Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к вентиляции, отоплению салона и созданию комфортных условий в транспортных средствах, например в легковых автомобилях.
Наиболее близким техническим решением к заявляемой конструкции относится боковой вентиляционный дефлектор панели приборов (прототип - патент DE №4327266, класс В 60 Н 1/34, дата публикации 25.08.94 г.), содержащий корпус (1) дефлектора, расположенный на панели приборов, который соединен воздухопроводом (5) с климатической установкой и двумя выпускными каналами, размещенными под углом друг к другу и размещенными на них соплами (2, 3), с соответствующими, регулирующими объем воздуха заслонками (6, 7), которые соединены между собой элементами (11, 12, 13) и посредством которых заслонка (6) при открытии заслонки (7) с помощью управляемого вручную регулировочного элемента (19) может перемещаться в свое закрытое положение, а также заслонка (7) при открывании заслонки (6) может перемещаться посредством управляемого элемента (19) в свое закрытое положение. Заслонка (6) управляется элементами (8, 16, 21), а заслонка (7) элементами (17, 18, 19). Сопла (2, 3) выполнены с параллельными горизонтальными ребрами, причем на сопле (2) они выполнены неподвижными. Сопло (3) имеет подвижно установленные лопатки, связанные между собой тягой и предназначенные для регулирования воздуха в горизонтальном направлении посредством регулирующего элемента, размещенного на нижнем горизонтальном ребре.
Так как данное устройство соединено с климатической установкой, то оба сопла работают только в режиме “вентиляция” или только в режиме “отопление”, для управления которыми применяется сложная кинематическая схема работы заслонок, что усложняет устройство в целом. Недостатком также является и возможность самопроизвольного перемещения подвижных элементов при эксплуатации автомобиля на дорогах с некачественным покрытием.
Задача изобретения направлена на объединение в едином корпусе сопла вентиляции салона и сопла обогрева бокового стекла в зоне обзорности, а также создание конструкции, препятствующей самопроизвольному перемещению подвижных элементов устройства, также на упрощение конструкции и улучшение эксплуатационных свойств объекта.
Для решения поставленной задачи предлагается следующее устройство распределения и подачи воздуха в салон автомобиля, содержащее корпус дефлектора, расположенный на панели приборов, в котором размещены под углом друг к другу выпускные каналы с соплами, верхнее сопло обогрева бокового стекла и нижнее сопло вентиляции салона. Верхнее сопло имеет неподвижные параллельные ребра и отдельный воздухопровод для подачи воздуха в заданную зону, соединенный с отопителем. Нижнее сопло имеет воздухопровод, связанный с климатической установкой, а на выпускном канале установлена заслонка, которая выполнена в виде плоского круга с ребрами жесткости и уплотнителем по контуру заслонки, которая регулируется управляющим элементом по горизонтальному направлению. На нижнем сопле расположен регулирующий элемент, который управляет горизонтальными ребрами и вертикальными лопатками для направления потока воздуха.
Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежных рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности “новизна”.
Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.
Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности “промышленная применимость”.
Сущность технического решения поясняется на чертежах.
Фиг.1 - общий вид устройства со стороны салона;
Фиг.2 - сечение А-А, продольный разрез по точкам крепления;
Фиг.3 - сечение Б-Б по соплу вентиляции;
Фиг.4 - сечение В-В по соплу обогрева;
Фиг.5 - сечение Г-Г по управляющему элементу;
Фиг.6 - сечение Д-Д по заслонке.
Устройство распределения и подачи воздуха в салон автомобиля расположено по бокам лицевой поверхности панели приборов и предназначено для вентиляции салона и обогрева бокового стекла в зоне обзорности, и распределения его в горизонтальном и вертикальном направлении.
Устройство содержит два выпускных канала - верхний (1) и нижний (2), расположенных под углом друг к другу и на которых размещены соответственно сопла (3, 4), объединенные корпусом (5) дефлектора в единый узел (фиг.1). Верхнее сопло (3) предназначено для обогрева бокового стекла, а нижнее (4) - для вентиляции салона.
Верхнее сопло (3) выполнено с неподвижными, параллельными, имеющими заданный угол наклона горизонтальными ребрами (6) и соединено воздухопроводом (7) непосредственно с отопителем климатической установки (не показаны). Корпус (5) дефлектора имеет фланец (8) в виде раструба, на который монтируется верхний выпускной канал (1) сопла (3) обогрева бокового стекла. Крепление канала (1) осуществляется посредством зацепа (9) крючкообразной формы элемента за стенку корпуса (5) и фиксируется с помощью винта (10), который стягивает корпус (5) и канал (1) между собой (фиг.4). Воздухопровод (7) в сочетании с соплом (3) образуют конструкцию, посредством которой происходит формирование воздушного потока требуемой траектории, направленного непосредственно в зону обзорности зеркала заднего вида, которое расположено за боковым стеклом.
