Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха, в частности к устройствам для обработки и распределении я воздуха в кабинах транспортных средств, например к системам отопления и подачи воздуха в салон и на ветровое стекло легковых и грузовых автомобилей.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для подачи воздуха в салон транспортного средства, содержащее воздухозаборник, включающий отверстия на наружной поверхности передней части транспортного средства, воздуховод, соединяющий каждое отверстие воздухозаборника с коллектором на входе в теплообменник отопителя, установленную в передней части салона камеру, содержащую центробежный вентилятор, имеющий электродвигатель, рабочие колеса, установленные с каждой стороны электродвигателя, и спиральные корпуса, охватывающие рабочие колеса и имеющие входные отверстия, теплообменник отопителя, установленный на входе в вентилятор и подключенный к системе охлаждения двигателя автомобиля, и возрухораспределитель, установленный на выходе из спиральных корпусов вентилятора и связанный с патрубком к соплам для обдува ветрового стекла, патрубком к центральному дефлектору, установленному в щитке приборов, и откидную крышку воздухопритока к ногам водителя и переднего пассажира, ось которой расположена параллельно осям колес 1 .
Недостатками известного устройства являются малая производительность в режиме вентиляции салона в теплый период года, отсутствие рециркуляции воздуха в режиме обогрева салона в холодный период года и. большая масса Снижение производительности обусловлено высоким аэродинамическим сопротивлением блока отопителя, поскольку он имеет камеру сложной конфигурации, встроенный теплообменник и различные заслонки. Отсутствие рециркуляции воздуха в режиме обогрева салона увеличивает время прогрева воздуха в салоне в начальный период, так как значительная часть тепла, подаваемого в салон из отопителя, удаляется через вытяжку с выходящим воздухом. Воздухозаборник в известном устройстве является несущей конструкцией кузова автомобиля и поэтому выполнен из металла, что увеличивает массу устройства. Поскольку воздухозаборник расположен в силовом отделении, где температура воздуха имеет значительные величины, применение пластмасс для его изготовления снижает надежность устройства.
Цель изобретения - повышение производительности устройства в режиме вентиляции салона в теплый период года, сниже ние массы устройства и обеспечение рециркуляции воздуха в режиме обогрева салона в начальный период.
Поставленная цель достигается тем, чтустройство для подачи воздуха в салии
5 транспортного средства, содержащее воздухозаборник, включающий отверстия на наружной поверхности передней части транспортного средства, воздуховод, соединяющий каждое отверстие воздухозаборника с коллектором на входе в теплообменник отопителя, установленную в передней части салона камеру, содержащую центробежный вентилятор, имеющий электродвигатель, рабочие колеса, установленные с каждой стороны электродвигателя, и спиральные
5 корпуса, охватывающие рабочие колеса и имеющие входные отверстия, теплообменник отопителя, установленный на входе в вентилятор и подключенный к системе охлаждения двигателя автомобиля, и воздухораспределитель, установленный на выходе из
спиральных корпусов вентилятора и связанный с патрубком к соплам для обдува ветрового стекла, патрубком к центральному дефлектору, установленному в щитке приборов, и откидную крышку воздухопритока к
5 ногам водителя и переднего пассажира, ось которой расположена параллельно осям колес, снабжена патрубками для подачи воздуха к боковыми дефлекторам обдува стекол передних дверей салона, соединенными с боковыми стенками корпусов в месте
0 установки откидной крышки, которая выполнена с боковыми ребрами, отверстия воздухозаборника соединены воздуховодами с патрубками боковых дефлекторов, а в месте соединения этих патрубков установлены заслонки.
На фиг. I показана принципиальная схема устройства; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - схема установки устройства в салоне автомобиля.
Устройство содержит отверстие 1 воздухозаборника, воздуховод 2, соединяющий отверстие с боковым дефлектором 3, с патрубком 4 к боковому дефлектору и с воздуховодом 5. В воздуховоде 2 в месте соединения с патрубком 4 установлена заслонка 6. В данном положении заслонка 6 перекрывает вход в дефлектор 3 и в патрубок 4. В положении 7 залонка 6 перекрывает вход воздуха из отверстия 1 в воздуховод 5, в патрубок 4 и в дефлектор 3. В положении 8 заслонка 6 открывает вход в патрубок 4
и в воздуховод 5 как-из отверстия 1, так и из дефлектора 3.
Воздуховод 5 соединен с коллектором 9 на входе в теплообменник 10 отопителя и с входным отверстием 11 спирального корпуса вентилятора 12, содержащего электродвигатель и рабочие колеса, установленные с каждой стороны электродвигателя. В воздуховоде 5 установлена заслонка 13. В данном положении залонка перекрывает вход в
отверстие 11 вентилятора. В положении 14 заслонка 13 перекрывает вход в коллектор 9 теплообменника.
Вентилятор 12 и теплообменник 10 установлены в камере 15. Теплообменник 10 трубопроводами 16 соединен с системой охлаждения двигателя для подвода и отвода воды. Рабочее колесо 17 вентилятора 12 установлено в спиральном корпусе 18, в котором выполнено отверстие 19 для подвода воздуха в патрубок 4. В корпусе выполнено также отверстие 20, на начальной кромке которого закреплена ось 21. На оси 21 установлена крышка 22 с ребрами жесткости 23. При закрытой крышке 22 ребра жесткости перекрывают отверстия 19. К крайней кромке отверстия 20 прикреплен консольный патрубок 24 для подачи воздуха к задним пассажирам. Спиральный корпус 18 заканчивается патрубком 25, соединенным с патрубком 26 для подвода воздуха к ветровому стеклу и с патрубком 27 для подвода воздуха к центральному дефлектору 28. В месте соединения патрубка 25 с патрубками 26 и 27 установлена заслонка 29. В поло женин 30 заслонка перекрывает выход воздуха к соплам, в положении 29 - к центральному дефлектору.
