приковали внимание пациента к прошлым неудачам, к прошлым моментам боли, к событиям своего прошлого, и когда такому пациенту было сказано слово "цепь", то он с ужасом на лице ответил, что "это меня в прошлой жизни на цепи повесили". То есть, как уже отмечалось выше, внимание больного человека было приковано к прошлому, тогда как внимание здорового человека должно быть направлено в свое реальное приятное будущее, которое он сам строит и которым он сам управляет. Это объясняет то, что в течение лечебного сеанса психотерапевт будет просить пациента найти приятный случай в будущем (а он умеет благодаря своей тренированной способности другими специалистами по другим способам оздоровления чувствовать только боль, находить только неприятные события). Задача психотерапевта в этот момент - в кратчайший срок ориентировать его на здорового человека, научить, "натренировать" его чувствовать приятные эмоции, управлять приятными эмоциями, создавать самостоятельно свое реальное будущее с приятными событиями, другими словами, дать пациенту во время сеанса психотерапии ориентацию, которая направлена на состояние здоровья. Для этого в случае, который он создал взамен реального тревожного инцидента, предоставить ему возможность реально убрать весь свой ранее "натренированный" опыт чувствовать боль, много часов прежней психотерапии, как бы "стереть" их с помощью аналогии с видеозаписью на видеопленке без кульминации тревожного инцидента и его негативных последствий. Тогда пациент будет действительно думать, что он "стер" всю свою боль.
Время осуществления преобразования сюжета тревожного инцидента целесообразно устанавливать в соответствии с режимом реального времени этого преобразования, то есть обратной прокрутки видеозаписи на видеопленке или сюжета замещения тревожного инцидента. То есть длительность ранее указанного второго этапа определяется конкретным преобразованием. Установлено, что наибольшая эффективность достигается, когда это время составляет от 5 секунд до 5 минут. В течение 5 секунд пациент уже успевает осознать очень динамичный сюжет (например, выныривание при обратной прокрутке ныряния в воду), а при длительности более 5 минут уже возможна утеря внимания пациента к сюжету как при обратной прокрутке, так и при замене его на втором этапе сюжета тревожного инцидента. То есть проводить преобразование нужно напряженно, быстро, в пределах вышеуказанного времени.
Предварительно перед сеансом оздоровления или в течение всего сеанса перед пациентом можно располагать, по крайней мере, один из следующих предметов: видеокассету и/или видеовоспроизводящее устройство, и фиксировать на нем внимание пациента, инициируя создание и удержание им образа мысленной видеозаписи и ее воспроизведения. Можно также использовать телевизор с демонстрацией переключения каналов.
Психотерапевт (далее - Пс) предлагает пациенту вопрос, связывает ли он свое состояние с каким-либо случаем, и предлагает обратиться к образу видеозаписи на видеопленке при воспоминании этого сюжета.
П. Да.
Пс. Найдите этот случай самостоятельно, пройдите его и расскажите, что происходит?
П. Нашел. Чувствую себя спокойно, прыгаю в воду ударяюсь головой о дно реки, болит голова.
(По внешним проявлениям пациента видно, как перекосилось его лицо, он держится руками за голову).
Пс. Стоп. Остановите прохождение этого случая до момента начала кульминации тревожного инцидента - удара и боли, как видеозапись на видеопленке, сделайте "стоп-кадр, как на видеопленке", не создавайте в будущем неприятный случай, создайте реальный приятный случай на основании вашей способности и вашего принятого решения управлять приятными эмоциями и заполнять приятными эмоциями ваше тело. Поэтому воспользуйтесь вашей способностью и, как видеопленку, прокрутите в обратном направлении второй этап этого тревожного инцидента - после начала момента удара и боли и по завершении негативных его последствий, находясь внутри своего тела.
(В этом месте пациент получает опыт того, как это можно реально сделать за короткое время).
П. Выныриваю из воды ногами вперед, голова не болит, чувствую уверенность и спокойствие.
(По выражению лица видно, что пациент чувствует себя уверенно и спокойно, головной боли нет, складки у носа и губ разгладились, голос стал ниже тембром и уверенней).
