СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В ТОПОЧНОМ УСТРОЙСТВЕ Российский патент 2004 года по МПК F23C11/04 

Описание патента на изобретение RU2230984C2

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано для осуществления акустического воздействия на процесс сжигания топлива в топочном устройстве.

Известны различные способы сжигания топлива в топочном устройстве (твердого, пылевидного, жидкого, газообразного), включающие как предварительный размол топлива в тонкий порошок, так и сосредоточенный подвод воздуха в топочное пространство (см. Г.С. Бобровский, А.М. Зимаков. “Паровые котлы промышленных предприятий”, Госэнергетическое изд-во, М.-Л.: Госэнергетическое изд-во, 1949 г., с.97-126).

Недостатками известных способов являются низкая эффективность сжигания топлива из-за химических и механических недожогов вследствие неравномерного смешивания окислителя с топливом.

Известен также способ сжигания топлива путем воздействия акустических колебаний в зоне горения, при этом одновременно с акустическими колебаниями в зоне горения возбуждают колебания нелинейной, преимущественно пилообразной, формы с частотой в 10-100 раз выше частоты акустических колебаний, а соотношение их амплитуд составляет 0,2-1,0 (см. описание изобретения к авт. св-ву № 663966, М.кл.2 F 23 D 11/34 на “Способ сжигания топлива”).

Это техническое решение принято в качестве прототипа.

Использование данного способа позволяет повысить эффективность сжигания топлива за счет наложения низкочастотных акустических колебаний на нелинейные колебания с крутым фронтом в месте пика давления и высокой частотой, что, в свою очередь, позволяет увеличить как интенсивность теплообмена и диспергирования частиц топлива, так и создает необходимую амплитуду перемещения частиц топлива.

Однако нелинейное взаимодействие низких и высокочастотных акустических волн с крутым фронтом в месте пика давления приводит к недостаточно равномерному смешиванию окислителя с топливом, процесс сжигания частиц топлива нестабилен, что не позволяет до конца его оптимизировать на всю размерную гамму частиц сжигаемого топлива и создает условия для недожога частиц топлива.

Задачей заявляемого технического решения является создание способа сжигания топлива, позволяющего интенсифицировать, оптимизировать данный процесс за счет более равномерного смешивания окислителя с топливом и повышения скорости окислительных процессов.

Поставленная задача достигается тем, что в способе сжигания топлива в топочном устройстве, включающем акустическое воздействие на процесс сгорания топлива, акустическое воздействие проводят в высокочастотном пульсирующем режиме с высокочастотной составляющей 25-160 кГц с пульсацией 5-240 Гц.

Известно, что в процессе горения топлива, в частности угольной пыли, мелкие частицы (до 100 мкм) и летучие вещества сгорают быстро и расходуют основную часть кислорода до 96% от поданного в топку, в то время как крупные и средние частицы пыли (размером 300-100 мкм), определяющие механический недожог, горят в бедной кислородом атмосфере (4% и менее), вследствие чего скорость окисленных процессов соответственно снижается. Кроме того, высокая пористость поверхности при значительной массе такой пылинки придает ей высокую парусность, создавая синхронное перемещение ее с газовым потоком по длине факела и пространству топки, и дополнительно уменьшает тем самым скорость диффузионно-окислительных процессов.

Акустическое воздействие на процесс сгорания топлива с высокочастотной составляющей 25-160 кГц с пульсацией 5-240 Гц позволяет повысить эффективность сжигания топлива и интенсифицировать процесс горения всей размерной гаммы частиц топлива (в частности, угольной пыли, аэрозоли мазута) за счет создания гаммы частот, соответствующих собственным частотам колебаний частиц топлива, приводящим к резонансному эффекту, который вызывает увеличение амплитуд колебаний частиц топлива, превышающих размер групп образований приграничных инертных газов, являющихся продуктами окисления, и тем самым увеличивает вероятность столкновения с кислородом.

