ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ Российский патент 2004 года по МПК F16C25/08 F01D25/16 F16C35/06 

Описание патента на изобретение RU2233390C2

Изобретение относится к области машиностроения.

Широко известен способ обеспечения нулевого зазора, а также предварительного натяга в подшипниках с помощью дистанционных втулок 4 (фиг. 1), расположенных между внутренними кольцами подшипников, см., например, [1]. При этом длина втулок подбирается для каждого подшипникового узла отдельно, в зависимости от размерных характеристик подшипников и деталей, входящих в узел, что предполагает селективную сборку. Это увеличивает затраты на изготовление последнего, так как приходится увеличивать точность обработки деталей узла.

Наиболее близким к предлагаемому устройству по технической сущности и достигаемому эффекту является подшипниковый узел, в котором используются подшипники с пружинками, например подшипники серии 17000 производства ОАО ВПЗ-15 [1, 2]. При этом каждый подшипник имеет отдельную систему обеспечения нулевого зазора - преднатяга в виде нескольких пружинок, расположенных по окружности параллельно оси подшипника, что усложняет конструкцию и увеличивает стоимость подшипникового узла.

Задача, решаемая обоими вариантами изобретения, состоит в упрощении конструкции подшипникового узла, в результате чего снижаются затраты на изготовление устройства.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Подшипниковый узел состоит из подшипников качения, корпуса и внутренней втулки, расположенной без зазора между внутренними кольцами подшипников.

Отличия в первом варианте состоят в том, что между наружными кольцами подшипников соосно последним установлена пружина. Осевое перемещение подшипников в корпусе ограничивается осевым зазором между наружными кольцами подшипников и корпусом.

Во втором варианте установлены две пружины соосных подшипникам, одна из которых расположена между корпусом и наружным кольцом одного подшипника, а другая - между корпусом и наружным кольцом второго подшипника. Осевое перемещение подшипников в корпусе ограничивается осевым зазором между наружными кольцами подшипников и корпусом.

На фиг. 2, 3 представлен первый вариант предлагаемого решения. На фиг. 4, 5 - второй вариант.

Предлагаемый подшипниковый узел (фиг. 2, 3) состоит из подшипников 1 и 2, корпуса 3, внутренней втулки 4, расположенной без зазора между внутренними кольцами подшипников, пружины 5, расположенной между наружными кольцами подшипников соосно последним. Между буртиком корпуса и наружными кольцами подшипников имеется зазор S. Величина зазора выбирается исходя из допустимых значений осевого перемещения вала 6. При необходимости между корпусом и наружными кольцами подшипников могут быть установлены дистанционные втулки или шайбы 7.

Второй вариант (фиг. 4, 5) содержит две пружины 5, разделенные кольцевым выступом корпуса. Использование данного варианта может быть вызвано, например, необходимостью облегчения монтажа устройства. Однако оба варианта обеспечивают получение одинакового технического результата.

При внешнем осевом воздействии с какой-либо стороны вал 6 вместе с внутренними кольцами обоих и наружным кольцом одного из подшипников перемещается относительно корпуса максимум на величину зазора. При этом под усилием пружины перемещается наружное кольцо другого подшипника, предотвращая появление в последнем зазора и сохраняя постоянный натяг в подшипниках.

При необходимости можно предотвратить проворот наружных колец с помощью каких-либо дополнительных известных направляющих устройств (шлицы, шпонки, паз-выступ, штифт-паз и т.п.), не исключающих их осевое перемещение.

Источники информации

1. Конструирование машин: Справочно-методическое пособие: в 2-х т. Т.2/ А.Ф.Крайнев, А.П.Гусенков, В.В.Болотин и др.; Под ред. академика К.В.Фролова. - М.: Машиностроение, 1994. - 624с.: ил. Стр. 107-108.

2. Проспект. Волжский завод прецизионных подшипников. Тираж 1000 экз. Заказ 31. Отпечатано в ИПК ″Царицин" 400131, Волгоград, Привокзальная площадь, 2 (прототип).