Объяснение этого явления: мысленно прокручен назад реальный сюжет и боль реально исчезает потому, что кульминация тревожного инцидента как бы еще не произошла и реальная боль еще не "записалась" на видеопленку. (Эффект способа можно проверить, взяв настоящую видеопленку с видеозаписью любимого фильма и перемотать ее от конца к началу, когда герой еще жив и здоров и никакие трагические события с ним еще не произошли). Желательно с большой напряженностью и скоростью натренировать, научить чувствовать приятные эмоции, управлять приятными эмоциями, создавать свое реальное приятное будущее и обучить пациента делать это все самостоятельно, помня, что, кто управляет эмоциями, тот управляет здоровьем.
Положительное эмоциональное состояние пациента, обусловленное мысленным освобождением от негативного завершения тревожного инцидента, можно углублять путем инициирования другого дополнительного созданного самим пациентом под контролем психотерапевта реального личного приятного воспоминания или предвкушения такового. После снятия ощущения тревожного инцидента пациент особенно восприимчив к углублению радостного состояния избавления от него. Поэтому предоставляется возможность еще более усилить его радостное состояние, работая в том же направлении.
Пс. Будьте режиссером, создателем и создайте, сконструируйте самостоятельно в своем будущем реальный приятный случай у моря, пройдите его, реально находясь внутри своего тела.
П. Прыгаю в воду, чувствую радость! (Улыбается).
Пс. Остановите прохождение этого случая, как видеопленку, сделайте "стоп-кадр", все внимание переключите на эмоции радости, и в этом моменте этого случая вы бы хотели самостоятельно дозаполнить ваше тело эмоцией радости?
П. Да. хотел бы.
Пс. Хорошо, сделайте это самостоятельно.
П. Заполнил себя эмоцией радости (пациент улыбается, рот до ушей).
Пс. Переключите все внимание на движения, плывете, и как двигаются ваши руки, ноги?
П. Я медленно поднимаю руку, бью с силой ногой о воду.
Пс. Переключите все внимание на температуру воды, сколько градусов?
П. 29 градусов, вода, как парное молоко (улыбается).
Пс. Переключите все внимание на эмоции, и что вы чувствуете, какие эмоции?
П. Я чувствую радость!!! (Улыбается).
Пс. В будущем чувствовать эмоцию радости, управлять ею и заполнять самостоятельно свое тело эмоцией радости - это ваша естественная способность?
П. Да!!! (Улыбается).
Пс. Хорошо, тогда вернитесь в настоящее время, сидя в кресле, в настоящем времени заполните сами себя эмоцией радости.
(И самый важный момент - научить пациента чувствовать себя хорошо в настоящем времени "не склеивая", "не соединяя" эмоцию радости с картинками, звуками, с цветом и т.д., здоровый человек чувствует себя хорошо в настоящем времени и умеет управлять эмоциями).
П. Да, вернулся в настоящее время, заполнил себя эмоцией радости!!! (Улыбается).
Пс. В настоящем времени чувствовать радость это ваша естественная способность?
(Этот вопрос для еще одного подтверждения того, что пациент здоров и сам управляет своими эмоциями самостоятельно без чьей-либо помощи в настоящем времени).
П. Да, конечно!!! (Улыбается, рот до ушей).
Пс. Откройте глаза.
П. Открывает глаза, улыбается.
Пс. Как вы себя чувствуете?
П. Хорошо!
После чего психотерапевт внушает пациенту, что в случае утраты этого мироощущения пациентом оно должно им воспроизводиться самостоятельно путем его повторного мысленного обращения к вышеуказанному проведенному преобразованию тревожного инцидента в виде мысленной видеозаписи.
Пример. 2. Лечебный сеанс с пациентом М (все желательные, но не обязательные условия, указанные в зависимых пунктах формулы изобретения, которые использованы в первом примере, также могут быть использованы и в этом примере).
Пациент рассказал, что ранее получил сильный ожог горячим чаем и связанную с болью сильную негативную эмоцию, не проходит и ощущение боли от ожога, хотя объективных показаний к этому не наблюдается - сам ожег заживлен без тянущих рубцов. Напоминать ему об этом ожоге не надо, но нужно ненавязчиво подвести к началу сюжета и предложить представить образ видеозаписи не видеопленке. Например, предварительно перед сеансом оздоровления или в течение всего сеанса перед пациентом можно располагать, по крайней мере, один из следующих предметов - видеокассету и или видеовоспроизводящее устройство, и фиксировать на нем внимание пациента, инициируя создание и удержание им образа мысленной видеозаписи и ее воспроизведения. Можно также использовать телевизор с демонстрацией переключения каналов.
