Изобретение относится к транспортным средствам, а более конкретно к транспортным средствам с броневым корпусом, преимущественно для выполнения при транспортировке дополнительных функций по защите экипажа и перевозимого груза, а также механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Известны различные технические средства для перевозки грузов, в том числе оборудования и личного состава. Это, прежде всего, автомобили (см., например, Агейкин Я.С. и др. “Боевые колесные машины”, М.: Воениздат МО СССР, 1974, с.3-12), являющиеся одним из самых массовых видов техники, используемые как в народном хозяйстве страны, так и в Вооруженных Силах (особенно в Сухопутных войсках). Автомобиль ЗИЛ-131 (см. там же, с.11) содержит ходовую колесную часть, установленные на ней кабину, кузов и силовую установку.
Такое средство имеет недостатки: открытое размещение оборудования и личного состава в кузове (если нет дополнительных средств), сложность и неудобство крепления в кузове элементов оборудования, ограниченная проходимость, отсутствие погрузочно-разгрузочных средств и др. Эти недостатки исключают применение такого средства при перевозке ценных грузов: финансовых средств, драгоценностей, дефицитных материалов, опасных грузов, оружия и др., так как кузов открыт и отсутствует защита от внешнего нападения с применением простейших средств нападения: камни, бутылки, палки, стрелковое оружие. То есть и личный состав, и материалы при перевозке в средствах типа ЗИЛ-131 уязвимы от внешнего нападения.
Известна также бронированная машина (см., например, “Боевые машины пехоты и бронетранспортеры”, М., ВАБТВ, 1984, с.162-169, рис.8, 9), содержащая установленный на колесной ходовой части броневой корпус с отделением управления и силовым отделением, размещенными соответственно в его передней и задней частях и связанными между собой органами и приводами управления, а также с двигательной установкой и коробкой передач, размещенными в силовом отделении, с раздаточной коробкой и приводами на дополнительные колеса и кабестан (лебедку), размещенные соответственно в средней и передней частях корпуса. Эта бронированная машина является прототипом предлагаемой. В ней в существенной степени устранены недостатки предшествующих транспортных средств, поскольку она предназначена в первую очередь для размещения и транспортировки экипажа, личного состава и вооружения, защиты их от огня стрелкового оружия и непосредственного воздействия светового излучения, радиоактивных и отравляющих веществ. То есть, в ней практически опасность для экипажа, перевозимого личного состава, в том числе раненых и имущества при действиях в опасных внешних условиях, в том числе и в условиях нападения со стороны противника (в зонах военных конфликтов) или хулиганствующих элементов (при перевозке ценностей) значительно уменьшена. Броневой корпус в значительной степени ослабляет действие поражающих факторов оружия массового поражения. Однако, поскольку эта броневая машина является боевым средством, то в своем составе имеет вооружение (14,5-мм крупнокалиберный пулемет КПВТ и спаренный с ним пулемет ПКТ калибра 7,62 мм в башенной установке), которое не только приводит к увеличению веса машины, но и занимает около 1/3 ее объема. Поэтому размещение другого оборудования и материальных ценностей является затруднительным. Однако в настоящее время, учитывая необходимость сокращения и конверсии военной техники, в том числе и броневых машин, упомянутых выше, устранение этих недостатков (путем исключения вооружения из состава бронемашин) становится не только возможным, но и экономически эффективным, поскольку позволяет обеспечить вторую жизнь военной технике в народном хозяйстве. Исключение из состава бронированной машины вооружения и систем, обеспечивающих его функционирование, позволяет разместить дополнительные грузы и оборудование и, с одной стороны, расширить возможности бронированной машины, а с другой, использовать ее специфические свойства.
Целью настоящего технического решения является проведение конверсии бронированных машин и повышение эффективности использования их в народном хозяйстве.