Заданные параметры акустического воздействия обеспечивают частичкам топлива недостающие при штатном горении относительные перемещения газового потока с пульсирующим режимом, необходимым для выхода частиц из каронального облака продуктов окисления (где кислород практически отсутствует), что увеличивает вероятность соударения с молекулами свободного кислорода всей размерной гаммы частиц и уменьшает недожог более чем на 30-50% по сравнению с известным решением - прототипом.

При акустическом воздействии с высокочастотной составляющей менее 25 кГц с пульсацией менее 5 Гц не обеспечивается полное сжигание топлива ввиду неравномерного смешивания окислителя с топливом.

Акустическое воздействие с высокочастотной составляющей более 160 кГц с пульсацией более 240 Гц экономически и технически нецелесообразно ввиду достижения при заявленных режимах необходимых тепло-физико-химических характеристик в топочном устройстве и последующем удорожании и усложнении способа сжигания топлива. При этом при пульсации более 240 Гц не обеспечивается необходимая низкочастотная составляющая.

Способ осуществляют следующим образом.

Например схема режима (работы) способа показана на чертеже: позиция 1 - высокочастотные колебания, позиция 2 - пульсирующий режим, а - средние частотные характеристики (высокочастотный - 90 кГц с пульсацией 120 Гц), б - минимальный высокочастотный и максимальный пульсирующие режимы (высокочастотный - 25 кГц с пульсацией 240 Гц), в - максимальный высокочастотный и минимальный пульсирующие режимы в заданных параметрах (высокочастотный - 160 кГц с пульсацией 5 Гц).

В зависимости от количественных соотношений размерных гамм крупных и мелких частиц сочетания высоких и низких частот могут быть другими, более оптимальными для конкретного варианта.

Способ сжигания топлива (угольная пыль, газ) осуществляли в котлах ТП-92 Пермской ГРЭС-16.

Результаты испытаний показали, что использование заявленного способа сжигания топлива позволяет интенсифицировать, оптимизировать данный процесс и уменьшить недожог по сравнению с известным способом-прототипом на 40-50%.

При выходе за заявляемые режимы наблюдается либо недожог топлива (высокочастотная составляющая менее 25 кГц с пульсацией менее 5 Гц), либо он остается на уровне заявляемых режимов (высокочастотная составляющая более 160 кГц с пульсацией более 240 Гц).

Похожие патенты RU2230984C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОГО СЖИГАНИЯ ВО ВЗВЕШЕННОМ СЛОЕ 1991
  • Беляев А.А.
RU2037742C1
ИМПУЛЬСНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ), И СПОСОБ АКУСТИЧЕСКОГО СПЕКАНИЯ МИКРОЧАСТИЦ (ВАРИАНТЫ) 1994
  • Момтаз Н.Мансур
  • Рави Чандран
RU2135267C1
СПОСОБ ВЫПЛАВКИ СТАЛИ В КОНВЕРТЕРЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1985
  • Кугушин А.А.
  • Ашпин Б.И.
  • Кустов Б.А.
  • Айзатулов Р.С.
  • Смирнов Л.А.
  • Булойчик Г.Д.
  • Явойский А.В.
  • Сизов А.М.
  • Гальперин Г.С.
SU1380214A1
СПОСОБ ВЫПЛАВКИ СТАЛИ В КИСЛОРОДНОМ КОНВЕРТЕРЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1985
  • Кугушин А.А.
  • Ашпин Б.И.
  • Кустов Б.А.
  • Айзатулов Р.С.
  • Учитель Л.М.
  • Явойский А.В.
  • Сизов А.М.
  • Гальперин Г.С.
SU1363859A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ГОРЕНИЯ ТВЕРДЫХ ТОПЛИВ В ТОПОЧНЫХ СИСТЕМАХ СО СЛОЕВЫМ СЖИГАНИЕМ 1998
  • Штагер В.П.
  • Дьяков М.В.
  • Кривец Н.М.
  • Бабухин А.Г.
  • Суханов Г.Г.
  • Ваганов Л.А.
  • Дьяков И.М.
RU2149311C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПУЛЬСИРУЮЩЕЙ ПОДАЧИ ВОЗДУШНОГО ПОТОКА С РЕГУЛИРУЕМОЙ АМПЛИТУДНО-ЧАСТОТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ (ВАРИАНТЫ) 1997
  • Штагер В.П.
  • Кривец Н.М.
  • Дьяков М.В.
  • Бабухин А.Г.
  • Суханов Г.Г.
RU2131557C1
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ НЕФТЯНЫХ ТОПЛИВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Духанин Юрий Иванович
  • Дарбинян Роберт Врамшабович
  • Коленко Николай Николаевич
  • Белугин Александр Александрович
  • Шмытов Николай Алексеевич
  • Галкин Александр Дмитриевич
RU2283967C2
АКУСТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО 2002
  • Гавриков А.И.
  • Старцев Б.Т.
  • Новиков В.М.
  • Смекалов М.А.
RU2220373C1
ПЫЛЕУГОЛЬНАЯ ГОРЕЛКА 1968
SU217582A1
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА 2002
  • Штагер В.П.
  • Кривец Н.М.
  • Суханов Г.Г.
RU2228490C2

