УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОЧНОСТИ НАПРЕССОВКИ НА ШЕЙКУ ОСИ КОЛЬЦА ПОДШИПНИКА ПРИ ТЕПЛОВОЙ СБОРКЕ Российский патент 2004 года по МПК B23P11/02 G01L1/22 

Описание патента на изобретение RU2228830C2

Изобретение относится к механосборочному производству, в частности к сборке поперечно-прессовых соединений с использованием нагрева охватывающей детали, а именно к технологии тепловой напрессовки внутренних колец роликовых буксовых подшипников на шейки осей колесных пар железнодорожного подвижного состава. Предназначено для осуществления прямого контроля прочности сопряжения деталей с натягом в сформированных соединениях.

В производстве применяется способ косвенного контроля прочности тепловой напрессовки колец на шейки осей, который заключается в определении разности величин диаметров посадочных поверхностей сопрягаемых деталей перед сборкой (усредненный натяг, нормируемый в пределах 0,04-0,06 мм для роликовых колесных пар вагонов РУ-950) с помощью мерительных инструментов. Контроль посадки по замерам диаметров не обеспечивает возможности получения вполне достоверных оценок фактической величины контактного давления, обуславливающего напряженное состояние деталей полученного соединения с натягом, сопротивление посадки относительному сдвигу и проворачиванию охватывающей детали [1].

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является тензодатчик измерения сил в деталях и узлах механизмов [2]. Тензодатчик состоит из измерительных элементов с тензорезисторами, включенных в измерительный мост тензорезисторного усилителя. Тензодатчик содержит упругий чувствительный элемент в виде цилиндра, на наружной поверхности которого вдоль и поперек оси симметрии наклеены тензорезисторы, соединенные в мостовую измерительную схему. Применение этого тензодатчика не обеспечивает достоверности контроля прочности сопряжения деталей с натягом в сформированных соединениях.

Задачей изобретения является достоверность контроля качества сборки тепловых соединений “шейка оси - кольцо подшипника” для повышения технического ресурса и надежности буксовых узлов и колесных пар вагонов колеи 1520 мм.

Технический результат достигается за счет того, что устройство для контроля прочности напрессовки на шейку оси кольца подшипника при тепловой сборке соединения содержит упругий элемент, установленный концентрично относительно последнего, который имеет на своей поверхности закрытые кожухом тензорезисторы. Упругий элемент выполнен в виде втулки с конусной внутренней поверхностью и имеет на своей наружной цилиндрической поверхности в средней части последней кольцевую проточку, на данной части которой размещены под защитным кожухом высокотемпературные тензорезисторы. Со стороны большого диаметра конусной поверхности упругого элемента выполнена внутренняя резьба на части длины последнего. Устройство дополнительно содержит разрезную закрепительную втулку с конусной наружной поверхностью, обеспечивающую в качестве промежуточного сжимаемого звена взаимодействия внутренней поверхности упругого элемента с наружной поверхностью контролируемого кольца подшипника, и снабжено нажимной гайкой с проходным отверстием под наружный диаметр рабочей цилиндрической поверхности контролируемого кольца подшипника, которая при ее заворачивании во внутреннюю полость упругого элемента воздействует на торец конусной закрепительной втулки, при этом создается предварительное напряженное состояние элементов соединения.

На чертеже изображено устройство для контроля прочности напрессовки на шейку оси кольца подшипника при тепловой сборке.

Устройство содержит измерительную конусную резьбовую втулку 1, снабженную кольцевой полостью А для размещения равномерно по окружности четырех высокотемпературных тензорезисторов 2 и термопары 3, кольцевым ребром 4 с прорезями 5 под накидной гаечный ключ и защитный кожух 6 с креплением 7, а также конусную разрезную закрепительную втулку 8 с нажимной гайкой 9 для затяжки резьбы после установки втулки 1 на кольце 10 подшипника, подлежащего тепловой напрессовке.

