УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОКАЛЫВАНИЯ ПИЛОТНОЙ СКВАЖИНЫ Российский патент 2005 года по МПК E02F5/18 

Описание патента на изобретение RU2254418C1

Изобретение относится к горному делу и строительству, в частности к оборудованию для бестраншейной прокладки труб под дорогами и другими инженерными сооружениями.

Известно устройство для прокола горизонтальной скважины, содержащее блок с силовыми гидроцилиндрами, напорную траверсу и нажимную штангу в виде трубы с рабочим наконечником, опорные плиты, смонтированные в приямке, а управление штангой осуществлено двумя штырями с гидроцилиндрами и винтами с рукоятками (см. авторское свидетельство СССР №242057, E 02 F 5/18, 1967 г.).

Недостатками этого устройства являются большая мощность гидроцилиндров, необходимая для продвижения в грунте трубы, сложность конструкции, трудности в монтаже - демонтаже и управлении работой.

Известно устройство для бестраншейной прокладки трубопроводов статическим проколом, состоящее из конусного наконечника, трубы-патрона, силового цилиндра и упорной стенки, размещенные в приямке (см. авторское свидетельство СССР №876877, E 02 F 5/18, 1980 г.).

Однако в этом устройстве конусный наконечник имеет дополнительный гидроцилиндр, шланги к которому проходят через всю длину прокладки трубы, что усложняет конструкцию, а упорная стенка, воспринимающая усилия прокола, громоздка, материалоемка и неудобна для монтажа и перевозок.

Известно также устройство для обнаружения конического наконечника в грунте, состоящее в том, что в наконечнике или рядом с ним в скважине устанавливают излучатель радиоволн, а на поверхности земли помещают воспринимающее устройство, которое воспроизводит координаты наконечника, необходимые для направленной прокладки трубы (см. патент России №2132428, E 02 F 5/18, 1997 г.).

Такое устройство обеспечивает быстрое и надежное определение пространственных координат наконечника, его угол наклона и повышает производительность прокола скважины.

Известна принятая за прототип установка для прокалывания пилотной скважины, содержащая опущенные в приямок силовой цилиндр с полым штоком и с опорой, тяговый механизм, связанный с цилиндром и рабочим органом, взаимодействующим с грунтом и выполненным в виде связанного между собой конического наконечника и штанги, разделенной на отсеки и пропущенной через полость штока, устройство управления работой установки (см. патент США №4694913, НКИ 175/61, 1987 г.).

Недостатками этой установки является сложность конструкции, большие габариты приямка, трудности в управлении работой из-за отсутствия кабины управления.

Технический результат данного изобретения состоит в создании установки для прокалывания пилотной скважины, которая имеет упрощенную и надежную конструкцию, малые габариты и хорошую управляемость.

Сущность изобретения как технического решения выражается в совокупности следующих существенных признаков.

Установка для прокалывания пилотной скважины, содержащая опущенные в приямок силовой цилиндр с полым штоком и с опорой, тяговый механизм, связанный с цилиндром и рабочим органом, взаимодействующим с грунтом и выполненным в виде связанного между собой конического наконечника и штанги, разделенной на отсеки и пропущенной через полость штока, устройство управления работой установки, отличается тем, что силовой цилиндр выполнен гидравлическим, тяговый механизм состоит из шайбы с пазом, ползуна, размещенного в пазу, причем шайба установлена на штоке поворотно и ограничена от продольных перемещений, ползун имеет ручку управления и в нем выполнено фигурное отверстие в виде соединенных между собой шестигранника и круга, на каждом отсеке штанги выполнена наружная проточка, имеющая в поперечном сечении шестигранник, ответный шестиграннику ползуна, на периферии шайбы размещен ролик, а на опоре закреплен копир, установленный с возможностью контакта с роликом, установка снабжена транспортабельным контейнером, последний установлен в приямке и имеет корпус, дно и крышку на шарнирах, а корпус - отверстие для штанги и ее направляющую, размещенную внутри корпуса.

Кроме того, каждый отсек штанг имеет на одном конце наружную коническую резьбу, с противоположной стороны - внутреннюю резьбу, ответную наружной.

Устройство управления работой установки снабжено пультом, конический наконечник имеет передатчик радиосигнала положения в грунте, а над поверхностью земли установлен воспринимающий сигнал прибор, связанный с пультом.

