ЛОПАСТЬ ВОЗДУШНОГО ВИНТА Российский патент 2004 года по МПК B64C11/16 

Описание патента на изобретение RU2228882C2

Область применения: создание воздушных винтов летательных аппаратов, устройств, преобразующих энергию вращения для создания потока воздуха, энергию потока воздуха в механическую энергию.

Предложена лопасть воздушного винта, включающая переднюю и заднюю плоскости, пересекающиеся под острым углом на передней кромке, сопрягаемые на задней кромке с полуокружностью радиусом R. При этом профиль лопасти воздушного винта образуется пересечением двух парабол: Y1=K1X1/2 и Y2=K2X1/2+2R, в прямоугольных декартовых координатах.

Лопасть воздушного винта имеет загиб конца пера на угол α=>60°.

Задняя кромка винта имеет стабилизирующую плоскость, которая является касательной плоскостью к передней плоскости задней кромки винта.

Передняя кромка имеет закругление текущим радиусом Ri на расстоянии Ri от точки пересечения парабол.

Изобретение относится к лопастям воздушных и несущих винтов, преобразующих энергию работы двигателей в силу тяги, подъемную силу, применяемых в летательных аппаратах, вентиляторах, компрессорах, и для построения несущего крыла летательных аппаратов.

Изобретение может использоваться в ветряках для преобразования энергии потока воздуха в механическую энергию.

Серийно выпускаемые лопасти воздушных винтов и предлагаемых в (1), (2) имеют, как правило, профиль линзы, где подъемная сила или сила тяги зависит от соотношения плоскостей до перегиба и после перегиба нагнетающей или разрежающей плоскости передней (задней) плоскости винта, что приводит к снижению КПД.

Сущность изобретения заключается в том, что профиль лопастей воздушного винта образуется пересечением двух парабол: Y1=K1X1/2 и Y2=K2X1/2+2R, в прямоугольных декартовых координатах, представляющих собой сечение нижней и верхней плоскости соответственно, которые соприкасаются с полуокружностью радиусом R - задняя кромка, фиг.2 (1).

Передняя кромка закруглена на расстоянии Ri текущего радиуса от точки пересечения парабол дугой радиусом Ri для улучшения обтекаемости на дозвуковой скорости, фиг.2 (2).

Текущая координата Li точки пересечения парабол на оси Х и текущий радиус Ri определяются по формулам

где R0i - текущий радиус (длина) лопасти винта в метрах (отсчет начинается от пера лопасти).

Коэффициенты выбираются из следующих величин:

K1=>1; К2=(0,1÷0,8)·К1; К3<=10; .

Лопасть воздушного винта имеет загиб пера на угол α=>60°, что позволяет использовать центробежный поток воздуха для увеличения подъемной силы, силы тяги, фиг.1 (2).

Задняя кромка воздушного винта имеет стабилизирующую плоскость, которая является касательной к передней (можно к задней) плоскости задней кромки винта, фиг.1 (3), фиг.2 (3), и представляет собой сегмент плоскости с начальной величиной L1<=L0 в конце пера и плавно нелинейно уменьшающейся примерно до 1/3 длины задней кромки винта, где L0 - ширина плоскости в конце пера.

На малых радиусах винта огибание воздушной среды происходит плавно, без шума.

Чтобы стык стабилизирующей плоскости с окружностью, фиг.2 (3) не имел острых углов, необходимо предусмотреть плавные переходы, фиг.2 (4).

Стабилизирующая плоскость выбирается наименьшей, так как ее увеличение ведет к снижению КПД воздушного винта.

Скорость набегающего потока V0 возрастает линейно от комля к периферии и достигает максимальной величины на конце пера. Так как профиль сопротивления воздушного винта и текущий радиус Ri уменьшаются линейно от комля до пера, то работа лопасти воздушного винта по преодолению сопротивления среды при создании подъемной силы (силы тяги) примерно одинакова по всему его радиусу (длине). Скорость набегающего потока на передней плоскости воздушного винта создает разряжение, а на задней плоскости - давление. После ухода лопасти винта эти два “потока” встречаются на стабилизирующей плоскости, которая уменьшает шум при встрече этих “потоков”, и создается подъемная сила (сила тяги).

Загиб конца пера на угол α=>60° дополнительно направляет центробежный воздушный поток в нужном направлении, увеличивая подъемную силу (силу тяги).

Заостренная передняя кромка резко снижает лобовое сопротивление лопасти воздушного винта.

Для улучшения динамических характеристик лопасти воздушного винта необходимо переднюю кромку лопасти образовать по параболе Y=KX1/2, где К=>0,5.

Загиб параболы может быть как по ходу (фиг.3), так и против хода вращения винта.

В результате всех перечисленных конструктивных отличий резко повышается КПД лопасти воздушного винта.

