КОЛЬЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2004 года по МПК F02F5/00 

Описание патента на изобретение RU2239717C1

Изобретение относится к области энергетического и транспортного машиностроения, преимущественно двигателестроения, и может быть использовано в поршневых компрессорах и машинах.

В современных поршневых двигателях внутреннего сгорания (ДВС) для уплотнения рабочего объема и эффективности преобразования энергии рабочего тела в полезную механическую работу цилиндропоршневая группа (ЦПГ) снабжается кольцевым уплотнением, содержащим цилиндр, поршень с кольцевыми канавками, в которые устанавливаются с начальным радиальным давлением уплотнительные и маслосъемные самопружинящие разрезные кольца (Двигатели внутреннего сгорания. Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей /Под ред. А.С.Орлина, М.С.Круглова. - М.: Машиностроение, 1984, с.117...134, 157...163).

В условиях эксплуатации ДВС с такими уплотнениями в ЦПГ возникают значительные потери мощности, существенно снижаются технико-экономические показатели и срок службы ЦПГ двигателя (Трение и теплопередача в поршневых кольцах двигателей внутреннего сгорания: Справочное пособие / Под ред. P.M.Петриченко. Л.: изд. Лен. ун-та, 1990, с.5...30).

Известно также уплотнение пары поршень-цилиндр двигателя внутреннего сгорания (а.с. СССР. №1820109, 05.09.90), которое снабжено L-образным стопорным кольцом, цилиндром, выполненным из чугуна, уплотнительными кольцами, выполненными из стали неразрезными и установленными в количестве не менее трех в ступенчатую проточку, выполненную на поршне, в чередующемся порядке с диаметральными зазорами, равными соответственно: первое и последующие нечетные кольца с поверхностью направляющего цилиндра - (0,00018...0,00025)·D, где D-диаметр цилиндра, с поверхностью проточки на поршне (0,004...0,008)·D, четные кольца (проставочные) установлены с нулевым зазором или натягом с поверхностью проточки и с зазором (0,004... 0,008)·D с поверхностью направляющего цилиндра, при этом уплотнительные кольца установлены вдоль оси поршня с образованием плотного соединения между торцевыми поверхностями проточки и L-образного стопорного кольца, причем уплотнительные кольца выполнены прямоугольного сечения высотой (0,015...0,030)·D и шириной - (0,020...0,040)·D.

Недостатком такого кольцевого уплотнения является неизбежное нарушение осевой плотности соединения уплотнительных и проставочных колец в условиях эксплуатации при воздействии радиальных перекладок поршня. Это сопровождается интенсивными износами боковых и торцевых поверхностей уплотнительных и проставочных колец, появлением значительных осевых вибрационных перемещений всего комплекта кольцевого уплотнения, что приводит к потере герметичности рабочей полости и повышению потерь мощности за счет утечек рабочего тела, снижению надежности и ресурса кольцевого уплотнения.

Кроме того, на рабочей поверхности цилиндра смазочное масло распределяется крайне неравномерно по периметру, что усложняет работу упругого разрезного маслосъемного кольца и требует установки дополнительного расширителя для повышения радиального давления маслосъемного кольца (до 1 МПа) на поверхность цилиндра, что снижает механический коэффициент полезного действия двигателя.

Задачей настоящего изобретения является повышение эффективности уплотнения, улучшения смазывания уплотняющих поверхностей и повышение моторесурса цилиндропоршневой группы.

Поставленная задача решается таким образом, что в кольцевом уплотнении цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания, содержащем цилиндр, поршень со ступенчатой проточкой, на которую установлены неразрезные уплотнительные и проставочные кольца с образованием плотного соединения вдоль оси поршня, уплотнение содержит дополнительное упорное кольцо, а проставочные кольца выполнены Г-образного сечения, а в просветы проставочных колец Г-образного сечения установлены самоустанавливающиеся нижнее и верхнее неразрезные уплотнительные кольца и промежуточная многовитковая пружина с предварительной осевой и угловой деформациями, причем к торцам нижних уплотнительных колец через проставочные кольца Г-образного сечения равномерно по окружности подведены каналы, а в нижнем проставочном кольце Г-образного сечения выполнены и радиальные каналы.