На фиг.1 представлена схема установки в вертикальной плоскости, на фиг.2 - схема тягового механизма, на фиг.3 показана схема ползуна с фигурным пазом, а на фиг.4 приведен разрез А-А по фиг.3.

Установка для прокалывания пилотной скважины содержит силовой цилиндр 1 с опорой 2, опущенные в приямок 3, тяговый механизм, связанный с цилиндром 1 и рабочим органом, взаимодействующим с грунтом, и устройство управления работой установки.

Силовой цилиндр 1 выполнен в виде гидроцилиндра со штоком 4, и последний имеет внутреннюю сквозную полость, рабочий орган представляет связные между собой конический наконечник 5 и штангу 6, пропущенную через полость штока 4. Тяговый механизм состоит из шайбы 7 с пазом 8, ползуна 9, размещенного в пазу 8, причем шайба 7 установлена на штоке 4 поворотно и ограничена от продольных перемещений, ползун 9 имеет ручку управления 10, и в ползуне выполнено фигурное отверстие в виде соединенных между собой шестигранника и круга, штанга 6 разделена на отсеки 11, и на каждом отсеке 11 выполнена наружная проточка, имеющая в поперечном сечении шестигранник, ответный шестиграннику ползуна 9 и взаимодействующий с ним с ограничением ползуна 9 от продольных перемещений, на периферии шайбы 7 размещен ролик 12, а на опоре 2 закреплен копир 13, контактирующий с роликом 12, установка снабжена транспортабельным контейнером 14, последний установлен в приямке 3 и имеет корпус 15, дно 16 и крышку на шарнирах 17, а корпус 15 - отверстие 18 для штанги 6 и ее направляющую 19, размещенную внутри корпуса 15.

Кроме того, каждый отсек 11 штанги 6 имеет на одном конце наружную коническую резьбу 20, а с противоположной стороны - внутреннюю резьбу 21, ответную наружной, а каждая наружная проточка ограничена буртиками 22, выполненными с возможностью контактирования с ползуном 9, причем диаметр круга ползуна 9 больше диаметра буртика 22 отсека 11 штанги 6.

Устройство управления работой установки снабжено пультом 23, конический наконечник 5 имеет передатчик радиосигнала (не показан) положения в грунте, а над поверхностью земли установлен воспринимающий радиосигнал прибор 24, связанный с пультом 23.

Внутри корпуса 15 размещено сидение 25 для оператора (не показан) и закреплены по вертикали ступеньки 26.

Для обеспечения работы силового гидроцилиндра 1 снаружи размещена, например, маслостанция 27, от которой в приямок 3 и далее к гидроцилиндру 1 проложены напорные шланги (не показаны). На фиг.1 изображено также препятствие (дорога) 28, под которым осуществляют сооружение скважины.

Установка для прокалывания пилотной скважины работает следующим образом.

При необходимости сооружения скважины под препятствием 28 выкапывают два приямка 3 (один приямок не показан) и в один из них опускают при помощи грузоподъемного крана контейнер 14. На поверхности земли рядом с приямком 3 устанавливают гидравлический привод установки от гидросистемы трактора, экскаватора, автокрана или маслостанции 27, а также датчик 24, который находится в руках помощника оператора.

Вначале оператор кладет на направляющую 19 отсек 11 штанги 7, поднимает ползун 9 вверх при помощи ручки 10 и вставляет отсек 11 в круглое отверстие ползуна 9, опускает ползун вниз, и тогда происходит процесс совмещения обеих шестигранников отсека 11 и ползуна 9. Затем конический наконечник 5 соединяют с отсеком 11 при помощи резьбы, и оператор включает гидроцилиндр 1, перемещая при этом шток 4 с шайбой 7 и ползуном 9 вправо, что также вызывает перемещение наконечника 5 с отсеком 11 вправо, поскольку буртик 22 входит в контакт с ползуном 9. Вследствие этого наконечник 5 усилием штока 4 гидроцилиндра 1 внедряется в грунт, который при этом раздвигается в стороны, уплотняется и упрочняет стенки образуемой горизонтальной скважины. После окончания рабочего хода гидроцилиндра 1 на направляющую 19 кладут другой отсек 11, ручкой 10 поднимают ползун 9, возвращают шток 4 с шайбой 7 обратно, соединяют при помощи конической резьбы отсеки 11, опускают ползун 9 и снова передвигают шток 4 вправо. Происходит дальнейший прокол скважины.

