СПОСОБ МОНТАЖА БУКСОВЫХ УЗЛОВ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ Российский патент 2005 года по МПК F16C43/04 B61F5/26 B61F15/12 

Описание патента на изобретение RU2251034C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при монтаже буксовых узлов колесной пары железнодорожного подвижного состава.

Известен способ монтажа буксовых узлов колесной пары, заключающийся в том, что транспортируют отремонтированные детали буксовых узлов на позицию ожидающей монтажа буксовых узлов колесной пары с установленными на ее предподступичных частях лабиринтными уплотнениями и шейках оси внутренними кольцами подшипников, измеряют поочередно диаметры заднего и переднего внутренних колец соответственно с правой и левой сторон колесной пары и запоминают, затем, используя эти измерения, подбирают в соответствии с нормируемыми радиальным и осевым зазорами предварительно накопленные после выходного контроля подшипники и устанавливают в буксовый узел, после чего производят его окончательный монтаж (Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками 3-ЦВРК МПС РФ. М., 2001 г.).

Недостатком известного способа являются многочисленные ручные операции, на которые в значительной степени влияет психологическое состояние человека-оператора при монтаже буксовых узлов и, в частности, на операцию подбора по зазорам парных подшипников в каждый из монтируемых буксовых узлов колесной пары, что увеличивает время операций и порождает от 18 до 50% ошибок, связанных с подбором парных подшипников с несоответствующими Инструкции радиальными зазорами, снижает точность и качество монтажа в целом и соответственно безопасность движения железнодорожного подвижного состава.

Изобретение направлено на создание способа, обеспечивающего возможность автоматизации, исключающей влияние психологического состояния человека -оператора на процесс подбора по радиальным зазорам парных подшипников при монтаже буксовых узлов колесной пары, сокращения времени на технологические операции, повышения точности и качества их выполнения и, следовательно, безопасности движения подвижного состава.

Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, заключается в расширении технологических возможностей и повышении качества и производительности монтажа буксовых узлов колесной пары.

Указанный результат достигается тем, что согласно способу монтажа буксовых узлов транспортируют отремонтированные детали буксовых узлов на позицию ожидающей монтажа буксовых узлов колесной пары с установленными на ее предподступичных частях лабиринтными уплотнениями и шейках оси внутренними кольцами подшипников, измеряют поочередно диаметры заднего и переднего внутренних колец соответственно с правой и левой сторон колесной пары и запоминают, затем, используя эти измерения, подбирают в соответствии с нормируемыми радиальным и осевым зазорами предварительно накопленные после выходного контроля подшипники и устанавливают в буксовый узел, после чего производят его окончательный монтаж. Упомянутое накопление подшипников разделяют на основное и повторное, при этом количество подшипников в этих накоплениях задают в соответствии с программой их ремонта.

Перед упомянутыми накоплениями подшипников экспериментально определяют диапазон разброса численных значений диаметров вписанной окружности подшипников, производят разбивку этого диапазона по размерным группам (D1.гр............Dn.гр.), выбирают при этом шаг разбивки размерных групп (tp.) равным минимально возможному, зависящему от точности измерений и запоминают, а при упомянутом выходном контроле подшипников измеренную и запомненную величину диаметров вписанной окружности сравнивают с размерными параметрами упомянутых групп основного накопления, идентифицируют группу принадлежности и подают световой сигнал этой группы накопления, затем транспортируют и накапливают подшипники в соответствии со световым сигналом.

После основного производят повторное накопление подшипников с одной стороны (левой или правой) или с обеих сторон позиции ожидающих монтажа буксовых узлов колесных пар, при этом транспортируют подшипники от позиции основного до повторного накопления(й) и накапливают с точным соответствием упомянутых размерных групп основного и повторного накоплений.

Упомянутую подборку для монтажа буксовых подшипников производят из повторно накопленных подшипников, при этом производят многократные упомянутые измерения наружных диаметров заднего (Dз.к.) затем переднего (Dп.к.) внутренних колец, находят их максимальные значения (Dmах.3.к. и Dmax.n.к.) и запоминают, определяют разность диаметров внутренних колец

ΔDк=Dmax.n.к.-Dmax.3.к.,

запоминают и сравнивают с допусковой разностью диаметров [ΔDк],

ΔDк≤[ΔDк],

при

ΔDк>[ΔDк]

производят замену внутреннего кольца переднего подшипника на кольцо меньшего наружного диаметра и повторяют вышеупомянутую операцию.