На чертеже изображено универсальное кольцевое уплотнение.

В цилиндре 1 установлен поршень 2, на ступенчатую проточку которого установлены нижние неразрезные уплотнительные кольца 3, промежуточные пружины 4, верхние неразрезные уплотнительные кольца 5, проставочные кольца Г-образного сечения 6, 7 и 8, упорное кольцо 9 и нажимная гайка 10 для крепления всего уплотняющего комплекта на поршне. После крепления этого комплекта осевая и радиальная подвижность уплотнительных колец и промежуточной пружины сохраняется.

Уплотнение работает следующим образом. Давление Рi рабочего тела передается по зазору между цилиндром 1 и головкой поршня 2 на верхнее неразрезное уплотнительное кольцо 5 верхней кольцевой канавки поршня 2, уплотнительное кольцо 5 перемещается в пределах осевого зазора, деформирует промежуточную пружину 4 и выдавливает на поверхности скольжения цилиндра 1 остатки смазки с торцевых поверхностей витков промежуточной пружины 4. Утечки рабочего тела перетекают через зазор сопряжения уплотнительных колец 5 и 3 и цилиндра 1, а также через неплотности опорных торцевых поверхностей промежуточной пружины 4, после чего утечки перетекают через зазор сопряжения остальных уплотнительных колец 5 и 3 и цилиндра 1, при этом утечки расширяются в заколечных объемах, снижая давление и температуру перед очередной кольцевой канавкой поршня. 2.

Через проставочные кольца Г-образного сечения 6 и 7 равномерно по окружности подведены каналы для смазки и сообщения с полостью картера двигателя торцевой поверхности нижних уплотнительных колец 5.

Весь комплект проставочных колец Г-образного сечения 6, 7 и 8 при креплении нажимной гайкой 10 через упорное кольцо 9 опирается на ступенчатую проточку поршня и образует плотное соединение вдоль оси поршня 2.

Наличие промежуточной пружины с начальной осевой затяжкой и масляной пленки в ее межвитковых зазорах обеспечивает надежный контакт торцевых уплотнительных поверхностей, повышая герметичность уплотнения, и препятствует возникновению нежелательных осевых вибраций уплотнительных колец.

Начальная угловая деформация пружины в рабочем состоянии внутри цилиндра обеспечивает дополнительную герметичность кольцевого уплотнения при минимальном давлении на поверхности скольжения.

Новое универсальное кольцевое уплотнение длительно сохраняет геометрические характеристики уплотнительных поверхностей, существенно повышая эффективность и моторесурс цилиндропоршневой группы.

Похожие патенты RU2239717C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОМПЛЕКТАЦИИ КОЛЬЦЕВОГО УПЛОТНЕНИЯ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Передерий В.Г.
  • Передерий М.В.
  • Кравченко В.И.
  • Зулувов Р.Х.
RU2239716C1
Уплотнение пары поршень-цилиндр двигателя внутреннего сгорания 1991
  • Передерий Владимир Григорьевич
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Жердицкий Николай Тимофеевич
  • Кособоков Иван Алексеевич
  • Кравченко Владимир Викторович
SU1820112A1
Уплотнение пары поршень-цилиндр двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Передерий Владимир Григорьевич
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Жердицкий Николай Тимофеевич
  • Кособоков Иван Алексеевич
  • Кравченко Владимир Викторович
SU1820111A1
Уплотнение пары поршень-цилиндр двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Передерий Владимир Григорьевич
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Жердицкий Николай Тимофеевич
  • Кособоков Иван Алексеевич
  • Кравченко Владимир Викторович
SU1820110A1
УПЛОТНЕНИЕ ПАРЫ ПОРШЕНЬ - ЦИЛИНДР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Жердицкий Н.Т.
  • Кравченко В.И.
  • Долгачев Э.Я.
  • Жердицкая Н.Н.
  • Лозовой В.И.
RU2141067C1
Уплотнение пары поршень-цилиндр двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Передерий Владимир Григорьевич
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Жердицкий Николай Тимофеевич
  • Кособоков Иван Алексеевич
  • Кравченко Владимир Викторович
SU1820109A1
Уплотнение цилиндропоршневой группы поршневой машины 1987
  • Карпов Сергей Михайлович
  • Мамедов Адиль Мурсалович
  • Рощин Николай Иванович
SU1703847A1
СОСТАВНОЙ ШАТУННО-ПОРШНЕВОЙ УЗЕЛ С УПЛОТНИТЕЛЕМ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Салмин Владимир Васильевич
  • Нагорнов Вячеслав Анатольевич
RU2461727C2
Цилиндро-поршневая группа для дигателя внутреннего сгорания 1981
  • Гладкевич Станислав Михайлович
  • Гладкевич Игорь Станиславович
SU1011886A1
ПОРШНЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ 2003
  • Калинин Сергей Николаевич
RU2312263C2

