РЕЗОНАНСНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВАЛОВ НА КРУЧЕНИЕ Российский патент 2005 года по МПК G01M13/02 G01N3/32 

Описание патента на изобретение RU2247348C1

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для испытания на выносливость на кручение валов, преимущественно коленчатых валов.

Известен стенд для испытания коленчатых валов на усталость [1]. Стенд состоит из маховых масс, в которых закреплен испытуемый вал. Нагружение вала производится ненаправленными вибраторами, расположенными на концах маховых масс. Вибраторы работают в противофазе. Величина нагружения определяется датчиком. Регулирование ее величины определяется приводным электродвигателем.

Недостатком стенда является невозможность нагружения испытуемого вала кручением.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является стенд с замкнутым электрическим контуром для испытания зубчатых передач [2]. Стенд содержит две кинематически соединяемые через испытуемые передачи машины постоянного тока, включенные по встречно-параллельной схеме и имеющие каждая регулирующий реостат в цепи возбуждения. Для создания знакопеременной циклической нагрузки стенд снабжен круговым реостатом с приводом от регулируемого серводвигателя, включенным в цепи возбуждения машин постоянного тока.

Характер создаваемой стендом знакопеременной циклической нагрузки близок к синусоидальному и неизменен во времени, значительно отличаясь от наблюдаемого в эксплуатации. Это уменьшает достоверность результатов испытаний.

Таким образом, недостатком указанного стенда является невозможность приближения условий испытаний к эксплуатационным.

Целью изобретения является приближение условий испытания к эксплуатационным.

Для достижения указанной цели резонансный стенд содержит асинхронный электродвигатель и балансирную машину, соединяемые испытуемым валом, блок управления и резонансный датчик, установленный на испытуемом валу и включенный на вход блока управления.

Новым в резонансном стенде является его снабжение преобразователем частоты, цифроаналоговым устройством, тиристорным регулятором напряжения и инвертором. При этом один выход блока управления соединен с преобразователем частоты, включенным в цепь питания асинхронного двигателя. Другой выход блока управления последовательно соединен с цифроаналоговым устройством и тиристорным регулятором напряжения. Балансирная машина обмоткой возбуждения подключена к тиристорному регулятору напряжения, а цепь якоря - на инвертор.

На чертеже изображена принципиальная схема.

Резонансный стенд содержит асинхронный электродвигатель 1 и балансирную машину 2 независимого возбуждения, валы которых соединены испытуемым коленчатым валом 3, установленным в подшипниковых опорах 4, блок управления 5 и резонансный датчик 6, размещенный на испытуемом коленчатом вале 3 и включенный на вход блока управления 5.

Стенд снабжен преобразователем частоты 7, цифроаналоговым устройством 8, тиристорным регулятором напряжения 9 и инвертором 10.

Преобразователь частоты 7 соединен с одним выходом блока управления 5 и включен в цепь питания асинхронного электродвигателя 1.

Цифроаналоговое устройство 8 предназначено для изменения условий испытания и приближения их к эксплуатационным.

Тиристорный регулятор напряжения 9 подключен к обмотке возбуждения параллельно балансирной машине 2 и регулирует величину тока возбуждения в обмотке.

Цифроаналоговое устройство 8 и тиристорный регулятор напряжения 9 последовательно соединены со вторым выходом блока управления 5.

Инвертор 10, включенный в цепь якоря балансирной машины 2, рекуперируют энергию во внешнюю трехфазную сеть.

В стенде могут быть использованы следующие общеизвестные технические элементы: блок управления - комплексное тиристорное устройство типа КТУ 230/50РР (230 В, 50 кВт); преобразователь частоты - тиристорный преобразователь частоты типа ТПЧ-15 (15 кВА); цифроаналоговое устройство типа К594ПА1 (число разрядов 12, напряжение питания 5 В); тиристорный регулятор напряжения - импульсный типа РИТ-2-150-40/24У2; инвертор типа ТПЧ-15 (15 кВА).

Стенд работает следующим образом.

