АВТОМОБИЛЬ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ Российский патент 2007 года по МПК A62C27/00 

Описание патента на изобретение RU2304994C1

Предлагаемое изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к автомобилям специального назначения, а именно пожарно-спасательным автомобилям.

Известен пожарно-спасательный комплекс, который содержит размещенную на шасси автомобиля цистерну и подъемное устройство, на котором установлена труба с распределительным устройством для подачи огнегасящей жидкости к трем пожарным стволам, закрепленным на управляемых подвижных платформах, размещенных на общем кронштейне. Комплекс снабжен также спасательными матами, которые подкачиваются компрессором (РФ №2191612, А62С 27/00 от 03.01.2001 г., опубл. 27.10.2002).

Недостатком комплекса является, несмотря на то, что он может быть использован как для тушения пожаров, так и для спасения людей в экстремальных аварийных ситуациях, сложность его конструкции. Кроме того, отсутствие необходимого для ликвидации любой аварийной ситуации оснащения снижает функциональные возможности комплекса.

Указанный комплекс выбран заявителем в качестве ближайшего аналога (прототипа).

Техническими задачами, решаемыми авторами предлагаемого изобретения, являются расширение технических и функциональных возможностей автомобиля за счет совмещения функций пожаротушения и аварийно-спасательных работ путем усовершенствования узлов самого автомобиля и оснащения его аварийно-спасательным комплексом.

Поставленные задачи достигаются тем, что в автомобиле пожарно-спасательном, содержащем базовое шасси с кабиной и секцией для боевого расчета, в которой установлено сиденье, на раме шасси установлен надрамник, на котором установлены цистерна и кузов, содержащий левый и правый кузовные отсеки и заднюю дверь, установленное на крыше кузова пожарно-техническое оборудование, емкость пенообразователя, пожарный насос, установленный в заднем отсеке кузова, согласно изобретению под сиденьем секции для боевого расчета установлен обогреватель, а за спинкой сиденья образованы ящики для размещения средств индивидуальной защиты, под одной из дверей секции установлен выдвижной ящик, выступающий относительно поверхности двери, опора которого закреплена на раме шасси, цистерна установлена, по меньшей мере, на двух дугообразных поперечинах надрамника и связана посредством стяжных хомутов с горизонтальными участками надрамника, примыкающими к дугообразной части его поперечин, под кузовом за задними колесами образованы дополнительные отсеки с откидывающимися вниз дверцами, с одной из сторон за передними колесами автомобиля установлен выдвижной ящик, опора которого закреплена на раме шасси, емкость пенообразователя установлена внутри емкости цистерны и содержит фланец, закрепленный на верхней поверхности цистерны, кроме того, автомобиль оснащен аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование. В качестве базового шасси с кабиной использован номенклатурный ряд автомобилей Урал.

Задняя дверь кузова выполнена с возможностью подъема вперед-вверх и снабжена телескопическими опорами.

В кузовных отсеках установлены выдвижные поддоны для оборудования.

В качестве пожарного насоса использован насос центробежный комбинированный.

Спасательное оборудование включает, по меньшей мере, веревку пожарную спасательную, лестницу трехколенную, лестницу-палку, натяжное спасательное полотно, самоспасатель изолирующий, канатно-спусковое спасательное устройство, покрывало огнетушащее, лодку резиновую надувную, круг и жилет спасательные.

Аварийно-спасательный инструмент включает, по меньшей мере, кувалду, ножовку, ломы, крюки, топор, лопату, комплект ручного гидравлического инструмента: насосную станцию, резак-разжим, расширитель, домкрат, лебедку ручную, электропилу дисковую, электропилу цепную.

Электросиловое оборудование включает, по меньшей мере, генератор электрический переносной, катушку электрическую с силовым кабелем, прожектор выдвижной мачты, прожектор переносной, фонарь электрический.

Средства индивидуальной защиты включают, по меньшей мере, аппарат дыхательный со сжатым воздухом, респиратор, костюм теплоотражательный, диэлектрический комплект, в который входят, по меньшей мере, перчатки и ножницы для резки проводов.

Средства связи включают, по меньшей мере, радиостанцию УКВ, сигнальную акустическую установку, электромегафон.

