Заявляемое изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано в стационарных и амбулаторных условиях для восстановления психоречевого развития двигательных нарушений, например, у детей с ДЦП, атипичным аутизмом.
Известен способ обучения плаванию и водная гимнастика детей грудного, раннего и дошкольного возраста см. патент РФ №2717150 от 18.03.2020. Данный способ предусматривает проведение водных процедур с погружением в воду и проведение в воде гимнастических упражнений, каждое упражнение проводят с подготовительной, основной и заключительной частями, группы упражнений на укрепление мышц и развитие суставов верхних, нижних конечностей, шейно-воротниковой зоны и спины, причем группы упражнений чередуют, повторяя упражнения каждой группы по 2-3 раза, после выполнения упражнений одной группы делают упражнение на расслабление, после чего делают серию упражнений из другой группы.
Наиболее близким решением является способ восстановления двигательных нарушений у новорожденных см. патент РФ №2466703 от 20.11.2012. Способ восстановления двигательных нарушений у новорожденных с дисплазией тазобедренного сустава, предусматривающий проведение водных процедур с погружением в воду и проведение в воде гимнастических упражнений. При этом предварительно проводят обследование ребенка, проведение водных процедур с погружением в воду осуществляют в форме индивидуальных или малогрупповых занятий не менее 3 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45-50 мин, перед проведением водных процедур в помещении с температурой 24-26°С проводят воздействие на ребенка массажем, затем выполняют с ребенком комплекс гимнастических упражнений направленных на восстановления двигательных нарушений.
Недостатками указанных выше способов является невозможность использования их для лечения детей с психоречевыми отклонениями, такие как, ДЦП, аутизм.
Заявленное решение позволит устранить указанные недостатки.
Заявленный способ позволяет ускорить психоречевое развитие и социальную адаптацию ребенка.
Способ восстановления психоречевого развития и двигательных нарушений у детей включает:
- предварительное обследование ребенка,
- проведение водных процедур с погружением в воду и проведение в воде упражнений.
При этом водные процедуры проводят одновременно с музыкальным сопровождением,
где перед водными процедурами, проводят привыкание ребенка к месту проведения водных процедур, выясняя его: любимые музыкальные мелодии и/или песни, цвета, игрушки, степень освещения, запахи,
а восстановление психоречевого развития и двигательных нарушений ребенка осуществляется проведением следующих упражнений:
- первое упражнение, заключающееся в создании интереса у ребенка, для этого кладут ребенка в воду, при поддержке инструктора, в положение на живот, и выкладывают любимые игрушки ребенка напротив него, добиваясь от него работы ногами и руками, при этом упражнение проводят при исполнении любимой музыкальной мелодии и/или песни ребенка в заданном темпе,
- второе упражнение, заключающееся в усложнении первого упражнения, путем изменения расположения тела ребенка в воде,
- третье упражнение «сбор игрушек», заключающееся в усложнении первого или второго упражнения, путем сбора любимых ребенком игрушек в корзину, закрепленную на бортике места проведения процедур,
- четвертое упражнение «сбор игрушек», заключающееся в усложнении первого или второго упражнения, путем сбора любимых ребенком игрушек в две или более корзины в зависимости от их характеристик,
- пятое упражнение «сбор игрушек», заключающееся в усложнении первого или второго упражнения, путем сбора любимых ребенком игрушек в две или более корзины в зависимости от их характеристик, при этом, по меньшей мере, одну корзину выполняют свободно плавающей на поверхности воды;
- шестое упражнение «пузырики», заключающееся в выравнивании инструктором ребенка в воде в горизонтальном направлении, так чтобы ушные проходы были так же в воде и осуществление движения тела ребенка по воде, при периодическом выдувании воздуха в воду, и последующее предложение ребенку нудла для плавания, для его удержания на воде без поддержки инструктора;
- седьмое упражнение «бубен», заключающееся в том, что при поддержке инструктора либо без, ребенок, выдуванием воздуха изо рта должен направлять мячики, находящиеся в воде в бубен, закрепленный на бортике места проведения процедур,
- восьмое упражнение «лягушата», заключающееся в том, что при поддержке инструктора либо без, осуществляют расположение ребенка на плавающем плотике и начинают покачивать его в такт любимой исполняемой музыкальной мелодии и/или песни ребенка, при одновременном отбивании такта, посредством кастаньеты, инструктором и ребенком.