Эта цель достигается тем, что в бронированной машине, содержащей установленный на колесной ходовой части броневой корпус с отделением управления и силовым отделением, размещенными соответственно в его передней и задней частях и связанными между собой органами и приводами управления, причем в силовом отделении корпуса машины размещены двигательная установка и коробка передач, в средней части машины размещена раздаточная коробка, а в передней части машины размещен кабестан, установлены тросовый привод, кран-стрела с укрепленным на ней блоком и переносные подставки с регулируемой высотой, верхний бронированный лист в средней части корпуса выполнен съемным, в задней части отделения управления установлена герметизирующая перегородка с люком, бронированные боковые листы выполнены откидными и соединены с корпусом в нижней части посредством шарнирного соединения, а в верхней - посредством замкового устройства и тросового привода, на днище корпуса и внутренней стороне откидных бронированных боковых листов установлены секции рольгангов, последовательно соединенные между собой шарнирно с возможностью выдвижения при откинутых бронированных боковых листах в поперечном направлении и установки вне машины посредством переносных подставок, сверху на передней и задней частях корпуса закреплены промежуточные блоки и опоры кран-стрелы с возможностью установки на них как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях кран-стрелы и пропуска через блок, укрепленный на кран-стреле, троса.
Кран-стрела выполнена на основе двух телескопических штанг с регулируемой длиной, каждая из которых одним концом закреплена на одной из опор, а вторым соединена с блоком, который при горизонтальном расположении кран-стрелы установлен на переносную подставку с регулируемой высотой. Каждая опора кран-стрелы содержит основание, установленное в корпусе машины шарнирно с возможностью вращения в горизонтальной плоскости, две параллельные пластины, установленные на основании вертикально и соединенные между собой осью крепления штанги кран-стрелы и стопорными пальцами, установленными в отверстиях, выполненных в пластинах попарно соосно и расположенных по окружности относительно оси крепления штанги кран-стрелы.
Существенным отличием от прототипа в предлагаемом техническом решении является выполнение конструктивных изменений и введение дополнительных средств, позволяющих существенно расширить возможности по увеличению количества перевозимого груза, а также механизации погрузки, разгрузки и перегрузки. Новые качества наделяют предлагаемую машину труднозаменимыми свойствами при выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Таким образом, в предлагаемом техническом решении обеспечивается получение положительного эффекта, отсутствующего и в прототипе, и в аналогичных технических решениях. Авторам не известны другие технические решения, в которых решалась бы поставленная задача.
Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежом, на котором схематически показано расположение его элементов (вид сверху) и приняты следующие обозначения:
1 - груз (погружаемый или перегружаемый),
2 - ролик секции рольганга,
3 - секция рольганга,
4 - откидной борт,
5 - герметизирующая перегородка,
6 - опора кран-стрелы на передней части корпуса,
7 - барабан,
8 - передняя часть корпуса бронированной машины,
9 - штанга кран-стрелы,
10 - трос,
11 - блок,
12 - переносная подставка,
13 - опора кран-стрелы на задней части корпуса,
14 - задняя часть корпуса бронированной машины.
Предлагаемая бронированная машина и новые элементы выполнены и смонтированы (в качестве примера) на базе бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2 (см., например, Д.А.Антонов и др. “Боевые машины пехоты и бронетранспортеры”, учебник, М., ВАБТВ, 1984, с.162-164, рис.8.5), которая является быстроходной (максимальная скорость по шоссе 100 км/ч), плавающей (скорость на плаву 10 км/ч), высокоманевренной бронированной машиной. Колесная 2-х осная (4×4, 8×8) с противопульной броневой защитой, с запасом хода по шоссе 750 км, на плаву 19 часов, с двигателем мощностью 103 кВт. Машина (прототип) имеет 3 компоновочных отделения: боевое отделение, отделение управления и силовое отделение (силовой установки). Боевое отделение расположено в средней части бронированного корпуса. В нем может размещаться 2 члена экипажа, для чего имеются два стационарных сиденья экипажа и одно подвесное. Имеется войсковой прибор химической разведки, буссоль, гидроподъемники для дополнительных катков и гидропривод к ним. В боевом отделении размещаются также укладка ЗИП, инструмент водителя, огнетушитель и другое оборудование. В средней части боевого отделения на днище размещены раздаточная коробка в сборе с редуктором и коробкой отбора мощности на дополнительные колеса. Этот агрегат закрыт герметичным кожухом. Доступ (в прототипе) в боевое отделение (и отделение управления) осуществляется через люки в крыше корпуса. Для обеспечения наблюдения и возможности стрельбы из личного оружия в броневом корпусе имеются два овальных лючка. Снаружи, под днищем, попарно между основными колесами размещаются 4 дополнительных колеса, имеющих привод от трансмиссии и гидравлическую систему их опускания и подъема. В обычном положении дополнительные колеса подняты и находятся в нишах, а при преодолении окопов дополнительные колеса опускаются и соединяются с трансмиссией машины.
