РЕЛЕ ЗАДНИХ ПРОТИВОТУМАННЫХ ОГНЕЙ Российский патент 2004 года по МПК H01H47/22 

Описание патента на изобретение RU2224324C1

Реле задних противотуманных огней входит в состав электрооборудования автомобиля и предназначено для включения задних противотуманных фар от кнопочного выключателя в зависимости от разрешающего сигнала.

Известно реле задних противотуманных огней (свидетельство РФ на полезную модель 15420, МПК Н 01 Н 47/22, вариант 2, опубл. в бюллетене 28 от 10.10.2000), содержащее электромагнитное реле с защитными диодами, транзисторный ключ, микросхему, состоящую из двух D-триггеров, один из которых используется как счетный триггер с цепью предустановки, а другой используется как RS-триггер, инвертор на транзисторе и двух резисторах, входную емкость и зарядный резистор, входную цепь, состоящую из двух защитных диодов, токоограничивающего резистора и кнопочного выключателя, стабилизатор напряжения с защитным диодом.

Недостатком данного реле задних противотуманных огней является то, что сигналы на R- и S-входах триггера изменяются одновременно, что может привести к неопределенному состоянию выходов RS-триггера, а также R- и S-входы не имеют стабильного порога срабатывания, что ведет к понижению помехоустойчивости реле.

Указанные недостатки устранены в реле задних противотуманных огней (свидетельство РФ на полезную модель 15420, МПК Н 01 Н 47/22, вариант 1, опубл. в бюллетене 28 от 10.10.2000) за счет применения вместо RS-триггера и инвертора на транзисторе и двух резисторах триггера Шмидта в виде отдельной микросхемы и двух интегрирующих цепочек. Триггер Шмидта имеет стабильный порог срабатывания и обладает гистерезисом, что повышает помехоустойчивость реле. Но применение в схеме реле триггера Шмидта в виде отдельной микросхемы ведет к повышению себестоимости реле, что экономически невыгодно.

Предлагаемое изобретение позволяет уменьшить себестоимость реле задних противотуманных огней, сохраняя при этом высокий уровень помехоустойчивости.

Для этого в известном реле задних противотуманных огней, содержащем электромагнитное реле с защитными диодами, первый вывод замыкающего контакта которого подключен к выводу для подключения положительного полюса источника питания, второй вывод подключен к выводу для подключения задних противотуманных фар, а один конец обмотки через защитный диод подключен к выводу для подключения положительного полюса источника питания, второй конец обмотки подключен к выходу транзисторного ключа, к входу которого подключен выход одной из половин микросхемы, являющейся счетным триггером с цепью предустановки, реализованный на основе D триггера; триггер Шмидта; входную цепь; стабилизатор напряжения, вход которого подключен к выводу для подключения положительного полюса разрешающего сигнала, а выход подключен к цепи питания счетного триггера и триггера Шмидта, упомянутый триггер Шмидта реализован на второй половине микросхемы, путем подачи на D-, С-, R-входы сигнала высокого уровня и путем подключения к S входу двух резисторов, причем второй вывод первого резистора подключен к прямому выходу Q, который подключен к входу счетного триггера, а второй вывод второго резистора подключен к общей точке соединения первого конденсатора и третьего резистора, причем второй вывод первого конденсатора подключен к общей шине источника питания, а второй вывод третьего резистора подключен к выходу инвертора, вход которого подключен к выходу входной цепи.

На фиг. 1 представлена схема электрическая принципиальная реле задних противотуманных огней.

На фиг.2 приведены диаграммы, поясняющие принцип работы реле.

Реле задних противотуманных огней содержит электромагнитное реле с замыкающим контактом и защитными диодами 1; транзисторный ключ 2; микросхему, состоящую из двух D-триггеров, один из которых используется как счетный триггер 3 с цепью предустановки, состоящей из конденсатора 4 и резистора 5; входную цепь 6; стабилизатор напряжения 7; триггер Шмидта 8, реализованный на второй половине микросхемы и на первом и втором резисторах 9 и 10 (сперва D-триггер путем определенного подключения выводов D, С, R превращается в обычный повторитель сигнала со входом S и выходом Q, потом повторитель сигнала путем подключения резистора обратной связи 9 и входного резистора 10 превращается в триггер Шмидта [1]); интегрирующую цепочку на первом конденсаторе 11 и третьем резисторе 12; инвертор 13, выполненный, например, на транзисторе и двух резисторах. Реле снабжено выводами 14 для подключения положительного полюса разрешающего сигнала, 15 - для подключения положительного полюса источника питания, 16 - для подключения задних противотуманных фар.

