ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ СТЫКОВЫХ И СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДЕТАЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ Российский патент 2014 года по МПК C10M173/00 C10M129/34 C10M159/02 C10M101/02 C10N30/12 

Описание патента на изобретение RU2534985C1

Изобретение относится к смазкам, используемым для защиты от коррозии стыковых и сварных соединений металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках.

В силу специфических особенностей эксплуатации с/х техники, которая используется кратковременно и большую часть времени находится на хранении, стыковые и сварные соединения подвергаются электрохимической коррозии.

Частным случаем электрохимической коррозии является щелевая коррозия. Щелевая коррозия появляется в зазорах сочленений, деталей машин, работающих в агрессивных средах и в атмосферных условиях. Зазоры обычно колеблются от долей до нескольких миллиметров. Они могут быть обусловлены конструкцией машины и возникать в процессе эксплуатации (ослабление резьбовых соединений, разрушение сварных швов).

Для защиты машин от щелевой коррозии применяются различные консервационные масла и смазки высоковязких минеральных масел и твердых углеводородов. Многие смазки содержат различные присадки, улучшающие их защитные свойства. Механизм действия большинства защитных смазок сводится к созданию на поверхности детали слоя, который препятствует проникновению атмосферной влаги к поверхности металла.

Известны консервационные масла и смазки, полученные на базе отработанных моторных масел, используемые для межсезонной защиты от коррозии сельскохозяйственной техники, запасных частей и т.д. (В.И. Лазаренко, Е.А. Тишина, Ф.Н. Ермолов и др. "Защитные свойства отработанных моторных масел". Ж. "Нефтепереработка и нефтехимия", М., 1982, 2, с.16-18).

Недостатком известных смазок является то, что отработанные моторные масла не обладают достаточной проникающей способностью в зазоры сочленений и поэтому не обеспечивают достаточной защиты от коррозионного воздействия.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является защитная смазка для металлических деталей, содержащая отработанное моторное масло, омыленный талловый пек, щавелевую кислоту и воду (Патент на изобретение РФ №2186836, МПК7 C10M 173/00, заявл. 17.04.2000 г., опубл. 10.08.2002 г.).

Недостатком известной смазки является слабая проникающая способность в зазорах стыковых и сварных соединений деталей и низкая адгезия с поверхностью металлических деталей в период хранения с/х машин на открытых площадках.

Слабая проникающая способность известной смазки в зазорах стыковых и сварных соединений деталей связана с повышенной вязкостью и низкой текучестью самого материала.

Низкая адгезия известной смазки с поверхностью металлических деталей связана с низким молекулярным взаимодействием между частицами самой поверхности и смазкой.

Задача изобретения - создание защитной смазки, позволяющей повысить коррозионную стойкость стыковых и сварных соединений деталей сельскохозяйственной техники при хранении ее на открытых площадках.

Технический результат заключается в снижение скорости щелевой коррозии в стыковых и сварных соединениях металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках за счет высокой проникающей способности, адгезии к поверхности металлических изделий и снижения скорости электрохимических процессов, происходящих в соединениях.

Техническое решение достигается тем, что предлагаемая смазка содержит отработанное моторное масло, эмульгатор и наполнитель, в качестве эмульгатора применяется фосфатидный концентрат, в качестве наполнителя - порошок цинка, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

отработанное масло - 88;

фосфатидный концентрат - 10;

порошок цинка - 2.

Сопоставимый анализ с прототипом показывает, что заявляемая защитная смазка для стыковых и сварных деталей с/х машин соответствует критерию "новизна", так как имеет отличия от прототипа.

1. В защитной смазке в качестве эмульгатора применяется фосфатидный концентрат.

2. В защитной смазке в качестве наполнителя применяют порошок цинка.

3. Доля отработанного масла в защитной смазке при соотношении компонентов составляет 88%.