Отделение управления находится в передней (носовой) части корпуса 8. В нем размещаются водитель и командир машины, органы и приборы управления, контрольно-измерительные приборы, дневные и ночные смотровые приборы (приборы наблюдения), рентгенометр, навигационная аппаратура, радиостанция, сиденья командира машины и водителя. В переднем лобовом стекле корпуса перед командиром и водителем имеются смотровые люки со стеклами, закрываемые при необходимости броневыми крышками. В передней верхней части корпуса для наблюдения в бою устанавливаются смотровые приборы для дневных и ночных условий.
Силовое отделение расположено в задней кормовой части машины. В нем размещены двигатель, агрегаты систем смазки и охлаждения, пусковой подогреватель, топливные баки, водометный движитель, водооткачивающий насос с приводом и механизмами трансмиссии. В моторном отделении находятся также генераторная установка, аккумуляторные батареи, компрессор и воздушные ресиверы. Для забора и выхода воздуха в силовом отделении имеются люки, перекрываемые жалюзи с управлением с места водителя.
Не все вышеперечисленные элементы прототипа являются необходимыми в предлагаемом техническом решении. На чертеже и в дальнейшем описании приводятся в основном элементы, являющиеся необходимыми для достижения поставленной цели. Блоки 7, 8 и 14 являются элементами прототипа, аналогичны устройству соответствующих блоков прототипа, описанных в известной литературе (см. выше). Верхний лист в средней части корпуса выполнен съемным, что необходимо для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ непосредственно в бронированную машину с верхней полусферы при вертикальном положении кран-стрелы. Это необходимо также при перегрузке, если высота перегружаемого груза превышает уровень верхнего листа. Боковые бронированные листы в средней части машины выполнены откидными и образуют откидные борта 4. Ролики 2 установлены шарнирно в секциях 3, которые в свою очередь соединены между собой шарнирно с помощью аналогичных роликов. Секции устанавливаются при транспортировке на днище и откидных бортах бронированной машины. При необходимости секции рольганга (весь рольганг) могут сдвигаться относительно продольной оси машины и вправо, и влево. К ним могут подсоединяться и дополнительные секции (в зависимости от удаленности погружаемого груза 1 от бронированной машины). Герметизирующая перегородка 5 обеспечивает герметизацию отделения управления при выполнении разгрузочно-погрузочных работ (при выполнении работ на зараженной местности, в условиях действия проникающей радиации и др.). Перегородка имеет люк и смотровое окно.
Опоры кран-стрелы 6 и 13 установлены сверху корпуса машины шарнирно с возможностью вращения относительно вертикальной оси в горизонтальной плоскости. На основании каждой опоры установлены две параллельные в вертикальной плоскости пластины с осью, установленные между ними (перпендикулярно к ним) для крепления штанги кран-стрелы, и стопорными пальцами, установленными в отверстиях, выполненных в пластинах попарно соосно и расположенных по окружности относительно оси крепления штанги кран-стрелы. Стопорные пальцы обеспечивают стопорение штанг кран-стрелы в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Кроме того, они (в частности, промежуточные стопорные пальцы) обеспечивают жесткость пластин, а вместе с тем надежность и устойчивость кран-стрелы.
