ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ Российский патент 2004 года по МПК F16F7/08 B61F5/12 

Описание патента на изобретение RU2224150C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается устройства фрикционных гасителей колебаний, применяемых для демпфирования колебаний железнодорожного подвижного состава.

Известен фрикционный гаситель колебаний, размещенный между надрессорной балкой и боковой рамой тележки, состоящий из упругого тела и установленного на него клина, взаимодействующего с рабочими поверхностями надрессорной балки и боковой рамы [1]. Этот гаситель колебаний, используемый на вагонных тележках типа ЦНИИ-ХЗ, обеспечивает демпфирование колебаний надрессорного строения экипажа в вертикальной и горизонтальной (поперечной) плоскостях. Величина силы трения его зависит от сжатия упругого тела (т.е. от загрузки экипажа).

Недостатком известного гасителя колебаний является то, что для ремонта этого гасителя колебаний необходимо разбирать тележку, восстанавливать рабочие поверхности надрессорной балки и боковой рамы. Не имеет этот гаситель колебаний и защиты от внешней среды, что приводит к его загрязнению, к нестабильному коэффициенту трения, а следовательно, и демпфирующих характеристик гасителя.

Известен фрикционный гаситель колебаний (фрикционный амортизатор) железнодорожного подвижного состава, принятый за прототип, содержащий подпружиненные фрикционные диски (пластины), установленные на общей оси, шарнирно соединенные с подрессоренными и неподрессоренными частями подвижного состава, средний диск (пластина) смонтирован с возможностью вертикальных и горизонтальных перемещений относительно общей оси и крайних дисков (пластин) [2].

Этот гаситель колебаний может быть защищен чехлом от внешней среды и для проведения ремонта его легко снять с тележки без ее разборки.

Недостатком известного фрикционного гасителя колебаний является то, что у него сила трения постоянная, не зависящая от загрузки вагона, поэтому гаситель не обеспечивает эффективного демпфирования колебаний при широком диапазоне изменения массы груза в грузовом вагоне.

Техническим результатом настоящего изобретения является повышение эффективности работы фрикционного гасителя колебаний, сокращение времени на его обслуживание и ремонт.

Указанный технический результат достигается тем, что фрикционный гаситель колебаний, содержащий подпружиненные фрикционные пластины, установленные на общей оси, шарнирно соединенные с подрессоренными и неподрессоренными частями железнодорожного подвижного состава, снабжен корпусом, в котором смонтированы фрикционные пластины, часть из которых через одну закреплены в верхней головке гасителя, расположенной на корпусе, шарнирно установленной на подрессоренной части железнодорожного подвижного состава, другая часть фрикционных пластин закреплена в нижней головке гасителя, шарнирно установленной на неподрессоренной части подвижного состава, фрикционные пластины связаны с нажимной пружиной через нажимную шайбу, расположенную в проеме корпуса, имеющую со стороны фрикционных пластин наклонную плоскость, на которую оперт клин, расположенный в корпусе фрикционного гасителя колебаний, укрепленный на нижней головке гасителя с возможностью его уплотнения под действием нажимной пружины по мере износа фрикционных пластин, причем другой поверхностью клин оперт на сопряженную с ним фрикционную пластину, при этом подпружиненные фрикционные пластины, клин, нажимные шайба и пружина смонтированы на одной оси.

На фиг.1 изображен общий вид гасителя колебаний на железнодорожном подвижном составе, на фиг.2 - вид по Г на фиг.1, на фиг.3 - сечения по А-А на фиг.1, на фиг.4 - сечение по Б-Б на фиг.2, на фиг.5 - сечение по В.В на фиг. 2.