Приборы для проведения химической и радиационной разведки включают, по меньшей мере, дозиметр, измеритель мощности дозы, газоанализатор-сигнализатор, прибор химической разведки войсковой.

Санитарное оборудование содержит, по меньшей мере, санитарный чемодан с аптечкой первой помощи, по меньшей мере для 50 человек, аптечку медицинскую для оснащения транспортных средств, носилки санитарные мягкие, одеяло шерстяное.

Автомобиль содержит прочее оборудование, которое включает, по меньшей мере, буксирный трос, знак аварийной остановки, огнетушитель, канистру для топлива, колодки противооткатные, конус оградительный, ленту барьерную оградительную, лампу паяльную.

Установка под сиденьем секции для боевого расчета обогревателя технологична и улучшает условия для работы персонала за счет обеспечения нормальной температуры в кабине при низких наружных температурах.

Образованные за спинкой сиденья ящики создают дополнительный объем, в котором размещаются средства индивидуальной защиты для персонала, что позволяет рационально использовать пространство кабины, не ограничивая объем для размещения персонала в ней.

Выдвижной ящик, установленный под одной из дверей секции, обеспечивает дополнительный объем для оборудования, а его выступающая верхняя поверхность служит подножкой.

Установка цистерны не на раме, а, по меньшей мере, на двух дугообразных поперечинах надрамника и ее связь посредством стяжных хомутов с горизонтальными участками, примыкающими к дугообразной части его поперечин, технологична и обеспечивает надежную установку цистерны, исключая ее смещение и перекосы при эксплуатации, т.к. ее дугообразное днище надежно прилегает к поперечинам, а на горизонтальных участках удобно устанавливать и обслуживать при ремонте крепежные элементы хомутов.

Дополнительные отсеки, образованные за задними колесами автомобиля ниже кузова, позволяют разместить в них оборудование без увеличения общих габаритов автомобиля, а откидывающиеся вниз дверцы служат дополнительными подножками для персонала, что повышает удобство при проведении работ.

Наличие выдвижного ящика, установленного с одной из сторон автомобиля за передними колесами, опора которого закреплена на раме, также создает дополнительный объем для оборудования.

Установка емкости пенообразователя внутри емкости цистерны и связь ее посредством фланцевого соединения с верхней поверхностью цистерны технологичны, т.к. освобождается место на крыше кузова для другого оборудования.

Оснащение автомобиля, кроме пожарно-технического оборудования, аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование, позволяет использовать его не только при тушении пожаров, но и для ликвидации чрезвычайных ситуаций на различных объектах промышленного и гражданского строительства, а также транспортных средствах.

Использование в качестве базовых шасси с кабиной номенклатурного ряда автомобилей марки Урал (например, 43206, 4320, 5557) позволяет расширить ряд специализированных автомобилей за счет унификации.

Выполнение задней двери кузова с возможностью подъема вперед-вверх и снабжение ее телескопическими опорами с возможностью фиксации повышает удобство при эксплуатации и гарантирует безопасность.

Наличие в кузовных отсеках выдвижных поддонов для оборудования облегчает доступ при укладке оборудования и его съеме.

Установка на автомобиле центробежного комбинированного пожарного насоса расширяет функциональные возможности при тушении пожаров различных категорий, т.е. когда требуется использовать насос при высоком и низком давлении.

Использование в качестве спасательного оборудования аварийно-спасательного инструмента, электросилового оборудования, средств индивидуальной защиты, средств связи, приборов для проведения химической и радиационной разведки, санитарного оборудования, а также прочего оборудования заявляемого перечня, позволяет в полном объеме обеспечить весь комплекс аварийно-спасательных работ при различных аварийных ситуациях.

В результате проведенных патентных исследований не выявлено технических решений, характеризуемых заявляемой совокупностью признаков, что позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого изобретения критериям патентоспособности «новизна» и «изобретательский уровень», может найти применение в автомобилестроении, т.е. соответствует критерию «промышленная применимость».

