СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Российский патент 2004 года по МПК G01P3/46 

Описание патента на изобретение RU2240564C2

Изобретение относится к области автоматики и измерительной техники. Изобретение решает задачу автоматизации промышленных испытаний асинхронных двигателей (АД) и электроприводов (ЭП) на их базе, повышает качество испытаний.

Известен способ амперметра постоянного тока, предполагающий для измерения частоты тока ротора применение амперметра постоянного тока и шунта, введенного в одну из фаз ротора (см. Жерве Г.К. Промышленные испытания электрических машин. - 4-е изд., сокр. и перераб. - Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1984 г.), применяемый только для АД с фазным ротором и постоянно налегающими щетками. Частота ротора f2 вычисляется как отношение числа полных колебаний стрелки прибора к промежутку времени, за который эти колебания совершались:

где N - число полных колебаний стрелки;

t - промежуток времени за который совершались колебания.

Величина скольжения s определяется отношением частот ротора и статора:

где f1 - частота тока статора АД.

Недостатком является то, что данный способ невозможно применить при испытаниях АД с короткозамкнутым ротором, а также необходимостью измерения частоты сети питания АД дополнительным прибором.

Наиболее близким к предлагаемому по существу и решаемой задаче является способ, предполагающий использование газоразрядной лампы для создания стробоскопического эффекта (см. Жерве Г.К. Промышленные испытания электрических машин. - 4-е изд., сокр. и перераб. - Л.:Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1984 г.). Стробоскопический эффект получается при освещении газоразрядной лампой диска с зачерненными секторами на торце вала испытуемой машины. Количество зачерненных секторов зависит от полюсности машины. Газоразрядная лампа подключается к сети питания АД. Скольжение s находится как отношение удвоенного числа оборотов диска при освещении газоразрядной лампой к промежутку времени, за который зачерненный диск совершал обороты.

где N - число оборотов диска с зачерненными секторами;

t - промежуток времени, за который проводился отсчет оборотов.

Недостатком указанного способа является то, что для осуществления измерения необходимо некоторое время, которое может составлять 10-15 с, за это время ротор испытуемого АД нагревается при испытаниях в режиме перегрузки, а также при проведении испытаний двигателей с большой величиной скольжения, что приводит к изменению величины скольжения во время замера скольжения, что в свою очередь приводит к ошибкам в измерении скольжения. Недостатками является также то, что при большой величине скольжения возникают трудности при отсчете оборотов зачерненного диска, что также влияет на точность результата.

Задачей, решаемой изобретением, является повышение помехоустойчивости, точности измерения, сокращение времени для осуществления измерения и возможность автоматизации процесса испытания АД.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в качестве информационного сигнала используют сигнал постоянного напряжения, который масштабируют, инвертируют, после чего суммируют с сигналом опорного напряжения, значение которого определяют при синхронном вращении, полученную сумму усиливают до величины, пригодной для измерения, измеряют и по измеренной величине определяют скольжение асинхронного двигателя.

По сравнению с наиболее близким аналогом заявленное решение имеет отличительные черты:

- использование в качестве информационного - сигнала постоянного напряжения;

- использование в качестве опорного - сигнала постоянного напряжения, определяемого при синхронном вращении вала испытуемого АД;

- применение преобразователя постоянного напряжения с эффектом Холла;

- применение операции аналогового суммирования.

При использовании предлагаемого способа повышается помехоустойчивость, что обусловлено использованием в качестве информационного сигнала сигнала постоянного напряжения, уменьшается время, необходимое для осуществления измерения скольжения, за счет использования сумматора аналоговых сигналов.

Примером реализации предложенного способа является устройство, блок-схема которого поясняется чертежом, на котором изображено устройство для измерения скольжения, содержащее датчик скорости 1, преобразователь постоянного напряжения с эффектом Холла 2, инвертирующий усилитель 3, аналоговый сумматор 4, усилитель выходного сигнала 5.

Способ измерения скольжения АД заключается в следующих действиях: датчиком скорости 1 преобразуют частоту вращения вала n АД в напряжение UТГ, сигнал UТГ масштабируют преобразователем постоянного напряжения 2. С выхода преобразователя сигнал UДНХ подают на инвертирующий усилитель 3, затем на первый вход сумматора 4. На второй вход сумматора 4 подают опорное напряжение Uопор, величину которого определяют при синхронном вращении вала АД так, чтобы выходное напряжение сумматора U1 стремилось к нулю справа. Выходное напряжение сумматора поступает на вход выходного усилителя 5, которое затем измеряют с помощью вольтметра постоянного тока.

Величину скольжения определяют по формуле

где k2 - коэффициент усиления выходного усилителя,

U2 - напряжение, измеряемое вольтметром постоянного тока.

При этом величина опорного напряжения Uопор устанавливается при

синхронном вращении испытуемой машины так, чтобы выполнялось условие

и при проведении испытаний АД подается на второй вход сумматора аналоговых сигналов.

Величина коэффициента усиления выходного усилителя выбирается таким образом, чтобы напряжение U2 находилось в пределах от 35 до 95% шкалы прибора, измеряющего U2, или от 35 до 95% максимального напряжения, измеряемого аналого-цифровым преобразователем, выполняющим функции вольтметра.