Кроме того все водные упражнения выполняются в условиях, любимых ребенком освещения и/или запахов.
Упражнения 6-8 могут выполняться перед упражнением по сбору игрушек.
Также дополнительно могут выполнять упражнение «хвостик», заключающееся в том, что инструктор держит ребенка вертикально и в такт музыкального сопровождения выполняет пассивные упражнения телом ребенка, делая акцент пальцами на различные части ребенка.
Также могут дополнительно выполнять упражнение «решетка», заключающееся в том, что ребенок инструктором или посредством круга располагается в вертикальном положении, покачиваясь на воде, и проводит рукой, при помощи инструктора или самостоятельно, по решетке, издающей звуки.
Также могут дополнительно выполняют упражнение «колобок» заключающееся в том, что при поддержке инструктора либо без, осуществляют расположение ребенка на плавающем плотике с одним или несколькими отверстиями в каждом из которых расположен выступающий мячик, ребенку дают в руку игрушку молоточек - пищалку, который при ударе издает характерный звук, после чего, при содействии инструктора или без, ребенок осуществляет удары молоточком по шарику с произведением соответствующего звука.
Сбор любимых ребенком игрушек в корзины в зависимости от их характеристик осуществляют по цветам и/или по характеристикам овощи/фрукты, животные/люди, звери/птицы.
Игрушки могут выполнять с шумовым наполнением.
Каждое упражнение п. 1, при необходимости, может повторяться при исполнении любимой музыкальной мелодии и/или песни ребенка в ускоренном или нарастающем темпе.
Любимую песню ребенка может исполнять инструктор.
Все упражнения, как правило, выполняются в бассейне.
Предлагаемый способ «музыка в воде» был опробован на практике.
Э. А. 02.02.2018 года рождения. Обратилась за реабилитацией в возрасте 4 г. 1 мес. с жалобами на задержку психоречевого развития, выраженное нарушение эмоционально-волевой сферы, отсутствие социальной адаптации.
Реабилитация проходила в течение трех месяцев два раза в неделю.
Данные анамнеза: беременность протекала стандартно без угрозы прерывания. Самостоятельные роды, девочка появилась на свет с показателями 8/9 по шкале Апгар. На первом году жизни выявлялись следующие отклонения от нормы: слабая реакция на кормление, не искала грудь, не было реакции на мокрый подгузник, не было реакции на болевые раздражители, в том числе на прививки. Ребенок не реагировал на взрослых, предметы, события должным образом. Гуление и лепет соответствовал возрастным нормам. После года стали проявляться вспышки агрессии, в том числе самоагрессии. Далее наблюдалась утрата первичных речевых навыков. Нарушение сна - плохо засыпала, частые просыпания. Далее стало очевидным, что девочка не смотрела в ту же сторону, что и взрослые, когда они старались привлечь внимание к чему-то интересному, не указывала на что-то с целью привлечь внимание взрослого и поддержания интереса (отсутствие указательного жеста). Отсутствовал зрительный контакт.
По данным осмотра невролога в возрасте 4 лет - в контакт девочка вступает с трудом, двигательная расторможенность и повышенная возбудимость, нарушение координации движений, диспраксия, расстройство развития речи и нарушение артикуляции, дисгармоничное психомоторное развитие, особенности сенсорного восприятия.
По данным логопеда - в устной речи у девочки выявлено нарушение произносительной стороны речи. Имеется расстройство фонационного оформления высказываний, что выражается в проблеме голосообразования, интонационно-мелодической, темпо-ритмической организации высказывания и нарушение звукопроизносительной способности. Выявлена диссоциация между акустической и смысловой сторонами речи.
По данным психолога - первый контакт с ребенком через маму. Задания выполняет не сразу. К очередному заданию стало понятно, что проблема не с пониманием, а с отсутствием потребности у девочки в их выполнении. Много реакции на ту или иную просьбу криком. Работоспособность низкая, повышена истощаемость внимания. У девочки хорошая слуховая механическая память - рекламные ролики, большое количество песенок из детских мультиков. Освоила буквы, но большое количество времени требуется, чтобы заинтересовать девочку в демонстрации приобретенных навыков. В глаза не смотрит, протест выражает криком, отсутствие коммуникации.