Нижнее сопло (4) соединено воздухопроводом (11) с климатической установкой и работает в режиме вентиляции салона. Нижнее сопло (4) содержит горизонтальные параллельные ребра (12) и вертикальные параллельные лопатки (13), связанные между собой тягой (14), они регулируют направление воздушного потока как в горизонтальном направлении, так и в вертикальном с помощью регулирующего элемента (15), выполненного в виде сектора круга и расположенного на центральной лопатке (фиг.3). Крайние верхнее и нижнее ребро имеют посадочные гнезда (16), в которые вставляются лопатки (13). При горизонтальном движении регулирующего элемента (15) приводятся в движение лопатки (13) посредством поворота вокруг своей оси, а при вертикальном движении регулирующего элемента (15) относительно оси приводятся в движение горизонтальные ребра (12). В торцевых стенках сопла (4) рядом с поворотной осью выполнены посадочные места под уплотнительные кольца (17), которые препятствуют самопроизвольному вращению сопла (4) (фиг.3). Сзади лопаток (13) на выпускном канале (2) расположена заслонка (18), выполненная в виде плоского круга и прилегающая к каналу (2) по контуру посредством уплотнителя (19), который имеет круглое поперечное сечение (фиг.6). Заслонка (18) имеет ребра жесткости (20), которые проходят через центр. Заслонка (18) приводится в действие с помощью управляющего элемента (21) через промежуточный рычаг (22), который защелкивается на заслонке (18) в специально выполненном посадочном гнезде (23), расположенном в нижнем торце заслонки (18) (фиг.5). Промежуточный рычаг (22) имеет прорезь (24), которая входит в зацепление с выступающей частью управляющего элемента (21), который имеет выемки (25) по сектору видовой поверхности для обеспечения надежного зацепления с пальцем руки. В центре этой поверхности выполнен выступающий элемент (26) с прорезью, которая красится в белый цвет и в сочетании с символами (27), расположенными на корпусе (5) дефлектора по краям управляющего элемента (21), облегчает определение положения заслонки (18) канала вентиляции (открыто - закрыто) (фиг.1). При включении режима обогрева салона теплый воздух поступает через сопло (3) в зону обзорности бокового стекла. При работе климатической установки в режиме вентиляции прохладный воздух направляется в нижний канал (2) и через сопло (4) поступает в салон. Поворотом вправо управляющего элемента (21) отключается режим вентиляции по периферии салона, в этом случае основной поток воздуха будет поступать в салон через центральный блок вентиляции (не показан), расположенный в центральной лицевой поверхности панели приборов, а поворотом влево включается режим вентиляции, тогда воздушный поток через сопло (4) поступает на периферию салона автомобиля и позволяет с помощью элемента (15) регулировать направление воздушного потока по горизонтали и вертикали.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОТОПИТЕЛЬНО-ВЕНТИЛЯЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ САЛОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2111131C1 |
Способ и устройство дезинфекции воздуха в салонах транспортных средств | 2020 |
|
RU2757122C1 |
ОТОПИТЕЛЬНО-ВЕНТИЛЯЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2141409C1 |
Отопительно-вентиляционное устройство для транспортного средства | 1980 |
|
SU962037A1 |
Устройство для подачи воздуха в салон транспортного средства | 1983 |
|
SU1144899A1 |
УСТРОЙСТВО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОДАЧИ ВОЗДУХА В САЛОН АВТОМОБИЛЯ | 2002 |
|
RU2228856C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОДАЧИ ВОЗДУХА В САЛОН АВТОМОБИЛЯ | 2007 |
|
RU2347687C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИИ И ОТОПЛЕНИЯ САЛОНА КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ | 1998 |
|
RU2148501C1 |
УСТРОЙСТВО ОЧИСТКИ ОТ ЗАПОТЕВАНИЯ ВЕТРОВОГО И БОКОВЫХ СТЕКОЛ АВТОМОБИЛЯ | 2022 |
|
RU2798070C1 |
ОТОПИТЕЛЬНО-ВЕНТИЛЯЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2228855C2 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к вентиляции, отоплению салона и созданию комфортных условий в транспортных средствах, например в легковых автомобилях. Устройство содержит расположенный на панели приборов корпус дефлектора, соединенный посредством воздухопровода с климатической установкой с одной стороны и двумя выпускными каналами с другой, которые расположены под углом друг к другу и на которых размещены сопла с горизонтальными параллельными ребрами. Нижний выпускной канал имеет заслонку с управляющим элементом. На верхнем сопле ребра выполнены неподвижно, а нижнее содержит подвижно установленные лопатки, связанные между собой тягой с возможностью поворота посредством регулировочного элемента. Новым является то, что верхний выпускной канал имеет отдельный воздухопровод для подачи воздуха, соединенный с отопителем климатической установки. На нижнем сопле горизонтальные ребра выполнены подвижными, с возможностью поворота в вертикальном направлении посредством регулирующего элемента, расположенного на центральной лопатке. Заслонка выполнена в виде плоского круга с ребрами жесткости, проходящими через центр, и прилегает к нижнему выпускному каналу посредством уплотнителя, размещенного по контуру заслонки и имеющего круглое поперечное сечение. Техническим результатом является возможность объединения в одном корпусе сопла вентиляции салона и сопла обогрева бокового стекла в зоне обзорности, упрощение конструкции и улучшение эксплуатационных свойств объекта. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
DE 4327266 C1, 25.08.1994 | |||
Воздухораспределитель отопителя кабины транспортного средства | 1985 |
|
SU1291452A1 |
Система распределения воздуха в автомобиле | 1988 |
|
SU1504149A1 |
US 3724357 А, 03.04.1973. |
Авторы
Даты
2005-05-10—Публикация
2003-11-04—Подача