Фосфатидные концентраты - побочный продукт рафинации соевого и подсолнечного масел. Согласно ОСТ 18-277-75 пищевой фосфатидный концентрат должен иметь желтый или светло-коричневый цвет, запах и вкус, свойственные маслу, из которого они получены. Фосфатиды не растворяются в воде, а растворяются в горячих жирах и маслах, являются хорошими эмульгаторами (М.С. Арутюнян, Е.П. Корнена. Фосфолипиды растительных масел - М., АГРОПРОМИЗДАТ, 1986).

Фосфатиды содержат соединения с функциональными группами, включающие в себя следующие фракции: свободные жирные кислоты, глицириды и фосфолипиды.

Свободные жирные кислоты концентрата фосфатидов представлены преимущественно монокарбоновыми кислотами нормального строения.

Глицеридная фракция усиливает солюбилизирующую способность масел и в концентрации 5…10% оказывает больший защитный эффект при высокой относительной влажности и температуре.

Фосфолипидная фракция, в которой до 65% фосфатидилхолинов, фосфатидиламинов, фосфатидных кислот в основном и обеспечивает ингибирующий эффект по отношению к стали, меди, алюминию.

Концентрат фосфатидов относится к продуктам биологического происхождения, является экологически чистым и полностью разлагаемым в естественных природных условиях.

Порошок цинковый технические условия ГОСТ 12601-761. Настоящий стандарт распространяется на цинковый порошок, применяемый в электротехнической (для производства химических источников тока), химической, металлургической, фармацевтической и других отраслях промышленности, предназначенный для нужд народного хозяйства и экспорта. Получаемый порошок имеет светло-серый или серый цвет (Л.З. Вохрышева и др. Разработано и внесено Министерством цветной металлургии СССР).

В смазке порошок цинка применяют как наполнитель и его частицы представляют собой барьерные препятствия, удлиняющие путь молекул электролитов (воды) и кислорода воздуха, диффундирующих к поверхности защищаемого металла.

Эффект повышения защитной способности (снижение площади и скорости коррозионных поражений) смазки растет с увеличением объемной (массовой) доли цинкового порошка в диапазоне от 0 до 10%. Дальнейшее повышение доли наполнителя приводит к ослаблению механического (а следовательно электрического) сцепления (контакта) между частицами порошка из-за недостаточного количества связующего в защитной смазке и к усилению проникновения коррозионной среды к защищаемой поверхности.

Смазку готовили путем смешивания расчетных компонентов в отработанном масле при комнатной температуре механическим перемешиванием в лопастном смесителе до получения однородной пасты, ориентировочно продолжительность составляет 5-10 мин. Смазка на основе отработанных моторных масел имеет коричневый цвет и легко наносится разбрызгиванием под давлением на поверхность металлических деталей. Смазка обладает высокой проникающей способностью и адгезией к поверхности стыковых и сварных соединений деталей и наносится равномерным, тонким слоем как в холодном, так и в горячем состояниях.

При изготовлении смазки рекомендуется следующая последовательность загрузки составляющих компонентов: отработанное моторное масло, фосфатидный концентрат, цинковый порошок. Для ускорения растворения фосфатидного концентрата смесь рекомендуется подогреть до 35-45°C.

После длительного хранения смазку желательно перемешать в течение 1-2 мин.

Перед производственными испытаниями смазки были проведены лабораторные испытания. Исследования защитных свойств смазок проводились в климат камере "Tabal", где образцы подвергались циклическому воздействию искусственных факторов, имеющих место при длительном хранении с/х машин на открытых площадках. Для выбора эффективных средств защиты были приняты следующие смазки:

1. Отработанное моторное масло; 2. Смазка НГ-204; 3. Смазка отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + серная кислота + вода; 4. Отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + щавелевая кислота + вода; 5. Отработанное моторное масло + фосфатидный концентрат + порошок цинка, на поверхность образцов /сталь 10/ смазки наносили тонким слоем. Результаты ускоренных испытаний защитных свойств смазок приведены в таблице 1.

