ДВУХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА Российский патент 2005 года по МПК B61F5/52 

Описание патента на изобретение RU2246416C2

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции двухосных тележек грузовых вагонов, в частности их боковых рам и надрессорных балок.

Длительное время в эксплуатации находилась поясная тележка с центральной ступенью рессорного подвешивания и односторонним нажатием колодок тормоза, описанная в книге “Конструирование и расчет вагонов”, Москва, 2000, рис.7.6.

В связи с недостатками поясных тележек, включая сложность изготовления и ремонта, а также низкую надежность в эксплуатации, их заменили с литыми боковыми рамами типа МТ-50 (рис.7.7,а), а затем более совершенными типа ЦНИИ-Х3-0 (ЦНИИ - прежнее название ВНИИЖТа, разработавшего конструкцию).

Прототипом изобретения является тележка модели 18-100, рассчитанная на конструкционную скорость движения 120 км/ч, состоящая из двух колесных пар с четырьмя буксовыми узлами, двух литых рам, литой надрессорной балки, двух комплектов центрального подвешивания с фрикционными гасителями колебаний и тормозной рычажной передачи.

Боковая рама отлита из низколегированной стали марок 20 ФЛ или 20 ГФЛ. Она имеет объединенные пояса и колонки, образующие в средней части проем для размещения комплекта центрального рессорного подвешивания, а по концам - буксовые проемы.

Надрессорная балка - литая из стали марок 20 ФЛ или 20 ГФЛ - имеет полую конструкцию замкнутого поперечного сечения и форму, близкую к брусу, равного сопротивления изгибу. Она отлита вместе с подпятником, служащим опорой кузова вагона, и опорами для скользунов. На каждой из двух опор скользунов крепятся перевернутые коробки с регулировочными прокладками.

Рессорное подвешивание состоит из двух комплектов, каждый из которых имеет пять, шесть или семь двухрядных цилиндрических пружин и два фрикционных гасителя колебаний.

Крупные стальные отливки имеют ряд недостатков как технологического, так и конструктивного характера. Так толщина стенок отливок не может быть меньше определенных размеров:

толщина стенки стальной отливки не может быть меньше 10 мм и повышается с увеличением общих размеров детали. Кроме того, литью свойственны дефекты в виде пор, раковин и т.д., устранение которых трудоемко. Возникает тенденция диктата цен на литье со стороны сталелитейных заводов, что также следует отнести к недостаткам аналога. К ним также относятся транспортировка литья, возврат некачественных отливок и т.д.

К недостаткам прототипа следует отнести и необходимость селекционного подбора боковых рам для достижения в размерах щелевых проемов разности величин 2 мм. И все же, селекционный подбор узлов и деталей не исключает перекос колесных пар в тележке, а это, в свою очередь, влечет за собой неравномерный износ колес.

Целью изобретения является, во-первых, повысить прочность боковых рам и надрессорных балок, во-вторых, исключить перекос осей колесных пар, приводящих к повышенному износу колес, в-третьих, исключить зависимость изготовления тележек от поставщиков литья, в-четвертых, снизить себестоимость тележки.

Эта цель достигается тем, что, во-первых, боковые рамы и надрессорная балка выполняются сварными из листового проката низколегированной стали 09Г2Д-12 или 09Г2С-св-12 ГОСТ 19281 не ниже 295 класса прочности, во-вторых, щелевые проемы боковых рам выполняются с жестким размером между собой перед установкой опорной обвязки, то есть базы боковых рам подбираются по фактическим размерам, в-третьих, отсутствие литья исключает зависимость от поставщиков-металлургов, в-четвертых, не требуется исправление литейного брака и транспортировка литья.

Технический результат, получаемый при использовании изобретения, состоит в том, что повышается качество крупногабаритных деталей боковых рам и надрессорной балки, обеспечивается возможность улучшать соосность колесных пар в тележке, снижается себестоимость продукции, исключается зависимость от поставщиков литья.

Суть технического решения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 изображен общий вид двухосной тележки грузового вагона;

на фиг.2 - двухосная тележка грузового вагона (план);

на фиг.3 - боковая рама;

на фиг.4 - поперечный разрез боковой рамы;

на фиг.5 - шкворневая балка.