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 - общий вид автомобиля пожарно-спасательного, на фиг.2 - секция для боевого расчета; на фиг.3 - разрез по А-А на фиг.1; на фиг.4 - вид Б на фиг.1; на фиг.5 - разрез по В-В на фиг.1; на фиг.6 - вид Г на фиг.1; на фиг.7 - фото автомобиля слева; на фиг.8 - фото автомобиля справа.

Автомобиль пожарно-спасательный содержит базовое шасси одной из заявляемых моделей автомобиля Урал с кабиной 1, содержащей секцию 2 для боевого расчета, в которой установлено сиденье 3. Под сиденьем 3 размещен обогреватель 4, а за спинкой 5 образованы ящики 6. Под дверью секции 2 установлен выдвижной ящик 7, опора 8 которого закреплена на раме 9 шасси. На раме 9 шасси, установлен надрамник 10, по меньшей мере, с двумя дугообразными поперечинами 11, на которых установлена цистерна 12, закрепленная посредством стяжных хомутов 13 на горизонтальных участках 14 надрамника 10. Внутри цистерны 12 установлена емкость пенообразователя 15, закрепленная на ее верхней поверхности посредством фланца 16 и болтового соединения 17. Кузов 18 содержит левые и правые кузовные отсеки 19. На крыше кузова установлено пожарно-техническое оборудование 20. Под кузовом 18 с двух его сторон образованы дополнительные отсеки 21 с откидными вниз дверцами 22, которые выполняют функцию дополнительных подножек. За передними колесами 23 с одной из сторон автомобиля установлен выдвижной ящик 24, установленный на выдвижной тележке 25, закрепленной на опоре 26, связанной с рамой 9 шасси автомобиля. В задней части кузова 18 расположен отсек 27, в котором установлен насос пожарный центробежный комбинированный (на чертеже не показано). Задняя дверь отсека 27 имеет возможность подъема вперед-вверх и снабжена телескопическими опорами с возможностью фиксации в нескольких положениях (на чертеже не показано). Сзади, с двух сторон кузова 18, установлены складывающиеся лестницы 28 для облегчения подъема персонала на крышу. В кузовных отсеках 19 установлены выдвижные поддоны 29.

Автомобиль, кроме пожарного оборудования, оснащен аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование. Все перечисленное оборудование размещено в кузовных отсеках 19, выдвижных ящиках 7 и 24, а также в дополнительных отсеках 21.

Таким образом, авторами предлагаемого изобретения создан универсальный автомобиль, который позволяет использовать его не только при тушении пожаров, но и при ликвидации чрезвычайных ситуаций на различных объектах промышленного и гражданского строительства, а также транспортных средствах, что расширяет его функциональные возможности. Комплекс аварийно-спасательного оборудования подобран таким образом, что позволяет обеспечить спасательные работы при любой категории сложности.

Заявляемые конструктивные особенности кабины боевого расчета, а также изменения, коснувшиеся других узлов автомобиля, улучшают условия работы для персонала, расширяют технические и технологические возможности при проведении работ.

Похожие патенты RU2304994C1

название год авторы номер документа
Компоновочная схема пожарной автоцистерны 2020
  • Шахманов Фанис Фаритович
RU2733352C1
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 2013
  • Тетерин Иван Михайлович
  • Алешков Михаил Владимирович
  • Ищенко Андрей Дмитриевич
  • Роенко Владимир Васильевич
  • Пряничников Виктор Алексеевич
  • Храмцов Сергей Петрович
  • Пряничников Александр Владимирович
  • Кармес Алексей Петрович
RU2548828C1
КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, В ЧАСТНОСТИ, ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ 2003
  • Герасимов Н.Б.
  • Шкурат А.Е.
RU2243015C1
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА, РАМА ОПОРНОГО ОСНОВАНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫЕ НА НЕЙ ЦИСТЕРНА, ПОДЪЕМНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО, ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА И СИСТЕМА ЕЕ ВЫДВИГАНИЯ 2005
  • Черемахин Александр Владимирович
RU2292928C1
ПОДВИЖНОЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ 2006
  • Виноградов Анатолий Юрьевич
  • Гарушев Ащот Христофорович
  • Азанов Николай Евгеньевич
  • Баран Михаил Евстахиевич
RU2313463C1
МОДУЛЬНЫЙ БРОНЕАВТОМОБИЛЬ 2022
  • Корчагин Павел Владимирович
RU2801086C1
Пожарно-спасательный водозащитный аэромобильный комплекс контейнерного типа 2021
  • Логинов Владимир Иванович
  • Мичудо Дмитрий Генрихович
  • Пичугин Александр Иванович
  • Навценя Николай Владимирович
RU2774742C1
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА 2005
  • Виноградов Анатолий Юрьевич
  • Гарушев Ашот Христофорович
  • Баран Михаил Евстахиевич
  • Клементьев Николай Викторович
  • Одинцов Леонид Григорьевич
RU2299819C1
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС НАЗЕМНОЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ 2018
  • Пацкин Георгий Александрович
  • Анфилов Сергей Николаевич
  • Тараканов Юрий Васильевич
RU2697003C1
АВТОМОБИЛЬ АВАРИЙНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 2001
  • Лобанов И.Ю.
  • Россовский В.Г.
  • Громов В.Е.
  • Шунов Ю.С.
RU2196627C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 304 994 C1