П. (пациент) садится напротив психотерапевта и закрывает глаза.
Пс. (психотерапевт). Найдите реальный приятный случай или момент в событии сегодняшнего утра.
(Для того чтобы пациента реально научить чувствовать реальные приятные ощущения, необходимо найти реальные события с приятными ощущениями. Это можно сравнить с тем, что можно рассказывать человеку, что такое халва и он все равно не поймет этого, а накормив его халвой, человеку дают понятие, что это за продукт, и в любой момент отличит его от других продуктов).
П. Нашел, пью чай. (Но лицо пациента начинает "каменеть", кисти рук стискиваться - начинают всплывать воспоминания тревожного инцидента).
Моментом кульминации в этом случае является момент ожога вследствие пролитого на тело чая, поэтому на его грани надо остановиться. Затем ранее указанное преобразование надо осуществить путем мысленной замены всего второго этапа тревожного инцидента подобным же сюжетом, но с позитивным завершением и также с напоминанием пациенту образа видеозаписи на видеопленке, например, как бы машинально беря в руки видеокассету в моменты, когда он открывает глаза.
Пс. Стоп. Переключите все внимание на вкус чая, переключите, как на другую видеозапись на видеопленке или на другой канал телевизора, все внимание только на вкус чая, какой вкус, продегустируйте его.
(Просьба "переключить все внимание" обязательна для того, чтобы не было вышеуказанных "спаек", "склеивания", "соединения" эмоций пациента с этими условиями).
П. Сладкий, терпкий, с горчинкой!
Пс. Переключите все внимание на цвет чая.
П. Да, чай красно-коричневого цвета.
Пс. Переключите все внимание на запах чая.
П. Аромат индийского чая, немного пахнет цветами!!!
Пс. Переключите все внимание на эмоции, какие эмоции?
П. Приятные эмоции, радость! (Улыбается, кисти рук расслаблены).
Пс. Остановите прохождение этого случая, "сделайте стоп-кадр, как на видеопленке", находясь внутри своего тела, реально остановив этот случай, все внимание переключите на эмоции.
(Здесь пользуются аналогией с видеозаписью на видеопленке для того, чтобы дать пациенту понять, как это сделать, но что еще более важно, начиная с этого момента пациент уже не пассивный зритель, видящий себя как бы со стороны, а режиссер, создатель, творец, хозяин ситуации, он уже принимает ответственность за создание, конструирование своего здоровья).
П. Да, остановил, чувствую радость! (Улыбается, "рот до ушей").
(С этого момента пациент реально чувствует радость, эту реальную эмоцию, мы ему даем массу этой настоящей эмоции, как бы накормили халвой, а не рассказываем про нее).
Пс. Вы хотели бы принять решение, что чувствовать радость - это естественная ваша способность?
(Этим вопросом мы, не завышая градиента, плавно больному человеку даем ориентацию на здоровье, потому что только здоровый человек может принимать решения и чувствовать эмоцию радости как нечто естественное).
П. Да, конечно хочу! (Улыбается).
Пс. Примите это решение, а сделаете вы это очень просто, я посчитаю от одного до четырех и щелкну пальцем и вы примите это решение! 1. 2. 3. 4. (щелк).
(Говоря, что очень просто пациент примет решение, мы даем понять, что это действительно просто, несложно, а счет и щелчок, не имеющий абсолютно никакой цели, кроме той, что с момента щелчка пациент будет считать принятым для себя решение - это техническое действие не обязательное, и без щелчка пациент уже способен принять это решение).
Пс. Вы приняли это решение?
П. Да, принял! (Улыбается).
Пс. Принимать решения - это ваша естественная способность?
(Этим вопросом мы подтверждаем, что он уже в состоянии самостоятельно принимать решения и несет ответственность за свое здоровье, управляя своими эмоциями, потому что принимать такие решения может только здоровый человек).
П. Да!!!
Пс. На основании принятого вами решения и вашей естественной способности примите решение и самостоятельно заполните себя, все свое тело, все органы вашего тела, все части вашего тела, все клеточки вашего тела эмоцией радости.