Асинхронный электродвигатель 1 включают в цепь питания и преобразователем частоты 7 создают на его валу нагрузочный момент, который передается на испытуемый коленчатый вал 3. Частота и амплитуда пульсации момента задается блоком управления 5. Одновременно вал 3 нагружают тормозным моментом включенной балансирной машины 2. Степень загрузки коленчатого вала 3 определяется величиной тормозного момента на валу балансирной машины 2, который зависит от тока, проходящего через обмотку возбуждения. Величина тока возбуждения регулируется тиристорным регулятором напряжения 9. Балансирная машина 2, работающая генератором, нагружается на инвертор 10, который регулирует энергию в трехфазную сеть.

Плавно увеличивая преобразователем 7 частоту питания электродвигателя 1, создают блоком управления 5 условия испытания коленчатого вала 3 в резонансном режиме.

Для этого сигнал резонансного датчика частоты 6, установленного на валу 3, поступая в блок управления 5, сравнивается по величине с предыдущим сигналом. Если пришедший сигнал больше предыдущего, блок управления 5 увеличивает через преобразователь 7 частоту питания электродвигателя 1 (и наоборот). При этом частота пульсации нагрузочного момента увеличивается и приближается к резонансной.

Для достижения характера нагружения испытуемого вала 3 крутящим моментом, близким к эксплуатационному, перед началом испытаний в цифроаналоговое устройство 8 вводят характеристики наиболее часто встречающегося в эксплуатации режима нагружения испытуемого коленчатого вала. По сигналу цифроаналогового устройства 8 тиристорный регулятор напряжения 9 изменяет величину тока, проходящего по обмотке возбуждения 11 балансирной машины 2. При увеличении величины тока в обмотке возбуждения 11 тормозной момент на валу балансирной машины 2 возрастает. Уменьшение величины протекаемого через обмотку возбуждения 11 тока приводит к снижению тормозного момента на валу балансировочной машины 2. Таким образом, действие тиристорного регулятора напряжения 9 обеспечивает наложение дополнительной составляющей - тормозного момента балансирной машины - на основное нагружение, создаваемое электромагнитным моментом асинхронного электродвигателя 1. Это позволяет получить на испытуемом коленчатом вале 3 нагружающий крутящий момент, близкий к наблюдаемому в эксплуатации.

Технико-экономические преимущества изобретения в сравнении с прототипом заключаются во включении в схему стенда преобразователя частоты, цифроаналогового устройства, тиристорного регулятора напряжения и инвертора при соответствующем их соединении с блоком управления, асинхронным электродвигателем, балансирной машины и между собой.

Это обеспечивает приближение условий испытаний к наблюдаемым в эксплуатации, что увеличивает достоверность испытаний.

Кроме того, часть затраченной на привод стенда энергии рекуперируется через инвертор в трехфазную электрическую сеть, что повышает экономичность стенда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Журнал "Motortechnische Zeitschrift", № 37, 1976, № 5, с.201-207.

2. А.с. СССР №291122, G 01 M 13/02, 1969.

Похожие патенты RU2247348C1

название год авторы номер документа
Стенд для испытания передач 1983
  • Боровиков Михаил Алексеевич
  • Иванов Гелий Михайлович
  • Новиков Владислав Иванович
  • Белов Игорь Николаевич
  • Ермак Владимир Никифорович
SU1096516A1
Стенд для испытания механических передач 1983
  • Боровиков Михаил Алексеевич
  • Белов Игорь Николаевич
  • Иванов Гелий Михайлович
SU1153251A1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ СИЛОВЫХ ПЕРЕДАЧ 2013
  • Иванов Гелий Михайлович
  • Осипов Олег Иванович
  • Наживин Андрей Евгеньевич
  • Новиков Владислав Иванович
RU2554339C2
НАГРУЖАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО СТЕНДА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Грибов Игорь Наумович
RU2032889C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ПОД НАГРУЗКОЙ 2007
  • Леоненко Сергей Сергеевич
  • Леоненко Алексей Сергеевич
  • Прокопьев Алексей Юрьевич
RU2334993C1
Нагружающее устройство стенда для испытания двигателей внутреннего сгорания 1984
  • Хватов Станислав Вячеславович
  • Титов Владимир Георгиевич
  • Муравьев Григорий Леонидович
  • Лазарев Сергей Владимирович
  • Цыпкайкин Владимир Федотович
SU1260711A1
Стенд для испытания передач 1979
  • Ожерельев Владимир Иванович
SU847123A1
Способ нагружения асинхронного двигателя при его испытании методом взаимной нагрузки 2019
  • Харламов Виктор Васильевич
  • Попов Денис Игоревич
RU2712741C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ТОПЛИВНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 1991
  • Сторожев Г.А.
RU2008642C1
Стенд для обкатки и испытания передач 1985
  • Калинин Лев Андреевич
  • Янукович Генрих Иосифович
  • Шипуль Павел Тимофеевич
  • Сердешнов Анатолий Петрович
  • Счастный Валерий Петрович
  • Гурин Владимир Владимирович
SU1330489A1