Двухосная тележка грузового вагона включает две колесные пары 1 (фиг.1), оборудованные роликовыми буксами 2, на которые насажены буксовыми проемами боковые рамы 3, оборудованные по оси проемами для размещения комплекта центрального рессорного подвешивания 4. Между боковыми рамами 3 закреплена надрессорная балка 5. По оси тележки на надрессорной балке 5 жестко закреплены подпятник 6 (фиг.2) и тормозная рычажная передача 7. На надрессорной балке 5 крепятся перевернутые коробки для закрепления опор скользунов 8.

Сварная боковая рама 3 состоит из верхнего 9 (фиг.3) и нижнего 10 поясов, двух боковин 11, имеющих проемы для букс 2 и рессорного подвешивания 4. Проем для букс 2 оборудован поясом буксового проема 12, контактной планкой 13, устройством, предохраняющим выпадение колесной пары 1 при подъеме тележки 14, кронштейном домкрата 15. Проем для рессорного подвешивания 4 оборудован верхним поясом рессорного проема 16 (фиг.3, 4), поддоном для пружин 17, элементами расположения фрикционных планок 18, кронштейном крепления триангеля 19, усилением рессорного проема 20.

Надрессорная балка 5 состоит из листа верхнего концевого 21 (фиг.5), верхнего 22 и нижнего 23 силовых поясов. Подпятник 6 оборудован износостойкими элементами 24. К нижнему поясу 23 приварены ограничители перемещения пружин 25 и усиливающий лист нижнего пояса 26. В месте крепления гасителей колебаний имеются противоизносные планки 27.

Описанное изобретение включено в техническую документацию, разработанную ОАО “КВСЗ”, для создания грузовой тележки 7010.

Похожие патенты RU2246416C2

название год авторы номер документа
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ТРЕХЭЛЕМЕНТНАЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ТИПОРАЗМЕРНОГО РЯДА ТЕЛЕЖЕК 2015
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Гамзалов Станислав Джахпарович
RU2608205C2
ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2005
  • Лашко Анатолий Дмитриевич
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Омельяненко Игорь Александрович
  • Тимошина Лариса Адольфовна
  • Дейнеко Сергей Юрьевич
  • Назаренко Константин Витальевич
  • Воронович Виктор Петрович
  • Клитин Николай Алексеевич
RU2292282C1
ТРЕХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2000
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Приходько Владимир Иванович
  • Бондарь Николай Александрович
  • Воронович Виктор Петрович
  • Плютин Иван Иванович
  • Можейко Евгений Рудольфович
  • Шиляев Владимир Николаевич
RU2181090C2
Трехосная тележка 2017
  • Бороненко Юрий Павлович
  • Коршунов Владимир Сергеевич
RU2677961C2
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА СИСТЕМЫ КОЛЕСО-РЕЛЬС И КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Чупраков Егор Владимирович
  • Горбаток Сергей Анатольевич
RU2449910C2
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2005
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Омельяненко Игорь Александрович
  • Тимошина Лариса Адольфовна
  • Дейнеко Сергей Юрьевич
  • Назаренко Константин Витальевич
  • Воронович Виктор Петрович
  • Шибер Игорь Маркович
  • Масловский Николай Николаевич
  • Заславский Леонид Соломонович
RU2294295C1
ПАССАЖИРСКИЙ ВАГОН 2003
  • Приходько Владимир Иванович
  • Коробка Борис Афанасьевич
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Назаренко Леонид Иванович
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Маначинский Олег Владимирович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Шкабров Олег Анатолиевич
  • Данилко Сергей Александрович
RU2256571C1
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА, БОКОВАЯ РАМА И НАДРЕССОРНАЯ БАЛКА ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2007
  • Шарапов Анатолий Аркадьевич
  • Головизнин Борис Леонидович
  • Малых Николай Александрович
  • Ефимов Виктор Петрович
  • Левин Александр Борисович
  • Григурко Владимир Васильевич
  • Еленевский Игорь Николаевич
  • Шишков Вениамин Алексеевич
  • Андронов Владислав Анатольевич
  • Любимов Юрий Андреевич
  • Белоусов Констинтин Анатольевич
  • Щелоков Владимир Федорович
RU2373091C2
СПОСОБ РЕМОНТА ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА МОДЕЛИ 18-9598 2015
  • Комиссаров Александр Федорович
  • Иванов Александр Олегович
  • Елкин Евгений Владимирович
  • Клобуков Сергей Витальевич
  • Лебедев Геннадий Викторович
  • Володяев Андрей Владимирович
  • Петров Илья Алексеевич
RU2592030C1
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ 2004
  • Волков Валерий Андреевич
  • Чепурной Анатолий Данилович
  • Бубнов Валерий Михайлович
  • Тусиков Евгений Кондратьевич
  • Сокирко Борис Николаевич
  • Котенко Павел Николаевич
  • Бороненко Юрий Павлович
  • Орлова Анна Михайловна
  • Рудакова Екатерина Александровна
  • Васильев Сергей Геннадьевич
  • Державец Юрий Адольфович
  • Аношин Григорий Валерьевич
RU2275308C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 246 416 C2