Реферат патента 2004 года КОЛЬЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Кольцевое уплотнение цилиндропоршневой группы ДВС, содержит цилиндр, поршень со ступенчатой проточкой, на которую установлены проставочные кольца Г-образного сечения с образованием плотного соединения вдоль оси поршня нажимной гайкой посредством упорного кольца, а в просветах проставочных колец Г-образного сечения установлены самоустанавливающиеся нижние и верхние уплотнительные кольца и промежуточные многовитковые пружины с предварительной осевой и угловой деформациями, причем к торцам нижних уплотнительных колец через проставочные кольца Г-образного сечения равномерно по окружности подведены каналы, а в нижнем проставочном кольце Г-образного сечения выполнены и радиальные каналы. Изобретение позволяет повысить эффективность уплотнения, улучшить смазывание уплотняющей поверхности и повысить ресурс цилиндропоршневой группы. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 239 717 C1

Кольцевое уплотнение цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания, содержащее цилиндр, поршень со ступенчатой проточкой, на которую установлены неразрезные уплотнительные и проставочные кольца с образованием плотного соединения вдоль оси поршня, отличающееся тем, что оно содержит дополнительное упорное кольцо, а проставочные кольца выполнены Г-образного сечения, в просветах которых установлены самоустанавливающиеся нижнее и верхнее уплотнительные кольца и промежуточная многовитковая пружина с предварительной осевой и угловой деформациями, причем к торцам нижних уплотнительных колец через проставочные кольца равномерно по окружности подведены каналы, а в нижнем проставочном кольце выполнены радиальные каналы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2239717C1

Уплотнение пары поршень-цилиндр двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Передерий Владимир Григорьевич
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Жердицкий Николай Тимофеевич
  • Кособоков Иван Алексеевич
  • Кравченко Владимир Викторович
SU1820109A1
Уплотнение пары поршень-цилиндр двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Передерий Владимир Григорьевич
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Жердицкий Николай Тимофеевич
  • Кособоков Иван Алексеевич
  • Кравченко Владимир Викторович
SU1820110A1
Уплотнение пары поршень-цилиндр двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Передерий Владимир Григорьевич
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Жердицкий Николай Тимофеевич
  • Кособоков Иван Алексеевич
  • Кравченко Владимир Викторович
SU1820111A1
УПЛОТНЕНИЕ ПАРЫ ПОРШЕНЬ - ЦИЛИНДР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Жердицкий Н.Т.
  • Кравченко В.И.
  • Долгачев Э.Я.
  • Жердицкая Н.Н.
  • Лозовой В.И.
RU2141067C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРОЙНИКА ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 1998
  • Ершов А.В.
  • Козлов Н.В.
  • Пилипенко В.Н.
  • Россовский В.Г.
  • Чехин А.Ф.
RU2154226C2
GB 1176509 А, 07.01.1970.

RU 2 239 717 C1

Авторы

Передерий В.Г.

Передерий М.В.

Кравченко В.И.

Зулувов Р.Х.

Даты

2004-11-10Публикация

2003-07-02Подача