Фрикционный гаситель колебаний (фиг.1-5) содержит корпус 1, смонтированные в корпусе фрикционные пластины, часть пластин 2 из которых через одну закреплены в верхней головке 3 гасителя, расположенной на корпусе 1, шарнирно установленной на подрессоренной части 4 железнодорожного подвижного состава, другая часть фрикционных пластин 5 закреплена в нижней головке 6, шарнирно установленной на неподрессоренной части 7 подвижного состава, причем фрикционные пластины 2 и 5 закреплены в головках 3 и 6 с возможностью уплотнения под воздействием нажимной пружины 8 и связаны с ней через нажимную шайбу 9, расположенную в проеме 10 корпуса 1, имеющую со стороны фрикционных пластин 2 и 5 наклонную поверхность 11, на которую оперт клин 12, расположенный в корпусе 1 фрикционного гасителя колебаний, укрепленный в нижней головке 3 гасителя с возможностью уплотнения под воздействием нажимной пружины 8, по мере износа фрикционных пластин, причем другой поверхностью 13 клин 12 оперт на сопряженную с ним фрикционную пластину 2, при этом подпружиненные фрикционные пластины 2, 5, клин 12, нажимная шайба 9 и нажимная пружина 8 смонтированы на одной оси 14.

Фрикционный гаситель колебаний работает следующим образом.

При перемещении подрессоренной части 4 относительно неподрессоренной части 7 происходит проскальзывание фрикционных пластин 2 и 5. Сила трения, гасящая колебания, зависит от коэффициента трения пластин 2 и 5 и силы нажатия нажимной пружины 8, передающей силу, сжимающую фрикционные пластины 2 и 5 через нажимную шайбу 9 и клин 12.

Фрикционный гаситель колебаний можно устанавливать вертикально для гашения вертикальных колебаний и наклонно (фиг.1) для гашения вертикальных и горизонтальных колебаний. При загрузке подвижного состава (вагона) подрессоренная его часть опускается вследствие прогиба упругих элементов рессорного подвешивания, верхняя 3 и нижняя 6 головки фрикционного гасителя сближаются, клин 12 через нажимную шайбу 9 сжимает нажимную пружину 8, что обеспечивает автоматическое регулирование силы трения фрикционного гасителя колебаний во всем диапазоне загрузки вагона.

Фрикционный гаситель колебаний легко может быть снят с вагона для проверки и ремонта.

Фрикционные пластины гасителя закрыты корпусом за исключением их низа. Возможна полная изоляция гасителя от внешней среды с помощью чехла.

Источники информации
1. Вагоны. Под ред. Л.А.Шадура, М.: Транспорт, 1980 г., рис.VII.27, стр. 167 и рис.VIII.8, стр. 182.

2. СССР, авторское свидетельство 191622, В 61 F 5/12, опубл. 1967 г.

Похожие патенты RU2224150C1

название год авторы номер документа
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ 2002
  • Березин В.В.
  • Кокорев А.И.
  • Мещерин Ю.В.
RU2224931C1
Тележка железнодорожного вагона 1982
  • Гейлер Михаил Петрович
SU1142342A1
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ 2004
  • Волков Валерий Андреевич
  • Чепурной Анатолий Данилович
  • Бубнов Валерий Михайлович
  • Тусиков Евгений Кондратьевич
  • Сокирко Борис Николаевич
  • Котенко Павел Николаевич
  • Бороненко Юрий Павлович
  • Орлова Анна Михайловна
  • Рудакова Екатерина Александровна
  • Васильев Сергей Геннадьевич
  • Державец Юрий Адольфович
  • Аношин Григорий Валерьевич
RU2275308C2
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ 2012
  • Луков Николай Михайлович
  • Ромашкова Оксана Николаевна
  • Космодамианский Андрей Сергеевич
  • Попов Юрий Викторович
  • Стрекалов Николай Николаевич
  • Серин Сергей Александрович
  • Измеров Олег Васильевич
  • Михальченко Георгий Сергеевич
  • Воробьев Владимир Иванович
  • Пугачев Александр Анатольевич
  • Новиков Виктор Григорьевич
RU2529066C2
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ 2015
  • Новиков Виктор Григорьевич
  • Измеров Олег Васильевич
  • Воробьев Владимир Иванович
  • Пугачев Александр Анатольевич
  • Бондаренко Денис Андреевич
  • Новиков Антон Сергеевич
  • Борисов Александр Афанасьевич
  • Козловский Владимир Николаевич
RU2586435C1
Железнодорожная тележка грузового вагона 1990
  • Тройников Михаил Александрович
  • Хоминич Валерий Семенович
SU1782826A1
Фрикционный гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства 1984
  • Коженков Юрий Григорьевич
  • Никольский Николай Львович
SU1346470A1
Скользун-демпфер тележки железнодорожного экипажа 1983
  • Иккол Валентин Сергеевич
SU1131721A2
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Белоусов Сергей Вячеславович
  • Василенко Александр Иванович
  • Рейдин Павел Викторович
  • Савинов Сергей Юрьевич
  • Тринда Антон Владимирович
  • Назаров Владимир Михайлович
RU2573100C1
Фрикционный дисковый гаситель колебаний 1982
  • Киреев Николай Владимирович
  • Антропцев Иван Алексеевич
  • Кулик Григорий Тихонович
  • Лопатин Алексей Максимович
  • Фатеев Анатолий Дмитриевич
SU1082634A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 224 150 C1

