СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ СТОПОВЫХ ИСПЫТАНИЙ ПОДВОДНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Российский патент 2004 года по МПК G01M15/00 G01L5/13 B63B21/00 

Описание патента на изобретение RU2225604C2

Изобретение относится к области экспериментальной гидродинамики, в частности, к области экспериментального исследования и отработки элементов пропульсивных комплексов и энергосиловых установок подводных аппаратов (ПА) различного назначения, и может быть использовано для моделирования ходовых нагрузок двигательно-движительного комплекса (ДДК) при проведении стоповых испытаний ПА.

Известен и широко применяется в судостроительной практике способ обкатки главной силовой установки судна в период достройки его на плаву, когда на гребной вал судна монтируют тормозные барабаны взамен гребного винта. Такими барабанами поглощают мощность двигателя (см., например, В.Ф.Попов, Т.В.Зеленко. Применение гидротормоза для испытания судна. - Л.: Судпромгиз, 1951, с. 31. ) Основным недостатком является возникновение кавитации на элементах реальной конструкции.

Наиболее близким, выбранным за прототип, является способ проведения стоповых испытаний ПА (см. Л.Грейнер. Гидродинамика и энергетика подводных аппаратов. - Л.: Судостроение, 1978, 7, 6, стр.356-363) путем вывешивания ПА на грузовом тросе внутри подвесного каркаса и поглощения мощности двигателя ПА тормозными дисками, установленными на гребных валах взамен соосных гребных винтов. Снабженный таким тормозным дисковым устройством ПА погружают на заданную глубину с использованием лебедки, установленной на судне обеспечения. Запуск энергосиловой установки и информационный обмен ведут по кабелю, соединяющему ПА с командно-вычислительным комплексом (КВК) судна обеспечения.

Недостатком способа-прототипа является факт неполного эквивалента загрузки энергосиловой установки ПА. Действительно, в известных способах осевая сила упора на гребном валу, характерная для ходовых испытаний ПА, снабженного гребными винтами, отсутствует.

Задачей заявленного технического решения является создание при проведении стоповых испытаний осевой силы на гребных валах, эквивалентной силе ходового упора ГВ, повышение эффективности стоповых испытаний, достоверности получаемых результатов и информативности исследований.

Поставленная задача решается путем вывешивания ПА на грузовом тросе внутри подвесного каркаса, поглощения мощности двигателя тормозными дисками (и дополнительно по сравнению с прототипом), моделирования упорной шайбой кольцевой зоны относительного разрежения и измерения датчиками силы взаимодействия шайбы с торцом тормозного диска.

Сопоставительный анализ способа-прототипа и заявленного способа показывает, что последний отличается от известного наличием двух новых операций "моделирования" и "измерения", причем операция "моделирования" базируется на насосном эффекте такой гидродинамической компоновки, а измерение осевой силы взаимодействия возможно с использованием различных методов и схем, исходя из конкретных задач эксперимента, требований к точности измерений и достоверности получаемых результатов.

Реализация заявленного способа осуществляется усовершенствованным погружным устройством для стоповых испытаний ПА, причем принятое за прототип устройство (см. Л. Грейнер. Гидродинамика и энергетика подводных аппаратов, рис. 7.39), которое содержит каркас и тормозные диски, установленные на ступицах взамен гребных винтов, дополнительно снабжено конструктивными особенностями, характерными для частного случая реализации заявленного способа.

У бокового торца тормозного диска (преимущественно переднего при моделировании характеристик соосных гребных винтов) монтирована с заданным осевым зазором упорная шайба с дренажными каналами и датчиками давления, причем приемные отверстия каналов выполнены в сторону межторцового зазора и с заданным распределением по радиусу шайбы. Отметим, что тормозные диски также монтируются с заданным осевым зазором, обеспечивающим эквивалент силы ходового упора заднего ГВ, а место установки упорной шайбы (например, корпус ПА или корпус каркаса) определяется из конкретных конструктивных соображений, принятой схемы измерения и конкретных задач гидродинамического эксперимента. При этом обязательным является условие: сила взаимодействия диска и упорной шайбы должна быть внутренней для всей системы подвески ПА на грузовом тросе (условие сохранения отвесного положения устройства при его работе в погруженном состоянии).

Для описания способа рассмотрим типовые операции при проведении стоповых испытаний ПА с двухвальной энергосиловой установкой. На фиг.1 показано схематично погруженное на заданную глубину устройство для проведения стоповых испытаний. На фиг.2 представлена схематично конструкция упорной шайбы с датчиками давления.

ПА 1 (фиг.1) вывешен внутри решетчатого каркаса 2 на грузовом тросе 3. Стрелой 4 лебедки 5, расположенной на судне 6 обеспечения испытаний, устройство опускают на заданную глубину. С командно-измерительного комплекса 7 по кабелю 8 подают команды на запуск двигателя и ведут информационное обслуживание эксперимента. На гребные валы ПА монтированы тормозные диски - задний 9 и передний 10 - с заданным зазором Sв. Упорная профилированная шайба 11 монтирована на торце каркаса 2 с заданным осевым зазором Sн относительно торца тормозного диска 10. В теле шайбы 11 выполнены дренажные отверстия 12 и монтированы датчики давления 13, связанные кабелем 8 с комплексом 7.

Типовая методика проведения стоповых испытаний ПА включает предварительный монтаж элементов гидродинамической компоновки с проверкой величин осевых зазоров, вывешивания устройства на грузовом тросе 3 "на ровный киль" и погружения на заданную глубину. По кабелю 8 с комплекса 7 запускают двигатель ПА 1. В процессе эксперимента измеряют датчиками 13 давление воды в межторцовом зазоре. По окончании эксперимента оператор строит кривую распределения давления по радиусу P=f(r) и, интегрируя, вычисляет результирующую осевую силу - эквивалент ходового упора ГВ.