Из табл.1 видно, что сравнительный коррозионный износ в климат камере составил за 800 ч испытаний с экспериментальным составом - 0,11 г/дм2, а со щавелевой кислотой - 0,15 г/дм2. Это говорит о том, что нанесенные на металлические детали смазки с фосфатидным концентратом имеют более высокую проникаемость и адгезию к поверхности стыковых и сварных соединений металлических изделий. Технические возможности защитной смазки с фосфатидным концентратом значительно увеличены по долговечности использования. Срок смывания при ускоренных испытаниях в климат камере составил 800 ч для смазки с фосфатидным концентратом, а для смазки со щавелевой кислотой - 720 ч.

При проведении производственных испытаний смазок на машинном дворе ООО "Ряжская МТС" Ряжского района Рязанской области в период 2011-2012 гг. детали сельскохозяйственной техники были покрыты опытными смазками, и одновременно на площадках были установлены контрольные образцы из стали 10 размером 100×150 мм, на поверхность образцов нанесены те же смазки.

Результаты производственных испытаний защитных свойств смазок контрольных образцов в условиях хранения на открытых площадках приведены в табл.2.

Результаты производственных испытаний (см. табл.2) подтверждают, что коррозионный износ контрольных образцов смазки с фосфатидным концентратом значительно ниже и равен 0,0096 г/дм2, против 0,0123 г/дм2 со щавелевой кислотой.

Результаты ускоренных и производственных испытаний защитных свойств смазок дают основания считать, что замена щавелевой кислоты на фосфатидный концентрат с добавлением цинкового порошка дает технический результат. Состав смазки данного состава, имеющий коэффициент защитной способности K - 0,95-0,98 (см. табл.1), может быть рекомендован и использован для защиты от коррозии контактных поверхностей стыковых и сварных соединений деталей сельскохозяйственных машин при хранении на открытых площадках.

Использование защитной смазки позволит исключить щелевую коррозию в стыковых и сварных соединениях деталей сельскохозяйственных машин при хранении на открытых площадках за счет высокой проникающей способности, адгезии к поверхности металлических изделий и снижения скорости электрохимических процессов, происходящих в соединениях.

Таблица 1 Результаты ускоренных испытаний защитных свойств смазок в климат камере "Tabal" Наименование консервационного материала Коррозионный износ за 800 час. Испытания, г/дм2 Коэффициент защитной способности смазки, K Срок смывания покрытия, час 1 Отработанное моторное масло 0,87 0,12-0,35 120 2 Смазка НГ-204 0,55 0,65-0,71 236 3 ОММ+ОТП+H2SO4+H2O 0,23 0,92-0,97 560 4 ОММ+ОТП+C2H2O4+H2O 0,15 0,93-0,97 720 5 ОММ+КФ+Zn 0,11 0,95-0,98 800

Таблица 2 Результаты производственных испытаний защитных свойств смазок в условиях хранения на открытых площадках Наименование консервационного материала Время проведения производственных испытаний Средний коррозионный износ, г/дм2 Сентябрь-ноябрь Декабрь-февраль Март-май 1 Отработанное моторное масло 0,346 0,891 0,649 0,6286 2 Смазка НГ-204 0,101 0,324 0,216 0,2136 3 ОММ+ОТП+H2SO4+H2O 0,027 0,034 0,048 0,0363 4 ОММ+ОТП+C2H2O4+ H2O 0,006 0,012 0,019 0,0123 5 ОММ+КФ+Zn 0,005 0,01 0,014 0,0096