На основании клинического неврологического и дополнительных методов обследования поставлен диагноз: F 84, 12 Атипичный аутизм со специфической задержкой психоречевого развития, выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, неполной социальной адаптацией.
Далее проведена реабилитация в соответствии с заявленной методикой, а именно - первые занятия были направлены на привыкание девочки к предлагаемым обстоятельствам в рамках бассейна (новые ощущения, звуки, запахи, освещение).
Т.к. поведение ребенка было полевым, то задачей специалиста было наблюдать и найти те интересы, которые переведут ее дальнейшие действия из полевых в волевые. Обязательны вводные данные от родителей - что любит: делать, слушать, на что смотреть, любимый цвет и т.д. Для того, чтобы пациент спокойно зашла в воду, были подобраны, часто выбираемые ребенком игрушки-шейкеры, являющиеся музыкальными инструментами из разряда перкуссия с мягким звучанием - фрукты и овощи. Они заинтересовали ребенка и так началось упражнение - «сбор игрушек». Благодаря поддержке инструктора в воде двумя руками за корпус (положение на груди) девочка стала самостоятельно работать ногами и грести руками по направлению к цветным шейкерам (игрушкам). Изначально инструктор-терапевт пел песню в темпе, в котором двигалась девочка, в последующем он задавал темп своим пением, и девочка «плыла» с большей скоростью.
В процессе общения с инструктором и реабилитации девочки данное упражнение приобретало новые формы и усложнялось. За предметами - на груди, когда взяла предмет и несет в корзину - на спине. В этом случае тело пациента находится в полугоризонтальном положении с опорой на инструктора. При пении инструктора ребенок «слышит спиной», т.к. включается тактильный анализатор, который у детей как правило более сохранен. На третьем занятии нужно было собрать только все фрукты либо овощи в корзину. На шестом занятии надо было складывать фрукты в одну, а овощи в другую (при этом одна корзина статична на бортике бассейна, а другая плавает на поверхности воды). Затем инструктор использовал еще одну корзину, которую держала в руках мама и задача усложнилась в сортировке по цветам - все красные (на следующем занятии зеленые, на следующем желтые и т.д.) шейкеры-игрушки вне зависимости от названия в конце задания собрать для мамы. Такие задачи девочка стала выполнять после нашей восьмой встречи. Преимуществом данного упражнения является звуковая мотивация. Где, получив желаемый предмет, Э. с легкостью и удовольствием извлекала звук из простейших шумовых инструментов. Когда задание выполнялось полностью, инструктор с мамой пели вдвоем любимую песню девочки, сопровождая пение звучанием шейкеров и здесь обязательно прихлопывание, пристукивание, любое метричное сопровождение со стороны ребенка. Т.к. это способствует межполушарному развитию в том числе. В среднем данное упражнение выполняется 7-10 мин. Уже во время четвертого занятия инструктор смог перевести ребенка в автономный режим нахождения на поверхности воды с помощью нудла без поддержки руками.
Этому поспособствовало другое упражнение на доверие и удержание собственного тела на поверхности воды - «Музыкальные пузырики»:
- Пациент укладывается на поверхность воды горизонтально в положение на спине. Важно - четкая горизонтальная линия относительно позвоночника, чтобы ушные проходы были так же в воде. И с помощью инструктора начинается движение по воде в той скорости, которая на данный момент удобна ребенку. Возможно статичное положение тела без передвижения. Инструктор воспроизводит любимую песню пациента, интонируя и выдувая воздух (образуя пузыри) в воду.
Т.к. плотность воды больше плотности воздуха, то скорость передачи звука в воде примерно в пять раз быстрее. Ухо слышит хуже, а скорость восприятия/ощущения его выше.
Данное упражнение выполняется 5-10 мин. К четвертому занятию Э. стала использовать указательный жест, идентифицируя меня - инструктора. И определила мне имя - «рыба». К восьмому занятию у пациента появилось самостоятельное скольжение по воде с отталкиванием от бортика бассейна.
Т.к. при сборе анамнеза была выявлена психоречевая проблема, то для ее решения было выбрано следующее упражнение - «Бубен».