Реферат патента 2007 года АВТОМОБИЛЬ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ

Изобретение обеспечивает расширение технических и функциональных возможностей автомобиля за счет совмещения функций пожаротушения и аварийно-спасательных работ путем усовершенствования узлов самого автомобиля и оснащения его аварийно-спасательным комплексом. Автомобиль пожарно-спасательный содержит базовое шасси одной из заявляемых моделей автомобиля Урал с кабиной, содержащей секцию для боевого расчета, под сиденьем которой размещен обогреватель, за спинкой - ящики, а под дверью секции установлен выдвижной ящик, опора которого закреплена на раме шасси, имеющей надрамник, по меньшей мере, с двумя дугообразными поперечинами, на которых установлена цистерна, закрепленная посредством стяжных хомутов на горизонтальных участках надрамника. Емкость пенообразователя закреплена внутри цистерны на ее верхней поверхности посредством фланца и болтового соединения. Кузов содержит левые и правые кузовные отсеки, на его крыше установлено пожарно-техническое оборудование, а под ним, с двух его сторон, образованы дополнительные отсеки с откидными вниз дверцами, которые выполняют функцию дополнительных подножек. За передними колесами с одной из сторон автомобиля установлен выдвижной ящик на выдвижной тележке, закрепленной на опоре, связанной с рамой шасси. В задней части кузова предусмотрен отсек для насоса пожарного центробежного комбинированного, имеющий поднимаемую вперед-вверх заднюю дверь с телескопическими опорами, фиксируемыми в нескольких положениях. Сзади, с двух сторон кузова, установлены складывающиеся лестницы для облегчения подъема персонала на крышу. В кузовных отсеках установлены выдвижные поддоны. Автомобиль, кроме пожарного оборудования, оснащен аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование. Все перечисленное оборудование размещено в кузовных отсеках, выдвижных ящиках, а также в дополнительных отсеках. 12 з.п. ф-лы, 8 ил.

