СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МОТОРНО-ОСЕВЫХ ПОДШИПНИКОВ ТЕПЛОВОЗА ПРИ ДЕЙСТВИИ УДАРНЫХ НАГРУЗОК Российский патент 2004 года по МПК G01M13/04 

Описание патента на изобретение RU2243527C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к установкам для испытания моторно-осевых подшипников тепловоза при действии ударных нагрузок, и может найти применение для испытания подшипников качения и скольжения, работающих в условиях динамического нагружения.

Известны установки для испытания подшипников качения, содержащие корпус и смонтированные в нем приводной вал для установки испытуемых подшипников, узлы осевого и радиального нагружения (см., например: авторское свидетельство СССР №435475, кл. G 01 М 13/04, 1974 г.). Такие установки не обеспечивают динамического воздействия на испытуемые подшипники.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому устройству является машина для испытания подшипников скольжения, содержащая станину, жестко закрепленные на ней стойки, электродвигатель, приводной вал, испытуемые подшипники скольжения, механизм статического нагружения подшипников (см.: авторское свидетельство СССР №371471, кл. G 01 М 13/04, 1973 г.). Машина снабжена механизмом ударного нагружения, выполненным в виде контактирующих друг с другом кулачковых полумуфт, одна из которых жестко закреплена на станине, а другая подпружинена в осевом направлении и кинематически связана с приводом вращения. Это позволяет исследовать работоспособность подшипников скольжения при действии статических и ударных нагрузок. Вместе с этим, устройство машины не позволяет имитировать условия работы подшипниковых узлов железнодорожного транспорта, в частности моторно-осевых подшипников скольжения тепловоза, которые воспринимают ударные нагрузки при прохождении железнодорожного колеса стыковых впадин рельсовых соединений, а также динамические воздействия от зубчатого зацепления в тяговом редукторе тепловоза из-за износа рабочих профилей колес.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание устройства, обеспечивающего повышение достоверности результатов стендовых испытаний моторно-осевых подшипников путем имитации эксплуатационных условий работы подшипниковых узлов тепловоза.

Предлагаемое устройство стенда для испытания моторно-осевых подшипников тепловоза, содержащее станину, жестко закрепленные на ней двигатель и стойки, приводной вал, испытуемые подшипники, установленные на валу в опорах стоек, механизм статического нагружения, снабжено железнодорожным колесом, установленным на валу с испытуемыми подшипниками, на входном конце вала размещено зубчатое колесо, на выходном конце вала установлен упорный подшипник, контактирующий с механизмом осевого нагружения, зубчатое колесо выполнено с периодически уменьшающейся толщиной зубьев и взаимодействует с шестерней приводного вала, а железнодорожное колесо связано фрикционным контактом с ободом колеса механизма радиального нагружения испытуемых подшипников, при этом обод колеса имеет в сечении профиль, отображающий профиль поперечного сечения рельса, на ободе выполнены радиальные и дуговые прорези, имитирующие стык рельсового соединения.

Решение технической задачи поясняется графическими материалами: фиг.1 - принципиальная схема стенда, фиг.2 - фрагмент обода колеса механизма радиального нагружения, фиг.3 - зубчатое зацепления с периодически уменьшающейся толщиной зубьев у колеса.

Стенд содержит станину 1, жестко закрепленные на ней электродвигатель 2, стойки для подшипников приводного вала 3 с шестерней 4, стойки 5 и 6, в которых установлены испытуемые подшипники 7 и 8, вал 9 с железнодорожным колесом 10, упорным подшипником 11 и зубчатым колесом 12. Механизм статического радиального нагружения 13 стенда снабжен колесом 14, закрепленным на валу 15. Вал 15 установлен в подпружиненных опорах 16 и 17, шарнирно связанными с направляющими 18 и 19. Обод колеса 14 (см. фиг.2) имеет в сечении профиль, отображающий профиль поперечного сечения рельса, и имитирует бесконечный рельсовый путь. На ободе колеса 14 выполнены радиальные 20 и дуговые 21 прорези, имитирующие стык рельсового соединения. Зубчатое колесо 12 (см. фиг.3) выполнено с зубьями переменной толщины, например 5-7 зубьев 22 имеют толщину, нормированную зацеплением, а последующие 2-3 зуба 23 выполнены с толщиной на 3-5 мм меньше нормированной с целью имитации изношенных зубьев колеса. Для создания нагрузки на гребень железнодорожного колеса 10 стенд снабжен механизмом осевого нагружения 24 и упорным подшипником 25, воспринимающим осевую нагрузку от колеса 14.

Стенд работает следующим образом. При включении электродвигателя 2 движение от приводного вала 3 с шестерней 4 передается зубчатому колесу 12, валу 9 и железнодорожному колесу 10. Механизм радиального нагружения 13 передает постоянную нагрузку через направляющие 18 и 19 опорам 16 и 17, валу 15 и колесу 14. Обод колеса 14 прижимается к поверхности катания железнодорожного колеса 10, при этом механизм осевого нагружения 24 через упорный подшипник 11 передает постоянную нагрузку гребню железнодорожного колеса 10, ободу колеса 14 и упорному подшипнику 25.

При вращении вала 9 испытуемые подшипники 7 и 8 воспринимают ударные нагрузки, которые передаются по двум потокам: первый - при передаче мощности от шестерни 4 зубьям колеса 12 с переменной толщиной зубьев 22 и 23, второй - от постоянной радиальной нагрузки при прохождении поверхности катания железнодорожного колеса 10 стыковой впадины обода колеса 14.