Штанги кран-стрелы 9 выполнены телескопическими с регулируемой длиной, для чего в каждом колене штанг выполнено несколько сквозных отверстий для стопорных пальцев. Верхние колена каждой из штанг имеют наконечники для шарнирного крепления к блоку 11, причем угол между штангами является переменным и определяется их длиной. Через блок 11 пропущен трос лебедки (кабестана), сматываемый с ее (его) барабана 7. При горизонтальном расположении кран-стрелы трос на блоке 11 направляется непосредственно с барабана 7, а при вертикальном - с помощью промежуточных блоков, установленных на передней части бронированной машины (не показано) и обеспечивающих перевод движения троса 10 из горизонтальной плоскости в вертикальную. Промежуточные блоки устанавливаются сверху и на задней части корпуса (не показаны), чтобы расширить возможности лебедки (кабестана) и обеспечить развитие тягового усилия не только спереди, справа и слева, но и сзади.
Работает предлагаемая бронированная машина следующим образом.
Ее основные штатные системы (силовые установка и передача, бортовая сеть, органы управления и приводы, радио- и навигационная аппаратура и др.) работают так же, как и в прототипе. При подготовке к движению выполняются все мероприятия, предусмотренные инструкциями по эксплуатации всей машины (прототипа) и ее элементов. Включаются все системы машины, необходимые для ее движения. Проверяется надежность крепления всех введенных элементов (секций рольгангов 3, штанг кран-стрелы и др.). Экипаж занимает свои рабочие места, закрывает люки, включает навигационную аппаратуру (при необходимости) и начинает движение по заданному маршруту к месту погрузки (перегрузки). При нападении на машину с использованием оружия экипаж машины также может использовать оружие и боекомплект. Это, как правило, стрелковое личное оружие или автоматы. Для наблюдения и стрельбы используются штатные люки машины (прототипа).
При развертывании бронированной машины к погрузке (перегрузке) она устанавливается в нужное положение относительно объекта с грузом (железнодорожный вагон, складское помещение, какое-либо транспортное средство и др.) и нагружаемым объектом. В частном случае функции нагружаемого объекта может выполнять сама бронированная машина. Затем откидываются борта 4, которые в зависимости от особенностей объекта с грузом могут свободно повисать или укладываться на эстакаду, или переносные подставки. Снимается верхний лист (при необходимости, например, в том случае, если погрузка ведется сверху непосредственно в бронированную машину или же высота перегружаемого груза слишком велика). Устанавливаются секции рольганга 4. При этом их количество определяется расстоянием между грузом 1 и местом, предназначенным для его расположения. Устанавливается кран-стрела, для чего телескопические штанги раздвигаются на необходимую длину, стопорятся в этом положении, соединяются с блоком 11 и опорами 7, 13, для чего последние разворачиваются на соответствующий угол относительно вертикальной оси, и стопорятся стопорными пальцами относительно пластин опор в горизонтальной (или близкой к ней) плоскости. Для увеличения устойчивости кран-стрелы в горизонтальной плоскости под блок 11 устанавливается переносная подставка 12, высота которой может регулироваться. Такие же подставки предусмотрены и для надежной установки откидных бортов 4 и секций 3 на эстакаде или земле. На барабан 7 устанавливается катушка с тросом, который пропускается через блок 11 и соединяется с грузом 1. При погрузке в опасных экологических условиях (например, при повышенном радиационном фоне) закрывается люк в герметизирующей перегородке 5 и надеваются средства индивидуальной защиты. Для погрузки (перегрузки) груза 1 включается привод лебедки (кабестана), обеспечивающий вращение барабана 7, и груз 1 под действием тягового усилия, передаваемого ему через трос 9, перемещается по роликам 2 секций 3 на установленное расстояние. Далее с помощью членов экипажа или такелажников груз перемещается либо в самой бронированной машине, либо в объекте, в который ведется перегрузка. При необходимости кран-стрела может быть установлена в вертикальное положение, для чего в параллельных пластинах опор 6 и 13 есть соответствующие отверстия под стопорные пальцы.