При

0<ΔDк≤[ΔDк] или Dmax.n.к.≤Dmax.3.к.

производят подбор пары подшипников по радиальным зазорам, подбирают задний подшипник, при радиальном зазоре для заднего подшипника, равном

Зрад.з.=[Зрад.з.(1)............Зрад.з.(n)]

начинают подбор подшипника с начального значения

Зрад.з.=Зрад.з.(1),

при этом используют условие

Dз(с зазором)=Dmax.3.к.+Зрад.з.≤[Dmax.гр.],

при невыполнении данного условия, т.е.

{Dз (с зазором)>[Dmax.гр.]},

пополняют недостающие группы повторного накопления за счет основного и повторяют выбор группы заднего подшипника, в вышеупомянутой последовательности, запоминают группу выбранного подшипника и его радиальный зазор (Зрад.з.), после чего определяют группу переднего подшипника в повторном накоплении по условию

Dп(с зазором)=Dз(с зазором)+Зрад.з.-20,

по полученному значению диаметра переднего подшипника определяют группу в повторном накоплении по условию

Dmax.n≤[Dmax.гр.],

При невыполнении условия, т.е.

Dmax.n>[Dmax.гр.],

пополняют недостающие группы подшипников повторного накопления за счет основного и производят переподбор подшипников, при этом подбор заднего и переднего парных подшипников повторяют со сдвигом:

(Dmax.)гр.+tp.,

при этом дополнительно идентифицируют пару подшипников в повторном накоплении с учетом радиальных зазоров из подобранных групп и производят дополнительную световую сигнализацию идентифицированной группы раздельно для каждого подшипника, после чего производят упомянутую установку их в буксовый узел.

Пример. После ремонта подшипников в роликовом участке и их выходного контроля производился сравнительный контроль применяемого и разработанного способов монтажа буксовых узлов 20 колесных пар грузовых вагонов.

При этом дополнительно организовывалось: основное накопление подшипников в роликовом участке из N групп с шагом разбивки (tp) по (n) подшипников в каждой группе и 2 повторных накопления подшипников по одному с правой и левой позиций монтажа колесных пар вагонов из N групп каждый с шагом разбивки (tp) по (n1) подшипников в каждой из групп.

Накопители оборудовались специальными сигнализаторами групп (светодиодами), разрабатывались электронные исполнительные блоки и управляющие программы для ЭВМ выходного контроля подшипников и ЭВМ позиции монтажа колесных пар.

На позиции монтажа диаметры внутренних (заднего и переднего) колец подшипников измерялись электронными скобами Фирмы “Робокон”, связанными электрической связью с электронным исполнительными блоками и с ЭВМ позиции монтажа и накопителями повторного накопления с правой и левой сторон позиции монтажа. Основные накопители были связаны электрической связью с электронными исполнительными блоками и управляющей ЭВМ выходного контроля подшипников.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
СПОСОБОВ МОНТАЖА БУКСОВЫХ УЗЛОВ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ.
№ п.п.Параметры сравненийПрименяемый способРазработанный способ1Накопление подшипниковХаотичноеОсновное и повторное с разбивкой на 60 групп с tp=4 мкм2Устройства для измерения радиального зазораЩуп, механическая скобаПрибор для контроля блока подшипника Ф.“Робокон”, электронная скоба3Точность измерений радиального зазора±3 мкм±1 мкм4Среднее время подбора пары подшипников в 1 буксовый узел14,7 мин1,2 мин5Количество выявленных буксовых узлов с некачественно подобранными радиальными зазорами1306Количество буксовых узлов, подвергаемых монтажу4040