Заявителем проведены предварительные модельные испытания, апробирован макет устройства и на основе методов подобия (Л.И.Седов. Методы подобия и размерности в механике. - М.: Наука, 1981) показана возможность реализации предложенного технического решения в натурных условиях для двух схем измерения. В настоящее время принята (на основании положительных результатов испытаний моделей ТДУ) четырехпараметрическая схема моделирования зоны относительного разрежения в рассмотренном классе устройств для стоповых испытаний ПА.

Использование заявленного способа и варианта устройства для его реализации позволяет по сравнению с прототипом обеспечить создание эквивалента силы ходового упора ГВ при проведении стоповых испытаний ПА широкого класса. Адекватность условий работы обеспечивает повышение эффективности гидродинамического эксперимента и достоверности результатов исследований.

Похожие патенты RU2225604C2

название год авторы номер документа
ПОГРУЖНОЙ ГИДРОТОРМОЗ 2003
  • Жестовский Ф.К.
RU2247350C2
ТОРМОЗНОЕ ДИСКОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТОПОВЫХ ИСПЫТАНИЙ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ 2002
  • Жестовский Ф.К.
  • Мясин А.В.
  • Соболев И.И.
RU2219511C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОДВОДНОГО АППАРАТА 2002
  • Жестовский Ф.К.
  • Тварадзе С.В.
  • Ушаков А.П.
RU2228880C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ И УГЛА СКОСА ПОТОКА ЖИДКОСТИ И КОМБИНИРОВАННЫЙ ПРИЕМНИК СКОРОСТИ И УГЛА СКОСА 1997
  • Жестовский Ф.К.
RU2197740C2
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ТРЕНИЯ ОБШИВКИ КОРПУСА СУДНА 1998
  • Жестовский Ф.К.
  • Хомяков А.А.
  • Каневский Г.И.
  • Амфилохиев В.Б.
RU2196700C2
СПОСОБ ПОСТАНОВКИ ДРЕЙФУЮЩЕГО ПРИБОРА НА ЗАДАННОЙ ГЛУБИНЕ 2009
  • Жестовский Феликс Кузьмич
  • Костромитинов Валерий Геннадиевич
RU2414376C2
СПОСОБ СТАРТА ПОДВОДНОГО АППАРАТА И ПОГРУЖНАЯ РЕШЕТКА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2002
  • Жестовский Ф.К.
  • Костюков А.В.
  • Кринский А.Ю.
  • Юсупов Э.И.
RU2220396C1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ 2007
  • Анкудинов Анатолий Александрович
  • Лысенко Леонид Васильевич
RU2341700C1
ГЛУБОКОВОДНЫЙ ДОБЫЧНОЙ КОМПЛЕКС И ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ РОБОТ 2002
  • Шестаченко Ф.А.
  • Маракуца Г.С.
  • Тетюхин В.В.
  • Львович Ю.А.
  • Ястребов В.С.
  • Човушян Э.О.
  • Терехов А.Н.
  • Каплун Ф.В.
  • Хервиг Кнут
RU2214510C1
СТЕНД ИСПЫТАНИЙ КОЛЕСНЫХ ПАР И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ 2010
  • Еремеев Валерий Константинович
  • Цвик Лев Беркович
  • Кулешов Алексей Владимирович
  • Запольский Денис Викторович
RU2436061C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 225 604 C2

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ СТОПОВЫХ ИСПЫТАНИЙ ПОДВОДНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Изобретение относится к области экспериментальной гидродинамики, в частности к области экспериментального исследования и отработки элементов пропульсивных комплексов и энергосиловых установок подводных аппаратов. Способ проведения стоповых испытаний заключается в том, что подводный аппарат вывешивают на грузовом тросе с подвесным каркасом на глубине и поглощают мощность двигателя тормозными дисками, монтированными на ступицах взамен гребных винтов. У торца переднего тормозного диска с осевым зазором монтируют на торце каркаса профилированную шайбу с дренажными каналами для моделирования кольцевой зоны относительного разрежения и измеряют датчиками давление воды в межторцовом зазоре. Приемные отверстия каналов выполнены в сторону межторцового зазора и с распределением по радиусу шайбы. Достигается повышение эффективности стоповых испытаний, достоверности получаемых данных и информативности исследований. 2 с.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 225 604 C2

1. Способ проведения стоповых испытаний подводного аппарата путем вывешивания его на грузовом тросе с подвесным каркасом на глубине и поглощения мощности двигателя тормозными дисками, отличающийся тем, что у торца переднего тормозного диска с осевым зазором монтируют на торце каркаса профилированную шайбу с дренажными каналами для моделирования кольцевой зоны относительного разряжения и измеряют датчиками давление воды в межторцовом зазоре.2. Устройство для стоповых испытаний подводного аппарата, содержащее подвесной каркас и тормозные диски, монтированные на ступицах взамен гребных винтов, отличающееся тем, что у торца переднего тормозного диска монтирована с осевым зазором профилированная шайба с дренажными каналами и датчиками давления, причем приемные отверстия каналов выполнены в сторону межторцового зазора и с распределением по радиусу шайбы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2225604C2

Грейнер Л
Гидродинамика и энергетика подводных аппаратов
- Л.: Судостроение, 1978, с.356-363, рис.7.39
Устройство для испытания энергетической установки судна 1988
  • Соловьев Геннадий Васильевич
SU1513386A1
US 3487426 А, 30.12.1969
Устройство для испытания главной судовой установки на швартовых 1960
  • Абрамов В.М.
SU135778A1

RU 2 225 604 C2

Даты

2004-03-10Публикация

2001-12-17Подача