Бубен крепится на бортике бассейна, на поверхности воды разбрасываются теннисные мячики, и задача пациента с помощью выдувания воздуха изо рта направлять мячики в бубен. При попадании в который издается характерный для этого инструмента звук. Решается сразу несколько задач:
- ориентация в пространстве
- управление собственным телом (девочка передвигалась горизонтально на животе с помощью нудла без помощи инструктора)
- логопедические задачи (с помощью выдувания воздуха разрабатываем речевой аппарат)
- волевые действия пациента.
К пятому занятию у Э. стало получаться своими действиями направлять мячик в нужном направлении, на 7-ом занятии девочке понравилось озвучивать свои действия, на 8-ом она самостоятельно опустила лицо в толщу воды и выдувала воздух непосредственно в воду.
Именно это упражнение послужило началом для самостоятельных погружений и ныряний девочки, а также самостоятельному передвижению в воде без помощи плавательных средств.
Также выполнялось упражнение «Лягушата» на:
стимуляцию и развитие мозжечка (ориентир в пространстве), развитие и появление новых межполушарных связей, преодоления боязни совершения самостоятельных действий без помощи взрослого.
Используется инвентарь для бассейна «Плотик».
Ребенок в положении сидя на плотике, инструктор поет песенку покачивает плот из стороны в сторону, либо создает ритмические качи в такт (тренировка мозжечка). При этом в одной руке у инструктора кастаньет (у меня в виде лягушонка), второй кастаньет лежит на плотике, после чего девочка заинтересовалась и стала извлекать из него звук.
«четверо лягушат дружно на пне сидят, дружно на пне сидят, вкусных червячков едят.
Ням-ням, ням-ням …….
Вдруг в лужу один нырнул, в теплой воде уснул»
(НА ЭТИХ СЛОВАХ ВАЖНО ЛИБО ИНСТРУКТОРУ САМОМУ СВОИМИ РУКАМИ ВЗЯТЬ РЕБЕНКА и помочь погрузиться в воду, ЛИБО НАПРАВИТЬ ЕГО, ЛИБО ПОЗВАТЬ В ВОДУ, ЧТОБЫ ОН САМОСТОЯТЕЛЬНО СПРЫГНУЛ С ПЛОТИКА).
В песне 4 куплета с одинаковыми словами-действиями, что способствует формированию четких, но при этом самостоятельных и понимаемых действий ребенка.
Упражнение выполняется 5-7 мин. в зависимости от скорости восприятия и отклика в действиях со стороны ребенка.
Уже на третьем занятии Э. на словах песни «вдруг у лужи один нырнул» стала подаваться телом вперед с плота. А на седьмом занятии самостоятельно прыгнула в воду. После чего пространство бассейна было ей исследовано полностью самостоятельно без поддержки рук тренера и вспомогательных плавательных средств.
Упражнения «Музыкальные пузырики», «Бубен» и «Лягушата» выполняются, как правило, последовательно до или после упражнения по сбору игрушек.
Пройдя подобного рода реабилитацию у девочки произошел явный прогресс в коммуникации:
- появился указательный жест,
- появился контакт глаза в глаза,
- использование речи (отдельные слова) именно для выражения события, чувства, эмоции (устала, дай мяч и т.д.),
- речь раскрашена эмоционально и звуками,
- действия стали более четкими и направленными,
- появились понятия: оттуда-туда; возьми это - положи то; забери у меня - отдай маме и т.д.
- появился счет,
- появились название предметов,
На занятиях в бассейне поведение уже стало волевым.
В течение последующих трех месяцев девочка находилась в летнем реабилитационном лагере для детей с РАС. Где специалистами были отмечены следующие положительные моменты: контактность, развитая моторика, возможность взаимодействия с пациентом, понимание обращенной речи.
Применение предлагаемого способа «Музыка в воде» на примере с ребенком, которому поставлен диагноз - Инсульт в возрасте 7 дней с момента рождения.
Основной диагноз: Р61.8 Тромбоз левого поперечного, сагиттального и прямого венозных синусов.
Сопутствующие заболевания: Р91.8 Венозный инсульт области таламусов, преимущественно слева. Синдром двигательных нарушений. Р90 Симптоматические судороги Р91.0 Ишемия мозга 3ст.