Реферат патента 2004 года СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В ТОПОЧНОМ УСТРОЙСТВЕ

Изобретение может быть использовано для осуществления акустического воздействия на процесс сгорания топлива в топочном устройстве. Способ сжигания топлива в топочном устройстве включает акустическое воздействие на процесс сгорания топлива. При этом акустическое воздействие проводят в высокочастотном пульсирующем режиме с высокочастотной составляющей 25-160 кГц с пульсацией 5-240 Гц. Использование заявляемого изобретения позволяет интенсифицировать, оптимизировать процесс сжигания топлива за счет более равномерного смешивания окислителя с топливом, повышает скорость окислительных процессов, уменьшает недожог более чем на 40-50% в сравнении с известным техническим решением. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 230 984 C2

Способ сжигания топлива в топочном устройстве, включающий акустическое воздействие на процесс сжигания топлива, отличающийся тем, что акустическое воздействие проводят в высокочастотном пульсирующем режиме с высокочастотной составляющей 25-160 кГц с пульсацией 5-240 Гц.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2230984C2

Способ сжигания топлива 1977
  • Базаров Владимир Георгиевич
SU663966A1
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА 0
  • А. Л. Богородский, Н. И. Кокарев, К. П. Семавина, А. М. Пекарский, В. П. Бубнов, П. Запольских, В. Е. Соколов, Б. Л. Добужский, Н. А. Морозов В. В. Малофеев
SU310089A1
Способ сжигания топлива 1984
  • Северянин Виталий Степанович
  • Смоленский Вадим Григорьевич
  • Рогинский Оскар Генрихович
  • Брюханов Олег Николаевич
  • Каченова Лариса Васильевна
  • Остроумов Лев Степанович
  • Горбачева Мария Григорьевна
  • Кацевич Виктор Константинович
  • Верулейшвили Филимон Автандилович
SU1242682A1
ТИТАНОВЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СЕПАРАТОРА ПОЛИМЕРНО-ЭЛЕКТРОЛИТНОГО ТОПЛИВНОГО ЭЛЕМЕНТА, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ПОЛИМЕРНО-ЭЛЕКТРОЛИТНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ С ЕГО ПРИМЕНЕНИЕМ 2012
  • Каминака Хидея
  • Йосида Кентароу
  • Такеути Коуити
  • Мацумото Сатоси
RU2556077C1
Устройство счета и упаковки деталей 1986
  • Койло Валерий Павлович
  • Фурман Валерий Ойзерович
  • Пейков Борис Васильевич
  • Назаров Майк Васильевич
SU1406048A1

RU 2 230 984 C2

Авторы

Гавриков А.И.

Матасов В.И.

Старцев Б.Т.

Новиков В.М.

Маковский С.А.

Даты

2004-06-20Публикация

2002-09-30Подача