(Почему я перечисляю и делаю ударение на то, что именно все тело должно заполниться эмоцией радости, а не только грудь, как утверждают авторы других методов психотерапии, можно понять на примере того, как ребенок играет в футбол: он чувствует радость, бегает, весь вспотел, а не только грудь, его майка промокла насквозь, трико влажное от пота, по лбу тоже струится пот, и объяснение этому явлению очень простое - эмоция радости распределяет в здоровом организме потоки жидкости равномерно по всему телу, доказательством служит потовыделение здорового человека по всему телу, и это очень важный момент, так как отложение солей физиологически связанно с тем, что мозг не дает команду и не посылает в определенные участки тела или органы тела тот поток жидкостей, который должен послать, что провоцирует возникновения ряда различных заболеваний).
П. Да заполнил! ! ! (По лицу пациента это видно, он улыбается, рот до ушей).
Пс. Вы хотели бы принять решения найти реальный случай из недалекого будущего и посмотреть, как же работает Ваша способность чувствовать радость и реально исполнять самостоятельно Ваше тело эмоцией радости?
(Почему я прошу найти реальный приятный случай в будущем? Потому что больные люди говорят о прошлом, о своих неудачах, о том, что у них тяжелая жизнь, вспоминая случаи с болью, где они чувствовали боль, они и больны потому, что умеют только вспоминать, делать, создавать только боль, они чувствуют боль в настоящем и говорят, что скоро умрут, будущего для них не существует, а здоровый человек, чувствуя себя хорошо в настоящем времени, создает свое реальное, приятное будущее, управляет своим будущем, вот этому я и обучаю пациента, попросив его найти реальный приятный случай в будущем, если до этого момента для него не существовало будущего, то, сделав это, он его приобретает, таким простым способом может продлеваться жизнь этого человека).
Положительное эмоциональное состояние, обусловленное мысленным освобождением от негативного завершения тревожного инцидента, можно углублять путем инициирования другого дополнительного созданного самим пациентом под контролем психотерапевта реального личного приятного воспоминания или предвкушения такового. Сразу после снятия негатива восприимчивость человека, чувствующего облегчение, повышена. Поэтому закрепляем результат и продвигаемся дальше к достижению чувства уверенной в себе радости с вопросом к пациенту, хотел бы он этого.
П. Да обязательно хотел бы!!!
Пс. Найдите этот приятный случай самостоятельно.
(Говоря пациенту, что он может найти и сделать это самостоятельно, я делаю его свободным, независимым, здоровым человеком, его здоровье не зависит ни от кого, от меня как от психотерапевта тем более, он сам создает свое приятное будущее).
П. Да, нашел. Через неделю мы с женой идем в театр. Вот пришли в театр (улыбается).
Пс. Все внимание переключите на зрение, что находится впереди от вас в театре?
П. Сцена!
Пс. Все внимание переключите на цвет, что, какого цвета на сцене впереди от Вас?
П. Синий занавес, артист в красной одежде, артистка в зеленом платье!
П. Все внимание переключите на слух, на звуки - и что слышно?
П. Слышу - они шутят!
Пс. Переключите все внимание на эмоции, и что вы чувствуете?
П. Я смеюсь, мне смешно, я чувствую радость!!! (Улыбается, рот до ушей).
Пс. В будущем чувствовать радость - это ваша естественная способность?
С этого момента у пациента есть "масса", то есть реальное подтверждение того, что его будущее приятное, без болезней, он как бы поел той халвы и точно знает этот вкус, он смело будет строить свое приятное будущее самостоятельно, его внимание не приковано к прошлому, а направлено в будущее, где еще много приятных событий, которые произойдут с ним в будущем.
П. Да!!!
Пс. В этом случае из недалекого будущего самостоятельно заполните себя, все свое тело эмоцией радости.
П. Да. Заполнил, чувствую радость!!! (Улыбается, рот до ушей).
Пс. Есть ли другой реальный приятный случай в недалеком будущем, где вы чувствуете эмоцию радости?
Этим вопросом я проверяю, действительно ли пациент самостоятельно управляет своими эмоциями в будущем, этот вопрос особенно актуален в тех случаях, когда пациент проходил психотерапию у других специалистов другими способами, когда его уже "натренировали", научили вырабатывать только неприятные эмоции, находя только неприятные события из прошлого в его жизни. Цель же моего метода - научить, "натренировать" пациента создавать приятные эмоции, управлять приятыми эмоциями, то есть быть здоровым. Здоровый человек чувствует себя хорошо, больной - плохо, здоровый создает себе приятное будущее, для больного будущего нет).