Реферат патента 2004 года ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Сущность изобретения заключается в том, что фрикционный гаситель колебаний снабжен корпусом, в котором смонтированы фрикционные пластины. Часть фрикционных пластин через одну закреплены в верхней головке фрикционного гасителя колебаний, расположенной на корпусе и шарнирно установленной на подрессоренной части железнодорожного подвижного состава. Другая часть фрикционных пластин закреплена в нижней головке гасителя, шарнирно установленной на неподрессоренной части железнодорожного подвижного состава. Фрикционные пластины связаны с нажимной пружиной через нажимную шайбу, расположенную в проеме корпуса, имеющую со стороны фрикционных пластин наклонную плоскость, на которую оперт клин, расположенный в корпусе и укрепленный в нижней головке фрикционного гасителя колебаний с возможностью его уплотнения под действием нажимной пружины по мере износа фрикционных пластин. Другой поверхностью клин оперт на сопряженную с ним фрикционную пластину. Фрикционные пластины, клин, нажимные шайба и пружина смонтированы на одной оси. Техническим результатом является повышение эффективности работы фрикционного гасителя колебаний и сокращение времени на его обслуживание и ремонт. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 224 150 C1

Фрикционный гаситель колебаний, содержащий фрикционные пластины, установленные на общей оси, шарнирно соединенные с подрессоренными частями железнодорожного подвижного состава, отличающийся тем, что он снабжен корпусом, в котором смонтированы фрикционные пластины, часть из которых через одну закреплены в верхней головке фрикционного гасителя колебаний, расположенной на корпусе, шарнирно установленной на подрессоренной части железнодорожного подвижного состава, другая часть фрикционных пластин закреплена в нижней головке фрикционного гасителя колебаний, шарнирно установленной на неподрессоренной части железнодорожного подвижного состава, фрикционные пластины связаны с нажимной пружиной через нажимную шайбу, расположенную в проеме корпуса, имеющую со стороны фрикционных пластин наклонную плоскость, на которую оперт клин, расположенный в корпусе и укрепленный в нижней головке фрикционного гасителя колебаний с возможностью его уплотнения под действием нажимной пружины по мере износа фрикционных пластин, причем другой поверхностью клин оперт на сопряженную с ним фрикционную пластину, при этом фрикционные пластины, клин, нажимные шайба и пружина смонтированы на одной оси.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2224150C1

ФРИКЦИОННЫЙ АМОРТИЗАТОР 0
SU191622A1
Фрикционный демпфер с переменной силой трения 1972
  • Кокорев Артемий Иванович
  • Сорочкин Эммануил Меерович
  • Снигирев Евгений Георгиевич
SU471214A1
Фрикционный амортизатор 1987
  • Степанов Евгений Аркадьевич
  • Сидоренко Виталий Глебович
  • Нестеров Олег Дмитриевич
  • Ермоленко Александр Романович
  • Титов Михаил Анатольевич
SU1456653A1
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2022
  • Воробьев Владимир Иванович
  • Злобин Сергей Николаевич
  • Измеров Олег Васильевич
  • Дорофеев Олег Васильевич
  • Пугачев Александр Анатольевич
  • Николаев Евгений Викторович
RU2782731C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БАКТЕРИЦИДНОЙ ОБРАБОТКИ ВОЗДУХА 2020
  • Гаврикова Елена Ивановна
RU2749900C1

RU 2 224 150 C1

Авторы

Кокорев А.И.

Березин В.В.

Пузанов В.А.

Гапченко В.Н.

Даты

2004-02-20Публикация

2002-07-10Подача