Устройство работает следуюш,им образом.
JB режиме обогрева салона в начальный период заслонка 6 ставится в положение 7. а заслонка 13 - в положение, показанное на фиг. 2, а откидная крышка 22 закрывается и ребра жесткости 23 перекрывают отверстия 19. При включении вентилятора воздух всасывается через боковые дефлекторы 3 из области салона с наиболее низкой температурой у боковых дверей и поступает через воздуховод 5 и коллектор 9 к теплообменнику 10. Воздух нагревается в теплообменнике 10 и вентилятором 12 нагнетается в патрубок 26 к соплам. При этом происходит интенсивная оттайка ветрового, стекла, воздух охлаждается и поступает в дефлекторы 3. Такое выполнение рециркуляции воздуха позволяет поддерживать максимальную нагрузку на теплообменник 10 от.опителя и сократить время прогрева салона в начальный период.
После прогрева салона и оттайки ветрового стекла открывается откидная крышка 22 и открываются отверстия 19. Заслонка 6 ставится в положение, показанное на фиг. 1. 5 При этом воздух забирается снаружи транспортного средства через отверстие 1 и поступает по воздуховодам 2 и 5 в коллектор 9 и далее на теплообменник 10. Нагретый воздух вентилятором 12 подается в патрубок 26 к соплам для оттайки ветрового стекла, в отверстие 19 и далее через патрубок 4 и боковой дефлектор 3 для отттайки стекла в передней части салона, а также через отверстие 20 к ногам водителя и переднего пассажира, и в консольный патрубок 24 к
5 ногам задних пассажиров. Такое распределение нагретого воздуха в салоне позволяет поддерживать комфортные условия в холодный период года.
В режиме вентиляции в теплый период года, когда в салон необходимо подать большое количество наружного воздуха с максимальной скоростью, заслонка 6 ставится в положение 8, заслонка 13 - в положение 14, откидная крышка 22 закрывается, а заслонка 29 ставится в положение 30. Воздух под давлением поступает в отверстие 1. Давление создается на наружной поверхности кузова в области отверстия 1 при движении автомобиля. Далее воздух поступает в боковой дефлектор 3 и в воздуховод 5, оттуда вентилятором 12 нагнетается в центральный дефлектор 28. Поскольку боковой дефлектор 3 представляет собой канал со сложными поворотами и изменением сечения, то он имеет значительное аэродинамическое сопротивление. Поскольку давление на входе в отверстие 1 небольшое, то основная масса воздуха будет поступать через вентилятор 12 в центральный дефлектор.
Воздуховод 5, установленный в салоне транспортного средства, выполняется из тонколистовой пластмассы и имеет незначительную массу. Воздуховод 2 также выполняется из пластмассы.
Таким образом, устройство позволяет повысить производительность в режиме вентиляции салона в теплый период года.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Отопительно-вентиляционное устройство для салона транспортного средства | 1983 |
|
SU1136971A1 |
Воздухораспределитель отопителя кабины транспортного средства | 1985 |
|
SU1291452A1 |
Устройство для отопления и вентиляции салона транспортного средства | 1983 |
|
SU1081010A1 |
Устройство для вентиляции и отопления кабины транспортного средства | 1986 |
|
SU1393657A1 |
Отопитель кабины транспортного средства | 1986 |
|
SU1382673A1 |
Устройство для обработки и распределения воздуха в кабине транспортного средства | 1982 |
|
SU1054109A1 |
ОТОПИТЕЛЬНО-ВЕНТИЛЯЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ САЛОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2111131C1 |
УСТРОЙСТВО ОЧИСТКИ ОТ ЗАПОТЕВАНИЯ ВЕТРОВОГО И БОКОВЫХ СТЕКОЛ АВТОМОБИЛЯ | 2022 |
|
RU2798070C1 |
Устройство для вентиляции и отопления кабины транспортного средства | 1987 |
|
SU1530495A1 |
Вентиляционное устройство кабины транспортного средства | 1982 |
|
SU1041321A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ВОЗДУХА В САЛОН ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее воздухозаборник, включающий отверстия на наружной поверхности передней части транспортного средства, воздуховод, соединяющий каждое отверстие воздухозаборника с коллектором на входе в теплообменник отопителя, установленную Б передней части салона камеру, содержащую центробежный вентилятор, имеющий электродвигатель, рабочие колеса, установленные с каждой стороны электродвигателя, и спиральные корпуса, охватыающие рабочие колеса и имеющие входные отверстия, теплообменник отопителя, установленный на входе в вентилятор и подключенный к системе охлаждения двигателя автомобиля, и воздухораспределитель, установленный на выходе из спиральных корпусов вентилятора и связанный с патрубком к соплам для обдува ветрового стекла, патрубком к центральному дефлектору, установленному в щитке приборов, и откидную крышку воздухопритока к ногам водителя и переднего пассажира, ось которой расположена параллельно осям колес, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности устройства в режиме вентиляции салона в теплый период года, снижения массы устройства и обеспечения рециркуляции воздуха в режиме обогрева салона в начальный период, оно снабжено патрубками для подачи воздуха к боковым дефлекторам обдува сте(Л кол передних дверей салона, соединенными с боковыми стенками корпусов в месте установки откидной крышки, которая выполнена с боковыми ребрами, отверстия воздухозаборника соединены воздуховодами с патрубками боковых дефлекторов, а в месте соединения этих патрубков установлены заслонки. 4 4 00 со со
А-А
Л
26
28
21 22 20 23 Риг.2
f/Z.J
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Шихта для изготовления нейтрализатора шлака | 1984 |
|
SU1255611A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1985-03-15—Публикация
1983-04-07—Подача