Похожие патенты RU2251034C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ МОНТАЖА БУКСОВЫХ УЗЛОВ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ 2005
  • Беспрозванных Евгений Викторович
  • Лебедев Николай Георгиевич
  • Брендель Инна Евгеньевна
RU2298498C1
СПОСОБ РЕМОНТА БУКСОВЫХ УЗЛОВ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ 2008
  • Беспрозванных Евгений Викторович
  • Лебедев Николай Георгиевич
RU2376508C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ИЗДЕЛИЯ 2003
  • Беспрозванных Е.В.
  • Лебедев Н.Г.
  • Брендель И.Е.
RU2251089C1
СИСТЕМА ДЛЯ РЕМОНТА БУКСОВЫХ УЗЛОВ 2020
  • Аганин Валерий Александрович
  • Ицексон Ефим Лазаревич
  • Журавлев Григорий Александрович
  • Домбровская Анастасия Юрьевна
RU2747246C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДЕФЕКТНОСТИ ИЗДЕЛИЯ 2003
  • Беспрозванных Е.В.
  • Лебедев Н.Г.
  • Брендель И.Е.
RU2263907C2
ЛИНИЯ РЕМОНТА РОЛИКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ 2007
  • Рубежанский Петр Николаевич
  • Головаш Анатолий Нойович
  • Щапин Юрий Сергеевич
RU2343326C1
ЛИНИЯ РЕМОНТА РОЛИКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ 1999
  • Беспрозванных Е.В.
  • Одиноков А.С.
  • Лыков А.П.
  • Кузнецов А.В.
  • Щапин Ю.С.
RU2173418C2
ЛИНИЯ МОНТАЖА БУКСОВЫХ УЗЛОВ НА КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Сорокин Петр Яковлевич[Ua]
  • Валюх Владимир Федорович[Ua]
  • Егунов Борис Васильевич[Ru]
  • Терещенко Юрий Владиславович[Ua]
  • Рыльков Виталий Алексеевич[Ua]
RU2078704C1
АДАПТИВНЫЙ МОДУЛЬНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2022
  • Воротников Валерий Геннадьевич
  • Лёвин Борис Алексеевич
  • Саврухин Андрей Викторович
RU2793289C1
Устройство для крепления буксовых подшипников 1983
  • Аврутин Наум Иссакович
  • Анюкевич Виктор Станиславович
  • Дубовицкий Михаил Григорьевич
  • Закорко Николай Петрович
  • Каблуков Виктор Агапиевич
  • Наздарский Василий Михайлович
  • Оглобля Владимир Васильевич
  • Савчук Орест Макарович
  • Френкель Виталий Яковлевич
  • Чурсин Владлен Герасимович
  • Шебанов Валерий Алексеевич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Борисов Рудольф Андреевич
SU1093588A1

Реферат патента 2005 года СПОСОБ МОНТАЖА БУКСОВЫХ УЗЛОВ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при монтаже буксовых узлов колесных пар железнодорожного подвижного состава. Способ заключается в том, что поочередно измеряют диаметры заднего и переднего внутренних колец правой и левой сторон колесной пары, затем, используя измерения, подбирают в соответствии с нормируемыми радиальным и осевым зазорами предварительно накопленные после выходного контроля подшипники и устанавливают в буксовый узел, производят монтаж. Накопление подшипников разделяют на основное и повторное, перед которым экспериментально определяют диапазон разброса численных значений диаметров вписанной окружности подшипников, производят разбивку диапазона по размерным группам с определенным шагом, а при выходном контроле подшипников измеренную и запомненную величину диаметров вписанной окружности сравнивают с размерными параметрами упомянутых групп основного накопления, идентифицируют группу принадлежности и подают сигнал этой группы накопления, затем накапливают подшипники в соответствии с сигналом. После основного производят повторное накопление подшипников с одной или с обеих сторон буксовых узлов колесных пар, при этом транспортируют подшипники от позиции основного до повторного накоплений и накапливают с точным соответствием упомянутых размерных групп основного и повторного накоплений, а подборку для монтажа буксовых подшипников производят из повторно накопленных подшипников по определенному алгоритму. Технический результат изобретения - расширение технологических возможностей и повышение качества и производительности монтажа буксовых узлов колесной пары. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 251 034 C1