Проведение сравнительных испытаний на изготовленных макетах показало следующие преимущества (3):

- уменьшается возможность срыва потока с передней плоскости;

- исключается эффект скручивания лопасти;

- значительно уменьшается шумовой эффект;

- подъемная сила (сила тяги) увеличивается примерно в 2 раза.

Источники информации

1. Кл. В 64 С 11/00, 1998, патент 2104904.

2. Кл. В 64 C 11/16, 1997, патент 2085442.

3. Кл. В 64 С 11/20, 1998, патент 2139811.

Похожие патенты RU2228882C2

название год авторы номер документа
ГРЕБНОЙ ВИНТ 2001
RU2228878C2
ЛОПАСТЬ ВОЗДУШНОГО ВИНТА, ПАРАБОЛА В АЭРОДИНАМИКЕ 2004
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2278058C2
ВЕРТОЛЕТ 2006
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2333867C2
САМОЛЕТ 2005
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2307048C1
ВЕРТОЛЕТ 2006
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2309873C1
ОСЕВОЙ ВЕНТИЛЯТОР 2007
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2362911C2
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2007
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2367798C2
РОТОРНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2007
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2359862C2
ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ 2006
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2318698C1
МАХОЛЕТ 2006
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2323129C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 228 882 C2

Реферат патента 2004 года ЛОПАСТЬ ВОЗДУШНОГО ВИНТА

Изобретение относится к области авиационных движителей, а также может использоваться в вентиляторах, компрессорах и других устройствах, преобразующих энергию вращения в поток воздуха. Предлагаемая лопасть имеет переднюю и заднюю поверхности, пересекающиеся под острым углом вблизи передней кромки лопасти и сопрягаемые на задней кромке. При этом профиль сечения лопасти образован пересечением двух парабол, лопасть имеет закругленную переднюю кромку и загиб на конце пера на угол не менее 60°. Задняя кромка снабжена стабилизирующей поверхностью, касательной к передней поверхности лопасти и на конце пера выступающей над задней кромкой. Для улучшения динамических характеристик лопасти ее передняя кромка может быть образована по параболе. Коэффициенты всех парабол выбираются из определенных соотношений. Технический результат изобретения состоит в увеличении КПД лопасти воздушного винта, при снижении уровня шума и уменьшении опасности срыва потока. 1 з.п. ф-лы. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 228 882 C2

1. Лопасть воздушного винта, включающая переднюю и заднюю поверхности, пересекающиеся под острым углом вблизи одной кромки и сопрягаемые на другой кромке, отличающаяся тем, что указанные поверхности пересекаются вблизи передней кромки и сопрягаются на задней кромке с полуокружностью радиуса R, при этом профиль сечения лопасти образован пересечением двух парабол, задаваемых в прямоугольных декартовых координатах (ХY) графиками

Y1=K1X1/2 и Y22Х1/2+2R,

где Х и Y - соответственно оси абсцисс и ординат,

причем передняя кромка закруглена радиусом Ri на расстоянии радиуса Ri от точки пересечения парабол, а текущая координата по оси абсцисс Li точки пересечения указанных парабол и текущий радиус Ri удовлетворяют соотношениям

Li=R0i/2π К3; Ri=Li/K4,

где R0i - текущая длина лопасти винта в метрах, отсчитываемая от пера лопасти, причем коэффициенты выбираются из соотношений

K1 ≥ 1; К2=(0,1-0,8)К1;

К3 ≤ 10, K4 ≥ 7/K1,

лопасть винта имеет на конце пера загиб на угол не менее 60°, а задняя кромка имеет стабилизирующую поверхность, касательную к передней поверхности лопасти и выступающую на конце пера лопасти над задней кромкой на величину L1, не превышающую ширину лопасти в конце пера L0, плавно уменьшаясь до нуля на 1/3 длины задней кромки.

2. Лопасть по п.1, отличающаяся тем, что ее передняя кромка образуется по параболе

Y=KX1/2,

где коэффициент К≥0,5.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2228882C2

ЛОПАСТЬ ВОЗДУШНОГО ВИНТА 1995
  • Петинов Владимир Ильич
RU2085442C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ВИНТ 1992
  • Кичигин В.В.
  • Анисимов А.Н.
RU2104904C1
ЛОПАСТЬ СО СТРЕЛОВИДНЫМ КОНЦОМ ДЛЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1997
  • Франсуа Валентин Гастон Тульмей
  • Жуаль Маргерита Зиби
RU2139811C1
Способ определения антикоагулянтной активности низко- и среднемолекулярной фракции плазмы крови 1990
  • Суханов Владимир Александрович
  • Коряков Игорь Олегович
  • Чужинов Сергей Владимирович
  • Злоказов Владимир Борисович
SU1758560A1

RU 2 228 882 C2

Даты

2004-05-20Публикация

2001-08-03Подача