По окончании работ введенные элементы (кран-стрела, переносные подставки, секции рольгангов и др.) снимаются и устанавливаются на определенные для этого в бронированной машине места. Устанавливается верхний съемный лист, а посредством тросового привода поднимаются и стопорятся откидные борта 4. В дальнейшем бронированная машина эксплуатируется в соответствии с действующими для нее инструкциями и наставлениями.
Предлагаемая бронированная машина позволяет с высокой эффективностью и экономической целесообразностью провести конверсию боевых бронированных машин (БРДМ-2) и обеспечить их эффективное использование в народном хозяйстве. Предварительные испытания показали, что их основные характеристики возросли (скорость на 10%, а запас хода - на 12%).
В предложенной бронированной машине вместо боевого отделения и его элементов установлено оборудование, позволяющее обеспечить механизацию погрузочно-разгрузочных работ, а также освобождены объем и место для перевозки дополнительных грузов (носилки с пострадавшими, контейнеры с ценным или опасным грузом и др.).
Конструктивные особенности опор, кран-стрелы и другого оборудования позволяют выполнять погрузку (и перегрузку) как с левого, так и с правого борта машины, изменять направление тягового усилия: справа - налево, слева - направо, спереди - на себя и сзади - на себя. Путем установки кран-стрелы в вертикальное положение облегчается выполнение такелажных работ (при снятом верхнем броневом листе). Установка герметизирующей перегородки обеспечивает безопасность членов экипажа как при выполнении работ, так и при перевозке опасных грузов.
Большинство введенных элементов либо выпускаются, либо могут быть легко изготовлены предприятиями оборонной промышленности.
Применение предложенной бронированной машины позволяет получить положительный эффект, является экономически эффективным и обеспечивает вторую жизнь военной технике, в частности бронированным разведывательно-дозорным машинам БРДМ-2 в народном хозяйстве.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСПОРТНО-ЗАРЯЖАЮЩАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2194234C2 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2404400C2 |
БРОНЕТРАНСПОРТЕР ДЕСАНТНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ | 2003 |
|
RU2237848C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2003 |
|
RU2227891C1 |
НАЗЕМНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШАССИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2407658C1 |
БРОНЕТРАНСПОРТЕР | 2007 |
|
RU2369825C2 |
БРОНИРОВАННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА | 2007 |
|
RU2403157C2 |
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА БАЗЕ РАЛЛИЙНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2007 |
|
RU2338147C1 |
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2268839C9 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВОЕННО-ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ НА БАЗЕ МОДЕРНИЗИРУЕМОГО ШАССИ ТАНКА | 2005 |
|
RU2294519C2 |
Изобретение относится к бронированным машинам, в частности для погрузочно-разгрузочных работ. Бронированная машина содержит колесную ходовую часть, бронированный корпус, силовое отделение и отделение управления, раздаточную коробку и барабан 7 с лебедкой. В машине установлены привод троса 10, кран-стрела с блоком и переносные подставки 12 с регулируемой высотой. Верхний бронированный лист выполнен съемным, боковые борты 4 - откидными. На машине установлены секции рольгангов 3 с возможностью выдвижения при откинутых боковых листах. Также установлены промежуточные блоки и опоры 6, 13 кран-стрелы, позволяющие устанавливать ее в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Кран-стрела выполняется из двух телескопических штанг 9, одна из которых соединена с блоком 11, а другая - с одной из опор. Каждая из опор кран-стрелы содержит основание с возможностью вращения в горизонтальной плоскости, а также стопорное устройство. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей бронированных машин с целью из конверсии. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Оружие России | |||
Каталог | |||
Т | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
"Вооружение сухопутных войск" | |||
- М.: Милитэри Пэрэйд | |||
Топка с качающимися колосниковыми элементами | 1921 |
|
SU1995A1 |
УСТРОЙСТВО для ИСПЫТАНИЯ ГИДРОМАШИН | 0 |
|
SU244124A1 |
DE 1231868, 05.01.1967 | |||
МАНИПУЛЯТОР | 0 |
|
SU271252A1 |
Авторы
Даты
2004-11-20—Публикация
2003-01-17—Подача