Способ монтажа буксовых узлов колесной пары, заключающийся в том, что транспортируют отремонтированные детали буксовых узлов на позицию ожидающей монтажа буксовых узлов колесной пары с установленными на ее предподступичных частях лабиринтными уплотнениями и шейках оси внутренними кольцами подшипников, измеряют поочередно диаметры заднего и переднего внутренних колец соответственно с правой и левой сторон колесной пары и запоминают, затем, используя эти измерения, подбирают в соответствии с нормируемыми радиальным и осевым зазорами предварительно накопленные после выходного контроля подшипники и устанавливают в буксовый узел, после чего производят его окончательный монтаж, отличающийся тем, что упомянутое накопление подшипников разделяют на основное и повторное, при этом количество подшипников в этих накоплениях задают в соответствии с программой их ремонта, перед упомянутыми накоплениями подшипников экспериментально определяют диапазон разброса численных значений диаметров вписанной окружности подшипников, производят разбивку этого диапазона по размерным группам D1.гр.......Dn.гр., выбирают при этом шаг разбивки размерных групп tp. равным минимально возможному, зависящему от точности измерений, и запоминают, а при упомянутом выходном контроле подшипников измеренную и запомненную величину диаметров вписанной окружности сравнивают с размерными параметрами упомянутых групп основного накопления, идентифицируют группу принадлежности и подают световой сигнал этой группы накопления, затем транспортируют и накапливают подшипники в соответствии со световым сигналом, после основного производят повторное накопление подшипников с одной стороны: левой или правой или с обеих сторон позиции ожидающих монтажа буксовых узлов колесных пар, при этом транспортируют подшипники от позиции основного до повторного накопления(й) и накапливают с точным соответствием упомянутых размерных групп основного и повторного накоплений, а упомянутую подборку для монтажа буксовых подшипников производят из повторно накопленных подшипников, при этом производят многократные упомянутые измерения наружных диаметров заднего Dз.к. затем переднего Dп.к. внутренних колец, определяют их максимальные значения Dmax.з.к. и Dmax.п.к. и запоминают, определяют разность диаметров внутренних колец

ΔDк=Dmax.п.к.-Dmax.з.к.,

запоминают и сравнивают с допусковой разностью диаметров [ΔDк],

ΔDк≤[ΔDк],

при ΔDк>[ΔDк]

производят замену внутреннего кольца переднего подшипника на кольцо меньшего наружного диаметра и повторяют вышеупомянутую операцию, при

0<ΔDк≤[ΔDк] или Dmax.п.к.≤Dmах.з.к.

производят подбор пары подшипников по радиальным зазорам, подбирают задний подшипник, при радиальном зазоре для заднего подшипника, равном

Зрад.з.=[Зрад.з.(1)......Зрад.з.(n)],

начинают подбор подшипника с начального значения

Зрад.з.=Зрад.з.(1),

при этом используют условие

Dз(с зазором)=Dmах.з.к.+Зрад.з.≤[Dmах.гр.],

при невыполнении данного условия, т.е.

{Dз(с зазором)>[Dmах.гр.]},

пополняют недостающие группы повторного накопления за счет основного и повторяют выбор группы заднего подшипника, в вышеупомянутой последовательности, запоминают группу выбранного подшипника и его радиальный зазор Зрад.з., после чего определяют группу переднего подшипника в повторном накоплении по условию

Dп(c зазором)=Dз(с зазором)+Зрад.з.-20,

по полученному значению диаметра переднего подшипника определяют группу в повторном накоплении по условию

Dmax.n≤[Dmax.гр.],

при невыполнении условия, т.е.

Dmax.n>[Dmax.гр.],

пополняют недостающие группы подшипников повторного накопления за счет основного и производят переподбор подшипников, при этом подбор заднего и переднего парных подшипников повторяют со сдвигом:

(Dmax.)гр.+tp.,

при этом дополнительно идентифицируют пару подшипников в повторном накоплении с учетом радиальных зазоров из подобранных групп и производят дополнительную световую сигнализацию идентифицированной группы раздельно для каждого подшипника, после чего производят упомянутую установку их в буксовый узел.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2251034C1

АМЕЛИНА А.А
Устройство и ремонт вагонных букс
- М.: Транспорт, 1975, с.232-239
ЛИНИЯ МОНТАЖА БУКСОВЫХ УЗЛОВ НА КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Сорокин Петр Яковлевич[Ua]
  • Валюх Владимир Федорович[Ua]
  • Егунов Борис Васильевич[Ru]
  • Терещенко Юрий Владиславович[Ua]
  • Рыльков Виталий Алексеевич[Ua]
RU2078704C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО СЕЛЕКТИВНОГО КОМПЛЕКТОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ СБОРКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 1991
  • Черневский Л.В.
  • Степанов А.И.
RU2025594C1
Способ комплектования деталей для сборки радиально-упорных шарикоподшипников 1975
  • Черневский Леонид Викторович
  • Самохин Геннадий Захарович
SU540074A1
СПОСОБ СБОРКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 0
SU408067A1

RU 2 251 034 C1

Авторы

Беспрозванных Е.В.

Лебедев Н.Г.

Брендель И.Е.

Даты

2005-04-27Публикация

2004-01-05Подача