СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БАНДАЖИРОВАННОГО РОЛИКА Российский патент 2004 года по МПК B23P6/02 B23K9/04 B21B28/02 

Описание патента на изобретение RU2242347C1

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для восстановления бандажированного ролика моталок станов горячей прокатки.

Ролик моталок стана горячей прокатки металла работает в условиях совместного абразивного и теплового износа рабочей поверхности из-за действия сматываемой полосы. В результате ролик быстро выходит из строя. Предлагается методом наплавки восстанавливать исходный диаметр бандажа ролика и повышать его износостойкость.

Известен способ восстановления бандажированного валка, при котором рекомендуется применять подогрев оси бандажа валка до температуры 120...200°С и предварительный подогрев бандажа бочки осуществлять до температуры 300...350°С [1].

Недостатком известного способа является невозможность применения для наплавки бандажированного ролика моталок из-за низкой стойкости наплавленного слоя в условиях абразивного износа при контакте с подстуженной на отводящем рольганге полосой.

Известен также способ восстановления ролика, при котором в качестве наплавочного электрода используют проволоки из стали Св-08, Св-08А, Нп-30ХГСА диаметром 3-4 мм, а наплавляют на токе 300...400 А под флюсом АН-348А [2]. Недостатком известного технического решения является низкая стойкость ролика моталки и смещение бандажа по оси ролика в процессе наплавки и эксплуатации на стане, что является недопустимым.

Наиболее близким по своей технической сущности и достигаемым результатам к предлагаемому изобретению является способ восстановления бандажированного ролика. Согласно изобретению ролик нагревают под наплавку до температуры не более 150°С со скоростью не более 80°С/ч. Многослойную наплавку осуществляют при силе электрического тока не более 350 А. Термическую обработку проводят путем нагрева до температуры 400...500°С со скоростью не более 80°С/ч. Выдержка ролика при температуре нагрева составляет 7...8 ч. Охлаждение ролика производят со скоростью не более 80°С/ч до температуры 120°С и далее на воздухе [3] - прототип.

Недостатки известного способа состоят в том, что он предназначен для восстановления колец бандажированного ролика машины непрерывного литья заготовок, поэтому режимы восстановления не обеспечивают удовлетворительную абразивную и тепловую стойкость ролика моталки. В результате появляются трещины и выработка на бочке ролика, что приводит к снижению стойкости роликов, а также к травмированию сматываемых полос. Кроме того, не исключено сползание наплавленного бандажа с оси.

Техническая задача, решаемая предлагаемым изобретением, состоит в повышении стойкости бандажированного ролика моталки.

Указанная задача решается тем, что в известном способе восстановления бандажированного ролика, включающем предварительный подогрев, многослойную наплавку стальным электродом и термическую обработку наплавленного ролика, согласно предложению предварительный подогрев ролика производят до температуры 250...300°С, наплавку ведут со скоростью 20...30 м/ч при плотности электрического тока 20...25 А/мм2, а термообработку проводят путем нагрева ролика до температуры 400...450°С с выдержкой 5...7 ч.

Возможен вариант выполнения способа, по которому многослойную наплавку производят стальным электродом следующего химического состава, мас.%: углерод 0,20...0,25, марганец 0,40...0,80, кремний 0,90...1,30, хром 4,00...5,50, ванадий 0,30...0,50, молибден 0,90...1,30, железо - остальное.

Сущность изобретения состоит в следующем. Бандаж бочки на ось насаживают посадкой с натягом. При наплавке изношенного бандажа по известной технологии происходит его перегрев и снижение посадочных напряжений, что приводит к смещению бандажа относительно оси в процессе наплавки и при эксплуатации ролика на стане. Предложенный способ одновременно с повышением износостойкости наплавленного бандажа исключает возможность его сползания с оси при наплавке и эксплуатации в моталке.

Верхний предел температуры подогрева 300°С выбран экспериментально. Температура подогрева выше 300°С приводит к перегреву бочки ролика, уменьшению твердости наплавленного бандажа и снижению напряжений натяга. При снижении температуры подогрева ниже 250°С в зоне термического влияния наплавленного валика образуются закалочные структуры и трещины. Это приводит к снижению стойкости ролика.