Если на пульте 23 появится сигнал от прибора 24 об отклонении наконечника 5 от заданного направления, то оператор при помощи ручки 10 вводит в контакт с копиром 13 ролик 12, что при движении штока 4 вызовет поворот штанги 6, и наконечник 5 изменит угол наклона, а штанга 6 займет заданное направление. Таким образом осуществляют проход всей скважины, и наконечник 5 выходит во второй приямок. В дальнейшем, в зависимости от технологии работ, производят расширение скважины последующей обратной протяжкой штанги 6, на которой установлены расширители и трубопроводы. После окончания работ штангу разбирают на отсеки и размещают в контейнере, в котором предусмотрены складские помещения (не показаны), а контейнер при помощи автокрана извлекается из приямка и перевозится на другой объект.

Установка для прокалывания пилотной скважины изготовлена, прошла успешно испытания на фирме «Экопром» и в настоящее время широко применяется при бестраншейной прокладке трубопроводов диаметром 630 мм в грунтах первой-третьей категориях прочности. При помощи данной установки можно прокладывать трубопроводы на глубине до 10 м и по заданной траектории, в т.ч. самотечные, работать без бурового раствора, что особенно важно в зимнее время, работать в очень стесненных условиях, в т.ч. из рабочего котлована диаметром 1,5 м.

Установка проста в устройстве, обслуживании и ремонте.

Похожие патенты RU2254418C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СКВАЖИН В ГРУНТЕ 2003
  • Никонов С.А.
RU2256765C1
ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ПРОКАЛЫВАНИЯ СКВАЖИН 2003
  • Никонов Сергей Александрович
RU2272871C2
ГИДРОПРИВОД ДЛЯ БЕСТРАНШЕЙНОЙ ЗАМЕНЫ И ПРОКЛАДКИ ПОДЗЕМНЫХ КОММУНИКАЦИЙ (ВАРИАНТЫ) 2018
  • Гаймбихнер Андрей Александрович
RU2731259C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ СКВАЖИН В ГРУНТЕ УДАРНЫМ СПОСОБОМ 2012
  • Борисов Евгений Геннадьевич
  • Кузьмин Михаил Михайлович
  • Матросов Сергей Ильич
RU2517267C1
МЕХАНИЗМ ПОДНЯТИЯ И ОПУСКАНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА МЕЖДУГОРОДНОГО АВТОБУСА 2013
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2528459C2
УСТАНОВКА ДЛЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО БУРЕНИЯ СКВАЖИН 2006
  • Никонов Сергей Александрович
RU2319814C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМЕНЫ ЗАДВИЖЕК ПОД ДАВЛЕНИЕМ 2015
  • Соломахин Владимир Борисович
  • Сафонов Иван Александрович
  • Матвеев Виктор Михайлович
  • Кузнецов Виктор Генадьевич
  • Петин Владислав Александрович
  • Сесёлкин Олег Вячеславович
RU2590698C1
СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА НА ПРОЕКТНЫХ ОТМЕТКАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Хасанов Ильмер Юсупович
  • Посягин Борис Сергеевич
  • Сабиров Ульфат Нурлыгаянович
RU2406002C1
СПОСОБ БЕСТРАНШЕЙНОЙ ПРОКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДОВ И УСТАНОВКА НАПРАВЛЕННОГО БУРЕНИЯ 1996
  • Дроздов М.А.
  • Мосесов С.К.
  • Муретов А.Н.
RU2075574C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОКОЛА ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СКВАЖИНЫ 1969
  • В. Н. Ипатов Н. К. Ипатов
SU242057A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 254 418 C1

Реферат патента 2005 года УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОКАЛЫВАНИЯ ПИЛОТНОЙ СКВАЖИНЫ