Пациент А. 07.07.2021 г.р. поступил на реабилитацию в возрасте 7 мес. с жалобами на задержку в развитии: отсутствие переворота на спину через правую сторону, отсутствие захвата пальцами правой руки, отсутствие положения сидя, отсутствие ползания и т.д. С психологической стороны - отсутствие ясных фаз бодрствования и сна, частые смены настроения, стремительные и яркие негативные реакции (возможный испуг вплоть до истерики) на происходящие вокруг события, начиная от собственного чихания до звуков за окном.
Далее проведена реабилитация в соответствии с предлагаемым способом на протяжении четырех месяцев регулярно три раза в неделю. И выполнялись на каждом занятии последовательно следующие упражнения:
Упражнение «Сбор игрушек». Для выполнения данного упражнения были использованы музыкальные шейкеры в виде разноцветных яиц. НО - разных производителей - различные размеры, цвета, фактура, звучание. Выполнялось также, как и упражнение «Сбор игрушек», подробно описанное выше в работе с диагнозом РАС. Только за счет исключительно малой формы шейкеров у малыша есть возможность самостоятельного захвата одной рукой любой из игрушек. Можно использовать самодельные шейкеры из пластиковых яиц от шоколадных сюрпризов, начинив их по-разному и сделав герметичными. У пациента появляется повышенная мотивация из-за разного цвета, звучания, и в тоже время доступности и удобства в захвате. Помимо этого происходит большее развитие нейронных связей за счет разной фактуры и тактильного восприятия предметов (гладкие, шершавые, с выпуклостями). А также небольшой разницы в объеме шейкеров.
Выполняется на каждом занятии регулярно в течение 7-10 мин.
«Музыкальные пузырики» также описано выше (на примере гидрореабилитации с диагнозом РАС). Выполняется на каждом занятии регулярно в течении 5-10 мин.
«Бубен» также описано выше (на примере гидрореабилитации с диагнозом РАС). Выполняется на каждом занятии регулярно в течение 5-10 мин. и
«Лягушата» - также описано выше (на примере гидрореабилитации с диагнозом РАС). Выполняется на каждом занятии регулярно в течение 5-7 мин.
Кроме того, для данного пациента дополнительно выполнялись следующие упражнения:
1) упражнение «Хвостик» - смысл его выполнения в снятии напряжения мышц тела в толще воды при поддержке инструктора. Специалист исполняет определенную песенку в том метро-ритме, который соответствует состоянию малыша в данный момент (это важно, т.к. излишние переживания пациента могут привести к возможному обострению диагноза). При этом специалист держит ребенка вертикально и в такт музыкального сопровождения выполняет пассивные упражнения телом ребенка, делая акцент пальцами на копчик малыша (чтобы снять напряжение в нижнем отделе позвоночника). Делает акцент на расслабление ШОП с помощью физических свойств воды. Делая акцент на нижний отдел живота, дабы привести в нормальное состояние работу ЖКТ. Делаем акценты и меняем положение тела ребенка во время сильных долей звучащей песенки. Таким образом специалист не вносит дисбаланс в первичное состояние ребенка, начиная работать своими руками и чувствуя состояние малыша. Интегрирует это состояние за счет ускорения или замедления движения в воде с помощью музыкальной составляющей. Выполняется упражнение 5-7 мин.
2) упражнение «Решетка» - может выполняться регулярно на каждом занятии 5-7 мин.: смена положения тела в воде на вертикальное, где возможно использование круга на шею. Основной «музыкальный инструмент» - решетка бассейна (м.б. любая не штатная вентиляционная решетка, издающая характерный звук-треск при соприкосновении). Где выбирается любая песенка, в такт которой ребенок проводит поочередно или вместе пальцами ладошки или ладошками по решетке. Если к этим выполняемым задачам прибавить покачивания в ритм на воде малыша, то эффект выполнения данного упражнения усилится за счет включения межполушарных связей. Не очень понятно, как выполняется данное упражнение, просьба раскрыть его поподробнее.