Устройство работает следующим образом. Конусную измерительную втулку 1 надевают на кольцо 10 и устанавливают концентрично относительно кольца при помощи закрепительной втулки 8. Затем затягивают нажимную гайку 9. При этом уменьшается зазор, обозначенный на чертеже, и обеспечивается радиальный натяг тензометрической втулки 1 относительно поверхности диаметром дорожки качения на кольцо 10 подшипника за счет промежуточного сжимаемого звена (конусной втулки 8). В сборе элементы 1, 8, 10 (составной толстостенный цилиндр) подготовлены к тепловой сборке соединения “шейка ось-кольцо подшипника”. С помощью измерительной аппаратуры записывают температуру и начальные окружные напряжения на поверхности измерительной втулки 1, снимая показания тензодатчиков 2 при температуре производственного помещения и термопары 3.

Данные автоматически выводятся на печатающее устройство. Отсоединяют измерительную аппаратуру и нагревают в сборе составной толстостенный цилиндр (1, 8, 10) до момента окончательного расширения кольца подшипника под посадочный размер (с зазором) на шейку оси колесной пары. Температура нагрева не более 100-120°С, перегрев не допускается. Подсоединяют к нагретому блоку (1, 8, 10) измерительную и записывающую аппаратуру и совмещают кольцо подшипника 10 с шейкой оси, фиксируя положение последнего по месту посадки. Записывают максимальные напряжения на поверхности закрепления тензодатчиков 2 и температуру нагрева. Выключают записывающую аппаратуру на время полного остывания элементов и получения соединения с натягом “шейка оси-кольцо подшипника”. После этого включают измерительную аппаратуру и печатающее устройство. Повторный замер указанных напряжений производится после остывания сформированного напряженного соединения (шейка оси-кольцо подшипника-закрепительная втулка-тензометрическая втулка) до температуры производственного помещения. Расчетным путем проводится определение величин окружных напряжений Gtn на внутренней поверхности кольца подшипника, фактического натяга и контактного давления в зоне сопряжения кольца с шейкой оси колесной пары. Таким образом, контроль осуществляется дважды: 1 - перед тепловой сборкой косвенным способом путем замеров посадочных поверхностей деталей и подбора их по заданной величине натяга (0,04-0,06 мм); 2 - после остывания кольца подшипника по месту его посадки на шейке оси по величине напряжений от фактического натяга в сопряжении. Это существенно повышает достоверность оценки прочности сопряжения тепловых напрессовок колец подшипников на шейки осей колесных пар. Результаты получены по замеру напряжений, превышающих нормированные значения от установленных эталонных величин. В противном случае полученное тепловое соединение бракуется и подлежит расформированию. Полученные данные характеризуют величины нормальных напряжений растяжения на поверхности втулки 10 при температуре производственного помещения.

Источники информации

1. Гречищев Е.С., Ильяшенко А.А. Соединения с натягом. Расчеты, проектирование, изготовление. - М.: Машиностроение, 1981, сс. 5, 32-33, 204.

2. А.с. СССР № 1656361, МПК G 01 L 1/22. Тензодатчик усилий, 1991. Бюл. № 22 - прототип.

Похожие патенты RU2228830C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОЧНОСТИ СОПРЯЖЕНИЯ КОЛЬЦА ПОДШИПНИКА С ШЕЙКОЙ ОСИ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ 2004
  • Сенько Вениамин Иванович
  • Чернин Игорь Леонидович
RU2279647C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОЧНОСТИ НА СДВИГ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ НА ШЕЙКЕ ОСИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Сенько Вениамин Иванович
  • Чернин Игорь Леонидович
  • Чернин Ростислав Игоревич
  • Руденок Владимир Алексеевич
RU2476839C1
СПОСОБ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРОЧНОСТИ НАПРЕССОВКИ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ НА ШЕЙКЕ ОСИ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Сенько Вениамин Иванович
  • Чернин Игорь Леонидович
  • Чернин Ростислав Игоревич
  • Сенько Надежда Григорьевна
RU2329478C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРОЧНОСТИ НАПРЕССОВКИ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ НА ШЕЙКЕ ОСИ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ 2009
  • Сенько Вениамин Иванович
  • Чернин Ростислав Игоревич
  • Чернин Игорь Леонидович
RU2415391C1
Способ неразрушающего контроля прочности прессового соединения колец подшипников с шейкой оси колесной пары и устройство для его осуществления 2022
  • Бехер Сергей Алексеевич
  • Гуляев Михаил Александрович
  • Попков Артём Антонович
RU2797661C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРОРАСПРЕССОВКИ И ГИДРОНАПРЕССОВКИ ПЕРЕДНЕГО И ЗАДНЕГО КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ С ШЕЙКОЙ ОСИ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ 2009
  • Сенько Вениамин Иванович
  • Чернин Ростислав Игоревич
  • Чернин Игорь Леонидович
RU2429959C2
Опорный узел прокатного валка 1976
  • Тодер Илья Александрович
  • Коломников Георгий Фролович
  • Мериин Иегуда Моисеевич
  • Шеногин Владимир Петрович
  • Малахов Михаил Васильевич
SU579045A1
СИСТЕМА ДЛЯ РЕМОНТА БУКСОВЫХ УЗЛОВ 2020
  • Аганин Валерий Александрович
  • Ицексон Ефим Лазаревич
  • Журавлев Григорий Александрович
  • Домбровская Анастасия Юрьевна
RU2747246C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1999
  • Кириллов В.А.
  • Семенов В.Д.
RU2155430C1
Устройство для сборки с натягом деталей типа вал-втулка 1988
  • Чернин Игорь Леонидович
  • Овчинникова Наталья Васильевна
SU1685666A1