Изобретение относится к горному делу и строительству, в частности к оборудованию для бестраншейной прокладки труб под дорогами и другими инженерными сооружениями. Установка для прокалывания пилотной скважины содержит опущенные в приямок силовой цилиндр с полым штоком и с опорой, тяговый механизм, связанный с цилиндром и рабочим органом, взаимодействующим с грунтом и выполненным в виде связанного между собой конического наконечника и штанги, разделенной на отсеки и пропущенной через полость штока, устройство управления работой установки. Силовой цилиндр выполнен гидравлическим, тяговый механизм состоит из шайбы с пазом, ползуна, размещенного в пазу. Шайба установлена на штоке поворотно и ограничена от продольных перемещений, ползун имеет ручку управления и в нем выполнено фигурное отверстие в виде соединенных между собой шестигранника и круга, на каждом отсеке штанги выполнена наружная проточка, имеющая в поперечном сечении шестигранник, ответный шестиграннику ползуна. На периферии шайбы размещен ролик. На опоре закреплен копир, установленный с возможностью контакта с роликом, установка снабжена транспортабельным контейнером, последний установлен в приямке и имеет корпус, дно и крышку на шарнирах, корпус - отверстие для штанги и ее направляющую, размещенную внутри корпуса. Каждый отсек штанги имеет на одном конце наружную коническую резьбу, а с противоположной стороны - внутреннюю резьбу, ответную наружной. Устройство управления работой установки снабжено пультом, конический наконечник имеет передатчик радиосигнала положения в грунте, а над поверхностью земли установлен воспринимающий радиосигнал прибор, связанный с пультом управления. Упрощается конструкция и повышается надежность устройства. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 254 418 C1

1. Установка для прокалывания пилотной скважины, содержащая опущенные в приямок силовой цилиндр с полым штоком и с опорой, тяговый механизм, связанный с цилиндром и рабочим органом, взаимодействующим с грунтом и выполненным в виде связанного между собой конического наконечника и штанги, разделенной на отсеки и пропущенной через полость штока, устройство управления работой установки, отличающаяся тем, что силовой цилиндр выполнен гидравлическим, тяговый механизм состоит из шайбы с пазом, ползуна, размещенного в пазу, причем шайба установлена на штоке поворотно и ограничена от продольных перемещений, ползун имеет ручку управления и в нем выполнено фигурное отверстие в виде соединенных между собой шестигранника и круга, на каждом отсеке штанги выполнена наружная проточка, имеющая в поперечном сечении шестигранник, ответный шестиграннику ползуна, на периферии шайбы размещен ролик, а на опоре закреплен копир, установленный с возможностью контакта с роликом, установка снабжена транспортабельным контейнером, последний установлен в приямке и имеет корпус, дно и крышку на шарнирах, а корпус - отверстие для штанги и ее направляющую, размещенную внутри корпуса. 2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что каждый отсек штанги имеет на одном конце наружную коническую резьбу, а с противоположной стороны - внутреннюю резьбу, ответную наружной. 3. Установка по п.1, отличающаяся тем, что устройство управления работой установки снабжено пультом, конический наконечник имеет передатчик радиосигнала положения в грунте, а над поверхностью земли установлен воспринимающий радиосигнал прибор, связанный с пультом управления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2254418C1

US 4694913 A, 22.09.1987
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ БЕСТРАНШЕЙНЫХ ПЕРЕХОДОВ 0
  • А. И. Гальперин, А. С. Дельников, Г. Е. Лавров, Т. Саттаров Н. П. Шагов
SU291065A1
УСТРОЙСТВО для КОРРЕКТИРОВКИ УКЛОНА ПРОКЛАДЫВАЕЛ1ЫХ СКВАЖИН 0
  • Д. А. Котюков
SU334338A1
УСТРОЙСТВО для ОБРАЗОВАНИЯ СКВАЖИНШ МЕТОДОМ ПРОКОЛАИ?Л 5 til ИИ;-•-»-•- •''•^'-="-'\, . .,..- ,--rv ;-.;-р:гЛЯ' 0
SU378605A1
Устройство для бестраншейной прокладки трубопроводов статическим проколом 1980
  • Минаев Всеволод Иоакимович
  • Березин Всеволод Леонидович
  • Кислов Сергей Михайлович
  • Покровский Сергей Владимирович
SU876877A1
Способ бестраншейной прокладки трубопровода и устройство для его осуществления 1990
  • Рыскинд Юрий Моисеевич
  • Семенов Александр Николаевич
  • Валиев Азат Габбасович
  • Стогов Сергей Николаевич
  • Теклев Владимир Петрович
SU1752885A1
US 4679637 A, 14.07.1987
US 6199643 B1, 13.03.2001.

RU 2 254 418 C1

Авторы

Никонов С.А.

Даты

2005-06-20Публикация

2003-12-03Подача