Похожие патенты RU2233390C2

название год авторы номер документа
ОДНОПОТОЧНЫЙ ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТЫЙ ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ НАСОС 2014
  • Воронин Александр Геннадьевич
  • Сергеев Владимир Павлович
RU2560133C1
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Макаренко Владимир Григорьевич
  • Макаренко Михаил Григорьевич
  • Кильдяшев Сергей Петрович
RU2268412C1
Подшипниковый узел 1990
  • Осколков Ананий Никитич
SU1784077A3
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА 2011
  • Ряховский Олег Анатольевич
  • Обозный Юрий Сергеевич
  • Кушнарев Владимир Иванович
  • Гуськов Александр Михайлович
RU2487272C1
ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ НАСОС С ОДНОПОТОЧНОЙ ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНОЙ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ 2012
  • Сергеев Владимир Павлович
  • Козлов Николай Иванович
RU2490519C1
Упорный подшипниковый узел 1987
  • Потапенков Александр Петрович
  • Левин Юрий Лазаревич
  • Вильнянская Евгения Борисовна
  • Тарасов Вячеслав Кириллович
  • Беленко Владимир Дмитриевич
SU1581902A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 2014
  • Ковальский Болеслав Иванович
  • Малышева Наталья Николаевна
  • Безбородов Юрий Николаевич
  • Дерезин Андриан Николаевич
RU2567086C1
ШПИНДЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ 2011
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Сабиров Фан Сагирович
  • Козочкин Михаил Павлович
  • Шестернинов Александр Владимирович
  • Шестернинов Владимир Александрович
  • Стареева Мария Олеговна
RU2465986C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ОПОРА КАЧЕНИЯ 2007
  • Сарычев Александр Александрович
RU2360156C2
Шлифовальный шпиндель 1981
  • Андреев Юрий Анатолиевич
  • Богорад Эдгар Евелевич
  • Гуляев Виктор Яковлевич
  • Кельзон Анатолий Саулович
  • Клочков Борис Федорович
  • Колтов Осип Наумович
  • Кузьмин Александр Викторович
  • Никитин Анатолий Александрович
SU1007945A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 233 390 C2

Реферат патента 2004 года ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ

Изобретение относится к области машиностроения. Подшипниковый узел состоит из подшипников качения, корпуса и внутренней втулки, расположенной без зазора между внутренними кольцами подшипников. Новое заключается в том, что между наружными кольцами подшипников соосно последним установлены две пружины, одна из которых расположена между корпусом и наружным кольцом одного подшипника, а другая - между корпусом и наружным кольцом второго подшипника. Между корпусом и наружными кольцами подшипников могут быть установлены дистанционные втулки или шайбы, в которые упираются пружины. Технический результат заключается в упрощении конструкции подшипникового узла, в результате чего снижаются затраты на его изготовление. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 233 390 C2

1. Подшипниковый узел, состоящий из подшипников качения, корпуса, внутренней втулки, расположенной без зазора между внутренними кольцами подшипников, отличающийся тем, что соосно подшипникам установлены две пружины, одна из которых расположена между корпусом и наружным кольцом одного подшипника, а другая - между корпусом и наружным кольцом второго подшипника, при этом подшипники установлены с возможностью осевого перемещения в пределах зазора между их наружными кольцами и корпусом.2. Подшипниковый узел по п.1, отличающийся тем, что между корпусом и наружными кольцами подшипников установлены дистанционные втулки или шайбы, в которые упираются пружины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2233390C2

US 4652219, 24.03.1987
Карусельный токарный станок 1976
  • Глебов Иван Тихомирович
  • Грекова Людмила Алексеевна
SU582962A1
US 4116506, 26.09.1978
US 4672250, 09.06.1987
US 4272696, 09.06.1981.

RU 2 233 390 C2

Авторы

Макаров Е.Г.

Даты

2004-07-27Публикация

2001-09-20Подача