Реферат патента 2005 года ДВУХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА

Изобретение относится к рельсовому транспорту и может быть использовано при проектировании тележек грузовых вагонов. Конструкция тележки по модели 18-100 содержит сварные боковые рамы 3 с проемами для комплектов центрального рессорного подвешивания 4, опирающиеся на буксовые узлы 2 колесных пар 1, и сварную надрессорную балку 5, которая посредством клиновых гасителей колебаний упруго связана с боковыми рамами. Боковые рамы и надрессорная балка выполнены из листового проката низколегированной стали 09Г2Д-12 или 09Г2С-св-12 ГОСТ 19281 не ниже 295 класса прочности. Технический результат изобретения заключается в повышении прочности и долговечности боковых рам и надрессорных балок, улучшении соосности осей колесных пар. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 246 416 C2

1. Двухосная тележка грузового вагона модели 18-100, содержащая боковые рамы щелевого типа, надрессорную балку, оборудованную подпятником и опорами для скользунов, комплектами центрального подвешивания и фрикционными гасителями колебаний и колесными парами с буксовыми роликовыми узлами, замкнутыми челюстями боковых рам, отличающаяся тем, что боковые рамы и надрессорная балка выполнены сварными из листового проката низколегированной стали 09Г2Д-12 или 091 2С-св-12 ГОСТ 19281 не ниже 295 класса прочности.2. Двухосная тележка грузового вагона по п.1, отличающаяся тем, что сварная боковая рама щелевого типа состоит из двух боковин, имеющих проемы под буксы и рессорный проем, нижнего и верхнего поясов, в котором установлен поддон с ограничителями под пружины и элементы крепления фрикционных планок и балочек авторежима, потолочная часть буксового проема боковой рамы оборудована съемной контактной планкой, а буксовые проемы боковой рамы оборудованы предохранителями от выпадания колесных пар при подъеме тележки.3. Двухосная тележка грузового вагона по п.1, отличающаяся тем, что сварная надрессорная балка состоит из верхнего и нижнего силовых поясов, оборудованных поверху литым подпятником, размещенным по оси, в котором закреплены износоустойчивые элементы, и опорами скользунов, балки из швеллера № 20, выполняющей роль упора для шкворня тележки, попарных опор гасителя и комплектов пружин, при этом в зоне расположения элементов авторежима в верхнем поясе выполнен вырез, к нижнему поясу приварен усиливающий лист.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2246416C2

ЛУКИН В.В
и др
Конструирование и расчет вагонов
- М.: УМК МПС России, 2000, с
Нефтяная топка для комнатных печей 1922
  • Федоров В.С.
SU326A1
Сталь углеродистая обыкновенного качества и низколегированная
Издание официальное
- М.: ИПК Издательство стандартов, 2001, с.111-122
DE 19506586 C1, 14.08.1996.

RU 2 246 416 C2

Авторы

Дейнеко Сергей Юрьевич

Приходько Владимир Иванович

Бондарь Николай Александрович

Лозовик Ирина Михайловна

Шкабров Олег Анатольевич

Роговенко Ольга Александровна

Можейко Евгений Рудольфович

Прохоров Владимир Михайлович

Лашко Анатолий Дмитриевич

Шиляев Владимир Николаевич

Кирпа Георгий Николаевич

Даты

2005-02-20Публикация

2002-12-10Подача