Похожие патенты RU2534985C1

название год авторы номер документа
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 2000
  • Илькова В.Ф.
  • Дорофеев В.Н.
  • Швецова Н.Р.
  • Чипизубова Н.В.
  • Епифанов А.Д.
  • Дорофеев Н.В.
RU2186836C2
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 2001
  • Илькова В.Ф.
  • Степанов Н.В.
  • Шишкин Г.М.
  • Влащенко В.М.
  • Швецова Н.Р.
  • Чипизубова Н.В.
RU2200186C2
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 2001
  • Илькова В.Ф.
  • Степанов Н.В.
  • Шишкин Г.М.
  • Дорофеев Н.В.
  • Влащенко В.М.
  • Дмитриев П.Н.
RU2204587C2
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 2000
  • Илькова В.Ф.
  • Дорофеев В.Н.
  • Туторайшис Е.В.
  • Шишкин Г.М.
  • Тугарин А.В.
  • Старцев Б.И.
RU2200755C2
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 2003
  • Илькова В.Ф.
  • Шишкин Г.М.
  • Латышев Б.В.
  • Латышева Л.Н.
  • Третьякова В.Б.
  • Третьяков С.Ю.
  • Третьякова П.С.
RU2249030C1
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 1998
  • Илькова В.Ф.
  • Терских И.П.
  • Шишкин Г.М.
  • Дорофеев В.Н.
  • Степанов Н.В.
RU2141509C1
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 1999
  • Илькова В.Ф.
  • Зобнин В.И.
  • Шишкин Г.М.
  • Тугарина О.Ф.
  • Старцева Л.Ф.
RU2167922C2
Невысыхающий состав для защиты стальных изделий 2021
  • Рухов Артем Викторович
  • Аль-Амери Саджа Нафеа Мохсин
  • Бакунин Евгений Сергеевич
  • Образцова Елена Юрьевна
  • Жабкина Инна Александровна
  • Рухов Антон Викторович
  • Истомин Андрей Михайлович
RU2769603C1
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 1999
  • Илькова В.Ф.
  • Зобнин В.И.
  • Терских И.П.
  • Шишкин Г.М.
  • Старцева С.Б.
RU2170757C2
ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 2014
  • Князева Лариса Геннадьевна
  • Вигдорович Владимир Ильич
  • Остриков Валерий Васильевич
  • Петрашев Александр Иванович
  • Прохоренков Вячеслав Дмитриевич
  • Цыганкова Людмила Евгеньевна
  • Шель Наталья Владимировна
RU2554007C1

Реферат патента 2014 года ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ СТЫКОВЫХ И СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДЕТАЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Настоящее изобретение относится к защитной смазке для стыковых и сварных соединений металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении ее на открытых площадках, которая содержит отработанное моторное масло, при этом дополнительно содержит фосфатидный концентрат и порошок цинка, при следующем соотношении компонентов, мас.%: отработанное масло - 88; фосфатидный концентрат - 10; порошок цинка - 2. Техническим результатом настоящего изобретения является создание защитной смазки, позволяющей повысить коррозионную стойкость стыковых и сварных соединений деталей сельскохозяйственной техники при хранении ее на открытых площадках. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 534 985 C1

Защитная смазка для стыковых и сварных соединений металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении ее на открытых площадках содержит отработанное моторное масло, отличающаяся тем, что дополнительно содержит фосфатидный концентрат и порошок цинка, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
отработанное масло - 88;
фосфатидный концентрат - 10;
порошок цинка - 2.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2534985C1

ЗАЩИТНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 2000
  • Илькова В.Ф.
  • Дорофеев В.Н.
  • Швецова Н.Р.
  • Чипизубова Н.В.
  • Епифанов А.Д.
  • Дорофеев Н.В.
RU2186836C2
Смазочное масло 1976
  • Саленко Валерий Иванович
  • Мохнаткин Эдуард Михайлович
  • Сафьян Людмила Алексеевна
  • Печенков Владимир Антонович
  • Казанцев Юрий Ефимович
  • Роднова Наталия Алексеевна
SU699007A1
Приспособление для изготовления щитов из камыша 1932
  • Фрейфельд В.М.
SU29028A1
СПОСОБ ЗАМЕЩЕНИЯ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ ТОНКОКИШЕЧНЫМ ТРАНСПЛАНТАТОМ 1992
  • Галеев Р.Х.
RU2049430C1

RU 2 534 985 C1

Авторы

Латышёнок Михаил Борисович

Шемякин Александр Владимирович

Терентьев Вячеслав Викторович

Подъяблонский Алексей Валерьевич

Даты

2014-12-10Публикация

2013-10-08Подача