3) Упражнение «Колобок» выполняется с использованием инвентаря - «Плотик» (такое же, как и в упражнении «Лягушата») это плавательное средство из толстого поролона, которое позволяет ребенку достаточно уверенно находиться на его поверхности. Как правило, подобные конструкции имеют несколько отверстий круглой формы. Ребенок помещается на плотик в положении сидя, и ему дают в руку игрушку молоточек - пищалку, который при ударе издает характерный звук. Использую захват кисти правой руки ребенка, которая после повреждения левого полушария мозга менее развита и подвижна. В отверстия плотика помещаю теннисные мячики - они маленькие и легкие, что позволяет им находится в отверстиях плотика и не тонуть. Смысл упражнения - молоточком попасть по теннисным мячикам в отверстиях плотика. При этом малышу необходимо целенаправленно действовать мало подвижной рукой. Но желание выбить мячик и услышать желанный звук молоточка вынуждают концентрироваться мозг на столь сложном действии. При котором дополнительно к межполушарным связям развивается мозжечок, который отвечает за ориентацию в пространстве. Это происходит потому, что при выполнении данного упражнения пациент балансирует на неустойчивой поверхности.
Пройдя подобного рода реабилитацию у пациента произошел явный прогресс в физическом развитии и психологическом состоянии:
- стабилизировался сон,
- появился график бодрствования и сна,
- стабилизировалось настроение и реакция на происходящие вокруг события,
- появились слоги, эмоционально окрашенные речевые обращения,
- действия стали более четкими и направленными,
- уверенный переворот на спину через правую сторону,
- перевороты со спины на живот через обе стороны,
- захват пальцами правой руки (отсутствие контрактур),
- ребенок самостоятельно принимает положение сидя через левый поворот туловищем,
- через правую сторону уверенная поза «русалочка».
- ползание по-пластунски,
- уверенные четвереньки с раскачиванием тела,
- вертикализация тела у опоры и самостоятельное передвижение на малое расстояние с помощью рук,
- ориентируется в пространстве и понятия: оттуда - туда; возьми это - положи то; забери - отдай и т.д.
После чего малыш провел месяц на реабилитации в медицинском центре, где специалистами был отмечен ряд положительных моментов в развитии ребенка с данным диагнозом и отличие его от других пациентов с подобным заболеванием. Ряд проблем отсутствовал полностью. Таких, как наличие контрактур и отсутствие мелкой моторики поврежденной руки. Пальцы правой ноги так же подвижны и активны.
Применение предлагаемого способа «Музыка в воде» на примере с ребенком, у которого выявлен хромосомный дисбаланс - трисомия короткого плеча 12й хромосомы на 20й неделе беременности. Хроническая гипоксия плода при беременности. При рождении по Абгар 8/8. В родах - перелом правой ключицы. В настоящее время наблюдается у невролога с основным диагнозом: последствия перинатального поражения ЦНС, синдром мышечной гипотонии.
Объективно по предоставленным данным на момент обращения за реабилитацией в возрасте 8 мес. – Ф., мальчик с мышечным гипотонусом, переворачивается со спины на живот больше через левую сторону. С живота на спину переворота нет. Удерживает голову в положении на предплечьях не продолжительное время. В вертикальном положении голова заваливается назад. Не ползает, лежа на животе вокруг своей оси не вращается. Общение с окружающим миром эмоционально не окрашено. Отсутствие реакций на происходящее вокруг события. Плохо удерживает внимание на предметах. Слабый интерес к игрушкам.
Далее проведена реабилитация в соответствии с заявленной методикой регулярно два раза в неделю. И выполнялись на каждом занятии последовательно следующие упражнения:
«Сбор игрушек»
«Музыкальные пузырики»
«Бубен»
«Лягушата»
Кроме того, для данного пациента дополнительно выполнялись следующие упражнения:
«Хвостик» и «Решетка», описанные выше для пациента с диагнозом - Инсульт.
Особенность работы именно с этим ребенком заключалась в том, чтобы все упражнения выполнялись со сменой ТЕМПА - один раз быстро, один медленно и чередование несколько раз в зависимости от психофизического состояния ребенка. Таким образом, время на выполнение каждого упражнения затрачивается больше. Значит самих упражнений на каждом занятии будет не 5-6, а не более 3-х. Смена темпа при выполнении каждого упражнения и многократное повторение необходимо данному пациенту, чтобы запустить процесс формирования и укрепления новых нейронных связей. ВАЖНО, т.к. ребенок мало отзывчив, необходимо организовать отдых для мозга и между музыкально окрашенными упражнения делать МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАУЗЫ. Во время которых принимать ребенку то положение тела в воде, которое максимально поможет снять физическое и эмоциональное напряжение малыша (с помощью плав. средств или поддержек инструктора). Подобного рода «отдых» организовываем без музыкального сопровождения.