Реферат патента 2004 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОЧНОСТИ НАПРЕССОВКИ НА ШЕЙКУ ОСИ КОЛЬЦА ПОДШИПНИКА ПРИ ТЕПЛОВОЙ СБОРКЕ

Изобретение относится к механосборочному производству и предназначено для осуществления прямого контроля прочности сопряжения деталей с натягом в сформированных соединениях. Устройство содержит упругий элемент, установленный концентрично относительно кольца подшипника и имеющий на своей поверхности закрытые кожухом тензорезисторы. Упругий элемент выполнен в виде втулки с конусной внутренней поверхностью и имеет на своей наружной цилиндрической поверхности в средней части последней кольцевую проточку, на данной части которой размещены под защитным кожухом высокотемпературные тензорезисторы, а со стороны большого диаметра конусной поверхности упругого элемента выполнена внутренняя резьба на части длины последнего. Устройство имеет разрезную закрепительную втулку с конусной наружной поверхностью, установленную с возможностью взаимодействия внутренней поверхности упругого элемента с наружной поверхностью контролируемого кольца подшипника. Изобретение позволит повысить достоверность оценки прочности сопряжения тепловых напрессовок колец подшипников на шейки осей колесных пар. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 228 830 C2

1. Устройство для контроля прочности напрессовки на шейку оси кольца подшипника при тепловой сборке, содержащее упругий элемент, установленный концентрично относительно последнего и имеющий на своей поверхности закрытые кожухом тензорезисторы, отличающееся тем, что упругий элемент выполнен в виде втулки с конусной внутренней поверхностью и имеет на своей наружной цилиндрической поверхности в средней части последней кольцевую проточку, на данной части которой размещены под защитным кожухом высокотемпературные тензорезисторы, а со стороны большого диаметра конусной поверхности упругого элемента выполнена внутренняя резьба на части длины последнего.2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что имеет разрезную закрепительную втулку с конусной наружной поверхностью, установленную с возможностью взаимодействия внутренней поверхности упругого элемента с наружной поверхностью контролируемого кольца подшипника.3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что снабжено нажимной гайкой с проходным отверстием под наружный диаметр рабочей цилиндрической поверхности контролируемого кольца подшипника, установленную с возможностью заворачивания во внутреннюю полость упругого элемента и воздействия на торец конусной закрепительной втулки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2228830C2

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОЧНОСТИ СОЕДИНЕНИЙ ПРИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЗАПРЕССОВКЕ 1992
  • Жидков Е.Е.
RU2064855C1
СОЕДИНЕНИЕ КОЛЕС С ОСЬЮ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1999
  • Бородин А.В.
  • Абрамс Ю.П.
RU2168660C2
DE 3629613, 10.03.1988.

RU 2 228 830 C2

Авторы

Сенько Вениамин Иванович

Чернин Игорь Леонидович

Даты

2004-05-20Публикация

2002-04-02Подача