Реферат патента 2005 года РЕЗОНАНСНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВАЛОВ НА КРУЧЕНИЕ

Изобретение относится к испытательной технике. Резонансный стенд для испытания валов на кручение состоит из асинхронного электродвигателя и балансирной машины, соединяемых испытуемым валом, блока управления и резонансного датчика, установленного на испытуемом валу и включенного на вход блока управления. Стенд снабжен преобразователем частоты, цифроаналоговым устройством, тиристорным регулятором напряжения и инвертором. Один выход блока управления соединен с преобразователем частоты, включенным в цепь питания асинхронного двигателя, а другой выход блока управления последовательно соединен с цифроаналоговым устройством и тиристорным регулятором напряжения, к которому подключена обмотка возбуждения балансирной машины, а цепь якоря балансирной машины включена на инвертор. Технический результат: повышение точности испытаний. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 247 348 C1

Резонансный стенд для испытания валов на кручение, содержащий асинхронный электродвигатель и балансирную машину, соединяемые испытуемым валом, блок управления и резонансный датчик, установленный на испытуемом валу и включенный на вход блока управления, отличающийся тем, что, с целью приближения условий испытания к эксплуатационным, стенд снабжен преобразователем частоты, цифроаналоговым устройством, тиристорным регулятором напряжения и инвертором, при этом один выход блока управления соединен с преобразователем частоты, включенным в цепь питания асинхронного двигателя, а другой выход блока управления последовательно соединен с цифроаналоговым устройством и тиристорным регулятором напряжения, к которому подключена обмотка возбуждения балансирной машины, а цепь якоря балансирной машины включена на инвертор.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2247348C1

Стенд с инерционным силовозбуждением для испытания деталей типа вал на усталость при кручении 1990
  • Кривецкий Владимир Михайлович
  • Гузовина Лидия Кузьминична
  • Шамин Александр Николаевич
SU1776893A1
Стенд для резонансных испытаний торсионных валов 1989
  • Коротаев Александр Дмитриевич
  • Цылев Павел Николаевич
  • Мошев Василий Борисович
  • Николаев Александр Юрьевич
  • Огарков Евгений Матвеевич
  • Русов Валерий Александрович
  • Сидельников Леонид Григорьевич
  • Буянов Александр Петрович
  • Рожин Владимир Иванович
  • Прокофьев Николай Константинович
SU1656399A1
Резонансный стенд для испытания валов 1980
  • Васильев Глеб Лукьянович
  • Фокин Юрий Иосифович
  • Моисеенко Михаил Анатольевич
SU887969A1
Стенд для испытания торсионных валов на усталость 1976
  • Курзин Геннадий Сергеевич
  • Катаниченко Владимир Евгеньевич
  • Филатов Владимир Никанорович
SU626389A1
JP 59040231 А, 05.03.1984.

RU 2 247 348 C1

Авторы

Лемешко В.И.

Багров Г.В.

Ивахин А.И.

Хохлов Д.А.

Фокин Ю.И.

Травиничев В.И.

Даты

2005-02-27Публикация

2003-06-30Подача