Реле работает следующим образом. При включении ключа зажигания автомобиля на вывод 15 реле подается напряжение питания, которое поступает на один вывод замыкающего контакта и через защитный диод поступает на один вывод обмотки электромагнитного реле 1. После включения фар ближнего либо дальнего света или передних противотуманных фар на вывод 14 реле подается разрешающий сигнал, который поступает на вход стабилизатора 7. При этом через стабилизатор 7 запитываются счетный триггер 3, триггер Шмидта 8 и инвертор 13 на транзисторе и двух резисторах. Цепь предустановки счетного триггера 3 в момент времени t1 формирует на входе R сигнал сброса (на фиг.2 UR), устанавливая на прямом выходе счетного триггера 3 низкий уровень сигнала, который поступает на вход транзисторного ключа 2. При этом транзисторный ключ 2 закрыт, обмотка электромагнитного реле 1 обесточена, его контакты разомкнуты и цепь питания задних противотуманных фар разомкнута. Кнопочный выключатель входной цепи 6 разомкнут и поэтому на выходе инвертора 13 низкий уровень сигнала, который через резистор 12 поступает на конденсатор 11, при этом напряжение на конденсаторе 11 остается на низком уровне (на фиг.2 U11). После нажатия кнопочного выключателя входной цепи 6 (на фиг.2 U6), в момент времени t2 инвертор 13 закрывается и на его выходе появляется высокий уровень сигнала, который через резистор 12 начинает заряжать конденсатор 11. В момент времени t3, когда напряжение на конденсаторе 11 достигнет напряжения срабатывания триггера Шмидта 8, определяемого соотношением резисторов 9, 10 и величиной напряжения питания [1], произойдет переключение триггера Шмидта 8 и на его выходе формируется высокий уровень сигнала (на фиг.2 UC), который поступает на вход счетного триггера 3. При этом на выходе Q счетного триггера 3 появляется сигнал высокого уровня (на фиг.2 UG), который переводит транзисторный ключ 2 в режим насыщения. Электромагнитное реле 1 срабатывает, его контакты замыкаются и на вывод 16, к которому подключаются задние противотуманные фары, подается напряжение питания.

После отпускания кнопочного выключателя входной цепи 6 в момент времени t4 на выходе инвертора 13 установится низкий уровень сигнала и начинается разряд конденсатора 11 через резистор 12. В момент времени t5 напряжение на конденсаторе 11 достигает величины напряжения отпускания триггера Шмидта 8 и на его выходе формируется низкий уровень сигнала. При этом счетный триггер 3 свое состояние не изменяет.

При повторном нажатии и отпускании кнопочного выключателя входной цепи 6 процесс заряда и разряда конденсатора 11 повторяется и с выхода триггера Шмидта 8 импульсный сигнал поступает на вход счетного триггера 3. Передний фронт этого импульса в момент времени t6 переключает счетный триггер 3, устанавливая на выходе Q уровень низкого напряжения. Транзисторный ключ 2 закрывается, электромагнитное реле 1 обесточивается, при этом его контакты размыкаются и цепь питания задних противотуманных фар размыкается.

Литература
1. Зельдин Е.А. Цифровые интегральные микросхемы в информационно-измерительной аппаратуре. - Л.: Энергоатомиздат, 1986 г. (стр. 165, стр. 198).

Похожие патенты RU2224324C1

название год авторы номер документа
Адаптивная система переднего освещения 2020
  • Погибелев Евгений Михайлович
  • Менжулин Андрей Михайлович
  • Кондратьев Сергей Владимирович
RU2747225C1
МОДУЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОТЕХНИКОЙ АВТОМОБИЛЯ 2007
  • Максимов Евгений Леонтьевич
RU2339523C1
Ограничитель напряжения холостого хода сварочного трансформатора 1979
  • Кукушкин Анатолий Афанасьевич
  • Смирнов Павел Ефимович
  • Новоселов Василий Александрович
SU854636A1
РЕЛЕ ВРЕМЕНИ 2002
  • Березов В.В.
RU2208259C1
РЕЛЕ ВРЕМЕНИ (С ВЫХОДОМ НА СИМИСТОРЕ) 1992
  • Ляхов Евгений Иванович
RU2130213C1
СПОСОБ ИНДИКАЦИИ ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Фролов Валерий Николаевич
  • Новаковский Леонид Григорьевич
RU2330770C2
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2006
  • Баженов Владимир Ильич
  • Будкин Владимир Леонидович
  • Бражник Валерий Михайлович
  • Голиков Валерий Павлович
  • Горбатенков Николай Иванович
  • Егоров Валерий Михайлович
  • Исаков Евгений Александрович
  • Краснов Владимир Викторович
  • Самохин Владимир Павлович
  • Сержанов Юрий Владимирович
  • Трапезников Николай Иванович
  • Федулов Николай Петрович
  • Юрыгин Виктор Федорович
RU2325620C2
БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ОСВЕЩЕНИЕМ 2001
  • Лихачев В.Е.
RU2206936C2
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПЕРЕГОННЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЙ 2020
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Мухин Леонид Викторович
RU2746536C1
Реле времени 1976
  • Кропачев Игорь Григорьевич
  • Будилов Владимир Николаевич
SU614472A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 224 324 C1