Экспериментально установлено, что снижение скорости наплавки менее 20 м/ч приводит к удлинению процесса и перегреву бандажа ролика выше допустимой температуры. При увеличении скорости наплавки более 30 м/ч возрастает количество несплошностей в металле, что ухудшает качество наплавки.

При плотности электрического тока менее 20 А/мм2 из-за недостаточного проплавления качество наплавки ухудшается. Увеличение плотности электрического тока боле 25 А/мм2 приводит к перегреву бандажа ролика, что недопустимо.

После наплавки бандаж ролика имеет высокие остаточные сварочные напряжения, поэтому ролик подвергают термической обработке.

Экспериментально установлено, что, если температура термообработки будет превышать 450°С, произойдет разупрочнение наплавленного бандажа ролика. При температуре термообработки ниже 400°С в наплавленном бандаже ролика сохранятся сварочные напряжения, которые в дальнейшем приведут к образованию трещин.

Увеличение времени выдержки более 7 ч приведет к потере твердости. Сокращение времени выдержки менее 5 ч не обеспечивает полного снятия сварочных напряжений.

Ролик моталки эксплуатируется в условиях трения со стороны сматываемого металлопроката. Поэтому оптимальным вариантом является наплавка износостойкой хромосодержащей сталью. Для многослойной наплавки в качестве материала рекомендовано применять электрод из стали, обладающей высокой свариваемостью и пластичностью, содержащей, мас.%: углерод 0,20...0,25; марганец 0,40...0,80; кремний 0,90...1,30; хром 4,00...5,50; ванадий 0,30...0,50; молибден 0,90...1,30; железо - остальное.

Углерод обеспечивает матричное упрочнение наплавленного металла. Он усиливает способность образовывать твердую и прочную микроструктуру при охлаждении наплавленного слоя. Содержание углерода менее 0,20% мало оказывает влияние на упрочнение наплавленного металла. При содержании углерода выше 0,25% наплавленный металл при наплавке подвержен растрескиванию.

Марганец упрочняет матрицу металла и значительно улучшает пластичность металла при наплавке. Минимальная концентрация Мn, необходимая для достижения требуемой прочности, равна 0,40%. Подобно углероду Мn в избытке ухудшает вязкость металла и также вызывает появление трещин при наплавке, поэтому его верхний предел ограничен 0,80%.

Кремний вводится в наплавочный металл в качестве раскислителя в количестве 0,90...1,30%. С понижением количества кремния менее 0,90% возможно появление пор при наплавке. Взятый в избытке кремний отрицательно влияет на вязкость наплавленного металла в зоне термического влияния (ЗТВ), которая при его концентрациях более 1,30% снижается до неприемлемого уровня.

Хром повышает упрочняемость наплавленного металла при охлаждении. При содержании хрома менее 4,00% не обеспечивается прочность наплавленного металла. При содержании хрома свыше 5,50% не обеспечивается оптимальная структура металла из-за появления остаточного аустенита.

Ванадий повышает прочность наплавленного металла с образованием упрочненной матрицы и дополнительно обеспечивает дисперсионное упрочнение при отпуске вследствие выпадения частиц VC. Избыток V способствует появлению трещин при наплавке и ухудшает вязкость наплавленного металла, поэтому верхний предел установлен 0,50%. При содержании ванадия менее 0,30% износостойкость наплавленного бандажа снижается.

Молибден добавлен для дисперсионного упрочнения и увеличения износостойкости в наплавленном металле. Верхний предел 1,30% установлен потому, что избыток Мо приводит к ухудшению вязкости наплавленного металла и его ЗТВ. С понижением содержания молибдена меньше 0,90% износостойкость наплавленного бандажа снижается, что неприемлемо.

Примеры реализации способа

Были изготовлены пять вариантов I-V стальных электродов различного химического состава для наплавки, приведенные в таблице 1.

В варианте I состав для наплавки имеет концентрацию химических элементов меньше заявленных пределов. В вариантах II-IV концентрация химических элементов соответствует заявленным пределам. В варианте V концентрация химических элементов выше заявленных пределов.