Помехоустойчивость достигается за счет использования в качестве информационного сигнала сигнала постоянного напряжения. Точность измерения достигается за счет осуществления операции над информационным сигналом на аналоговом уровне, обусловлена погрешностью измерения U2, точностью задания опорного напряжения Uопор и определяется формулой

Использование предлагаемого способа для промышленных испытаний АД позволяет автоматизировать процесс испытаний, повысить помехоустойчивость и точность измерения величины скольжения.

Похожие патенты RU2240564C2

название год авторы номер документа
Система управления пылесосом 1991
  • Шипунов Аркадий Георгиевич
  • Шорников Евгений Ефимович
  • Акулинин Игорь Викторович
  • Коновалов Андрей Борисович
  • Лазарев Владимир Юрьевич
  • Подписнов Валерий Васильевич
  • Филатов Сергей Борисович
SU1771684A1
Асинхронный электропривод 1990
  • Шавелкин Александр Алексеевич
  • Карась Станислав Васильевич
  • Гейер Виктор Валерьевич
SU1767690A1
ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2008
  • Александров Евгений Васильевич
  • Александров Никита Евгеньевич
  • Лагун Вячеслав Владимирович
  • Климов Геннадий Георгиевич
RU2401502C2
Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя 1990
  • Шепелин Виталий Федорович
SU1758823A1
Автоматический стенд для испытаний трансмиссий 1987
  • Борцов Юрий Анатольевич
  • Запорожченко Владимир Федорович
  • Поляхов Николай Дмитриевич
  • Путов Виктор Владимирович
  • Шмелев Владимир Александрович
  • Щетинский Анатолий Васильевич
SU1460640A1
УСТРОЙСТВО ИСПЫТАНИЙ ЧАСТОТНО-УПРАВЛЯЕМОГО ГРЕБНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СТЕНДА 2011
  • Алексеев Владимир Дмитриевич
  • Васютин Владимир Захарович
  • Токарев Лев Николаевич
RU2462728C1
Электропривод 1985
  • Волков Александр Васильевич
  • Шехтер Андрей Семенович
SU1309244A1
Устройство для управления асинхронным электродвигателем 1990
  • Акулинин Игорь Викторович
  • Коновалов Андрей Борисович
  • Лазарев Владимир Юрьевич
  • Подписнов Валерий Васильевич
  • Филатов Сергей Борисович
  • Шорников Евгений Ефимович
SU1791952A1
Электропривод испытательного стенда для асинхронных двигателей 1985
  • Калашников Борис Евгеньевич
  • Эпштейн Исаак Израилевич
SU1283932A1
Способ контроля электрической и маг-НиТНОй НЕСиММЕТРии POTOPA АСиНХРОННОгОдВигАТЕля 1979
  • Согикян Карапет Оганесович
SU843111A1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к области автоматики и измерительной техники. Изобретение решает задачу автоматизации промышленных испытаний асинхронных двигателей (АД) и электроприводов (ЭП) на их базе, повышает качество испытаний. При измерении скольжения асинхронных двигателей в качестве информационного сигнала используется сигнал постоянного напряжения, который масштабируют, инвертируют, после чего суммируют с сигналом опорного напряжения, значение которого определяют при синхронном вращении, полученную сумму усиливают до величины, пригодной для измерения, измеряют и по измеренной величине определяют скольжение асинхронного двигателя. Технический результат - повышение помехоустойчивости, точности измерения, сокращение времени и возможность автоматизации процесса испытаний. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 240 564 C2

Способ измерения скольжения асинхронных двигателей, отличающийся тем, что в качестве информационного сигнала используют сигнал постоянного напряжения, поступающий с датчика скорости, преобразующего скорость вращения вала асинхронного двигателя в постоянное напряжение, который масштабируют преобразователем постоянного напряжения с эффектом Холла, инвертируют, подавая сигнал на инвертирующий вход сумматора, после чего суммируют с сигналом опорного напряжения UОПОР, значение которого определяют при синхронном вращении вала испытуемого асинхронного двигателя так, чтобы выходное напряжение сумматора стремилось к нулю справа, и подают на неинвертирующий вход сумматора, выходное напряжение которого подают на вход выходного усилителя, затем измеряют с помощью вольтметра постоянного тока и определяют скольжение s асинхронного двигателя по формуле s=[U2/(к2 ·UОПОР)]100%, где к2 - коэффициент усиления выходного усилителя, U2 - напряжение, измеряемое вольтметром постоянного тока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2240564C2

ЖЕРВЕ Г.К
Промышленные испытания электрических машин
Л
- Энергоатомиздат, 1984, с.120-122
US 4194129 А, 18.03.1980
ЦИФРОВОЙ ТАХОМЕТР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1993
  • Белов Л.Б.
  • Иконников А.Н.
  • Филиппов В.В.
RU2082171C1
US 4358734 А, 09.11.1982
Устройство для определения скольжения асинхронного двигателя 1989
  • Соседка Вилий Лукич
  • Сердюков Юрий Михайлович
  • Пружанский Давид Исаакович
  • Верник Владимир Борисович
SU1720137A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМОВАНИЯ ЦЕЛЬНОТЯНУТЫХ ШЛЯП 0
SU208967A1

RU 2 240 564 C2

Авторы

Андрианов М.В.

Родионов Р.В.

Даты

2004-11-20Публикация

2002-08-05Подача