Реферат патента 2004 года РЕЛЕ ЗАДНИХ ПРОТИВОТУМАННЫХ ОГНЕЙ

Использование: для включения задних противотуманных фар от кнопочного выключателя в зависимости от разрешающего сигнала. Предлагаемое изобретение позволяет уменьшить себестоимость реле, сохраняя при этом высокий уровень помехоустойчивости. Устройство содержит электромагнитное реле с защитными диодами, первый вывод замыкающего контакта которого подключен к выводу для подключения положительного полюса источника питания, второй вывод подключен к выводу для подключения задних противотуманных фар, а один конец обмотки через защитный диод подключен к выводу для подключения положительного полюса источника питания, второй конец обмотки подключен к выходу транзисторного ключа, к входу которого подключен выход одной из половин микросхемы, являющейся счетным триггером с цепью предустановки, реализованном на основе D-триггера; триггер Шмидта; входную цепь; стабилизатор напряжения, вход которого подключен к выводу для подключения положительного полюса разрешающего сигнала, а выход подключен к цепи питания счетного триггера и триггера Шмидта, упомянутый триггер Шмидта реализован на второй половине микросхемы путем подачи на D-, С-, R-входы сигнала высокого уровня и путем подключения к S-входу двух резисторов, причем второй вывод первого резистора подключен к прямому выходу Q, который подключен к входу счетного триггера, а второй вывод второго резистора подключен к общей точке соединения первого конденсатора и третьего резистора, причем второй вывод первого конденсатора подключен к общей шине источника питания, а второй вывод третьего резистора подключен к выходу инвертора на транзисторе и двух резисторах, вход которого подключен к выходу входной цепи. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 224 324 C1

Реле задних противотуманных огней, содержащее электромагнитное реле с защитными диодами, первый вывод замыкающего контакта которого подключен к выводу для подключения положительного полюса источника питания, второй вывод подключен к выводу для подключения задних противотуманных фар, а один конец обмотки через защитный диод подключен к выводу для подключения положительного полюса источника питания, второй конец обмотки подключен к выходу транзисторного ключа, к входу которого подключен выход одной из половин микросхемы, являющейся счетным триггером с цепью предустановки, реализованном на основе D-триггера; триггер Шмидта; входную цепь; стабилизатор напряжения, вход которого подключен к выводу для подключения положительного полюса разрешающего сигнала, а выход подключен к цепи питания счетного триггера и триггера Шмидта, отличающееся тем, что упомянутый триггер Шмидта реализован на второй половине микросхемы путем подачи на D-, С-, R-входы сигнала высокого уровня и путем подключения к S-входу двух резисторов, причем второй вывод первого резистора подключен к прямому выходу Q, который подключен к входу счетного триггера, а второй вывод второго резистора подключен к общей точке соединения первого конденсатора и третьего резистора, причем второй вывод первого конденсатора подключен к общей шине источника питания, а второй вывод третьего резистора подключен к выходу инвертора, вход которого подключен к выходу входной цепи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2224324C1

Устройство для сушки песка 1928
  • Поляков Ф.М.
SU15420A1
ПОДОГРЕВАТЕЛЬ ДЛЯ РАБОЧЕЙ СМЕСИ КАРБУРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО ГОРЕНИЯ 1930
  • Гаген О.Р.
SU21479A1
МАШИНА ДЛЯ РЕМОНТА И МОЩЕНИЯ БУЛЫЖНОЙ МОСТОВОЙ 1928
  • Брунс Ф.В.
SU19651A1
Устройство для запрессовки опорных шариков в секцию конденсатора 1983
  • Грибков Олег Владимирович
SU1156894A1
GB 2063591 A, 03.06.1991.

RU 2 224 324 C1

Авторы

Зерняев В.А.

Даты

2004-02-20Публикация

2002-07-15Подача