ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ Российский патент 2004 года по МПК F16F7/08 B61F5/12 

Описание патента на изобретение RU2224931C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается устройства фрикционных гасителей колебаний, применяемых для демпфирования колебаний подвижного состава.

Известен фрикционный гаситель колебаний, размещенный между надрессорной балкой и боковой рамой тележки, состоящий из упругого тела и установленного на него клина, взаимодействующего с рабочими поверхностями надрессорной балки и боковой рамы [1]. Этот гаситель колебаний, используемый на вагонных тележках типа ЦНИИ-ХЗ, обеспечивает демпфирование колебаний надрессорного строения экипажа в вертикальной и горизонтальной (поперечной) плоскостях. Величина силы трения его зависит от сжатия упругого тела (т.е. от загрузки экипажа).

Недостатком известного гасителя колебаний является то, что для ремонта этого гасителя колебаний необходимо разбирать тележку, восстанавливать рабочие поверхности надрессорной балки и боковой рамы. Не имеет этот гаситель колебаний и защиты от внешней среды, что приводит к его загрязнению, к нестабильному коэффициенту трения, а следовательно, и демпфирующих характеристик гасителя колебаний.

Известен фрикционный гаситель колебаний, принятый за прототип, содержащий корпус, шарнирно закрепленный на подрессоренной раме тележки, в котором размещены сжатые упругими телами через клинья фрикционные элементы, шарнирно соединенные неподрессоренной частью тележки, причем корпус расположен наклонно, в плоскости, перпендикулярной продольной оси тележки [2].

Этот гаситель колебаний защищен от внешней среды и для проведения ремонта может быть снят с тележки без ее разборки.

Недостатком известного гасителя колебаний является то, что у него постоянная сила трения, не зависящая от загрузки экипажа, которая не обеспечивает эффективное демпфирование колебаний при широком диапазоне изменения массы груза в грузовом вагоне.

Техническим результатом настоящего изобретения является повышение эффективности работы фрикционного гасителя колебаний, сокращения времени и затрат на его ремонт.

Указанный технический результат достигается тем, что в фрикционном гасителе колебаний, содержащем корпус, шарнирно закрепленный на подрессоренной части рамы тележки, в котором размещены сжатые упругими элементами через клинья фрикционные элементы, шарнирно соединенные с неподрессоренной частью тележки, причем корпус расположен наклонно в плоскости, перпендикулярной оси тележки, фрикционные элементы выполнены в виде плоских пластин: верхних, закрепленных в корпусе, и нижних, закрепленных в нижней части гасителя, шарнирно соединенной с неподрессоренной частью тележки, расположены между двух клиньев, установленных в проемах корпуса, а клинья расположены между двумя упругими элементами, причем клинья и упругие элементы размещены вертикально, верхний упругий элемент оперт на подрессоренную раму тележки, а нижний упругий элемент оперт на неподрессоренную часть тележки.

На фиг.1 изображен общий вид фрикционного гасителя колебаний; на фиг.2 - сечение по А-А на фиг.1.

Фрикционный гаситель колебаний (фиг.1, 2) содержит корпус 1, шарнирно закрепленный на подрессоренной раме 2, например ее части - кронштейне 3 тележки железнодорожного подвижного состава. Корпус 1 расположен наклонно в плоскости, перпендикулярной продольной оси тележки. В нем размещены фрикционные элементы, выполненные в виде плоских пластин: верхних 4, закрепленных в корпусе 1, и нижних 5, закрепленных в нижней части 6 гасителя, шарнирно соединенной с кронштейном 7 неподрессоренной части 8 (букса колесной пары, боковина рамы тележки, установленной на буксы без подрессоривания) тележки. Фрикционные элементы - плоские пластины 4, 5 сжаты упругими элементами (например, пружинами): верхним 9 и нижним 10 через установленные в проемах 11, 12 корпуса 1 два клина: верхнего клина 13 и нижнего клина 14. Клинья 13, 14, которые соприкасаются с фрикционными плоскими пластинами 4, 5, и упругие элементы 9, 10 размещены вертикально. Верхний упругий элемент 9 оперт на подрессоренную раму 2 тележки, а нижний упругий элемент 10 оперт на неподрессоренную часть 8 тележки.

Фрикционный гаситель колебаний работает следующим образом. При вертикальных и горизонтальных (поперечных) перемещениях рамы 2 тележки относительно неподрессоренной части 8 происходит проскальзывание фрикционных пластин 4 относительно пластин 5. При этом демпфирующая сила трения, необходимая для гашения вертикальных и горизонтальных колебаний, обеспечивается трением пластин 4, 5, сжимаемых упругими элементами 9, 10 через клинья 13, 14.

При загрузке экипажа рама 2 тележки опускается на пружинах рессорного подвешивания и сжимает упругие элементы 9, 10, вследствие чего увеличивается сила, сжимающая фрикционные пластины 4, 5, что обеспечит автоматическое регулирование демпфирующей силы трения гасителя во всем диапазоне загрузок экипажа грузового вагона.

Предлагаемый фрикционный гаситель может быть снят с тележки для ремонта.

Источники информации
1. Кн. Вагоны /Под ред. Л.А.Шадура. - М.: Транспорт, 1980 г., рис. VII. 27, стр. 167 и рис. VIII.8, стр. 182.

