Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано при психологическом консультировании, профотборе и др.
Известен способ диагностики типа темперамента человека по шкалам "сенсорика - рационализм", "кинестезика - интуиция", "эмоции - логика", "экстраверсия - интроверсия" (патент РФ №2153286, МКИ: А 61 В 5/16, 07.08.1997 г.), а также способ диагностики типа личности по шкалам "интуиция - логика", "процесс - состояние", "факты - отношения", "экстраверсия - интроверсия" (патент РФ №2203619, МКИ: А 61 В 5/16, 18.07.2001 г.). Однако данные способы не позволяют выявить уровень самоорганизации человека.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ выявления уровня самоорганизации человека Я.О.Устиновой (Устинова Я.О. Формирование умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов вузов: Дис.... канд. пед. наук. - Челябинск, 2000), включающий выявление уровней развития функциональных компонентов самоорганизации, к которым относятся: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль и коррекция. Однако данный способ не позволяет обеспечить достаточной точности выявления уровня самоорганизации, так как данная модель содержит не все существенные компоненты самоорганизации (отсутствуют волевые усилия).
Цель изобретения - повышение точности выявления уровня самоорганизации человека.
Указанная цель достигается тем, что в способе выявления уровня самоорганизации человека, включающем выявление уровней развития функциональных компонентов самоорганизации, к которым относятся: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль и коррекция, согласно изобретению дополнительно при выявлении уровня развития функциональных компонентов учитывают влияние на них личностного компонента самоорганизации «волевые усилия», характеризующегося особенностями мобилизации человеком своих возможностей, концентрации активности в нужном направлении. При этом уровень развития функциональных и личностного компонентов самоорганизации выявляют по опроснику.
В известном способе выделяют пять основных функциональных компонентов самоорганизации: 1) целеполагание, 2) анализ ситуации, 3) планирование, 4) самоконтроль, 5) коррекция. Однако проверка значимости этих компонентов с помощью специально разработанного опросника на пилотной группе испытуемых показала, что функциональные компоненты самоорганизации не отделяют людей, способных эффективно реализовывать свои цели и планы, от людей, обладающих противоположными характеристиками, то есть не способных доводить до завершения свои планы, не способных волевым усилием мобилизовать свои физические и психические силы для преодоления препятствий, возникающих на пути к поставленной цели. В связи с этим к функциональным компонентам самоорганизации был добавлен личностный компонент «волевые усилия», оказывающий влияние на каждый функциональный компонент и характеризующий особенности мобилизации человеком своих возможностей и концентрации активности в нужном направлении.
Каждый из функциональных компонентов самоорганизации включает в себя полностью весь цикл процесса самоорганизации, и следовательно, каждый функциональный элемент модели может быть рассмотрен как совокупность мини-процессов, повторяющих по составу и последовательности структуру «большого» процесса самоорганизации. Так, например, этап планирования можно разложить на следующие мини-процессы:
1. Выработка и принятие цели процесса планирования.
2. Анализ особенностей ситуации планирования.
3. Планирование самого процесса планирования.
4. Самоконтроль процесса планирования.
5. Коррекция процесса планирования и созданного плана.
Эта модель была названа голографической, поскольку одна из замечательных особенностей голограммы заключается в том, что при разделении голограммы на части каждая из частей сохраняет изображение целостного объекта. В голографической модели процесса самоорганизации каждый функциональный компонент представляет собой совокупность мини-процессов, повторяющих по составу и последовательности структуру общего процесса.
Предлагаемый способ позволяет выявлять уровень самоорганизации с большей точностью (на 32-35%), поскольку учитывает влияние личностного компонента «волевые усилия», который отсутствует в известных способах. Кроме того, точность повышается за счет того, что при выявлении уровня развития каждого функционального компонента самоорганизации учитывается влияние на него всех других компонентов самоорганизации. Это влияние, отраженное в голографической модели процесса самоорганизации, демонстрирует тесную взаимосвязь компонентов самоорганизации между собой и подтверждается результатами факторного и корреляционного анализа.
Помимо опросных методов уровень развития компонентов самоорганизации может определяться с помощью деятельностных методов (операциональных тестов), то есть по результатам выполнения испытуемым индивидуальных и групповых заданий, обеспечивающих выявление особенностей самоорганизации испытуемого.
Способ осуществляется следующим образом.
Выбирается опросная методика, предназначенная для выявления уровня самоорганизации человека и учитывающая влияние волевых усилий на функциональные компоненты самоорганизации, а также взаимосвязь каждого функционального компонента с другими компонентами самоорганизации. С помощью выбранной методики выявляют уровни развития всех компонентов: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, волевые усилия. Выявленные уровни развития компонентов самоорганизации характеризуют индивидуальные особенности самоорганизации испытуемого.
Пример осуществления способа.
Респондент Юрий С. (29 лет) обратился в психолого-консультационную службу в связи со сложностями, возникающими в его профессиональной деятельности из-за неумения организовать собственную работу.
Испытуемому выдали тест-опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» (Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. - М.: Издательство АСВ, 2004), и после того как респондент ответил на все вопросы, консультант подсчитал уровень развития каждого компонента и общего уровня самоорганизации. У Юрия С. они составили:
Проверка результатов теста показала, что их точность на 35% выше, чем при использовании методик, которые не учитывают влияние личностного компонента «волевые усилия» на функциональные компоненты самоорганизации.
По результатам выполнения тест-опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» респонденту посоветовали обратить внимание на такие компоненты самоорганизации, как планирование и самоконтроль, которые имеют более низкий уровень развития по сравнению с другими компонентами. Дальнейшая коррекционная работа проводилась с учетом индивидуальных особенностей самоорганизации респондента и была направлена на развитие навыков планирования и самоконтроля, что позволило устранить его проблемы в профессиональной деятельности, существенно поднять ее эффективность и значительно повысить самооценку клиента.
Изобретение относится к психологии и может быть использовано при психологическом консультировании. Выявляют уровни развития функциональных компонентов самоорганизации, к которым относятся: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль и коррекция. Дополнительно при выявлении уровня развития функциональных компонентов учитывают влияние на них личностного компонента самоорганизации «волевые усилия», характеризующегося особенностями мобилизации человеком своих возможностей, концентрации активности в нужном направлении. Уровень развития функциональных и личностных компонентов самоорганизации выявляют по опроснику. Способ позволяет выявить общий уровень самоорганизации человека. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.
ИШКОВ А.Д | |||
Проблема самоорганизации в условиях дистанционного обучения | |||
Сб | |||
Способ и приспособление для нагревания хлебопекарных камер | 1923 |
|
SU2003A1 |
УСТИНОВА Я.О., Формирование умений самоорганизации и само-контроля учебной деятельности у студентов вузов, дис | |||
канд | |||
пед | |||
наук., Челябинск, 2000, с.20-45 | |||
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ | 1995 |
|
RU2106801C1 |
Авторы
Даты
2006-08-27—Публикация
2004-12-27—Подача