Пройдя подобного рода реабилитацию в течение трех с половиной месяцев у пациента произошли следующие изменения:
- переворачивается со спины на живот через обе стороны,
- появились повороты с живота на спину,
- удерживает стабильно голову в положении на предплечьях,
- в вертикальном положении держит самостоятельно голову несколько секунд без заваливания назад,
- в положении на животе появилось желание передвижения вперед, что проявляется характерным сгибанием ног,
- появился интерес к игрушкам,
- стал тянуться к игрушкам,
- удерживает внимание на предметах,
- проявление настроений на занятиях - улыбка или иная мимика во взаимодействии с инструктором, на музыкальное сопровождение, на воду.
Заявляемый способ был опробован на большом количестве детей с нарушениями психоречевого развития и замедленного развития в результате чего было выявлено, что он в 99% случаев позволяет восстанавливать моторику рук/ног, значительно ускорить психоречевое развитие ребенка и улучшает социальную адаптацию ребенка в обществе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ активизации психических возможностей у детей с тяжелой черепно-мозговой травмой | 2016 |
|
RU2625650C1 |
Способ проведения упражнений для коррекции речевых нарушений | 2022 |
|
RU2804190C1 |
Способ коррекции психического развития и мозговой деятельности детей с нейросиндромом - дисфункция промежуточного и среднего мозга - через коррекцию "Образа Я" | 2020 |
|
RU2761717C1 |
СПОСОБ СОВМЕСТНОЙ КАНИС- И ИППОТЕРАПИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2020 |
|
RU2771878C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2020 |
|
RU2746661C1 |
Способ развития речи у детей старше 4 лет после операции кохлеарной имплантации | 2023 |
|
RU2809692C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
Набор пособий для осуществления комплексного способа повышения мотивации речи | 2022 |
|
RU2796187C1 |
Комплексный способ запуска, стимуляции и формирования диалоговой речи у детей | 2022 |
|
RU2808348C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ | 2004 |
|
RU2248227C1 |
Изобретение относится к медицине. Проводят предварительное обследование ребенка. Проводят водные процедуры с погружением в воду и проведение в воде упражнений. При этом все водные процедуры проводят одновременно с музыкальным сопровождением. Перед водными процедурами проводят привыкание ребенка, выясняя его любимые музыкальные мелодии и/или песни, цвета, игрушки, степень освещения, запахи. Способ обеспечивает ускорение восстановления психоречевого развития и двигательных нарушений у детей и их социальную адаптацию. 9 з.п. ф-лы., 3 пр.
1. Способ восстановления психоречевого развития и двигательных нарушений у детей, включающий:
- предварительное обследование ребенка,
- проведение водных процедур с погружением в воду и проведение в воде упражнений, отличающийся тем, что все водные процедуры проводят одновременно с музыкальным сопровождением, где перед водными процедурами, проводят привыкание ребенка к месту проведения водных процедур, выясняя его: любимые музыкальные мелодии и/или песни, цвета, игрушки, степень освещения, запахи, при этом восстановление психоречевого развития и двигательных нарушений ребенка осуществляется проведением следующих упражнений:
- первое упражнение, заключающееся в создании интереса у ребенка, для этого кладут ребенка в воду, при поддержке инструктора, в положение на живот, и выкладывают напротив него игрушки–шейкеры, выполненные с возможностью издавать различные звуки, добиваясь от ребенка работы ногами и руками, при этом упражнение проводят при исполнении любимой музыкальной мелодии и/или песни ребенка в заданном темпе,
- второе упражнение, заключающееся в усложнении первого упражнения, путем изменения расположения тела ребенка в воде,
- третье упражнение «сбор игрушек», заключается в усложнении первого или второго упражнения, путем сбора любимых ребенком игрушек в корзину, закрепленную на бортике места проведения процедур,
- четвертое упражнение «сбор игрушек», заключается в усложнении первого или второго упражнения, путем сбора любимых ребенком игрушек в две или более корзины в зависимости от их характеристик,