После чего психотерапевт внушает пациенту, что в случае утраты этого мироощущения пациентом оно должно им воспроизводиться самостоятельно путем его повторного мысленного обращения к вышеуказанному проведенному преобразованию тревожного инцидента в виде мысленной видеозаписи.
В других случаях, кроме указанных в примерах, для контроля эмоционального состояния пациента и его изменения измерялись показатели кожно-гальванической реакции и/или фиксировалась динамика высоты и тембра голоса, и/или сглаживания морщин у носа и губ, и/или изменения размера зрачков, и/или степени напряжения кистей рук.
С помощью предложенного способа управления эмоциями с использованием указанных в формуле изобретения приемов аналогии с видеозаписью на видеопленке, то есть безмедикаментозно, можно лечить психосоматические заболевания, в основе которых лежит неспособность пациента самостоятельно управлять своими реальными эмоциями. Метод не имеет ограничений в связи с возрастом или в связи с соматическими заболеваниями (если установлена их связь с тревожным инцидентом), потому что за всю историю человечества не выявлено аллергической реакции на приятные эмоции, здоровый человек чувствует себя хорошо.
Конструировать здоровье - это реально, пользуясь предложенным способом. Ни в одном из известных способов психотерапии не используется во время психотерапевтической сессии для управления реальными эмоциями аналогия с мысленным нетравмирующим видеоизображением на видеопленке (на которой "не записан" второй этап травмирующего инцидента - с момента начала его кульминации).
Заявленный способ позволяет снять эмоциональное напряжение пациента, вызванное воспоминаниями тревожного инцидента, даже глубоко травмирующего, результативно, мягко и без других, новых негативных последствий, которые могут возникать при таких воздействиях, как например, в известном методе Р. Бэндлера (прототипе). Предложенный метод не содержит таких негативных приемов, как "склеивание" негативного тревожного сюжета, например, с цирковой музыкой, повышенной яркостью восприятия мира и др., что может привести к возникновению обратной связи: эти воздействия будут вызывать воспоминание этого тревожного инцидента, от которого с их помощью избавились.
Кроме того, предложенный способ применим для оздоровления в более широких диапазонах, включая пограничные состояния с впаданием в состояния ужаса, для которых любое возвращение к кульминации тревожного инцидента может быть недопустимо травмирующим.
Изобретение относится к области медицины, а именно к способам психосоматического оздоровления человека. Предварительно перед пациентом располагают видеокассету и/или видеовоспроизводящее устройство. Инициируют создание и удерживание образа мысленной видеозаписи тревожного инцидента на видеопленке. Перед мысленным прокручиванием видеозаписи сюжет делят на два этапа. Первый этап предшествует моменту начала кульминации, а второй - до конца тревожного инцидента с получением его негативных последствий. Преобразование тревожного инцидента осуществляют только на втором этапе, начиная непосредственно с момента начала кульминации путем замены всего второго этапа тревожного инцидента подобным сюжетом, но с позитивным завершением. При этом время осуществления этого преобразования ограничивают временным диапазоном от 5 с до 5 мин. Способ позволяет расширить область использования на случаи сильно травмирующих психику инцидентов, а также в лечебном воздействии на пациентов с повышенной эмоциональностью, артистических личностей, на лица с посттравматическим стрессовым синдромом, на лица, пережившие летальный исход близких людей, для жертв жестокого изнасилования, позволяет пациенту достичь уровня самообучения, не приводит к негативным последствиям "склеивания" негативного восприятия со звуком, цветом, сюжетом, ситуацией. 3 з.п.ф-лы.
БЭНДЛЕР Р | |||
Используйте свой мозг для изменения //Санкт-Петербург, Ювента, 1994, с | |||
Прибор для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1917 |
|
SU26A1 |
БЭНДЛЕР Р | |||
Трансформейшен //Санкт-Петербург, Ювента, 1995, с | |||
Катодное реле | 1921 |
|
SU250A1 |
КОНДРАШЕНКО В.Т., ДОНСКОЙ Д.И | |||
Общая психотерапия //г.Минск, Высшая школа, 1998, с | |||
Прибор для исправления снимков рельефа местности | 1921 |
|
SU301A1 |
СВЯДОЩ А.М | |||
Психотерапия //Санкт-Петербург, Питер, 2000, с | |||
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторы
Даты
2004-01-27—Публикация
2002-03-14—Подача