2. US, Патент 2782731, кл. 105-191, 1957 г.

Похожие патенты RU2224931C1

название год авторы номер документа
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ 2002
  • Кокорев А.И.
  • Березин В.В.
  • Пузанов В.А.
  • Гапченко В.Н.
RU2224150C1
Тележка железнодорожного вагона 1982
  • Гейлер Михаил Петрович
SU1142342A1
БОКОВАЯ ОПОРА КУЗОВА ВАГОНА НА ТЕЛЕЖКУ 2005
  • Березин Василий Витальевич
  • Кокорев Артемий Иванович
  • Коссов Валерий Семенович
  • Мещерин Юрий Васильевич
  • Ткаченко Владимир Николаевич
  • Егоров Алексей Юрьевич
RU2305643C1
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ 2004
  • Волков Валерий Андреевич
  • Чепурной Анатолий Данилович
  • Бубнов Валерий Михайлович
  • Тусиков Евгений Кондратьевич
  • Сокирко Борис Николаевич
  • Котенко Павел Николаевич
  • Бороненко Юрий Павлович
  • Орлова Анна Михайловна
  • Рудакова Екатерина Александровна
  • Васильев Сергей Геннадьевич
  • Державец Юрий Адольфович
  • Аношин Григорий Валерьевич
RU2275308C2
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЭКИПАЖА 1991
  • Грачева Л.О.
  • Хамоев А.Д.
  • Двухглавов В.А.
RU2047521C1
Железнодорожная тележка грузового вагона 1990
  • Тройников Михаил Александрович
  • Хоминич Валерий Семенович
SU1782826A1
Восьмиосный рельсовый экипаж 2021
  • Березин Василий Витальевич
  • Коссов Валерий Семенович
  • Панин Юрий Алектинович
  • Гапченко Владимир Николаевич
RU2760372C1
БОКОВАЯ ОПОРА КУЗОВА ВАГОНА НА ТЕЛЕЖКУ 2005
  • Березин Василий Витальевич
  • Кокорев Артемий Иванович
  • Мещерин Юрий Васильевич
  • Ткаченко Владимир Николаевич
  • Егоров Алексей Юрьевич
RU2288123C1
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ 2015
  • Новиков Виктор Григорьевич
  • Измеров Олег Васильевич
  • Воробьев Владимир Иванович
  • Пугачев Александр Анатольевич
  • Бондаренко Денис Андреевич
  • Новиков Антон Сергеевич
  • Борисов Александр Афанасьевич
  • Козловский Владимир Николаевич
RU2586435C1
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Белоусов Сергей Вячеславович
  • Василенко Александр Иванович
  • Рейдин Павел Викторович
  • Савинов Сергей Юрьевич
  • Тринда Антон Владимирович
  • Назаров Владимир Михайлович
RU2573100C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 224 931 C1

Реферат патента 2004 года ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Сущность изобретения заключается в том, что фрикционный гаситель колебаний содержит корпус, шарнирно закрепленный на подрессоренной раме тележки железнодорожного подвижного состава. В корпусе размещены сжатые упругими элементами через клинья фрикционные элементы, шарнирно соединенные с неподрессоренной частью тележки. Корпус расположен наклонно в плоскости, перпендикулярной оси тележки. Фрикционные элементы выполнены в виде плоских пластин: верхних, закрепленных в корпусе, и нижних, закрепленных в нижней части фрикционного гасителя колебаний, шарнирно соединенной с неподрессоренной частью тележки. Клинья установлены в проемах корпуса и расположены между двумя упругими элементами, причем клинья и упругие элементы размещены вертикально. Верхний упругий элемент оперт на подрессоренную раму тележки, а нижний упругий элемент оперт на неподрессоренную часть тележки. Техническим результатом является повышение эффективности работы фрикционного гасителя колебаний и сокращение времени и затрат на его ремонт. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 224 931 C1

Фрикционный гаситель колебаний, содержащий корпус, шарнирно закрепленный на подрессоренной раме тележки железнодорожного подвижного состава, в котором размещены сжатые упругими элементами через клинья фрикционные элементы, шарнирно соединенные с неподрессоренной частью тележки, причем корпус расположен наклонно в плоскости, перпендикулярной оси тележки, отличающийся тем, что фрикционные элементы выполнены в виде плоских пластин: верхних, закрепленных в корпусе, и нижних, закрепленных в нижней части фрикционного гасителя колебаний, шарнирно соединенной с неподрессоренной частью тележки и расположены между двумя клиньями, установленными в проемах корпуса, а клинья расположены между двумя упругими элементами, причем клинья и упругие элементы размещены вертикально, верхний упругий элемент оперт на подрессоренную раму тележки, а нижний упругий элемент оперт на неподрессоренную часть тележки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2224931C1

ТЯГОВЫЙ ПРИВОД РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2022
  • Воробьев Владимир Иванович
  • Злобин Сергей Николаевич
  • Измеров Олег Васильевич
  • Дорофеев Олег Васильевич
  • Пугачев Александр Анатольевич
  • Николаев Евгений Викторович
RU2782731C1
ФРИКЦИОННЫЙ АМОРТИЗАТОР 0
SU191622A1
Фрикционный демпфер с переменной силой трения 1972
  • Кокорев Артемий Иванович
  • Сорочкин Эммануил Меерович
  • Снигирев Евгений Георгиевич
SU471214A1
Фрикционный амортизатор 1987
  • Степанов Евгений Аркадьевич
  • Сидоренко Виталий Глебович
  • Нестеров Олег Дмитриевич
  • Ермоленко Александр Романович
  • Титов Михаил Анатольевич
SU1456653A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БАКТЕРИЦИДНОЙ ОБРАБОТКИ ВОЗДУХА 2020
  • Гаврикова Елена Ивановна
RU2749900C1

RU 2 224 931 C1

Авторы

Березин В.В.

Кокорев А.И.

Мещерин Ю.В.

Даты

2004-02-27Публикация

2002-06-26Подача