Изношенный бандажированный ролик моталки непрерывного широкополосного стана 2000 горячей прокатки с диаметром бандажа 850 мм после переточки устанавливают на наплавочный станок и приводят во вращение. При этом ролик нагревают газовыми горелками до температуры Тпод=275°С. Наплавку ведут под слоем флюса марки АН-60 стальной электродной лентой размером 1×40 состава III. Скорость наплавки составляет Vсв=25 м/ч, плотность электрического тока при наплавке J=22,5 А/мм2. Наплавку ведут до восстановления номинального размера бандажа ролика с припуском на механическую обработку (903 мм).

После наплавки ролик газовыми горелками нагревают до температуры Тотп=425°С при его вращении. Ролик выдерживают при этой температуре τ=6 ч и охлаждают до температуры окружающей среды.

Указанные технологические режимы обеспечивают получение бездефектного наплавленного бандажа ролика моталки. После завершения термообработки ролик устанавливают на вальцешлифовальный станок и шлифуют наплавленный бандаж до номинального диаметра 900 мм.

Восстановленный ролик собирают с подшипниками, устанавливают в моталку непрерывного широкополосного стана 2000 и осуществляют смотку горячекатаных стальных полос в рулоны. Благодаря применению предложенного режима и химического состава наплавочной проволоки достигается повышение стойкости ролика.

Режимы восстановления и показатель стойкости ролика (удельный расход роликов на тонну проката) приведены в таблице 2.

Как следует из данных, приведенных в таблице 2, при реализации предложенного способа (режимы №2-4) достигается повышение стойкости восстановленных роликов моталок (удельный расход роликов минимален). В случае запредельных значений заявленных параметров (режимы №1 и №5) стойкость восстановленных роликов снижается. Также более низкую стойкость имеют ролики, восстановленные по способу-прототипу (режим №6).

Технико-экономические преимущества предложенного способа состоят в том, что регламентированные параметры восстановления бандажированного ролика обеспечивают получение высокой твердости и износостойкости. Этим достигается повышение стойкости бандажированного ролика моталки горячекатаной полосы.

В качестве базового объекта принят способ-прототип. Применение предложенного способа позволит повысить рентабельность восстановления бандажированного ролика на 20-30%.

Источники информации

1. Авт. свид. СССР №1622092 А1, МПК В 23 Р 6/00, 1991 г.

2. Гребеник В.М, Гордиенко А.В., Цапко В.К. Повышение надежности металлургического оборудования. М.: Металлургия, 1988. С.478-479.

3. Патент РФ №2123412, МПК В 23 К 9/04, В 23 Р 6/02, 1998 г. - прототип.

Похожие патенты RU2242347C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БАНДАЖИРОВАННОГО РОЛИКА 2005
  • Панов Виктор Викторович
  • Боровков Игорь Всеволодович
  • Козлов Анатолий Павлович
  • Санталов Александр Григорьевич
  • Трайно Александр Иванович
  • Тяпаев Олег Вячеславович
  • Кащенко Филипп Данилович
RU2291041C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РОЛИКОВ 2003
  • Смирнов В.С.
  • Ламухин А.М.
  • Синев О.В.
  • Соболев В.Ф.
  • Рослякова Н.Е.
  • Трайно А.И.
  • Тяпаев О.В.
RU2243076C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАПЛАВКОЙ ПЛУНЖЕРА ГИДРОЦИЛИНДРА ПОДУШЕК ВАЛКОВ 2006
  • Синев Олег Валентинович
  • Смирнов Владимир Сергеевич
  • Митюшов Сергей Николаевич
  • Трайно Александр Иванович
  • Тяпаев Олег Вячеславович
  • Чикинова Ольга Евгеньевна
RU2327555C1
БАНДАЖНОЕ КОЛЬЦО РОЛИКА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1997
  • Ветер В.В.
  • Безукладов В.И.
  • Сафонов И.В.
  • Белкин Г.А.
  • Ильин Ю.А.
  • Сарычев И.С.
RU2124962C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 2003
  • Скорохватов Н.Б.
  • Смирнов В.С.
  • Петухов И.П.
  • Трайно А.И.
  • Тяпаев О.В.
RU2245771C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РОЛИКОВ 2005
  • Панов Виктор Викторович
  • Корнеев Виктор Михайлович
  • Александров Никита Витальевич
  • Боровков Игорь Всеволодович
  • Козлов Анатолий Павлович
  • Санталов Александр Григорьевич
  • Трайно Александр Иванович
  • Тяпаев Олег Вячеславович
  • Кащенко Филипп Данилович
RU2291040C1
СПОСОБ РЕМОНТА БАНДАЖИРОВАННЫХ РОЛИКОВ ЗОНЫ ВТОРИЧНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ МАШИН НЕПРЕРЫВНОГО ЛИТЬЯ ЗАГОТОВОК 1993
  • Ветер В.В.
  • Сафонов И.В.
  • Белкин Г.А.
  • Самойлов М.И.
  • Сарычев И.С.
  • Безукладов В.И.
  • Ильин Ю.А.
RU2113962C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 2001
  • Сарычев И.С.
  • Пименов А.Ф.
  • Трайно А.И.
  • Меринов В.П.
RU2202422C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 2003
  • Бодяев Ю.А.
  • Боровков И.В.
  • Козлов А.П.
  • Санталов А.Г.
  • Трайно А.И.
  • Тяпаев О.В.
RU2237563C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЧУГУННЫХ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ С ПОВРЕЖДЕННЫМИ ШЕЙКАМИ 2004
  • Гейер Владимир Васильевич
  • Овчинников Владимир Сергеевич
  • Вяткин Роман Викторович
  • Колобов Владимир Константинович
  • Тяпаев Олег Вячеславович
  • Трайно Александр Иванович
RU2281846C1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БАНДАЖИРОВАННОГО РОЛИКА