- пятое упражнение «сбор игрушек», заключается в усложнении первого или второго упражнения, путем сбора любимых ребенком игрушек в две или более корзины в зависимости от их характеристик, при этом, по меньшей мере, одну корзину выполняют свободно плавающей на поверхности воды;
- шестое упражнение «музыкальные пузырики», заключается в выравнивании инструктором ребенка в воде в горизонтальном направлении так, чтобы ушные проходы были в воде и осуществляют движения тела ребенка по воде, при периодическом выдувании инструктором воздуха в воду с характерным для этого звуком в такт музыкального сопровождения, с пропеванием мелодии в толщу воды, выдувая воздух, и последующее предложение ребенку нудла для плавания, для его удержания на воде без поддержки инструктора;
- седьмое упражнение «бубен», заключается в том, что при поддержке инструктора, либо без, ребенок, выдуванием воздуха изо рта должен направлять мячики, находящиеся в воде, в бубен, закрепленный на бортике места проведения процедур с характерным для этого звуком,
- восьмое упражнение «лягушата», заключается в том, что при поддержке инструктора, либо без, осуществляют расположение ребенка на плавающем плотике и начинают покачивать его в такт любимой исполняемой музыкальной мелодии и/или песни ребенка, при одновременном отбивании такта, посредством кастаньеты инструктором и ребенком, при этом все водные упражнения выполняют в условиях, любимых ребенком освещения и/или запахов.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что упражнения 6-8 могут выполняться перед упражнением по сбору игрушек.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что дополнительно выполняют упражнение «хвостик», заключающееся в том, что инструктор держит ребенка вертикально и в такт музыкального сопровождения выполняет пассивные упражнения телом ребенка, делая акцент пальцами на различные части тела ребенка.
4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что дополнительно выполняют упражнение «решётка», заключающееся в том, что ребенок инструктором или посредством круга располагается в вертикальном положении, покачиваясь на воде, и проводит рукой, при помощи инструктора или самостоятельно по решетке, издающей звуки.
5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что дополнительно выполняют упражнение «колобок» заключающееся в том, что при поддержке инструктора, либо без, осуществляют расположение ребенка на плавающем плотике с одним и более отверстиями в каждом из которых расположен выступающий мячик, ребенку дают в руку игрушку молоточек–пищалку, который при ударе издает характерный звук, после чего, при содействии инструктора или без, ребенок осуществляет удары молоточком по шарику с произведением соответствующего звука.
6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что сбор любимых ребенком игрушек в корзины в зависимости от их характеристик осуществляют по цветам и/или по характеристикам овощи/фрукты, животные/люди, звери/птицы.
7. Способ по п. 1, отличающийся тем, что игрушки выполняют с шумовым наполнением.
8. Способ по п. 1, отличающийся тем, что каждое упражнение при необходимости,
может повторяться при исполнении любимой музыкальной мелодии и/или песни ребенка в ускоренном или нарастающем темпе.
9. Способ по п. 1, отличающийся тем, что любимую песню ребенка исполняет инструктор.
10. Способ по п. 1, отличающийся тем, что игрушки включают тактильные выступы и/или выполнены с возможностью создания звуковых эффектов, вызываемых тряской.
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА | 2022 |
|
RU2788892C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЕМ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦНС | 2013 |
|
RU2523673C1 |
СПОСОБ ГИДРОКИНЕЗИТЕРАПИИ НЕДОНОШЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ И МЛАДЕНЦЕВ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЦНС | 2006 |
|
RU2311164C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С НИЗКОЙ САМООЦЕНКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ | 2021 |
|
RU2770986C1 |
CN 0209884693 U 03.01.2020 | |||
АНФИЛАТОВА О.В | |||
Обучение плаванию детей с диагнозом детский церебральный паралич | |||
Вестник Шадринского гос | |||
Пед | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Прибор для промывания газов | 1922 |
|
SU20A1 |
ИВАНЦОВА А.С | |||
Роль плавания в речевом развитии ребенка с общим |
Авторы
Даты
2023-11-28—Публикация
2023-03-06—Подача