Таким образом, моделируется работа моторно-осевых подшипников тепловоза, которые в экспериментальных условиях одновременно воспринимают постоянные и ударные нагрузки. Такое устройство стенда обеспечивает повышение достоверности испытаний подшипников на долговечность, позволяет точнее оценить работоспособность различных конструктивных решений подшипниковых узлов железнодорожного транспорта.

Похожие патенты RU2243527C1

название год авторы номер документа
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ПОДШИПНИКОВ БУКС КОЛЕСНЫХ ПАР 2005
  • Бородин Анатолий Васильевич
RU2308013C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2001
  • Фридберг А.М.
  • Винник Л.В.
RU2211443C2
Стенд для прочностных испытаний тяговых электродвигателей локомотива с опорно-осевым подвешиванием 1979
  • Красницкий Юрий Моисеевич
  • Кучеренко Александр Петрович
  • Лысиков Александр Иванович
  • Хоперский Юрий Владимирович
SU855422A1
Стенд для испытания подшипников букс колесных пар 2020
  • Панин Юрий Алектинович
  • Пономарёв Андрей Сергеевич
  • Панин Андрей Юрьевич
  • Храпова Ирина Витальевна
  • Дисветов Максим Леонидович
RU2748720C1
Стенд для динамических и обкаточных испытаний колесно-моторных блоков локомотивов 1982
  • Биндер Наум Яковлевич
  • Ткаченко Александр Тимофеевич
SU1133491A1
Многоточный нагружатель к стендам замкнутого контура 1978
  • Звягинцев Александр Иванович
  • Ивачев Леонид Михайлович
  • Можаев Александр Николаевич
  • Виткалов Николай Григорьевич
SU1136056A1
Стенд для исследования параметров тормозного прижатия колодки к колесу 2022
  • Худоногов Анатолий Михайлович
  • Дульский Евгений Юрьевич
  • Иванов Павел Юрьевич
  • Емельянов Денис Олегович
  • Корсун Антон Александрович
  • Хамнаева Алена Александровна
  • Ковшин Андрей Сергеевич
RU2797930C1
Стенд для испытаний колесных пар рельсового подвижного состава 1984
  • Орлов Михаил Васильевич
  • Дмитриев Владимир Павлович
  • Образцов Валентин Леонидович
  • Пенязьков Анатолий Васильевич
  • Тагиров Альфред Фатхиевич
  • Шмерман Хаим Бенционович
  • Шумилов Сергей Анатольевич
SU1163186A1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ГИБКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ЗУБЬЕВ ВОЛНОВЫХ ПЕРЕДАЧ 1990
  • Сильченко П.Н.
  • Смелая О.В.
  • Леканов А.В.
  • Рузанов В.П.
  • Баженов Е.И.
RU2017110C1
Стенд для испытания подшипников буксовых узлов колесных пар 2023
  • Коссов Валерий Семёнович
  • Панин Юрий Алектинович
  • Пономарев Андрей Сергеевич
  • Дисветов Максим Леонидович
  • Калугин Алексей Викторович
  • Комиссаров Василий Викторович
  • Трепачева Татьяна Владиславовна
RU2808935C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 243 527 C1

Реферат патента 2004 года СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МОТОРНО-ОСЕВЫХ ПОДШИПНИКОВ ТЕПЛОВОЗА ПРИ ДЕЙСТВИИ УДАРНЫХ НАГРУЗОК

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к установкам для испытания моторно-осевых подшипников тепловоза при действии ударных нагрузок, и может найти применение для испытания подшипников качения и скольжения, работающих в условиях динамического нагружения. Стенд содержит железнодорожное колесо, установленное на валу с испытуемыми подшипниками, которое связано фрикционным контактом с ободом колеса, имитирующим рельсовый путь. Испытуемые подшипники воспринимают ударные нагрузки при прохождении стыковых впадин на ободе колеса. При этом одновременно на вал действует ударная нагрузка от зубчатой передачи, отображающей работу тягового редуктора тепловоза. Технический результат данного изобретения - повышение достоверности испытаний подшипниковых узлов железнодорожного транспорта. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 243 527 C1

Стенд для испытания моторно-осевых подшипников тепловоза при действии ударных нагрузок, содержащий станину, жестко закрепленные на ней двигатель и стойки, приводной вал, испытуемые подшипники, установленные на валу в опорах стоек, механизм статического нагружения подшипников, отличающийся тем, что снабжен железнодорожным колесом, установленным на валу с испытуемыми подшипниками, на входном конце вала закреплено зубчатое колесо, на выходном конце вала установлен упорный подшипник, контактирующий с механизмом осевого нагружения, зубчатое колесо выполнено с периодически уменьшающейся толщиной зубьев и взаимодействует с шестерней приводного вала, а железнодорожное колесо связано фрикционным контактом с ободом колеса, которым снабжен механизм радиального нагружения испытуемых подшипников, при этом обод колеса имеет в сечении профиль, отображающий профиль поперечного сечения рельса, на ободе выполнены радиальные и поперечные прорези, имитирующие стык рельсового соединения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2243527C1

МАШИНА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ 0
  • И. Б. Зазул В. А. Шебанов
  • Йсесоюзная Гитпа Алз
SU371471A1
УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 1970
SU435475A1
Прохоров А.М., Физический энциклопедический словарь
- М.: Большая российская энциклопедия, 1995, 928 с
Крайнев А.Ф
Механика машин
- М.: Машиностроение, 2000, с.796-800.

RU 2 243 527 C1

Авторы

Бородин А.В.

Исмаилов Ш.К.

Тарута Д.В.

Ким Ч.Н.

Даты

2004-12-27Публикация

2003-06-03Подача