Формула изобретения RU 2 304 994 C1

1. Автомобиль пожарно-спасательный, содержащий базовое шасси с кабиной и секцией для боевого расчета, в которой установлено сиденье, на раме шасси установлен надрамник, на котором установлены цистерна и кузов, содержащий левый и правый кузовные отсеки и заднюю дверь, установленное на крыше кузова пожарно-техническое оборудование, емкость пенообразователя, пожарный насос, установленный в заднем отсеке кузова, отличающийся тем, что под сиденьем секции для боевого расчета установлен обогреватель, а за спинкой сиденья образованы ящики для размещения средств индивидуальной защиты, под одной из дверей секции установлен выдвижной ящик, выступающий относительно поверхности двери, опора которого закреплена на раме шасси, цистерна установлена, по меньшей мере, на двух дугообразных поперечинах надрамника и связана посредством стяжных хомутов с горизонтальными участками надрамника, примыкающими к дугообразной части его поперечин, под кузовом за задними колесами образованы дополнительные отсеки с откидывающимися вниз дверцами, с одной из сторон за передними колесами автомобиля установлен выдвижной ящик, опора которого закреплена на раме шасси, емкость пенообразователя установлена внутри емкости цистерны и содержит фланец, закрепленный на верхней поверхности цистерны, кроме того, автомобиль оснащен аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование.2. Автомобиль пожарно-спасательный по п.1, отличающийся тем, что в качестве базового шасси использован номенклатурный ряд автомобилей Урал.3. Автомобиль пожарно-спасательный по п.1, отличающийся тем, что задняя дверь кузова выполнена с возможностью подъема вперед-вверх и снабжена телескопическими опорами.4. Автомобиль пожарно-спасательный по п.1, отличающийся тем, что в левом и правом кузовных отсеках установлены выдвижные поддоны для оборудования.5. Автомобиль пожарно-спасательный по п.1, отличающийся тем, что в качестве пожарного насоса использован насос центробежный комбинированный.6. Автомобиль пожарно-спасательный по п.1, отличающийся тем, что спасательное оборудование включает, по меньшей мере, веревку пожарную спасательную, лестницу трехколенную, лестницу палку, натяжное спасательное полотно, самоспасатель изолирующий, канатно-спусковое спасательное устройство, покрывало огнетушащее, лодку резиновую надувную, круг и жилет спасательные.7. Автомобиль пожарно-спасательный по п.1, отличающийся тем, что аварийно-спасательный инструмент включает, по меньшей мере, кувалду, ножовку, ломы, крюки, топор, лопату, комплект ручного гидравлического инструмента: насосную станцию, резак-разжим, расширитель, домкрат, лебедку ручную, электропилу дисковую, электропилу цепную.8. Автомобиль пожарно-спасательный по п.1, отличающийся тем, что электросиловое оборудование включает, по меньшей мере, генератор электрический переносной, катушку электрическую с силовым кабелем, прожектор выдвижной мачты, прожектор переносной, фонарь электрический.9. Автомобиль пожарно-спасательный по п.1, отличающийся тем, что средства индивидуальной защиты включают, по меньшей мере, аппарат дыхательный со сжатым воздухом, респиратор, костюм теплоотражательный, диэлектрический комплект, в который входят, по меньшей мере, перчатки и ножницы для резки проводов.10. Автомобиль пожарно-спасательный по п.1, отличающийся тем, что средства связи включают, по меньшей мере, радиостанцию УКВ, сигнальную акустическую установку, электромегафон.11. Автомобиль пожарно-спасательный по п.1, отличающийся тем, что приборы для проведения химической и радиационной разведки включают, по меньшей мере, дозиметр, измеритель мощности дозы, газоанализатор-сигнализатор, прибор химической разведки войсковой.12. Автомобиль пожарно-спасательный по п.1, отличающийся тем, что санитарное оборудование включает, по меньшей мере, санитарный чемодан с аптечкой первой помощи, по меньшей мере, для 50 человек, аптечку медицинскую для оснащения транспортных средств, носилки санитарные мягкие, одеяло шерстяное.13. Автомобиль пожарно-спасательный по п.1, отличающийся тем, что включает, по меньшей мере, буксирный трос, знак аварийной остановки, огнетушитель, канистру для топлива, колодки противооткатные, конус оградительный, ленту барьерную оградительную, лампу паяльную.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2304994C1

ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 2001
  • Богуславский Е.И.
  • Иванов В.Д.
RU2191612C2
Комбинированная червячная передача 1933
  • Почеркин Е.И.
SU39496A1
Контрольный прибор для испытания респираторов 1934
  • Ходот В.В.
SU43178A1
KR 100464827 В, 23.12.2003
WO 9528203 A, 26.10.1995
US 2003089507 A, 15.05.2003
СТАНОК ДЛЯ ТОЧКИ НОЖЕЙ ЖАТВЕННЫХ МАШИН 1938
  • Еремичев Т.В.
SU56780A1
US 2005224236 A1, 13.10.2005
Устройство для двусторонней обработки изделий по наклонным краям отверстий 1981
  • Валерьянов Сергей Леонидович
  • Корнев Николай Михайлович
  • Перцев Александр Владимирович
SU1034815A1

RU 2 304 994 C1

Авторы

Полозков Сергей Петрович

Герасимов Николай Борисович

Хлызов Михаил Юрьевич

Даты

2007-08-27Публикация

2006-01-17Подача