Способ может быть использован при ремонте бандажированных роликов моталок станов горячей прокатки. Предварительный подогрев ролика проводят до температуры 250...300°С. Многослойную наплавку стальным электродом ведут со скоростью 20...30 м/ч при плотности электрического тока 20...25 А/м2. Термическую обработку наплавленного бандажа ролика проводят путем нагрева ролика до температуры 400...450°С с выдержкой 5...7 ч. Способ обеспечивает повышение твердости и износостойкости бандажированного ролика. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения RU 2 242 347 C1

1. Способ восстановления бандажированного ролика, включающий предварительный подогрев, многослойную наплавку стальным электродом и термическую обработку наплавленного бандажа ролика, отличающийся тем, что предварительный подогрев ролика проводят до температуры 250-300°С, наплавку ведут со скоростью 20-30 м/ч при плотности электрического тока 20-25 А/мм2, а термообработку проводят путем нагрева ролика до температуры 400-450°С с выдержкой 5-7 ч.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что многослойную наплавку производят стальным электродом следующего химического состава, мас. %:

Углерод0,20-0,25Марганец0,40-0,80Кремний0,90-1,30Хром4,00-5,50Ванадий0,30-0,50Молибден0,90-1,30ЖелезоОстальное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2242347C1

Способ восстановления бандажированных валков 1988
  • Рыбалка Владимир Иванович
  • Шевченко Юрий Павлович
  • Кондратенко Зоя Федоровна
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Мочалов Валентин Алексеевич
SU1622092A1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БАНДАЖИРОВАННЫХ РОЛИКОВ 1998
  • Ветер В.В.
  • Белкин Г.А.
  • Безукладов В.И.
  • Сарычев И.С.
  • Ильин Ю.А.
  • Костин А.А.
  • Ткачук Г.В.
  • Андросов Н.В.
RU2123412C1
СПОСОБ РЕМОНТА БАНДАЖИРОВАННЫХ РОЛИКОВ ЗОНЫ ВТОРИЧНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ МАШИН НЕПРЕРЫВНОГО ЛИТЬЯ ЗАГОТОВОК 1993
  • Ветер В.В.
  • Сафонов И.В.
  • Белкин Г.А.
  • Самойлов М.И.
  • Сарычев И.С.
  • Безукладов В.И.
  • Ильин Ю.А.
RU2113962C1
DE 3714238 Al, 17.11.1988.

RU 2 242 347 C1

Авторы

Скорохватов Н.Б.

Смирнов В.С.

Ламухин А.М.

Синев О.В.

Рослякова Н.Е.

Трайно А.И.

Тяпаев О.В.

Даты

2004-12-20Публикация

2003-05-07Подача